Сколько авиакомпаний в России смогут пережить коронавирус?

Самолеты простаивают, пока авиакомпании вынуждены платить за их арендуФото: Анна Майорова © URA.RU

Российские авиакомпании погружаются в кризис из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса. В результате отмены популярных направлений перевозчики прогнозируют масштабы долговой ямы. Компенсировать убытки за счет развития других направлений не получается из-за того, что россияне теперь боятся путешествовать. Ситуация плачевна настолько, заверяют инсайдеры, что аэропорты начали замалчивать официальную статистику.

Российские власти начали ограничивать авиасообщение с другими странами из-за угрозы распространения коронавируса с 1 февраля. Сначала были запрещены полеты в Китай, затем в Иран и Южную Корею, с 13 марта прекращаются полеты на территорию Италии, Германии, Испании, Франции. По данным ТАСС, только из-за последней меры будет отменено более 700 еженедельных рейсов четырех крупнейших российских авиаперевозчиков: группа «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair.

Акции аэрофлота упали в цене на торгах «Московской биржи» Фото: Антон Белицкий © URA.RU

Несмотря на то что за «Аэрофлотом» остается право выполнять регулярные рейсы в ряд городов, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев 6 марта сообщал журналистам, что компания понесет большие потери из-за коронавируса. Веру в устойчивость перевозчика теряют и игроки финансового рынка, тем более на фоне падения цен на нефть и прекращения авиасообщения между США и Европой. Утром 12 марта акции «Аэрофлота» на Московской бирже упали на 8,7% до 71 рубля. Для сравнения, в мае 2019 года после ЧП с самолетом SSJ-100 в Шереметьево акции «Аэрофлота» подешевели только на 3,3% на открытии торгов.

«Сейчас весь сектор туризма находится под очень большим ударом из-за коронавируса, это в первую очередь влияет на «Аэрофлот». Сегодня США объявили о закрытии авиасообщения с Европой.

Есть опасения, что в скором времени полностью закроется и сообщение между Европой и Россией, а это большая часть рейсов «Аэрофлота», — сказал в беседе с URA.RU кандидат экономических наук, гендиректор New Riga Finance Club Василий Коновалов.

— По последним данным, коронавирус погибает при температуре свыше 26 градусов. Можно ожидать, что ближе к майским праздникам ситуация улучшится, но итоги года будут определенно не очень хорошими для «Аэрофлота»».

Авиакомпании теряют пассажиров и деньги Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Источник URA.RU в одном из российских аэропортов добавил, что авиакомпаниям не удается компенсировать убытки за счет развития разрешенных направлений из-за общего страха россиян путешествовать по миру в условиях распространения коронавируса. По данным инсайдера, у всех крупнейших авиаузлов уже есть соответствующая статистика, но они не спешат ее озвучивать первыми, чтобы не стать героями негативных новостей. Впрочем, информацию о том, что пассажиры сегодня опасаются планировать перелеты URA.RU подтвердили в пресс-службе S7: «Отменяются и личные путешествия, и командировки. Разумеется, это отражается на спросе».

Наблюдатели отмечают: если «Аэрофлот» как государственная компания может рассчитывать на помощь из бюджета, то частные авиаперевозчики остались со своими проблемами наедине. В первую очередь речь идет об оплате простаивающих лайнеров, взятых в лизинг. Так, авиапарки S7 (101 борт) и «Уральских авиалиний» (48) полностью состоят из таких самолетов.

«Авиакомпании должны за них платить аренду вне зависимости от того, летают они или не летают. А доходы можно получать только от летающих самолетов. Поэтому решения у авиакомпаний будут разными. Кто-то сократит количество рейсов, кто-то снизит цены, чтобы хоть какую-то выручку получить. Что касается сокращения кадров, это сильно зависит еще и от того, как долго продлится паника из-за вируса. Потому что на первое время можно отпустить работников в отпуска. У пилотов они длятся до 70 дней. А если это затянется на год, то, конечно, будут увольнять», — поделился с URA.RU источник в отрасли.

У перевозчиков увеличились платежи по лизинговым договорам из-за скачка доллара Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

Президент «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» Владимир Тасун в беседе с URA.RU добавил, что все лизинговые договоры заключались авиакомпаниями исключительно в валюте. Поэтому перевозчики столкнулись со значительным ростом платежей из-за увеличения курса доллара.

«У нас по России около 700 судов находятся в лизинге. Все столкнулись с одной проблемой — объемов нет, а за лизинг надо платить, — сказал URA.RU Тасун. — Мы можем говорить о том, что долговая яма, в которую попадут все авиакомпании, будет приличная. Каждая компания пытается найти решение для себя и путем сокращения расходов, и остановкой парка, и отпусками. Самолеты не летают, а платежи-то идут.

Сегодня разговор идет о том, сколько из авиакомпаний смогут выжить. Еще один удар, и мы останемся только на внутреннем рынке».

В S7 на вопрос о трудностях с оплатой лизинга агентству ответили, что компания испытывает сложности с принятием долгосрочных решений в ситуации, «когда вводные постоянно меняются»: «Мы рассматриваем все доступные возможности задействовать самолеты».

Китайские пассажиры помогали «Уральским авиалиниям» решать стратегические задачи Фото: Наталья Чернохатова © URA.RU

В случае с «Уральскими авиалиниями» ограничения на полеты негативно отражаются и на стратегических решениях компании, отмечают наблюдатели. Гендиректор компании Сергей Скуратов оказался недоступен для звонка, но ранее в интервью с URA.RU рассказывал, что перевозчику понадобилось около трех лет, чтобы выйти на китайский рынок. С помощью китайских пассажиров «Уральским авиалиниям» удавалось увеличить объем перевозок, но теперь доступа к ним нет.

Кризис на авиарынке может повлиять на результаты работы компании Utair. Чистый убыток четвертого по величине авиаперевозчика в 2018 году составил почти 22 млрд рублей. Убыток компании по международным стандартам финансовой отчетности за первое полугодие 2019 года составил почти 9,5 млрд рублей. В 2020 году за счет реструктуризации долгов Utair рассчитывала улучшить свои показатели.

Utair несколько лет готовилась к выходу из кризиса, но вмешался коронавирус Фото: Екатерина Сычкова © URA.RU

«Возможно, хотя боюсь про это даже говорить, по итогам 2020 года может быть получена прибыль», — говорил в феврале журналистам заместитель губернатора Тюменской области Андрей Киселев, не озвучивая конкретных цифр (8,4% Utair принадлежит Тюменской области). Сегодня источники URA.RU в тюменской власти признаются, что условия, в которых сегодня оказался российский авиарынок, могут внести коррективы в планы авиакомпании.

Впрочем, эксперт Владимир Тасун отмечает, что Utair, привыкшая работать в тяжелых экономических условиях, наиболее подготовлена к кризису, чем другие авиаперевозчики: «Ее хорошо потренировали».

Новость по теме

Тасун добавил, что из-за непрекращающихся ограничений компании все еще не могут даже подсчитать убытки, которые понесут в этом сезоне, поэтому пока не обращаются за компенсациями в правительство. Вместо этого перевозчики напоминают властям об их старых обещаниях. Так, 12 марта «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта» обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой компенсировать рост цен на авиакеросин, произошедший еще в 2018 году. Правительство на эти цели должно было выделить перевозчикам 22,4 млрд рублей в конце 2019 года, но в резервном фонде средств не нашлось.

Журналист URA.RU отправил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», «Уральских авиалиний» и Utair, ответы пока не поступили.

«Так плохо авиации не было никогда»: коронавирус грозит безопасности полетов и разоряет авиакомпании

ВСЕ ФОТО«Так плохо авиации не было никогда»: коронавирус грозит безопасности полетов и банкротит авиакомпании
.com В случае полной приостановки выполнения рейсов за рубеж авиакомпании не будут нести переменные расходы, которые составляют около 40-50% от всех расходов

.com Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» из-за сокращения количества рейсов ощущает «колоссальное, прежде всего финансовое давление», заявила 16 марта пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова
Moscow-Live.ru / Шуклина Ольга

Новая коронавирусная инфекция может отразиться на безопасности полетов, так как после прекращения международного авиасообщения невозможно пользоваться зарубежными тренировочными центрами. Кроме того, возможны проблемы с доставкой необходимых запчастей. Об этом в ходе заседания коллеги Росавиации заявил первый заместитель министра транспорта — руководитель Росавиации Александр Нерадько, слова которого приводит ТАСС.

На данный момент авиасообщение РФ и ряда стран ограничено. За последние полтора месяца на фоне распространения коронавируса были ограничены полеты в страны Европейского союза, Китай, Южную Корею, Иран, Узбекистан и другие страны.

Кроме того, на фоне распространения коронавируса возникают риски банкротств авиаперевозчиков. По словам Нерадько, причиной этого стали падающие доходы авиакомпаний из-за закрытия международных маршрутов одновременно с растущими расходами из-за ослабления курса рубля. Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что в данном случае речь идет не о росте и сохранении объемов перевозок, а о сохранении самой гражданской авиации. По его словам, так плохо авиации не было никогда.

За февраль 2020 г. упущенная маржинальная прибыль авиакомпаний от закрытия направлений в Китай составила около 1,7 млрд рублей, сообщил руководитель Росавиации. Если такая ситуация сохранится до конца года, то убытки авиакомпаний от закрытия рейсов в связи с пандемией коронавируса могут превысить 100 млрд рублей, предупредил Нерадько, хотя подчеркнул, что сейчас называются разные цифры, которые еще стоит проверить.

Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» из-за сокращения количества рейсов ощущает «колоссальное, прежде всего финансовое давление», заявила 16 марта пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова. Пытаясь сохранить коллектив летного состава, несмотря на приостановку ряда международных рейсов из-за коронавируса, «Аэрофлот» предложил своим сотрудникам уйти в отпуск. Аналогичным образом поступил второй крупнейший российский перевозчик S7 — после сокращения рейсов из-за пандемии COVID-19 часть летных и кабинных экипажей авиакомпании отправили в плановые отпуска.

Для поддержки авиакомпаний Росавиация предлагает обнулить аэронавигационные сборы при полетах на Дальний Восток и в Арктику, а в других регионах снизить эти сборы на 50%, заявил Нерадько на коллегии. Также федеральное агентство предлагает мораторий на рост аэропортовых тарифов и просит отрасль поддержать такие «антикризисные меры». По словам первого замминистра транспорта, Минтранс и Росавиация сейчас готовят комплексный план поддержки авиаперевозчиков, а также аэропортов и других организаций отрасли.

О потенциальных убытках российских авиакомпаний из-за приостановки полетов в 100 млрд руб. ранее писал РБК со ссылкой на источники. По данным источника издания в авиакомпании, такая цифра называлась на недавнем совещании Минтранса. При этом источник РБК, близкий к Росавиации, говорил об оценке потерь перевозчиков в 70 млрд руб.

Между тем эксперты консалтинговой компании Bain & Company заявили, что закрытие международного сообщения из-за пандемии коронавируса может привести к сокращению прямой выручки российских авиакомпаний на 360 млрд руб. до осени 2020 года. Эксперты напомнили, что международные линии обычно являются источником прибыли и позволяют покрыть убытки, которые авиакомпании несут на внутренних линиях.

В случае полной приостановки выполнения рейсов за рубеж авиакомпании не будут нести переменные расходы, которые составляют около 40-50% от всех расходов и включают керосин, аэропортовые сборы и обслуживание пассажиров, поэтому общие прямые убытки могут быть на уровне 180-215 млрд рублей. Само же прекращение международных рейсов приводит к потере трансферных пассажиров внутри страны в зависимости от масштабов сети каждой компании. Дополнительный убыток от этого может составить 5-20% выручки, и общие убытки авиакомпаний могут достичь 190-260 млрд рублей.

«Международного авиасообщения у нас уже почти не осталось. Такого, чтобы страны закрывали авиасообщение между друг другом, еще не было», — заявила в интервью Forbes председатель совета директоров S7 Татьяна Филева. По ее словам, в S7 прорабатывается самый жесткий сценарий под названием «Ж», который предполагает, что будет «полностью закрыта вся международка», а внутри страны произойдет падение спроса, которое характеризуется снижением тарифа на билеты до 10%. Но этот сценарий «крайне маловероятен», считает Филева.

Выручка «Аэрофлота» от международных перевозок в 2019 году составила 322,4 млрд руб., или 57,87% от общей выручки компании от регулярных пассажирских перевозок. Почти половина этой суммы (145,9 млрд руб.) — выручка от полетов в Европу и обратно. У S7, которая занимает второе место среди крупнейший российских авиакомпаний, 35% выручки приходится на иностранные рейсы. «Авиакомпания будет нести большие потери», — отметила Филева, не назвав размер ожидаемых потерь.

Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании могут распределить освободившиеся самолеты по другим направлениям, включая внутренние рейсы. Однако, по словам экспертов, эффективность таких мер в среднесрочной перспективе (до августа-сентября) «крайне ограничена» из-за роста конкуренции и возможного избытка предложения перелетов по стране. Это, в свою очередь, может привести к снижению цен на билеты. Положительно на финансовом результате может сказаться удешевление керосина.

Кроме того, перевозчики для сокращения издержек при аренде самолетов будут вести переговоры с лизинговыми компаниями о снижении лизинговой ставки, а также о сдвиге поставок новых самолетов на более поздний срок.

Президент Utair Павел Пермяков ранее заявил, что одна из мер поддержки отрасли — снижение НДС при полетах из регионов в Москву в течение всего 2020 года. Сейчас НДС на полеты в Москву и Московскую область (Жуковский) составляет 10%, для полетов в обход столицы налог был обнулен в апреле 2019 года.

В понедельник, 16 марта, премьер Михаил Мишустин заявил, что для туристической и авиационной отраслей будет действовать отсрочка по взысканию налогов. Кроме того, власти сформируют антикризисный фонд на 300 млрд руб. для всех сфер экономики, включая авиакомпании. Между тем Филева напоминает, что до сих пор перевозчики не получили компенсаций ни за резкий рост цен на топливо в 2018 году, ни за прекращение полетов в Грузию летом 2019 года, несмотря на поручения президента Владимира Путина. «Никаких возмещений не было. Поэтому мы уже ни на что не надеемся», — заключает она.

Убытки авиакомпаний из-за коронавируса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *