С коронавирусом лучше перестраховаться, чем недооценить

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью «Российской газете».

В связи с тем, что Ватикан распорядился проводить службы-онлайн (российские католики, кстати, пока к этому не присоединились, у них в храмах собирается реальная паства), какие перспективы у нас? Будут ли пасхальные службы у нас проводится онлайн? Какое решение принято? Не будет ли оно меняться?

Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановка.

Православные храмы в Италии, руководствуясь предписаниями правительства, приостановили службы. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах Русской Церкви в Италии. Речь о конкретной ситуации и определенном сроке?

Это не решение митрополита, это решение итальянских властей. В Италии церковные организации получили соответствующие предписания государственной власти. В стране обстановка такая, что уже введено ограничение на свободное перемещение людей по городу. Улицы пусты, все сидят в квартирах и не ходят никуда, в том числе и в храмы, которые, впрочем, остаются открыты. Полиция в усиленном режиме патрулирует города, и если видит, что у храма собирается хотя бы небольшая группа людей, то сразу же приезжают полицейские и устраивают разбирательства. В течение какого срока будет действовать такой режим? Пока это неизвестно. Разумеется, как только правительство даст соответствующее разрешение, службы будут возобновлены.

В каких-то еще странах могут быть приостановлены службы в православных храмах, если там выявится серьезная ситуация с коронавирусом? Как священноначалие принимает решение в таких ситуациях? Нужно решение Синода или правящего архиерея?

Обычно решение принимается правящим архиереем исходя из эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, на основе указаний властей и решений органов здравоохранения. Но в некоторых странах архиерей вообще ничего не может решить: решения принимают власти, и духовенству остается только им подчиниться.

Священный Синод Русской Православной Церкви на своем последнем заседании 11 марта рассмотрел ситуацию в целом и дал ряд общих рекомендаций, но в каждой конкретной стране они могут быть конкретизированы и дополнены.

Насколько мне известно, меры по ограничению присутствия верующих в храмах принимаются сейчас не только в Италии. Во Франции в прошлую субботу вышло обращение премьер-министра, предписывающее отменить все богослужения. Оно же было опубликовано в законодательном бюллетене. Все подчинились: храмы открыты, но служб нет.

В некоторых храмах Японской Церкви, как я слышал, прекращено богослужение. Сообщалось также, что Киевская городская администрация распорядилась «подготовить обращение к главам религиозных учреждений города Киева о прекращении проведения массовых богослужений и предупреждении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Киева и установлении входящего санитарного контроля». Однако, что будет пониматься под массовыми богослужениями? Очевидно, речь может идти о временном ограничении количества участников богослужения, но не о запрете богослужений как таковых.

Какие меры принимаете Вы в подведомственных Вам церковных учреждениях?

Несколько дней назад я записал видеоролик, в котором, обращаясь к прихожанам, дал десять советов по профилактике коронавируса, включая некоторые рекомендации касательно участия в богослужении и в таинстве причащения. Также я рассказал об этом в проповеди.

В храме на Ордынке, где я являюсь настоятелем, введены одноразовые стаканчики для запивки после причастия, регулярно дезинфицируются спиртом кивоты для икон. В соответствии с инструкцией, полученной сегодня от Патриарха, мы будем принимать и другие санитарно-профилактические меры, включая обработку лжиц для причастия спиртовым раствором, временный отказ от целования креста и чаши, использование одноразовых гигиенических перчаток при раздаче антидора, измерение температуры священнослужителей и сотрудников храма перед каждой службой.

Кроме того, в YouTube и на сайте храма уже с сегодняшнего вечера будет вестись прямая трансляция всех богослужений, чтобы прихожане могли в них участвовать, если не могут прийти в храм. Это важно, в том числе, для тех, кто простудился, поскольку мы просим их не приходить на службы до полного выздоровления.

Мною подписано распоряжение по Отделу внешних церковных связей, которым предусматривается целый ряд мер — начиная от временной отмены зарубежных командировок сотрудников и строгого соблюдения 14-дневного карантина сотрудников, вернувшихся из Европы, кончая дезинфекцией рабочих мест и обеспечения сотрудников спиртовыми салфетками.

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в соответствии с приказами Министра образования и науки, мы перевели всех студентов на дистанционное обучение, а сотрудников — на работу в дистанционном режиме. При этом богослужения в храмах Черниговского подворья совершаются согласно расписанию.

В одном из интервью вы допустили использование одноразовых ложек для причастия в случае распространения эпидемии. Это реальная перспектива?

Пока вопрос об этом не ставится, но исключить его постановки в будущем — по крайней мере в отдельных регионах — нельзя. С одной стороны, мы верим в то, что через причастие зараза не может передаваться, так как в Святых Дарах присутствует Сам Бог. С другой стороны, материальные предметы, каковыми являются чаша или ложка для причастия — по-славянски она именуется лжицей — не могут быть стопроцентно защищены от попадания инфекции на их поверхность. В продаже имеются деревянные чайные ложки, которые могли бы использоваться в качестве одноразовых и потом сжигаться. Однако такие меры могут вводиться только по благословению правящего архиерея. На сегодня принято решение продолжать использовать обычную лжицу, но отирать ее после каждого причастника специальным платом, который будет пропитан спиртовым раствором, после чего обмакивать в воду, а уста причастника вместо обычного плата вытирать одноразовой салфеткой.

Церковь в своей истории сталкивалась с подобными ситуациями. Вот что можно прочитать в «Настольной книге для священно-церковнослужителя» С.В.Булгакова издания 1900 года: «После причащения больнаго младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнию надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения». Автор, следовательно, допускает возможность передачи заразы от одного причастника к другому через лжицу. В книге содержится также указание на необходимость использовать «особую лжицу и особый холщевый плат» для причащения больных — как младенцев, так и «великовозрастных».

Конечно, в 1900 году не существовало одноразовых ложек, но сейчас они существуют. Более того, они уже используются на практике — например, при причащении священников больных с ослабленным после операции иммунитетом, лежащих в специальном инфекционном боксе.

Как верующему православному относиться к такого рода эпидемиям? Как не поддаваться панике, но при этом не быть легкомысленным и безалаберным?

Паника никогда еще никому не помогала. Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Если Бог захочет человека перевести из земного мира в мир горний, у Него для этого есть много способов. Бояться смерти не нужно. Господь говорит: «…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Мы должны бояться прогневать Бога своими грехами, а того, что способно повредить лишь нашему телу, бояться не следует.

В то же время необходимо ради сохранения своего здоровья и здоровья окружающих соблюдать те меры, о которых сейчас все говорят. Чаще мыть руки с мылом, в том числе после рукопожатий, после возвращения с улицы домой, перед едой, перед совершением богослужений. Не ездить за рубеж, особенно в страны, где эпидемия коронавируса приобрела угрожающие размеры. Принимать другие меры предосторожности, рекомендуемые медицинскими работниками. Лучше перестраховаться, чем недооценить степень угрозы.

Не целовать иконы, закрыть храмы? Что происходит в церквях мира в связи с коронавирусом

Сюжет: Пандемия коронавируса.

Казачий совет атаманов России запретил целовать иконы и руки священнослужителей в связи с коронавирусом, сообщает РИА Новости.

Атаман Геннадий Ковалев пояснил, что в связи с тем, что вирус распространяется воздушно-капельным путем, требуется в профилактических целях отказаться от целования икон и всего, что связано с прикосновениями к предметам массового поклонения.

Официальный приказ, который носит рекомендательный характер, разослали по всем казачьим организациям.

Однако в Русской Православной Церкви не планируют вносить изменения в богослужебную и молитвенную практику в связи с распространением коронавируса. Об этом заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Он призвал всех следовать медицинским рекомендациям, но отметил, что никаких особых рекомендаций, связанных с богослужениями или постом, сейчас нет.

В некоторых странах меняют порядок

Ранее католические церкви на севере Италии в связи с витком случаев заражения изменили порядок проведения мессы: теперь священники дают хлеб для причастия в руки верующим, а не кладут его прямо в рот.

Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Антоний дал указание приходам Русской Церкви в Италии выполнять распоряжения властей о работе храмов в период эпидемии коронавируса.

Глава Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что прихожане Русской Церкви в Италии имеют право не подчиниться требованию местных властей закрыть храм из-за эпидемии коронавируса.

В Кельнском соборе в ближайшее время не будут наполнять больше чаши со святой водой, чтобы уменьшить риск распространения коронавируса.

А в других советуют не бояться

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, обращаясь во время воскресной проповеди к пастве, призвал прихожан не бояться вируса и не терять присутствия духа, а также рассказал, что у него было видение о том, что человечество победит болезнь, сообщает Sputnik Грузия.

Молдавская митрополия РПЦ призвала прихожан соблюдать меры предосторожности и следовать рекомендациям Минздрава, а также порекомендовала верующим и священникам «больше молиться, пить святую воду и есть просфоры».

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

«Милость Божия» или моровая язва?

Службы в храмах пока не прекратили, при этом сам патриарх принял личные меры предосторожности: не выходит на кафедру посреди храма, запрещает целовать себе руки, а сам не целует кресты. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Конечно, еще рано делать выводы, но по состоянию на сегодня РПЦ МП в целом не выдерживает испытания, посланного ей свыше в виде пандемии коронавируса. Совершенно парадоксально прозвучало в минувшее воскресенье, на литургии в ближайшем к его загородной резиденции храме в Переделкино, заявление патриарха Кирилла о том, что пандемия — это «милость Божия».

Патриарх высказал надежду, что она приведет людей к покаянию и существенно умножит число прихожан храмов РПЦ, посещаемость которых в разы сократилась за последние годы.

При этом лично патриарх принял все возможные меры предосторожности:

перестал выезжать в многолюдные храмы, служит только в алтаре (не выходит на кафедру посреди храма), запрещает целовать себе руки, а сам не целует иконы, кресты и священные сосуды.

Одновременно патриарх предписал читать за каждой литургией особую молитву об избавлении от этой «милости Божией», которая в молитве называется по-славянски «моровой язвой».

За истекшие дни ситуация в России существенно ухудшилась. Главы разных конфессий и многочисленные рядовые пастыри обращаются к своей пастве со словами утешения и с призывом особо ответственно относиться в эти дни к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдать, насколько возможно, карантин.

Не дожидаясь распоряжения властей, Федерация еврейских общин России закрыла свои синагоги по всей стране.

Перестали совершаться публичные намазы и во всех московских мечетях. Особо усердные мусульмане молятся перед ними на улице, соблюдая двухметровую санитарную дистанцию.

Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов призвал своих единоверцев на время воздержаться от посещения храмов и вспомнить о многовековой старообрядческой традиции домашних моленных.

Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр глубокомысленно заметил, что тот самый подвиг любви, воссоединения с другими людьми и помощи им, ради которого мы собираемся в церковь, сейчас можно выполнить только путем воздержания от посещения храма.

На фоне нарастающей социальной тревоги, растерянности многих клириков и мирян не слышно лишь голоса патриарха Кирилла. В понедельник он создал особую рабочую группу, которая должна координировать действия церкви в условиях пандемии с органами госвласти. Свои полномочия он делегировал — в рамках этой группы — управделами патриархии митрополиту Дионисию (Порубаю), который, кстати, по некоторым параметрам, входит в «группу риска». В свою очередь, рабочая группа ограничилась рассылкой обтекаемого циркуляра по епархиям и заявлением для СМИ — о том, что храмы закроют лишь тогда, когда прекратится работа общественного транспорта и всех магазинов.

Назревает конфликт между властью и патриархией относительно режима соблюдения карантина.

Пример других поместных церквей (например, Константинопольский патриархат полностью закрыл свои храмы по всему миру, а Иерусалимский прекратил службы в храме Гроба Господня), не говоря уж о католиках (папа Франциск даже пасхальную мессу будет служить в закрытом храме), пока не действует на РПЦ.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Согласно инструкции патриархии, разосланной по приходам, следует лишь чаще проводить дезинфекцию, протирать лжицы во время причащения мирян, использовать одноразовые ватные палочки при помазании елеем и одноразовые стаканчики для запивки. Мягко говоря, это полумеры. И то в большинстве случаев они не соблюдаются: бедные провинциальные приходы ссылаются на отсутствие средств, а богатые монастыри (например, Троице-Сергиева лавра) выбирают «исповедническую» позицию:

никакая зараза через причастие не передается, не будем исполнять «отступнические» распоряжения, откуда бы они ни исходили.

Кстати, в Сергиевом Посаде уже зарегистрированы первые случаи заражения — глава местной старообрядческой общины в тяжелом состоянии госпитализирован с коронавирусом в ГКБ № 40 в Коммунарке. Подобные проблемы возникли и в другой лавре Московского патриархата — Почаевской, на территории Украины. По словам президента Молдовы Игоря Додона, вернувшиеся оттуда паломницы оказались инфицированы коронавирусом и даже заразили медперсонал.

Как ни печально это признавать, коронавирус разделяет РПЦ на два лагеря. Сторонники карантина объявляются «либералами» и «маловерами» той частью клира, которая призывает, «если нужно, и мученический венец принять», но ничего не менять в традиционном укладе литургической жизни.

Протоиерей Андрей Ткачев посмеялся над мерами предосторожности от коронавируса перед паствой

Несмотря на то, что позицию «мучеников» разделяют крупнейшие монастыри и даже любимый проповедник патриарха протоиерей Андрей Ткачев (устроивший на амвоне своего храма перформанс, высмеяв респиратор и прочую защиту от вируса), председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) называет ее «преступной», возлагая на «ревнителей не по разуму» ответственность за будущие страдания людей и большие искушения для церкви, храмы которой могут стать местом массового заражения. Священник Георгий Кочетков прямо призывает отказаться от причастия в храме, в случае необходимости приглашая священника на дом с соблюдением мер санитарной предосторожности.

Мэр Москвы Сергей Собянин, возглавляющий рабочую группу Госсовета по коронавирусу, предупредил, что на следующей неделе, когда в Москве закроются почти все офисы, рестораны, кафе, непродуктовые магазины и т.п., будет ограничен и доступ в помещения религиозных организаций. В Украине, которая по уровню мер защиты от пандемии на пару шагов опережает Россию, президент Зеленский дал старт акции «Пасха дома», пообещав выставить у храмов патрули.

Рабочая группа Московской патриархии, хоть и «с пониманием», но негативно ответила на предупреждение Собянина. «Пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм», — заявила группа. А это значит, что никаких изменений в богослужебный уклад РПЦ пока не внесет.

Спор «гуманистов» и «исповедников» — только поверхностный слой проблемы.

Московская патриархия, отвыкшая от самостоятельной субъектности, от мужества формулировать собственную гражданскую позицию, реально не знает, как реагировать на вызов и чем помочь своему народу.

Десятилетие управления церковью патриарха, назвавшего себя «эффективным менеджером», привело к тотальной коммерциализации всех сторон церковной жизни и насаждению примитивных форм благочестия, чуждых Евангелию и аскетической традиции православия. На пожертвованиях перед святыми мощами, паломничествах, продаже треб и разного рода «землицы» и «водицы» строится весь церковный бюджет. А последняя часть Великого поста и Пасха — период, когда собирается основная часть доходной части этого бюджета.

Конечно, постепенно Московская патриархия примет все требования властей; нельзя даже исключать, что эта Пасха станет первой в истории России, когда службы пройдут за закрытыми дверями. И, возможно, столь явный «Божий знак» заставит некоторую часть священноначальников крепко задуматься, правильным ли путем шли они сами и вели народ, предлагая ему комфортное обрядоверие по доступной цене.

В РПЦ заявили о проведении пасхальных служб, несмотря на коронавирус

Митрополит Волоколамский Иларион заявил, что службы в храмах и монастырях РПЦ будут проводиться на Пасху. Об этом сообщает РИА «Новости».

«Службы в монастырях и на приходах не останавливаются ни на день. Сейчас много дезинформации по этому поводу», — сказал он.

Митрополит добавил, что вопрос о допуске верующих будет решаться в каждой епархии в каждом регионе по-разному.

Он также напомнил, что патриарх Кирилл призвал всех верующих сидеть дома, и многие соблюдают указание, однако есть и те, кто посещает службы.

«Мы их прогонять не можем и не будем, если только на каком-то этапе развития ситуации не появится предписание вообще закрыть храмы», — отметил митрополит.

Он уточнил, что закрытие храмов – это не решение церкви, а решение властей.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

— Пасха и коронавирус: верующих просят готовиться к онлайну

— Патриарх Кирилл призвал проводить богослужения без прихожан

— В РПЦ заявили, что паника страшнее коронавируса

Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук:

facebook.com

Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан.

Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что надо озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит надо прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми стаканчиками для запивки. Мы видим много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.

Надо помнить, голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а думать. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, но и любой другой болезни.

У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся этим. В школу, садик отправляют детей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

facebook.com

Следует разделить возможность заражения в храме и возможность заражения через Причастие. В храме заразиться, естественно, можно и не только короновирусом, но и гриппом, и любой другой воздушно-капельной инфекцией. Так же, как в храме может обвалиться потолок и поубивать или покалечить людей. Другое дело — Причастие. В Чаше — Кровь и Тело Христово. Мы в это верим, иначе Причастие бессмысленно. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом случае является злом, даже если Господь обращает её к вящей славе Своей (иначе не нужны были бы врачи, которые, как сказано в Священном Писании, «от Бога» — Сир.38). Здесь часто возникает недопонимание — мы знаем, что Святые Дары сохраняют свои физические свойства. На основании этого многие предполагают, что они также могут являться переносчиком вируса. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может оказаться. Но его злотворная способность (собственно возможность заражать) не реализуется. Вирусы и в раю были, и никого не заражали. Причастие — это соединение Бога и человека, причём соединение физическое, поэтому зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

facebook.com

Тело и Кровь Господня, которым мы причащаемся, — святыня, побеждающая всё, и оставленная нам Господом. Вернее, святыня, которая каждый раз подаётся нам Господом для здоровья наших душ и телес.

И мы, православные христиане, верим в то, что инфекция через Причастие передаваться не может, потому что хлеб и вино на литургии таинственным, непостижимым для человека образом претворяются в Тело и Кровь Господни, а в них никакая зараза и никакой вирус не могут жить.

Также следует помнить, что попечение Бога о нас простирается даже до, казалось бы, мелочей: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц»(Лк. 12:6-7). Неисчислимо количество случаев исцелений и даже прекращения эпидемий при обращении верующих к Богу, множество чудотворных икон, прежде всего Пресвятой Богородицы, помогали во времена «поветрий и моровых язв».

За годы своего служения я много кого причащал, эти люди имели разные болезни, что не мешало мне потреблять Чашу. Но утверждать, что свойства вина и хлеба, ставшие Телом и Кровью, совершенно лишены способности испортиться, я не стану.
Когда я приехал на первый свой приход, мне пришлось принимать храм от священника, который был изгнан своей старостой.
История была весьма печальная и неправы были обе стороны. Но так уж случилось, что священник не потребил Чашу после своей последней службы, и её содержимое на момент приёма мною прихода превратилось в комок плесени. Епископ благословил сжечь то, что было в потире.
Когда я слышу и читаю критику тех мер, которые предписаны Синодом в связи с пандемией, я думаю о том, что, хотя христианину не нужно бояться заразиться от Причастия, но и придумывать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Например, что в храме можно забыть обо всех предосторожностях. Да, Бог печется о каждом мгновении жизни человека. Но и разум человеку тоже даровал Бог. Как и чувство осторожности.
Нам не запрещено причащаться. Но даны рекомендации, как правильно поступать в период эпидемии. И прислушаться к мнению того, кого мы именуем Великим господином и отцом, думаю, совершенно логично.

В тех храмах, где я несу послушание настоятеля, введены меры безопасности. Закуплена одноразовая посуда, более тщательно протираются иконы, помещения проветриваются. Но мы помним, что «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс 126:1), поэтому мы, предпринимая меры безопасности, всё своё упование возлагаем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

facebook.com

Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в больнице. Верующие люди опытным путем знают, что после таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.
Кстати, даже во время бубонной чумы, пришедшей в Россию в XIV веке, православные храмы не закрывались. Потому что вера для людей в таких ситуациях является сильным мотивирующим фактором, вплоть до укрепления иммунитета, поскольку медики знают, что многие болезни приходят из-за нервных срывов и стрессов. Уже не говорю про укрепляющую силу церковных таинств.
И в те стародавние времена, когда по стране ходили эпидемии оспы, дифтерии и брюшного тифа – Церковь никогда не пренебрегала санитарными мерами. Делается это и сейчас. Более того, известно, что в Благовещенске в начале XX века во время эпидемии тифа, когда над домами реяли черные флаги, указывающие на заражение, после крестного хода с Албазинской иконой Божией Матери – болезнь локализовалась и сошла на нет. И православные благовещенцы верят, что это произошло помощью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но также помним заповедь: на Бога надейся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

severstolici.ru

Коронавирус не существует сам по себе, всем управляет Господь! И если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию. Поэтому и эпидемию коронавируса хорошо бы встретить с покаянной молитвой, постараться оставить греховные привычки. В Таинствах действует Господь, верим, что Он и сохранит от всякого заражения! Но чтобы не искушать Господа Бога нашего, следует принять некоторые меры в храме – например, лучше мыть посуду в трапезной, ввести одноразовые полотенца, запивать после Причастия из одноразовых стаканчиков.

Собрала мнения Александра Грипас

РПЦ о коронавирусе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *