Кривое зеркало реальности

В ночь на понедельник судно «Академик Черский» неожиданно покинуло Находку и отправилось в Сингапур, где когда-то было построено. Отраслевые эксперты считают, что именно на это судно возложена важнейшая задача по завершению «Северного потока – 2». По их мнению, в проект, где сейчас задействован «Черский», вполне могли быть внесены изменения из-за ситуации с коронавирусом в Китае.

Судно-трубоукладчик «Академик Черский» в ночь на 10 февраля покинуло дальневосточный порт Находки, где находилось с октября прошлого года, и направляется в Сингапур, куда прибудет ориентировочно 22 февраля.

Об этом сообщили навигационные порталы Vesselfinder и Marinetraffic.

Это судно рассматривалось как главный вариант окончания строительства газопровода «Северный поток – 2».

В числе кандидатов на достройку «Северного потока – 2» также называются баржи «Фортуна» и «Дефендер», которые, в отличие от «Черского», не оборудованы динамическим позиционированием. Без этого пункта строить в датских водах нельзя. Поэтому надо договориться с датчанами об изменении этого пункта в разрешении на строительство. Тем более есть два буксира для этих барж, которые имеют динамичное позиционирование: Kamara и Mustang. При этом датские военные специалисты утверждают, что в районе строительства что-то делают еще батискафы «1855 Приз» и подлодка «Акула».

Приобретенный в 2015 году «Академик Черский» вообще-то необходим для работы на проекте «Сахалин-3». Этот проект важен для выполнения обязательств по поставке газа Китаю. Поэтому судно не так просто отправить в другой конец планеты для работы – это остановит сахалинский проект.

С другой стороны, в декабре прошлого года глава Минэнерго Александр Новак все-таки назвал «Академик Черский» одним из вариантов завершения строительства газопровода. Только, по заявлению чиновника, для этих целей судно нужно дополнительно оснастить, на что потребуется время. Для работы над «Северным потоком – 2» на судно надо установить сварочные посты. В январе этого года Газпром как раз объявил тендер по установке на судно сварочного оборудования почти на 900 млн рублей и на страхование сварочных работ. Заказ был закрыт буквально 7 февраля, поэтому не исключено, что «Академик Черский» идет в Сингапур, где судно когда-то было построено, именно для установки сварочных постов.

Зачем же «Академик Черский» покинул Находку?

Варианта может быть два. Либо «Академика Черского» модернизируют в Сингапуре для продолжения работ на шельфе Сахалина. Либо его готовят для того, чтобы он смог достроить «Северный поток – 2» в Балтийском море.

«Академику Черскому» важно участвовать в работе на шельфе Сахалина. Но, возможно, ситуация из-за коронавируса изменилась, и в Газпроме посчитали, что это судно можно использовать в Европе. Хотя в последнее время такая дислокация не планировалась», – предполагает заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Либо, не исключает он, такое решение стало следствием того, что переговоры с Данией по поводу разрешения использования баржи «Фортуна» без динамического позиционирования для работ в датских водах идут не так гладко, как сообщалось. Дания, конечно, совершенно ненадежный партнер для российского газопровода. Именно Дания под давлением США почти три года не выдавала экологическое разрешение на строительство «Северного потока – 2» в своих водах по абсолютно надуманным причинам и тем самым задержала строительство трубопровода. Если бы не неспешность Дании, вызванная, скорее всего, желанием угодить США, то «Северный поток – 2» мог бы быть уже построен, и американцы со своими декабрьскими санкциями могли бы не успеть навредить реализации российского проекта.

Если Дания не допустит «Фортуну» к достройке газопровода, то «Академик Черский» станет последней надеждой на это.

«Пока непонятно, Сингапур – это конечная точка маршрута или промежуточный пункт. Но если бы «Академик Черский» не имел никакого отношения к «Северному потоку – 2», то он бы в Сингапур сейчас не пошел. В последние годы он работает на шельфе Сахалина и должен был продолжать там работу на Южно-Киринском месторождении в проекте «Сахалин-3″. Поэтому зачем ему идти в Сингапур?» – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, судно может зайти в Сингапур, чтобы закончить там модернизацию и потом во всеоружии пойти в Балтийское море. Либо Сингапур как точка маршрута указан вообще исключительно для отвлечения внимания. Сначала можно указать, что судно идет в Сингапур, потом, для отвода глаз, что оно идет в Индию, затем в Италию, следующим пунктом, условно, будет Великобритания, и только на последнем этапе придется указать, что судно идет все-таки в Германию.

«Не указывать Балтийское море как конечную точку маршрута сейчас более чем логично. Ведь американцы будут пристально следить за «Академиком Черским», чтобы попытаться не допустить его до работы над «Северным потоком – 2″. Поэтому не дать повод и юридических зацепок для введения этих санкций было бы логично», – говорит Юшков.

Причем именно для достройки газопровода новые недавно озвученные санкции США, пожалуй, даже не так страшны, как возможное лишение российских судов страховки, без которой они не смогут ничего делать – ни дойти до Балтики, ни достроить «Северный поток – 2». Американцы уже применяли такой ход – они могут запретить страховать определенное судно.

По мнению Юшкова, Газпром не отказывается от варианта использования для достройки «Северного потока – 2» и «Академика Черского», и «Фортуны». «Сейчас переговоры с Данией больше ведет скорее немецкая сторона, чем российская. Речь идет о том, чтобы датчане внесли корректировки в разрешение на строительство и убрали оттуда пункт о обязательном наличии у судна системы динамического позиционирования. Чтобы «Фортуна» тоже смогла работать в водах Дании в весенне-летний период, когда штормов не так много», – говорит эксперт ФНЭБ.

В этом случае вообще все складывается. К тому моменту, как «Академик Черский» дойдет до Балтийского моря, уже наступит весна, а это значит, что обстановка в Балтийском море в плане штормов будет лучше, и им проще будет работать. Конечно, все зависит от того, на чьей стороне окажется Дания на этот раз – на стороне Германии или снова на стороне США.

По мнению Юшкова, Газпром хочет достроить «Северный поток – 2» именно двумя судами, чтобы сделать это быстрей, чем США смогут нанести очередной санкционный удар.

«Это будет гонка на время. Тем более что для работы нужно будет собрать целый флот – кроме двух судов-трубоукладчиков, нужны также суда, которые будут подвозить трубы. А для «Фортуны» потребуются буксиры, потому что это все-таки баржа. И все они в итоге попадут под американские санкции, которые уже введены в декабре», – говорит Игорь Юшков.

Возможно, России придется пойти на хитрый ход – переоформить все эти суда на какую-то новую компанию, не связанную с Газпромом. Это может дать возможность Газпрому или оператору «Северного потока – 2» не попасть под санкции и не оказаться с замороженными счетами.

«Такой сценарий не исключен. Сейчас Газпром не находится под санкциями. У него режим работы мягче, чем у той же «Роснефти». Поэтому Газпрому выгодно переоформить суда на некое ООО «Ромашка». С другой стороны, все прекрасно понимают, что санкционная петля будет постепенно сжиматься. Американцы уже прощупывают почву, задумавшись о том, чтобы запретить европейцам покупать российский газ по сценарию санкций против Ирана. По мере того, как США будут наращивать добычу СПГ и сланцевого газа, они будут искать новые варианты сбыта этого газа и будут еще больше толкаться локтями на рынке. Поэтому надо реально оценивать ситуацию – ограничения с их стороны будут разрастаться», – заключает собеседник.

Если такой план будет реализован, то в теории официальный запуск «Северного потока – 2» может состояться в сентябре – октябре 2020 года, то есть раньше тех сроков, которые называл Владимир Путин и глава Минэнерго Александр Новак.

«Академику Черскому» потребуется примерно два месяца на то, чтобы добраться до Балтийского моря и начать вместе с «Фортуной» укладку труб в датских водах. Возможно, еще какое-то время потребуется на модернизацию судна в Сингапуре. Плюс три месяца займет сам процесс достройки «Северного потока – 2», потому что по скорости российские суда, конечно, сильно уступают швейцарским судам-трубоукладчикам, которые бросили Газпром, как только США ввели санкции. Еще два–три месяца нужны будут на пуско-наладочные работы. Отсюда и более ранний срок коммерческого пуска: сентябрь – октябрь, аккурат к новому отопительному сезону, чему несказанно будут рады европейцы, но чем, конечно, будут недовольны украинцы.

Ольга Самофалова

В ночь на понедельник судно «Академик Черский» неожиданно покинуло Находку и отправилось в Сингапур, где когда-то было построено. Отраслевые эксперты считают, что именно на это судно возложена важнейшая задача по завершению «Северного потока – 2». По их мнению, в проект, где сейчас задействован «Черский», вполне могли быть внесены изменения из-за ситуации с коронавирусом в Китае.

Судно-трубоукладчик «Академик Черский» в ночь на 10 февраля покинуло дальневосточный порт Находки, где находилось с октября прошлого года, и направляется в Сингапур, куда прибудет ориентировочно 22 февраля. Об этом сообщили навигационные порталы Vesselfinder и Marinetraffic.

Это судно рассматривалось как главный вариант окончания строительства газопровода «Северный поток – 2».

В числе кандидатов на достройку «Северного потока – 2» также называются баржи «Фортуна» и «Дефендер», которые, в отличие от «Черского», не оборудованы динамическим позиционированием. Без этого пункта строить в датских водах нельзя. Поэтому надо договориться с датчанами об изменении этого пункта в разрешении на строительство. Тем более есть два буксира для этих барж, которые имеют динамичное позиционирование: Kamara и Mustang. При этом датские военные специалисты утверждают, что в районе строительства что-то делают еще батискафы «1855 Приз» и подлодка «Акула».

Приобретенный в 2015 году «Академик Черский» вообще-то необходим для работы на проекте «Сахалин-3». Этот проект важен для выполнения обязательств по поставке газа Китаю. Поэтому судно не так просто отправить в другой конец планеты для работы – это остановит сахалинский проект.

С другой стороны, в декабре прошлого года глава Минэнерго Александр Новак все-таки назвал «Академик Черский» одним из вариантов завершения строительства газопровода. Только, по заявлению чиновника, для этих целей судно нужно дополнительно оснастить, на что потребуется время. Для работы над «Северным потоком – 2» на судно надо установить сварочные посты. В январе этого года Газпром как раз объявил тендер по установке на судно сварочного оборудования почти на 900 млн рублей и на страхование сварочных работ. Заказ был закрыт буквально 7 февраля, поэтому не исключено, что «Академик Черский» идет в Сингапур, где судно когда-то было построено, именно для установки сварочных постов.

Зачем же «Академик Черский» покинул Находку?

Варианта может быть два. Либо «Академика Черского» модернизируют в Сингапуре для продолжения работ на шельфе Сахалина. Либо его готовят для того, чтобы он смог достроить «Северный поток – 2» в Балтийском море.

«Академику Черскому» важно участвовать в работе на шельфе Сахалина. Но, возможно, ситуация из-за коронавируса изменилась, и в Газпроме посчитали, что это судно можно использовать в Европе. Хотя в последнее время такая дислокация не планировалась», – предполагает заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Либо, не исключает он, такое решение стало следствием того, что переговоры с Данией по поводу разрешения использования баржи «Фортуна» без динамического позиционирования для работ в датских водах идут не так гладко, как сообщалось. Дания, конечно, совершенно ненадежный партнер для российского газопровода. Именно Дания под давлением США почти три года не выдавала экологическое разрешение на строительство «Северного потока – 2» в своих водах по абсолютно надуманным причинам и тем самым задержала строительство трубопровода. Если бы не неспешность Дании, вызванная, скорее всего, желанием угодить США, то «Северный поток – 2» мог бы быть уже построен, и американцы со своими декабрьскими санкциями могли бы не успеть навредить реализации российского проекта.

Если Дания не допустит «Фортуну» к достройке газопровода, то «Академик Черский» станет последней надеждой на это.

«Пока непонятно, Сингапур – это конечная точка маршрута или промежуточный пункт. Но если бы «Академик Черский» не имел никакого отношения к «Северному потоку – 2», то он бы в Сингапур сейчас не пошел. В последние годы он работает на шельфе Сахалина и должен был продолжать там работу на Южно-Киринском месторождении в проекте «Сахалин-3″. Поэтому зачем ему идти в Сингапур?» – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, судно может зайти в Сингапур, чтобы закончить там модернизацию и потом во всеоружии пойти в Балтийское море. Либо Сингапур как точка маршрута указан вообще исключительно для отвлечения внимания. Сначала можно указать, что судно идет в Сингапур, потом, для отвода глаз, что оно идет в Индию, затем в Италию, следующим пунктом, условно, будет Великобритания, и только на последнем этапе придется указать, что судно идет все-таки в Германию.

«Не указывать Балтийское море как конечную точку маршрута сейчас более чем логично. Ведь американцы будут пристально следить за «Академиком Черским», чтобы попытаться не допустить его до работы над «Северным потоком – 2″. Поэтому не дать повод и юридических зацепок для введения этих санкций было бы логично», – говорит Юшков.

Причем именно для достройки газопровода новые недавно озвученные санкции США, пожалуй, даже не так страшны, как возможное лишение российских судов страховки, без которой они не смогут ничего делать – ни дойти до Балтики, ни достроить «Северный поток – 2». Американцы уже применяли такой ход – они могут запретить страховать определенное судно.

По мнению Юшкова, Газпром не отказывается от варианта использования для достройки «Северного потока – 2» и «Академика Черского», и «Фортуны». «Сейчас переговоры с Данией больше ведет скорее немецкая сторона, чем российская. Речь идет о том, чтобы датчане внесли корректировки в разрешение на строительство и убрали оттуда пункт о обязательном наличии у судна системы динамического позиционирования. Чтобы «Фортуна» тоже смогла работать в водах Дании в весенне-летний период, когда штормов не так много», – говорит эксперт ФНЭБ.

В этом случае вообще все складывается. К тому моменту, как «Академик Черский» дойдет до Балтийского моря, уже наступит весна, а это значит, что обстановка в Балтийском море в плане штормов будет лучше, и им проще будет работать. Конечно, все зависит от того, на чьей стороне окажется Дания на этот раз – на стороне Германии или снова на стороне США.

По мнению Юшкова, Газпром хочет достроить «Северный поток – 2» именно двумя судами, чтобы сделать это быстрей, чем США смогут нанести очередной санкционный удар.

«Это будет гонка на время. Тем более что для работы нужно будет собрать целый флот – кроме двух судов-трубоукладчиков, нужны также суда, которые будут подвозить трубы. А для «Фортуны» потребуются буксиры, потому что это все-таки баржа. И все они в итоге попадут под американские санкции, которые уже введены в декабре», – говорит Игорь Юшков.

Возможно, России придется пойти на хитрый ход – переоформить все эти суда на какую-то новую компанию, не связанную с Газпромом. Это может дать возможность Газпрому или оператору «Северного потока – 2» не попасть под санкции и не оказаться с замороженными счетами.

«Такой сценарий не исключен. Сейчас Газпром не находится под санкциями. У него режим работы мягче, чем у той же «Роснефти». Поэтому Газпрому выгодно переоформить суда на некое ООО «Ромашка». С другой стороны, все прекрасно понимают, что санкционная петля будет постепенно сжиматься. Американцы уже прощупывают почву, задумавшись о том, чтобы запретить европейцам покупать российский газ по сценарию санкций против Ирана. По мере того, как США будут наращивать добычу СПГ и сланцевого газа, они будут искать новые варианты сбыта этого газа и будут еще больше толкаться локтями на рынке. Поэтому надо реально оценивать ситуацию – ограничения с их стороны будут разрастаться», – заключает собеседник.

Если такой план будет реализован, то в теории официальный запуск «Северного потока – 2» может состояться в сентябре – октябре 2020 года, то есть раньше тех сроков, которые называл Владимир Путин и глава Минэнерго Александр Новак.

«Академику Черскому» потребуется примерно два месяца на то, чтобы добраться до Балтийского моря и начать вместе с «Фортуной» укладку труб в датских водах. Возможно, еще какое-то время потребуется на модернизацию судна в Сингапуре. Плюс три месяца займет сам процесс достройки «Северного потока – 2», потому что по скорости российские суда, конечно, сильно уступают швейцарским судам-трубоукладчикам, которые бросили Газпром, как только США ввели санкции. Еще два–три месяца нужны будут на пуско-наладочные работы. Отсюда и более ранний срок коммерческого пуска: сентябрь – октябрь, аккурат к новому отопительному сезону, чему несказанно будут рады европейцы, но чем, конечно, будут недовольны украинцы.

Пандемия COVID-19 не остановит строительство «Северного потока-2» — мнение

Возможного трубоукладчика «Северного потока-2» заметили на пути в испанский порт.

Судно «Академик Черский», которое в Минэнерго РФ связывали с вероятной достройкой трубопровода СП-2, движется к Европе. Оно вышло из Находки, обогнуло Африку у ангольского побережья и движется на север Атлантики, по направлению к порту Лас-Пальмас (Канарские острова, Испания). Об этом свидетельствуют данные портала Myshiptracking.

«Черский» покинул дальневосточный порт в феврале и направился в сторону Сингапура. Позже он взял курс на Шри-Ланку, а далее — на Мозамбик и Кейптаун. Он должен был прибыть в Конго в начале апреля, но сменил направление. 18 апреля ожидается его прибытие на Канарах.

В конце прошлого года из-за новых американских санкций швейцарская компания, занимавшаяся укладкой труб «Северного потока-2», остановила работу. В «Газпроме» заверили, что достроят проект собственными силами.

Курс на испанский порт подтверждает, что «Академик Черский» идет достраивать СП-2, полагает представитель Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. По его словам, для передвижения трубоукладчика выбрали сложную схему, предполагавшую смену портов. Вероятно, российская сторона опасалась, что корабль могут перехватить, арестовать или остановить другим способом, предположил собеседник «Экономики сегодня».

Он добавил, что запутанный маршрут также не позволял западным странам заявлять, что РФ планирует использовать «Черского» для завершения строительства трубы. Однако скоро противники проекта обрушатся на Россию с новой критикой, спрогнозировал эксперт.

Он пояснил, что противники СП-2 следят на передвижением трубоукладчика. Они организовывали негативную инфокампанию против проекта еще до начала строительства. Противники говорили о газовой зависимости Европы от России, об экологической угрозе и даже поводе для вторжения ВС РФ в Евросоюз, напомнил Перов.

Член Совфеда Олег Морозов полагает, что востребованность «Северного потока-2» на фоне пандемии COVID-19 только вырастет. По его мнению, из-за самоизоляции увеличится потребность в газе. Кроме того, газ является стратегическим товаром, без которого не может жить современная экономика, добавил он.

Фото: globallookpress.com

Принадлежащее «Газпрому» судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое может быть использовано для завершения строительства газопровода «Северный поток-2», взяло курс на Испанию. Об этом свидетельствуют данные системы отслеживания судов Marinetraffic.

В настоящее время судно находится примерно в 500 км от побережья Анголы и движется в сторону порта Лас-Пальмас (Испания).

Ранее судно вышло из порта Находка на Дальнем Востоке, взяв курс на Сингапур, а затем на порт Коломбо (Шри-Ланка). После этого судно направилось в порт Суэц (Египет), но не прибыло туда, изменив маршрут на порт Кейптаун (ЮАР). В конце марта судно вновь смело курс и вышло в Атлантический океан.

«Северный поток — 2» — газопровод из России в Германию через Балтийское море. Он напрямую свяжет российскую ресурсную базу и европейских потребителей.

21 декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2020 год, предусматривающий введение санкций в отношении российских газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». В американском Минфине заявили о незамедлительном вступлении санкций в силу. Незадолго до подписания документа швейцарская компания Allseas, занимающаяся укладкой труб для газопровода «Северный поток — 2», объявила о приостановке всех работ из-за угрозы санкций, ожидая разъяснений от американских властей.

27 декабря министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что газопровод «Северный поток — 2» будет запущен до конца 2020 года. Он также сообщил, что газопровод может быть достроен с помощью судна «Академик Черский», которое принадлежит «Газпрому».

Способное достроить «Северный поток — 2» судно продолжает путь к Европе

Судно «Академик Черский», которое рассматривалось для завершения строительства российского газопровода «Северный поток — 2», продолжает путь на север в направлении Европы.

Предполагается, что судно прибудет в порт на Канарских островах ориентировочно 18 апреля. Об этом свидетельствуют данные порталов по отслеживанию судов Marine Traffic и Vesselfinder.

Ранее сообщалось, что голландское судно привлекут для завершения строительства российского газопровода «Северный поток — 2». В задачи корабля Flintstone, который построили в 2011 году, будет входить перевозка щебеня для засыпки подводной траншеи газопровода.

Проект российского газопровода «Северный поток — 2» предполагает строительство двух ниток газопровода через Балтийское море и территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Длина магистрали составляет 1224 км, а мощность — 55 млрд кубометров в год.

Глава Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф ранее выразил надежду на то, что строительство российского газопровода «Северный поток — 2» завершится в 2021 году. По его словам, АЕБ рассматривает «Северный поток — 2» как важный коммерческий проект, «который поможет европейской экономике получить газ, а российской экономике — получить доходы от его продажи».

Северный поток и коронавирус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *