Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг. Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей. Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.

В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.

Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

· снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)

· нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)

· изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)

· состояние повышенной усталости

· перебои в аппетите, длительный отказ от еды

· чувство вины или стыда

· рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании

· нежелание общаться с кем-либо

· мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.

5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт

подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:

Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.

«Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.

«Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.

Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.

Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», » не вижу смысла…».

Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).

Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.

«Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.

Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком и\или явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику

2. Романтизирует смерть и самого умирающего.

3. Шутит о смерти

4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз

5. Частые травмирования и порезы

6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

· Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.

· Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.

· Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.

· Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.

· Дайте право выбора, не стоит все решать за него.

· Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.

· Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.

· Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.

Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

«Эмпатия» — студия практической психологии

В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 14 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.

Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.

В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей. Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе. В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой. Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля.

Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».

Тематические страницы > Профилактика депрессий > Профилактика депрессий у детей > Депрессия у детей и подростков Депрессия у детей и подростков

Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изначально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности.

Кроме того, замкнутость детей нередко воспринимается как депрессия и наоборот: детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

Выделяют три подтипа депрессии. 1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания. 2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий. 3-й подтип (у детей старше 10 лет) встречается реже и характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов. У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

Депрессия у школьников 8-11 лет.

Психосоматические симптомы: энурез, нарушения сна, мутизм (отказ от речевого общения), желудочно-кишечные расстройства, «школьная головная боль». Более часты психические симптомы: тревога, заторможенность, самоизоляция, раздражительность, неуверенность, нежелание участвовать в игре, чрезмерное переживание ответственности, ипохондрия, эмоциональная нестабильность, агрессивность, страхи, подавленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о неполноценности.

По частоте встречаемости проявления депрессии у детей располагаются в следующем порядке.

1. Утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66%).

2. Затруднения при освоении школьной программы (51%).

3. Желудочно-кишечная симптоматика (40%).

4. Страх посещения школы, прогулы занятий (31%).

5. Энурез (30%).

6. Нарушения поведения (26%).

7. Расстройства сна (23%).

8. Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (21%).

9. Чрезмерное пристрастие к сладкому (21%).

10. Уходы из дома (20%).

11. Головная боль (14%).

12. Энкопрез (11%).

13. Сосание пальцев (8%).

14. «Сердечные жалобы» (2%).

Депрессия у старших подростков более похожа на депрессию взрослых: головная боль, подавленность, невозможность испытывать положительные эмоции, тоска, расстройства сна, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, нейродермит, потеря аппетита или переедание, суицидальные мысли или намерения, бесчувствие, ипохондрия.

Лечение депрессии у детей и подростков

Существуют различные методы лечения депрессии, в том числе лекарственными препаратами и психотерапией. Семейная терапия может оказаться полезной, если семейные конфликты являются причинами депрессии у подростка. Подросток также должен ощущать поддержку со стороны семьи или учителей, чтобы решить проблемы в школе или со сверстниками. При тяжелой форме депрессии иногда требуется госпитализация в психиатрическое отделение.

Как не допустить депрессии у детей?

1) правильно организуйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться его постоянно; обратите особое внимание на то, как ваш ребенок проводит досуг (сколько времени проводит за компьютером, гуляет, смотрит телевизор, общается с друзьями и др.);

2) постарайтесь понять, в чем причина плохого настроения вашего ребенка (может быть это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс). В такой ситуации необходимо уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость;

3) физические нагрузки и свежий воздух, поднимая настроение, тоже помогут в борьбе с депрессией;

4) уделяйте время своему ребенку, рассказывайте ему забавные или поучительные истории из своей жизни, обсуждайте с ним семейные проблемы;

5) если все-таки ваш ребенок подвержен депрессии, несмотря на ваши старания, запишите его на групповую терапию к психологу, там ему будет проще отвлечься, научиться самопониманию и успешному взаимодействию с окружающими;

6) помните, что положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию;

7) будьте внимательны к своему ребенку, его проблемам, не отталкивайте его от себя, не прикрывайтесь отсутствием свободного времени.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

Стресс у детей
Агрессивное поведение у детей
Кто такие гиперактивные дети?
Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)
и подборку материалов Профилактика депрессий у взрослых

Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара. Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе. Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.

В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.

Причины

Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.

Семейные проблемы:

  • развод родителей;
  • постоянные ссоры, скандалы, драки;
  • непонимание, отсутствие поддержки;
  • недостаток внимания, любви, заботы;
  • авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
  • давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
  • появление второго ребёнка — детская ревность;
  • смерть кого-нибудь из семьи.

Трудности в школе:

  • неспособность освоить школьный материал;
  • чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
  • синдром отличника;
  • неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
  • ситуации несправедливости;
  • школьная дезадаптация;
  • переход в новую школу.

Межличностные конфликты:

  • буллинг;
  • конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
  • отсутствие друзей, одиночество;
  • несчастная любовь;
  • предательство близкого человека;
  • сложности в заведении новых знакомств;
  • социальная дезадаптация.

Внутреннее состояние:

  • низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • слишком болезненная реакция на всё происходящее;
  • постоянное чувство вины за какой-то поступок;
  • склонность к суициду;
  • панические атаки, ночные кошмары;
  • аутизм.

Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.

Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает. Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность. Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков. Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать. Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…

Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.

Симптомы

Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.

Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.

Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.

Со стороны психики:

  • закрывается у себя в комнате;
  • ни с кем не хочет общаться;
  • большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
  • не ходит гулять;
  • хуже учится, чем раньше;
  • отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
  • плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
  • становится неряшливым;
  • не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).

У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.

Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.

Со стороны физиологии:

  • потеря аппетита;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • похудение;
  • гипотония;
  • заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
  • жалобы на боли в области сердца.

В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое. Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу. Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.

Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.

Классификация

Проблема

Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.

Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует. Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).

Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.

Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.

Классификации

Простые и сложные

Простые:

  • меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
  • тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
  • адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
  • апатическая — отсутствие стремления к деятельности.

Сложные:

  • сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
  • депрессия с бредом и галлюцинациями.

Эндогенные и экзогенные

Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).

Экзогенные — следствие внешних факторов.

По степени проявления

  • Лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая.

По МКБ-10

Общая классификация:

  • депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
  • рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
  • биполярная — резкая смена настроений;
  • циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
  • дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.

Классификация сугубо детских депрессий:

  • тревожное расстройство, вызванное разлукой;
  • фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
  • социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
  • расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
  • другие эмоциональные расстройства;
  • неуточнённые эмоциональные расстройства.

При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.

Возрастные особенности

У детей дошкольного возраста

  • До 3 лет

Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.

  • 4-5 лет

Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.

У детей школьного возраста

  • 6-7 лет

Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.

  • 8-9 лет

Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).

  • 10-11 лет

Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.

  • Подростки

Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее. Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства. Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.

Диагностика

При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:

  • педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
  • узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
  • невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
  • клинический психолог или психотерапевт.

В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:

  • методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
  • тест фрустрации Розенцвейга;
  • опросник Бека;
  • тест Зунга;
  • диагностические критерии Смулевича;
  • цветовой тест Люшера;
  • CDI — шкала (опросник) Ковач.

Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.

Лечение

Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.

Медикаментозное лечение

При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:

  • Адаптол;
  • Тенотен;
  • Флуоксетин;
  • Сертралин;
  • Пароксетин;
  • Флувоксамин;
  • Глицин;
  • Деприм (с 12 лет);
  • Ново-пассит (с 12 лет).

При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).

Психотерапия

Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:

  • когнитивно-бихевиоральная терапия, использующая в лечении методы расслабления — дыхательные гимнастики, проективные техники, игротерапию;
  • арт-терапия — абсолютно все её виды идеально подходят для лечения детской депрессии;
  • телесно-ориентированная терапия устраняет мышечные зажимы;
  • символдрама помогает в решении проблем, ставших причиной расстройства;
  • семейная психотерапия восстанавливает гармонию между членами семьи.

Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.

В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).

Рекомендации родителям

Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?

  1. Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
  2. Чаще разговаривать по душам.
  3. Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
  4. Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
  5. Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
  6. Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
  7. Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
  8. Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
  9. Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
  10. Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.

Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу. Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением. Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.

10 признаков депрессии у ребенка

Плохое настроение, стресс, особенно продолжительный, чрезмерные нагрузки или физиологические нарушения могут спровоцировать депрессию. Распознать ее довольно сложно, поскольку именно в детском возрасте депрессивное состояние протекает не всегда явно.

Еще десять лет назад психологи уверяли нас, что страдать депрессивными расстройствами ребенок до 9-10-летнего возраста не может, однако последние наблюдения показали – могут и раньше. Неумолимая статистика показывает: около 12% детей от 9 до 13 лет сталкиваются с эпизодами настоящей клинической депрессии. Причем, чем ближе пубертатный период, тем чаще встречаются случаи клинической депрессии даже с попытками суицида.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Половое развитие мальчика

Нежелание идти в школу или садик, плохое настроение и легкий сплин – нормальное явление, их может вызвать усталость, плохая погода, конфликты с преподавателем или одноклассниками. Дошкольники, например, часто болезненно воспринимают расставание с мамой, порой, даже на короткое время. Но такое состояние у детей обычно не продолжительно, проходит в течение дня, его можно отвлечь, переключить, развеселить. С депрессией все несколько иначе и значительно сложнее.

1. Депрессивная триада: невозможность получать удовольствие (ангедония), сниженное настроение, негативное мышление, когда ребенок считает, что его никто не любит, он плохой и виноват во всем, характерный признак как «взрослой» так и «детской» депрессии.

2. Депрессия характерна нарушение гормонального баланса, в частности, нарушением выработки и оранного захвата серотонина и дофамина. Страдающий депрессией ребенок может грызть ногти, наносить себе раны, вырывать волосы, при этом он не в состоянии справиться с собой и не может объяснить, зачем вредит себе.

3. Повышенная тревожность становится явно заметной, ребенок проецирует на себя и на близких все неприятности, о которых слышит и знает. Очень переживает за свое и мамино здоровье, жизнь.

4. Малыш может часто, и без какой либо причины плакать, просто из-за печальных мыслей. Может нарушиться сон – либо бессонница либо, наоборот, постоянная сонливость.

5. Голос становится тихим, движения замедленны, пропадает интерес к любимым игрушкам и развлечениям.

6. Потребность в мамином внимании становится навязчивой и нестерпимой, его все время не хватает. Ребенку постоянно нужно подтверждение того, что его любят

7. Чувство вины у взрослых, страдающих депрессией, направлено на себя – у ребенка чаще вовне. Он ищет виноватого в своем состоянии и обычно кого-нибудь находит.

Burda Media

8. Как и взрослая депрессия, детская особенно тяжела утром, после пробуждения. Это не означает, что если ребенок с трудом просыпается, то нужно ставить диагноз, тем не менее, в сочетании с другими проявлениями, этот так же может послужить симптомом.

9. Ребенок отказывается общаться со сверстниками, прекращает контакты с друзьями, не хочет гулять и даже говорить по телефону.

10. Большинство из этих признаков не проходят в течение 2 и более недель. Ребенка невозможно «переключить», он отказывается от игр и развлечений, очень быстро устает.

Burda Media

Что делать, если у ребенка появились признаки депрессии

Прежде всего, не ставьте диагноз сами. Если возникли сомнения, обратитесь к специалисту – детскому психологу или психотерапевту. Постарайтесь выяснить причину, которая спровоцировала такое состояние у ребенка, побеседуйте с ним. Категорически недопустимо ругать или упрекать ребенка, который находится в таком состоянии – это может спровоцировать суицидальные мысли.

Детские депрессии не лечат антидепрессантами, тут действует только совместная кропотливая работа родителей вместе с психологом.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:
Развитие девочки от зачатия до полового созревания: все что нужно знать родителям
Как научить ребенка справляться с трудностями: советы психолога

/О детях/Детское здоровье и уход

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от «печальных, меланхолических, грустных» настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под «депрессией» у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни «депрессивное расстройство».

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно «депрессия»). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона «стресса» (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов, которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. «зимних» депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. «социального отступления» у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды «мятежа» и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы, характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
— постоянное состояние печали (уныния);
— постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
— низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
— длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
— «социальное отступление» (например, желание ограничить число социальных контактов);
— бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
— пониженный или повышенный аппетит;
— чувство постоянной усталости;
— трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
— злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
— пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.

12.10.2011
Статья предоставлена Детской поликлиникой «Маркушка»

У ребенка депрессия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *