Коронавирус: насколько опасно ездить в общественном транспорте?

Правообладатель иллюстрации Getty Images

По мере того, как коронавирус продолжает распространяться по миру, правительства ряда стран приняли меры по ограничению передвижения, да и сами люди стали избегать долгих поездок.

Но в самом ли деле так опасно пользоваться самолетами, поездами, отправляться в круизы и просто ездить на общественном транспорте?

  • Как коронавирус распространяется по планете: обновляемая карта
  • Коронавирус: почему мы все время трогаем лицо и как с этим бороться?
  • Коронавирус меняет повседневность: без рукопожатий и лобзаний
  • Коронавирус в большом городе: можно ли избежать заражения?

Поезда и автобусы

Пока что нет прямых указаний на то, как распространяется новый коронавирус, однако похожие инфекции передаются воздушно-капельным путем, когда больные чихают или кашляют, или же вирус можно подцепить с зараженной поверхности.

Судя по всему, коронавирус не витает в воздухе, как обычный вирус гриппа, так что для заражения нужен более тесный контакт. В памятке британской системы здравоохранения тесный контакт определяется как дистанция менее чем в два метра от зараженного на протяжении не менее 15 минут.

Поэтому потенциальный риск заражения в поезде или автобусе зависит от того, насколько они заполнены пассажирами. А это зависит от времени поездки, маршрута и региона.

К примеру, проводившиеся ранее исследования указывают на то, что в лондонском метро, которое часто переполнено людьми, у вас заметно повышается шанс заразиться респираторным заболеванием.

Однако если вы едете не в час пик и вашем вагоне или автобусе мало пассажиров, риск, соответственно, тоже понижается. Значение имеет и тот факт, как хорошо проветривается салон, как хорошо его вымыли уборщики и как долго вы едете.

«Важно сводить к минимуму контакты с потенциально заразными пассажирами и поверхностями, — говорит доктор Лара Госе из Института глобального здравоохранения. — Так что старайтесь избегать поездок в час-пик».

В свою очередь, британские власти пока не советуют населению отказываться от общественного транспорта.

Дэвид Набарро, специальный советник по вопросам коронавируса при Всемирной организации здравоохранения, заявил Би-би-си, что вопрос о степени безопасности общественного транспорта еще недостаточно изучен, однако имеющиеся данные указывают, что «мимолетные контакты», подобные тем, что возникают между попутчиками в транспорте, не являются «самым важным источником передачи» вируса.

Самолеты

Распространено мнение, что в самолете легче подцепить заразу, потому что пассажиры дышат «затхлым» воздухом.

На самом же деле воздух в самолете может быть чище, чем в вашем офисе, и уж точно чище, чем в поезде или автобусе.

И хотя в самолете плотность пассажиров как правило выше, воздух там обновляется чаще.

По оценке профессора Университета Пердью Цинъянь Чэня, изучавшего качество воздуха в различных транспортных средствах, воздух в самолете полностью меняется каждые две-три минуты, в то время как в зданиях с кондиционером это происходит каждые 10-12 минут.

Это происходит потому, что в самолетах стоят так называемые пылевые воздушные фильтры высокой эффективности (Hepa). Они способны улавливать куда более мелкие частицы, чем обычные фильтры, которыми оснащены системы кондиционирования воздуха, в том числе и вирусы.

Эти фильтры затягивают забортный воздух и смешивают его с воздухом салона самолета, так что в любой момент времени воздух в салоне наполовину свежий. В то же время обычные системы кондиционирования в интересах экономии лишь рециркулируют старый воздух.

Помимо вдыхания микрокапель с вирусом, попавших в воздух при чихании и кашле, заразиться коронавирусом можно в результате прикосновения к инфицированной поверхности, будь то человеческая рука или дверная ручка.

Еще в 2018 году Вики Герцберг из Университета Эмори в Атланте взяла образцы с поверхностей в салонах самолетов, совершающих межконтинентальные рейсы, и выяснила, что «они выглядят так, словно были взяты в вашей гостиной». Иными словами, разницы между самолетами и иными видами транспорта или сооружениями практически нет.

Впрочем, в случае с рисками, которые представляет транспорт, не стоит обобщать, поскольку существует множество факторов, эти риски понижающих или повышающих.

К примеру, пассажиры дальних рейсов могут больше передвигаться по салону самолета, и если они больны, риск заражения заметно увеличивается.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

В памятке ВОЗ говорится, что самыми опасными являются два ряда сидений впереди, сзади и сбоку от зараженного пассажира.

При этом во время эпидемии тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году 45% заразившихся в одном из самолетов, где летел инфицированный пассажир, сидели за пределами этой опасной зоны.

Здесь, как и в других случаях, применим стандартный совет: чаще мойте руки, дезинфицируйте поверхности и чихайте и кашляйте в одноразовый платочек.

Самым опасным аспектом путешествий по воздуху остается то, что самолет может быстро доставить потенциально заразных людей в любую точку мира.

Круизные лайнеры

Круизные теплоходы попали в центр внимания после того, как в феврале в Японии были посажены в карантин все пассажиры лайнера «Даймонд принцесс».

Другой лайнер, «Гранд принцесс», был задержан у берегов Калифорнии, и десятки из 3500 пассажиров были проверены на наличие вируса.

На таких кораблях, в отличие от самолетов, множество людей контактируют в течение долгого времени в весьма ограниченном пространстве.

И, по словам профессора Чэня, «на круизных теплоходах практикуется смешивание находящегося внутри и забортного воздуха в системах кондиционирования в интересах экономии энергии.

«Но проблема заключается в том, что такие системы не способны отфильтровывать частицы размером менее 5 тыс. нанометров, — поясняет ученый, — а во время вспышки SARS в 2003 году вирусы не превышали в диаметре 120 нанометров и могли свободно путешествовать по всему судну через систему кондиционирования воздуха».

По мнению профессора Чэня, на круизных лайнерах можно было бы снизить риски заражения, если бы использовали забортный воздух, а не экономили с помощью его рециркуляции.

Coronavirus (Covid-19)

Общественный транспорт — один из главных источников распространения инфекции, объяснил решение об остановке движения глава Карелии Артур Парфенчиков.

Глава Карелии Артур Парфенчиков объявил о введении в регионе беспрецедентной меры — остановке движения всего общественного транспорта. Такси продолжит работать. Причиной запрета названо распространение коронавирусной инфекции COVID-19.

«Мы принимаем беспрецедентное решение о приостановлении деятельности общественного транспорта, кроме такси, начиная с 29 марта по 4 апреля. Общественный транспорт является одним из главных источников распространения инфекции», — сказал Парфенчиков в своем обращении к населению Карелии.

В распоряжении губернатора, опубликованном на официальном портале Республики Карелия, всем предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров общественным транспортом (кроме такси), предписано приостановить работу на ее территории. Такую меру республика ввела первой среди всех регионов. Необходимость столь жесткой меры Парфенчиков объяснил тем, что за последние две недели в Карелию из-за рубежа вернулось около 10 тыс. местных жителей, многие из которых не перешли в режим самоизоляции (общая численность населения региона оценивается примерно в 614 тыс. человек).

«Со всей ответственностью отношу нашу республику к зоне особого риска», — сказал Парфенчиков. Он также заверил, что власти обеспечат подвоз продолжающих работу государственных гражданских служащих к месту службы и обратно. Аналогичные меры по доставке работников поручено принять и остальным работающим в Карелии компаниям.

Одновременно с этим глава Карелии вслед за губернатором Санкт-Петербурга запретил посещать церкви и другие «объекты религиозных организаций» и предписал приостановить на период с 28 марта по 5 апреля работу всех торговых точек (за исключением аптек, АЗС и продуктовых магазинов); ресторанов, баров и других точек общепита (за исключением доставки заказов); парикмахерских, салонов красоты, соляриев, саун, кружков, секций, студий, клубов и иных аналогичных объектов.

В продолжающих работу продуктовых магазинах и других торговых точках распоряжением Парфенчикова вводятся специальные часы посещения для людей в возрасте старше 60 лет, которые считаются наиболее уязвимыми для COVID-19. Пожилых людей просят приходит за покупками с 9:00 до 11:00, чтобы минимизировать их контакты с другими людьми.

«Торговые организации мы обязываем обеспечить соответствующий режим, а всех остальных граждан, более младших возрастов, я убедительно прошу воздержаться от посещения торговых организаций до 11 часов», — сказал Парфенчиков.

Россияне уже заражаются коронавирусом дома, в транспорте и на работе

Фото агентства городских новостей «Москва»

В понедельник утром глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что сейчас более 25% из зараженных коронавирусом в России – это не вернувшиеся из других стран инфицированные туристы, а «контактные по семье, контактные по пассажирскому транспорту и по работе». Эти данные были актуальны для предыдущей оценки количества зараженных, так как Попова на тот момент говорила в совокупности о 1534 зарегистрированных случаях инфицирования. Информагентства, которые процитировали Попову, не уточнили, о каком транспорте идет речь.

Буквально три дня назад глава Роспотребнадзора заявляла, что внутри страны заражается коронавирусом каждый пятый (теперь – каждый четвертый). «Хочу обратить внимание на то, что из общего количества выявленных инфицированных 20% – это люди, которых мы выявили как контактных, они не выезжали, – поясняла Попова в минувшую пятницу. – Активность очагов там, где привезли инфекцию в РФ, безусловно, имеет место в развитии эпидемиологической ситуации, и я прошу на это обращать особое внимание во всех субъектах, и главное, граждан РФ обращать внимание, потому что риски на сегодняшний день реальны».

Кроме того, в понедельник власти Москвы рассказали о механизме заражения коронавирусом в городе. «Каждый день численность заболевающих возрастает. Вирус достаточно активно уже распространяется внутри горожан, то есть все больше и больше людей, у которых фиксируется наличие коронавирусной инфекции, которые ни с кем не контактировали, никуда не ездили, не выезжали. То есть передача уже осуществляется через простых горожан друг к другу», – сообщила заместитель мэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова в интервью в программе «Время» (цитата по РИА Новости).

«Вчера указами мэра Москвы и губернатора Московской области был существенно расширен режим повышенной готовности. Шаги, которые там предпринимаются, – логичное продолжение политики президента и правительства по борьбе с коронавирусом, – заявил в понедельник премьер Михаил Мишустин. – Речь идет прежде всего о новых мерах, которые касаются необходимости оставаться дома. Режим самоизоляции вводится для граждан всех возрастов. За исключением тех случаев, когда нужна экстренная медицинская помощь или необходимо выйти в магазин за продуктами, доехать до работы, если она не приостановлена этими указами, и по другим действительно веским причинам». «Прошу руководителей субъектов РФ обратить внимание на опыт коллег и проработать возможность введения подобных мер в своих регионах», – добавил глава правительства.

Число случаев заражения коронавирусом в России превысило 2,3 тыс. человек, сообщил во вторник оперштаб. Большая часть зафиксирована в столице.

Транспорт в связи с коронавирусом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *