Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Содержание скрыть

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после — руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать — сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Симптом Бабинского – причины положительного рефлекса

Симптом Бабинского был описан исследователем Иосифом Бабинским в конце XIX века. Уже тогда он понял, что появление таких симптомов связано с некоторыми неврологическими заболеваниями. Детальный механизм этого рефлекса был рассмотрен позже и подтвердил наблюдения первооткрывателя.

Положительный и отрицательный симптом Бабинского

Симптом Бабинского проверяется как часть стандартного неврологического обследования. Тест не требует какого-либо оборудования, поэтому его также используют врачи других специальностей, которые хотят определить общее состояние пациента и сделать диагноз более детализированным.

Симптом Бабинского исследуется на обеих ногах пациента. Чтобы вызвать симптом на открытой подошвенной части стопы, нужно обязательно протащить что-нибудь от пятки к основанию мизинца. Объект и давление следует выбирать таким образом, чтобы он не вызывал боль и повреждение кожи, но чтобы испытуемый четко ощущал эффект тестера. У маленьких детей достаточно использовать палец, чтобы вызвать реакцию.

Симптом Бабинского у взрослых должен быть отрицательным. Это означает, что реакцией на срабатывание рефлекса должно быть быстрое сгибание подошвы (вниз) всех пальцев раздраженной стопы. Эта реакция носит временный характер и не должна превращаться в спазматически согнутые пальцы.

У некоторых людей движения в ответ на раздражение не наблюдается. Тогда говорят, что симптом Бабинского отсутствует. Это состояние напрямую не говорит о заболевании мозга. Это может иметь и другую причину, например, потеря чувствительности в ноге (даже в процессе полиневропатии), разрушение нерва в результате травмы или различные типы двигательных дисфункций, которые мешают пациенту совершать движения пальцами. Потеря рефлекса также может быть вызвана параличом конечности (например, при инсульте).

Положительным рефлексом Бабинского является состояние, при котором после раздражения подошвы стопы палец сгибается к дорсальной стороне стопы (вверх). Это может также сопровождаться кратковременным растопыриванием других пальцев (они немного поднимаются вверх и разводятся так, что между ними появляются свободные пространства). Симптом возникает в одностороннем или двустороннем порядке.

Анализируя наблюдаемую реакцию, в сочетании с другими симптомами и рефлексами, врач обычно может определить, где именно произошло повреждение головного мозга и насколько велики изменения.

Симптом Бабинского у детей

Симптом Бабинского у детей следует интерпретировать очень индивидуально. Из-за незрелости развивающегося мозга и продолжающейся миелинизации оболочек нервных волокон симптом Бабинского может быть положительным у здоровых детей.

Некоторые исследователи считают, что возникновение этого рефлекса свидетельствует о заболевании у детей старше одного года, в то время как другие отодвигают этот предел до 3 лет.

Положительный результат всегда следует интерпретировать, принимая во внимание все элементы истории болезни, клиническое состояние и результаты клинических испытаний.

Положительный симптом Бабинского – причины

Положительный симптом Бабинского связан с повреждением пирамидальной системы в головном мозге. Совокупность этих изменений также называется повреждением кортикально-спинного тракта или центрального двигательного нейрона. Поскольку пирамидальные пути пересекаются, симптом Бабинского (в зависимости от высоты, на которой появляются изменения) может возникать на той же или на противоположной стороне тела, чем текущий процесс заболевания.

Причиной положительного рефлекса Бабинского может быть:

  • инсульт (эта причина является наиболее распространенной)
  • травма черепа и мозга, особенно вокруг лобных долей
  • рак мозга или мозговых оболочек
  • рассеянный склероз или боковой амиотрофический склероз
  • менингит

Эпилепсия также может быть причиной кратковременного появления симптома Бабинского.

Есть также сообщения о положительном симптоме у здоровых людей во время некоторых фаз сна. Причина этого явления ещё не была удовлетворительно объяснена.

Симптом Бабинского – лечение

Симптом Бабинского не представляет собой самостоятельной единицы повреждения, а проявление продолжающегося патологического процесса, причину которого необходимо только определить. Поэтому его появление является сигналом для осуществления полной диагностики головного мозга.

Она может включать:

  • стандартную компьютерную томографию (КТ)
  • магнитно-резонансную томографию (ЯМР)
  • исследования сосудов (ангиография, допплерография сосудов шеи)
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)
  • лабораторные исследования

Коллективно анализируемые результаты всех тестов обычно позволяют определить окончательный диагноз и провести правильное лечение.

Никакое симптоматическое лечение не используется для устранения разгибания большого пальца, тем более что оно не является обременительным для пациента.

Снятие положительного симптома Бабинского возможно во время лечения основного заболевания, когда общее неврологическое состояние пациента улучшается.

Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

На первый взгляд младенец кажется совсем беззащитным. Однако на самом деле природа наградила его целым комплексом безусловных рефлексов, цель которых – защитить малыша от опасности и уберечь его от гибели. Многим родителям будет интересно узнать, ребенок рождается с какими рефлексами, как они проявляются и какую роль выполняют.

Врожденные рефлексы младенца

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Функции врожденных рефлексов

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

На заметку. К 3-6 месяцам жизни новорожденного временные реакции начинают пропадать.

Описание оральных рефлексов

К самым важным для выживания ребенка следует отнести оральные рефлексы. Главное их предназначение – обеспечение возможности для малыша добывать себе пропитание.

Сосательный

Если ребенок родился здоровым, первый рефлекс, который у него проявляется, – сосательный. Реакция выражается в том, что младенец обхватывает ртом сосок, а также палец или соску и производит ритмичные сосательные движения (именно так выглядит обычный процесс лактации). Таким образом, для проявления реакции достаточно совершить любое раздражение ротовой полости младенца. Исчезает он примерно к 1,5-3 годам жизни.

На заметку. По утверждению специалистов, природа сама установила достаточный срок для окончания лактации.

Глотательный

Наравне с предыдущим, данная функция направлена на поиск и поглощение пищи. Глотательная реакция срабатывает в тот момент, когда еда попадает в рот младенца. Тем самым функция помогает продвинуться пище дальше по желудочно-кишечному тракту и усвоиться организмом.

Хоботковый

Если даже слегка, но при этом быстро и отрывисто прикоснуться к губам младенца, происходит ответная реакция: они вытягиваются в трубочку и становятся похожими на своеобразный «хоботок».

Хоботковый рефлекс

Рефлекс Бабкина

Рефлекс Бабкина у новорожденных что это за реакция, и как она проявляется? В педиатрии его также называют ладонно-ротовым рефлексом. Вызывать его можно с помощью надавливания пальцем на ладонь малыша в месте возвышения большого пальца. В результате у ребенка открывается ротик, и наклоняется вперед голова.

Рефлекс Куссмауля

Поисковый, иначе корневой, рефлекс заключается в следующем: если прикоснуться к щеке или уголку рта младенца, он в тот же момент поворачивает голову в ту сторону, откуда происходило движение. Данная реакция обеспечивает ребенку возможность поиска пищи, а именно материнского соска.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве. В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову.

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад. Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу. Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Описание спинально-двигательных рефлексов

Спинальные автоматизмы обеспечиваются сегментами спинного мозга, отсюда происходит их название.

Бабинского

Если прикоснуться к подошве ребенка по ее наружному краю, то произойдет веерообразное расхождение пальцев. Если надавать большим пальцем на подошву младенца, то кроха прижмет пальчики к стопе. Эту реакцию называют нижним хватательным рефлексом Бабинского у новорожденных. Реакция наблюдается у малышей до достижения ими возраста 12-14 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Бауэра

Также называют рефлексом ползания у новорожденного. Чтобы проверить функцию, малыша кладут на живот. Находясь в таком положении, ребенок приподнимает голову и совершает спонтанное перемещение в пространстве. Если в момент ползания подставить под ножки ладонь, то движения станут более интенсивными, в ход пойдут руки, кроха начнет отталкиваться от опоры своими ножками. Угасание рефлекса Бауэра у новорожденных происходит в 4 месяца.

Рефлекс Галанта

Если прикоснуться к спине ребенка, совершив движение вдоль всего позвоночника, кроха изогнет спину. В результате должна формироваться своеобразная дуга, открытая в сторону прикосновения. Также для рефлекса Галанта у новорожденных характерно разгибание ноги на указанной стороне. Наибольшую выраженность реакция имеет на 5-6 день после рождения, угасание происходит к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс Моро

Данная реакция является защитной. Чтобы проверить ее, можно уронить рядом с малышом игрушку или резко приподнять его тело за ножки. В результате кроха разведет ручки в стороны, выпрямит пальчики и ноги. По прошествии нескольких секунд ручки займут первоначальное положение, либо ребенок обнимет сам себя. Подобные проявления могут присутствовать до 3-4 месяцев.

Важно! Если такая же реакция возникает у малыша без видимой причины, или движения выглядят беспорядочными, лучше проконсультироваться с врачом.

Рефлекс Моро

Реакции опоры и ходьбы

Если ребенка поставить в вертикальное положение и постараться, чтобы его подошвы соприкоснулись с твердой опорой, ребенок выпрямит ноги и будет «стоять» (конечно, не без помощи посторонних). Если малыша слегка наклонить вперед, ребенок автоматически начнет переступать ножками. Этот рефлекс исчезает по достижении младенцем 8-12 месяцев.

Интересно. В первые 1,5 месяца жизни новорожденные при такой «ходьбе» нередко перекрещивают ножки, что является нормой.

Описание хватательных рефлексов

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных? Рефлекс Янишевского возникает в том случае, если в ручку малыша что-то вложить или надавить на его ладонь, тогда он автоматически сожмет пальцы.

На заметку. Подобный захват бывает очень крепким: иногда ребенка, схватившего пальцы взрослого человека, можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).

Реакция наблюдается у детей до достижения ими 4 месяцев. Затем функция сменяется произвольным захватыванием окружающих предметов с помощью рук.

Интересно. Подобные проявления можно заметить у новорожденных детенышей обезьян, которые держатся за волосяной покров матери посредством крепкого захвата кистями рук.

О нарушениях в работе нервной системы говорят такие признаки:

  • Пассивная или отсутствующая реакция (такое возможно при парезах рук);
  • Ослабленный рефлекс может быть у заторможенных деток;
  • Сильно выраженная реакция характерна для возбудимых младенцев;
  • Сохранение функции после 4-5 месяцев.

Интересно. Точно такая же реакция свойственна и нижним конечностям. Если надавить на подушечку стопы, пальцы новорожденного произведут подошвенное сгибание. Если прикоснуться к подошве, то пальчики разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

Описание защитных рефлексов

К таковым врожденным реакциям относят:

  • Задержку дыхания;
  • Поворот головы в положении лежа.

Задержка дыхания

Известно, что ребенок, находясь в животе у мамы, все 9 месяцев проводит в водной среде. После рождения у малыша сохраняется рефлекс задержки дыхания, который угасает лишь к 4-5 месяцам жизни.

На заметку. Данную особенность можно использовать для быстрого легкого обучения младенца плавать и нырять.

Поворот головы в положении лежа

Верхний защитный рефлекс выражается в следующем: если младенца положить на животик, голова ребенка в тот же момент поворачивается в сторону. При этом новорожденный пытается ее приподнять. Данная реакция способствует восстановлению дыхательных функций: доступ воздуха в таком положении восстанавливается. Эта функция проявляется в первые часы жизни малыша.

Другие рефлексы

Согласно медицинским исследованиям, существуют и другие врожденные реакции младенцев. Для примера можно перечислить несколько:

  • Пяточный рефлекс Аршавского;
  • Рефлекс отдергивания ноги;
  • Перекрестный рефлекс экстензоров;
  • Рефлекс Ландау.

Когда безусловные рефлексы начинают угасать

Появление и угасание врожденных реакций происходят в определенном возрасте автоматически. Чаще всего необходимости развить или подавить реакцию не возникает. Увидеть наглядную картину динамики данных процессов позволит представленная ниже таблица рефлексов новорожденного по месяцам.

Таблица появления и угасания рефлексов

Как помочь развить ребенку рефлексы

Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:

  1. Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
  2. Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
  3. Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
  4. Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
  5. Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
  6. Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).

Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.

Врожденные рефлексы представляют собой приспособительные двигательные реакции новорожденного ребенка, которые обеспечивают его жизнедеятельность вне матери в условиях окружающего мира. Их формирование заканчивается к моменту рождения плода, а наибольшей значимости они достигают в первые месяцы жизни. Постепенно, по мере роста и развития малыша, безусловные рефлексы исчезают, а на их место приходят условные рефлексы. Этому явлению способствуют несколько факторов: заканчивается покрытие нервов миелиновой оболочкой, развивается двигательная активность ребенка, созревают отделы головного мозга. Изучение рефлекторной деятельности новорожденного ребенка позволяет оценить состояние его нервной системы, выявить патологические изменения в первые дни жизни.


Перечень врожденных рефлексов и возможные нарушения

Сосательный рефлекс угасает примерно к 12 месяцам

Неврологический осмотр новорожденных детей проводится в спокойной обстановке. Малыш во время осмотра должен бодрствовать и быть сытым.

Все врожденные рефлексы условно можно поделить на несколько групп:

  1. Рефлексы, которые обеспечивают работу органов и систем (дыхательный, кровообращения, акт дефекации и мочеиспускания и другие).

Например, благодаря дыхательному рефлексу ребенок делает первый вдох.

  1. Защитные рефлексы (кашель, мигание, чихание, зрачковый, защитный).
  • Зрачковый рефлекс проявляется суживанием зрачка на свету.
  • Защитный рефлекс – при болезненном пощипывании щеки ребенок отклоняет голову в противоположную сторону. Другой вариант – при легком уколе подошвы стопы происходит сгибание ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе.

При поражении центральной нервной системы (ЦНС) защитный рефлекс может не определяться. У детей с ДЦП, при повышении тонуса мышц-разгибателей, голова запрокинута назад.

  1. Ориентировочно-пищевые рефлексы.

В этой группе встречается несколько врожденных рефлексов, основной задачей которых является обеспечение поступления пищи в организм ребенка.

  • Поисковый рефлекс – в ответ на поглаживание щечки ребенок поворачивает голову в сторону раздражения и открывает рот. К моменту достижения малышом возраста 3-4 месяца поисковый рефлекс исчезает.
  • Сосательный рефлекс – при вложении соски в рот ребенку он начинает ее активно сосать. Угасание рефлекса происходит к 12 месяцам.
  • Хоботковый рефлекс – при быстром легком ударе по губам новорожденного ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы вытягиваются трубочкой. Рефлекс угасает к 2-3 месяцам жизни.

Поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы в первую очередь необходимы ребенку для осуществления акта сосания. Их отсутствие является показателем общего тяжелого состояния ребенка, которое встречается при тяжелой степени асфиксии, гипоксически-травматической энцефалопатии, родовой травме.

  1. Атавистические рефлексы, т.е. рефлексы, полученные от предков и утратившие сейчас свое значение.
  • Рефлекс опоры – подвешенного ребенка за подмышки ставят на ровную твердую поверхность. Здоровый ребенок опирается полностью на обе стопы. Рефлекс угасает в возрасте малыша 1-1,5 месяца.
  • Рефлекс автоматической ходьбы – ребенка в вертикальном положении поставить на твердую поверхность и слегка наклонить вперед. В ответ на это действие он начинает шагать. Рефлекс так же, как и рефлекс опоры, угасает к 1,5 месяцам.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы могут быть угнетены или вовсе не вызываться, если у новорожденного ребенка была родовая травма, асфиксия, длительная внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода) или если он родился недоношенным. При осмотре часть детей скрещивают ноги в голенях, что на первых месяцах жизни может быть вариантом нормы, но вот скрещивание ног у детей в возрасте 4-6 месяцев при исследовании этих рефлексов чаще является признаком спастической диплегии.

  • Рефлекс ползания Бауэра – подталкивание ребенка рукой за стопы вперед вызывает у ребенка попытки отталкивания руками и ногами, что напоминает ползание. Рефлекс в норме отсутствует после 4 месяцев. Рефлекс Бауэра не вызывается или угнетен при рождении детей в асфиксии, у недоношенных детей, при наличии кровоизлияний в головном мозге. Сохранение рефлекса после 5-6 месяцев указывает на церебральную патологию у ребенка.
  • Защитный рефлекс – лежа на животе, ребенок поворачивает голову в сторону. В возрасте 1,5 месяца рефлекс у здоровых детей исчезает.
  1. Остальные рефлексы.
  • Хватательный рефлекс – ребенок сжимает рефлекторно ладонь, если в нее вложить палец. Рефлекс должен исчезнуть в возрасте детей 3-4 месяца. Стойкое сохранение рефлекса после 6 месяцев указывает на повышение мышечного тонуса, который вызван патологией со стороны ЦНС. Хватательный рефлекс на первых порах жизни не вызывается у недоношенных детей, так же он может отсутствовать при повреждении периферических нервов, шейного отдела позвоночника или при повреждении головного мозга.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – при надавливании большими пальцами врача на область тенора в кистях ребенок открывает рот и пытается наклонить голову вперед. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам жизни.
  • Рефлекс Бабинского – при штриховом раздражении стопы ребенка происходит веерообразное расхождение пальцев на этой стопе. Рефлекс не должен вызываться после 12 месяцев. Степень проявления данного рефлекса чаще всего оценивается совместно с другими симптомами со стороны нервной системы. Рефлекс Бабинского отсутствует при периферическом парезе ноги или при глубоком угнетении ЦНС у ребенка.

Как правило, на патологию со стороны ЦНС указывает отсутствие не одного, а нескольких врожденных рефлексов новорожденных, поэтому выводы о наличии повреждений ЦНС должны быть сделаны врачом при оценке всех имеющихся симптомов.

Автор видеоканала «Умный медик» рассказывает о физиологических рефлексах новорожденных:

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает о физиологических рефлексах новорожденных:


Для успешного выживания в новых условиях природа наградила грудных детей рефлексами, которые помогают им приспособиться к внутренним и внешним раздражителям окружающей среды.

Многие из них присутствуют в жизни человека лишь на протяжении первого месяца появления на свет.

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.

ВАЖНО! В начале своей жизни младенец обладает лишь безусловными рефлексами, некоторые из которых сопровождают его на протяжении всей последующей жизни.

Таблица по месяцам

Название Описание До какого момента существует
Моро Проверка центральной нервной системы на быстроту реакции. До 6 месяцев включительно.
Сосательный Способность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления. До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года.
Защитный Способность защищать жизненно необходимые органы восприятия. Наблюдается на протяжении всей жизни.
Хватательный (поисковый) Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости. До 12 месяцев включительно.
Бабинского Является разгибательным рефлексом стопы. До 12-14 месяцев включительно.
Бабкина Способность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот. До 3 месяца включительно.
Хоботковый Способность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом. До 3 месяцев включительно.
Бауэра Способность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону. До 4 месяцев включительно.
Рефлекс опоры (опорный) Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны. До 2 месяцев включительно.
Рефлекс ходьбы (шаговый) Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры». До 2 месяцев включительно.
Рефлекс задержки дыхания Способность задерживать дыхание дальше обычного. До 2 месяцев включительно.
Галанта Способность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу. До 3 месяцев включительно.
Ландау Способность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу. От 4 до 8 месяцев включительно.
Переса Реакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения. До 4 месяцев включительно.
Робинсона Способность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь. До 4 месяцев включительно.
Глотательный Способность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу. Остается на всю жизнь.

А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:

Атавистические рефлексы

Атавистические рефлексы — безусловные рефлексы, отпадающие в процессе жизнедеятельности малыша за ненадобностью. Большинство подобных реакций действует лишь в первые 6 месяцев жизни.

Примеры атавистических рефлексов:

  • Робинсона;
  • Моро;
  • задержки дыхания;
  • ходьбы.

Данные реакции организма не формируют дальнейшее его развитие, а лишь указывают на полноценное функционирование центральной нервной системы. Даже рефлекс Бауэра не является источником дальнейшего обучения ползать, поскольку малютка передвигается при помощи движения рук, а не отталкивания. Рефлексы младенчества имеют вес лишь в животном мире.

Тонические рефлексы

Тонические рефлексы — безусловные рефлексы, исчезающие из жизни малыша после 3-х месяцев жизни. Если же они наблюдаются далее, то можно говорить о ДЦП ребенка.

Примеры тонических рефлексов:

  • Ландау;
  • симметричный шейный рефлекс;
  • асимметричный шейный рефлекс.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

ВАЖНО! Рефлекс можно наблюдать и в повседневной жизни. К примеру, при резком сигнале машины, неожиданно включившимся телевизоре или падении какого-то предмета.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

ВАЖНО! Действия должны быть симметричны.

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Как вырабатывать?

Главное, что необходимо при вырабатывании любой реакции — регулярность.

К примеру, слабый хватательный рефлекс можно укрепить, вкладывая в ручку малыша различные предметы и подвесив к кроватке яркие, привлекающие внимание игрушки.

Рефлекс ползания также не является сложным, требуется лишь стимулировать его, как описано выше.

Самостоятельно родители способны выработать хватательный,ходьбы, ползания, сосательный и прочие рефлексы.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?

Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.

После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.

ВАЖНО! В младенческом возрасте главным рефлексом является сосательный, поскольку благодаря ему в организм малютки поступает пища, необходимая для дальнейшего роста и развития. В случае слабого или, если сосательный рефлекс отсутствует, могут назначить кормление через зонд или внутривенно.

Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.

Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!

Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:

Рефлексы новорожденного таблица по месяцам по комаровскому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *