Коронавирус разоряет авиакомпании. Многие не дотянут до лета без помощи

Правообладатель иллюстрации AFP

Невиданный кризис в авиации развивается стремительно, и отрасль уже не верит, что авиакомпании переживут вспышку коронавируса без помощи властей и денег налогоплательщиков.

Сначала Азия, а следом Европа и Америка захлопнули воздушные ворота в надежде остановить эпидемию. Большинство авиалиний вынужденно сократили полеты до минимума. Самолеты стоят на земле, билеты не продаются. Но зарплату и долги все равно приходится выплачивать.

Такими темпами авиация долго не протянет — первых банкротств можно ждать уже к лету, предупреждают эксперты и руководители авиакомпаний. В понедельник три альянса, на которые приходится половина мирового флота, в совместном заявлении попросили поддержки у властей и аэропортов.

«Это исключительное время требует экстраординарных мер, — не скупились на эпитеты руководители oneworld, SkyTeam и Star Alliance. — Беспрецедентная ситуация, вызванная вспышкой коронавируса, представляет смертельную угрозу для авиационной отрасли».

  • «Идеальный шторм»: что ждет российскую авиацию из-за пандемии коронавируса?
  • Во сколько обойдется миру коронавирус. И кто за это заплатит?
  • Коронавирус поставил авиакомпании на грань выживания. Одна уже обанкротилась

Одни считают, что текущие ограничения на перелеты в мире (полный обновлямый список) нанесут серьезный урон только в том случае, если продлятся больше двух-трех месяцев. Другие настроены панически.

«К концу мая большинство авиакомпаний в мире будут банкротами. Власти и отрасль должны действовать согласованно и без промедления, если мы хотим избежать катастрофы», — написал отраслевой портал Centre for Aviation (CAPA).

Чем помочь?

Власти США, Франции, Германии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Бразилии и России, среди прочих, уже пообещали помочь авиаторам, но пока не определились, каким именно образом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Пустой самолет — примета наших дней

Сами авиакомпании просили у правительств налоговых каникул и послаблений: снижения сборов с пассажиров или за пролеты. А у аэропортов — скидок на парковку вынужденно простаивающих самолетов.

Пока что они добились только приостановки правил распределения слотов в аэропортах, которые обязывают использовать их на 80% — или лишиться. Чтобы сохранить их, авиакомпании гоняли полупустые самолеты, и к их протестам постепенно присоединились борцы с глобальным потеплением. Власти пошли навстречу.

Американская FAA освободила от этого правила слоты в семи аэропортах до 31 мая. ЕС приостановил его до июня для полетов в Азию, но пообещал сделать то же и для других маршрутов. Сейчас власти ЕС оформляют это решение.

Другую просьбу европейских перевозчиков они пока не услышали: отсрочить ввод новых топливных сборов и других налогов, призванных стимулировать переход Европы в зеленое будущее.

«Европейским авиакомпаниям предстоят очень непростые времена, и очевидно, что для выживания отрасли потребуется согласованная поддержка со стороны властей», — сказал Йохан Лундгрен, глава EasyJet, одного из пяти крупнейших перевозчиков Старого Света.

Его коллеги наперебой делятся опасениями. Вот что они говорили в последние дни.

Шеф Finnair Топи Маннер:

«Сейчас уже ясно, что коронавирус — самый серьезный кризис в истории авиации».

Глава British Airways Алекс Круз:

«Авиация столкнулась с кризисом мирового масштаба, он хуже, чем Sars и 9/11 (теракты в США 11 сентября 2001 года). Мы больше не в силах поддерживать текущий уровень найма, и нам придется сокращать рабочие места: может, ненадолго, а может, и нет».

Шеф Delta Эд Бастиан:

«Никогда ранее мы не были свидетелями такого стремительного сокращения спроса».

Глава IAG (владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus) Уилли Уолш:

«У нас серьезное падение числа бронирований на всех направлениях и во всех авиалиниях, и мы ожидаем, что спрос останется вялым по меньшей мере до середины лета».

Глава IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) Александр де Жуньяк:

«Последуют ли банкротства, зависит от продолжительности и интенсивности кризиса. Если спад будет таким же существенным, как сейчас, и продлится более двух-трех месяцев, тогда авиакомпании столкнутся с трудностями».

Ричард Мориарти, начальник британского Управления гражданской авиации (Civil Aviation Authority):

«С такими трудностями авиация и туриндустрия никогда не сталкивались. И чем дольше это будет продолжаться, тем ниже шансы выжить у некоторых компаний».

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Большинство лайнеров ВА в ближайшие недели никуда не полетят

Кто выживет?

Далеко не все молят о помощи.

Первым делом проблемы возникли у сильно закредитованных компаний. Часть из них кризис застал в стадии активного расширения бизнеса, и конкуренты, которых они хотели подвинуть, будут лоббировать против коврового орошения отрасли деньгами налогоплательщиков.

Ричард Брэнсон, владеющий Virgin Atlantic на паях с американской Delta, предложил британскому правительству поддержать авиакомпании льготами и кредитами почти на 10 млрд долларов.

Однако IAG, владеющая конкурирующей с ним British Airways, тут же выступила против дотаций — у нее солидная подушка безопасности в виде 11 млрд долларов наличных, и она уже удачно отговорила власти спасать первую жертву кризиса — региональную Flybe.

«В этом кризисе козырь — кэш», — говорит Майкл Даф из The Airline Analyst.

По его мнению, крупнейшие авиалинии, летающие на прибыльных трансатлантических маршрутах, переживут кризис, если он продлится от трех месяцев до полугода.

«А вот второстепенные игроки, а также региональные авиакомпании и национальные перевозчики в Европе стоят перед угрозой исчезновения», — полагает он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы Ryanair и EasyJet поставили большинство самолетов на стоянку и не исключают полного прекращения полетов

Западные страны должны выступить единым фронтом и поддержать авиакомпании, иначе отрасль восстанет из пепла нынешнего кризиса совсем в другой конфигурации, пишут аналитики Centre for Aviation.

Победителями выйдут авиакомпании, за которыми стоят государства, отягощенные геополитическими амбициями. Вроде Китая или арабских стран. Американцы при поддержке влиятельных профсоюзов наверняка добьются субсидий. Некоторые страны Европы поддержат своих.

«А вот у частных авиакомпаний перспективы далеко не такие радужные», — дообавляют эксперты Centre for Aviation и предупреждают, что мир, в котором останутся только крупные и национальные авиакомпании, опасен для конкуренции, прав потребителей и туристической отрасли.

За неделю до того, как Америка и Европа развернули авиапассажиров, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивала сокращение оборота авиакомпаний из-за вспышки вируса в 113 млрд долларов в 2020 году. А ведь всего пару месяцев назад она обещала им рост выручки на 4% до 870 млрд долларов и прибыль в 30 млрд.

О доходах больше никто не вспоминает, лишь бы выжить.

Страдают не только авиакомпании. Ассоциация европейских аэропортов сообщила, что на прошлой неделе пассажиропоток сократился вдвое после падения на четверть неделей ранее. За январь-март они недосчитаются более 100 млн пассажиров и 2 млрд евро выручки.

Кто и как ужался

Крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы Ryanair и EasyJet поставили большинство самолетов на стоянку и не исключают полного прекращения полетов.

IAG, владелец British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus, оставит в небе лишь 25% кресел в течение апреля-мая.

У Lufthansa простаивают две трети флота.

Virgin Atlantic к 26 марта сократит мощности перевозки пассажиров на 75%, а в апреле — на 85%.

Air New Zealand — аналогично.

Finnair, SAS, Air France-KLM, Cathay Pacific — каждая на 90%.

Air Baltic прекратила все полеты.

Norwegian отменила 4000 рейсов и сокращает половину сотрудников.

Korean Air предупредила, что коронавирус угрожает ее существованию.

Delta сократит число рейсов примерно на 40%, оставит на земле 300 самолетов и сократит расходы на 2 млрд долларов.

American Airlines отменила почти все международные рейсы.

Qantas снизит перевозки на международных направлениях на 90%, на внутренних — на 60%.

Как коронавирус влияет на авиацию

Пока страны вводят карантин и закрывают границы, авиакомпании сокращают рейсы и подсчитывают убытки

С 25 марта одна из крупнейших мировых авиакомпаний «Эмирейтс» отменяет почти все пассажирские рейсы. Турецкие Авиалинии также сокращают количество направлений с 300 до 5. За океаном American Airlines отменяет 90% рейсов,а United — 75%. В России схожая ситуация: международное авиасообщение отменено почти со всеми странами, не считая эвакуационных рейсов, “Аэрофлот” выводит из флота порядка 50 бортов за ненадобностью, чартерные авиакомпании в России фактически остановили работу. Авиакомпаниям дали налоговую отсрочку, обсуждается временная отмена платы за аэронавигационное обслуживание. Коммерческий Директор “President Jet” Марк Кузнецов в своём интервью газете «Новые Ведомости» рассказал о том, как эпидемия сказывается на гражданской авиации.

— В ситуации, когда рейсы аннулируют, а билеты – возвращают, авиакомпания все равно несет убытки, ведь затраты на обслуживание бортов и зарплату персонала никто не отменял. Получается, что авиакомпания всем должна, а прибыли практически нет. Внутренние маршруты даже в мирное время приносят мизер, а сейчас, в условиях карантина, и того меньше. В результате, операторы выводят большое количество самолетов просто за ненадобностью. Но просто вывести — мало. Стоящий на земле самолет все равно уносит деньги, — говорит Марк Кузнецов.

Самым важным эксперт считает налаживание авиасообщения к лету:

— Лето — самое хлебное время для авиакомпаний. Если все желающие смогут улететь в отпуск, то потери от отмененных событийных чартеров никто не заметит. Но если ограничения снимут только к концу года, то встанет большой вопрос как операторы будут выживать.

Что же касается бизнес-авиации, то этот сегмент пока пострадал чуть меньше. Потери составили примерно 15-20% от привычных значений, но никто не может сказать, что будет завтра. В начале ситуации с карантином, спрос на чартеры даже вырос, поскольку многие желающие не могли вернуться домой регулярными рейсами, но заказ рейса все же весьма дорогое удовольствие, которое в сложившейся ситуации не стало доступнее.

Коммерческий Директор “President Jet” уверен: ситуация на рынке будет только ухудшаться до того момента, пока не будут сняты ограничения на перелеты. Страдают все — и авиакомпании, и заказчики, и консолидаторы. И пока не ясно, каким именно компаниям – крупным или мелким – будет проще преодолеть этот сложный период.

Татьяна Смирнова

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки

Для оформления заявки на возврат авиабилета вам необходимо перейти в раздел «Мой заказ» и создать заявку на возврат.

Если вы не уверены в том, что хотите отказаться от билета, вам следует выбрать причину возврата «Хочу узнать сумму к возврату. Возможно, я не полечу», и мы вышлем вам расчет суммы к возврату, не снимая места с рейса.

После расчета суммы к возврату детализированная информация отобразится в разделе «Мой заказ».

Итоговая сумма к возврату будет зависеть от правил применения тарифа, а также размера сервисного сбора OneTwoTrip за услугу оформления возврата.

Размер данного сбора составляет до 2900 руб. за каждый билет. Его размер будет указан до создания заявки.

За оформление вынужденного возврата OneTwoTrip взимает сбор в размере 400 рублей.

Если сумма возврата вас устраивает, вам необходимо нажать «Подтвердить возврат», если нет — «Отменить возврат».

Обращаем ваше внимание, что авиакомпании часто предлагают невозвратные билеты.

При возврате авиабилетов не возвращается сбор за оформление и финансовую транзакцию, а также применённые скидки.

Обмен билетов на самолет из-за коронавируса: как быть, если поездка отменилась

Пандемия нового коронавируса отменила миллионы поездок — отпусков, командировок, поездок к родным. Что делать, если и вы в такой ситуации?

Один вариант — оформить вынужденный возврат авиабилета. Все российские авиакомпании делают это без штрафов. Разумеется, если причина именно в коронавирусе (отменен рейс, закрыта граница и так далее).

Второй вариант — обмен авиабилетов на самолет, поменять его из-за коронавируса можно как на другие даты (например, на лето или бархатный сезон), так и на другой маршрут.

Условия обмена билетов у российских авиакомпаний

Все это касается:

  • обмена билетов на рейсы, которые не состоялись именно по вине коронавируса (были отменены, страны закрыли въезд, запретили въезд иностранцам и так далее);
  • тех пассажиров, которые еще не успели воспользоваться билетами. Для тех, кто уже улетел за границу, но из-за отмены обратного рейса не знает, как вернуться домой, варианты другие: в основном это так называемые вывозные рейсы, они сейчас выполняются из многих стран, даже несмотря на официальное закрытие авиасообщения, а также немногие оставшиеся в расписании регулярные рейсы между Россией и другими государствами.

Вынужденный обмен авиабилетов, как правило, можно совершить бесплатно.
Фото: Андрей АБРАМОВ

«Аэрофлот»

Национальный перевозчик готов без штрафа обменять билет с вылетом до 31 мая на любую другую дату вплоть до 31 декабря. Либо на любой другой маршрут — из тех, кто есть в расписании «Аэрофлота».

Бесплатно можно поменять билет лишь один раз. И, возможно, придется доплатить разницу в тарифах. Например, у вас был куплен дешевый билет в Рим по акции, вы меняете его на Пхукет, куда лететь дольше и дороже — вот тут и потребуется доплата.

S7

У авиакомпании S7 для всех билетов, купленных до 4 марта 2020 года по тарифу «Эконом базовый» и «Бизнес базовый», действуют особые условия обмена. Они действуют в том числе и для рейсов, на которые пандемия не повлияла. Пассажиры имеют право обменять билет на любой другой рейс, который сейчас есть в продаже, со сбором 1000 рублей. И, возможно, с доплатой до нового тарифа (по тому же принцип, что у «Аэрофлота»). Есть нюанс: билет за рубеж можно поменять на внутренний рейс, а вот наоборот — нет.

Utair

Разрешается обмен билета на любые даты после того, как рейсы будут возобновлены, и до конца 2020 года. Но на тот же маршрут.

«Победа» и «Уральские авиалинии»

Готовы полностью вернуть деньги за билеты на отмененные рейсы, однако никаких особых условий обмена не обещают.

Пошаговая инструкция по обмену билетов

1. Убедитесь, что ваш рейс попадает под особые условия возврата и обмена билетов в связи с пандемией коронавируса.

2. Узнайте правила обмена и возврата у конкретной авиакомпании.

3. Решите, что вам нужнее и что выгоднее, исходя из этих правил: возврат билета (хотите получить деньги, российские авиакомпании это позволяют) или обмен (уверены, что готовы лететь — например, осенью или на Новый год).

4. Если выбрали обмен, заранее определитесь с новыми датами, а также с тем, насколько готовы их двигать (если вдруг на выбранные не будет рейсов — не все ведь ежедневные; либо, если остались билеты лишь по более дорогим тарифам, может, лучше выбрать другой день, чем доплачивать).

5. Если покупали билет на сайте авиакомпании, обычно и обмен можно сделать самостоятельно: зайти в свое бронирование или в личный кабинет. Колл-центры сейчас перегружены, так что это самый быстрый вариант. Если же приобретали билет через другой сайт бронирования, в билетном агентстве, в турагентстве — за обменом обращайтесь туда же.

Если купили билет на сайте авиакомпании, там же можете его обменять.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Обмен билетов в штатном режиме

Далеко не всегда реально оформить билет по «коронавирусным» правилам. Почему? Например, они вообще не распространяются на перелеты по России — сейчас никаких ограничений на перемещения по стране нет. Но и в Москве, и в регионах множество мероприятий отменяют из-за эпидемии либо переносят на осень.

Обмен билетов в этих случаях придется делать по правилам того тарифа, по которому покупали билет.

Какие они могут быть:

  • обмен вообще невозможен, как правило, для самых дешевых билетов, купленных по акции (но иногда и такие можно поменять);
  • обмен на другие даты или маршрут разрешен, но со сбором. Как правило, сбор составляет 2-3 тысячи рублей. У «Аэрофлота», например, сбор за внесение изменений в билеты на внутренние рейсы по России — 2600 рублей, за границу — 37 или 42 доллара. Обмен возможен не позднее чем за 30 минут до вылета;
  • обмен можно сделать бесплатно по гибким тарифам, в том числе в эконом-класс.

Обратите внимание, что если билет на новую дату или новый маршрут стоит дороже, чем имеющийся, придется оплатить разницу в тарифах. Так вполне может быть. Скажем, вы покупали билет заранее, стоил он дешево. А буквально накануне поездки обстоятельства сложились так, что лететь надо не завтра, а послезавтра, и билеты на нужный вам рейс остались только по самому дорогому тарифу.

Поясним за новости: какие авиакомпании разрешили вернуть билеты

Вслед за предложением итальянцев обменять краткосрочные визы на годовые Египет объявил о введении нового типа виз сроком на пять лет.

А после (или примерно в то же время) S7, которые разрешили сдавать и менять за 1000 рублей даже невозвратные билеты, другие авиакомпании тоже выступили с подобным предложением.

Как говорится, немного приятного в этом сумасшедшем потоке грустных новостей: восемь авиакомпаний на фоне ситуации с коронавирусом разрешили вернуть купленные билеты. Ну, про крайне мере, мы знаем про восемь. Кто-то из них предлагает сделать это с небольшой доплатой, а кто-то — совсем бесплатно.

«Аэрофлот»

«Аэрофлот» временно останавливает рейсы по маршруту Москва — Гонконг — Москва. Из Москвы можно вылететь до 7 марта, из Гонконга — до 8 марта включительно.

Но что приятно: для пассажиров с вылетом до 20 марта возврат и перебронирование оформят без штрафных санкций в любой день до 30 апреля. Для пассажиров, вылет которых был запланирован после 21 марта, обмен или возврат билетов без штрафов возможен в течение всего срока действия билета.

Utair

С 6 по 17 марта вместо ежедневных полётов из Москвы в Милан и обратно авиакомпания оставит в расписании всего два рейса в неделю: по средам и воскресеньям.

Но пассажиры отменённых рейсов могут изменить дату вылета или вернуть деньги за билеты абсолютно бесплатно, даже если тариф невозвратный. Сделать это можно через сайт в разделе «Мои полёты». Либо обращайтесь к специалистам через форму обратной связи по телефону +7495-211-40-30.

В билетах, которые вы купили с 8 марта по 15 апреля, можно изменить не только дату, но и направление. Главное, успеть сделать это не позже, чем за 40 минут до вылета. Сборов не предвидится, если тарифы старого и нового билета совпадут. Если нет, придётся доплатить.

На билеты, купленные до 8 марта, акция не действует.

Вернуть билет, купленный с 8 марта по 15 апреля, можно за 1000 рублей. Опять же, помним о правиле 40 минут до вылета.

С 7 марта можно сдать билеты с доплатой в 500 рублей. Но самое интересное, что эти 500 рублей, а точнее, 499, надо заплатить сразу при покупке. То есть если вы хотите купить билет, но боитесь, что придётся сдавать его назад, платите сразу за возможный возврат.

Вот только если вы не передумаете улетать, деньги назад не отдадут. В общем, вы просто доплачиваете на всякий случай, чтобы, если что, вернуть билет. И то, сделать это нужно не позднее чем за 48 часов до времени вылета.

S7

Если вы купите билет с 5 марта по 10 апреля и передумаете лететь (необязательно в этот период), сможете вернуть билет назад со сбором всего в 1000 рублей.

Главное, именно совершить покупку в указанный период, а сам билет может быть оформлен на любую другую дату. Правда, есть ограничения по тарифам. Лучше .

KLM и Air France

Вернуть или обменять билеты можно без штрафа. Главное,забронировать билет до 31 марта с путешествием до 31 мая. При этом можно обменять свой билет на другой с датой поездки уже после 31 мая, что очень удобно, а также вообще изменить пункт назначения.

В этих случаях авиакомпания предоставляет ваучер на стоимость билета, действительный в течение одного года. Он может быть использован на рейсах авиакомпаний Air France и KLM. Этот ваучер не подлежит возврату.

Изменить бронирование можно онлайн в разделе «Моё путешествие», в мобильном приложении или через туристическое агентство.

Если новый билет будет отличаться по тарифу, придётся оплатить разницу.

Вернуть авиабилеты из-за коронавируса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *