Аудиометрия: виды, показания к проведению и лечение органов слуха в медицинской клинике МЕДСИ

  • Что представляет собой метод?
  • Разновидности обследования
  • Показания к проведению обследования
  • Как происходит подготовка к процедуре?
  • Порядок проведения речевой аудиометрии
  • Тональная и пороговая аудиометрия
  • Надпороговая аудиометрия
  • Особенности проведения детской аудиометрии
  • Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

В нормальном состоянии слух человека воспринимает звуковые колебания в широком диапазоне. При инфекционных поражениях, врожденных патологиях, травмах и по другим причинам острота слуха снижается постепенно или резко. В некоторых случаях человек полностью утрачивает способность слышать. Это лишает его полноценной жизни. Даже небольшие патологические изменения могут стать причиной существенных проблем. Чтобы начать лечение различных заболеваний, нужно сначала провести диагностику. Сегодня обследования выполняются с использованием различных современных методик и процедур. Одной из них является аудиометрия.

Что представляет собой метод?

Аудиометрия – исследование, направленное на оценку показателей слуха. Она позволяет определить «порог слышимости» у пациента и диагностировать болезни уха, а также выявить начало развития глухоты. Тестирование проводится при жалобах на плохую слышимость, нарушениях разборчивости речи и иных патологиях. Процедура выполняется врачом-сурдологом с применением специального оборудования. В некоторых случаях диагностика осуществляется с использованием живой речи.

Аудиометрия слуха у детей и взрослых является безопасной и безболезненной диагностикой. Процедура не требует сложной подготовки. При этом она дает возможность выявления нарушений в любых отделах слухового аппарата. Если регулярно проходить диагностику, можно своевременно выявить и предотвратить риски потери слуха.

Результаты исследования отображаются на аудиограмме – графике, по которому определяется слуховая чувствительность левого и правого уха. Благодаря такому графику можно наглядно представить степень нарушения слуха и определить место поражения (слуховой нерв, среднее ухо и др.).

Выделяют несколько типов аудиометрии.

Самым простым исследованием является то, которое проводится посредством живой речи врача. Специальное оборудование не требуется. Специалист отдаляется от пациента и произносит отдельные слова и фразы с разной громкостью. По отклику пациента врач определяет качество его слуха. Такое исследование нельзя считать на 100 % достоверным, так как контролировать все параметры голоса (точный уровень громкости и др.) самостоятельно специалист не может.

С применением различных технических средств проводятся следующие виды аудиометрии слуха:

  • Объективная. Такая аудиометрия ориентирована на фиксации безусловных рефлексов, которые являются ответом на звуковые раздражители
  • Речевая. Исследование позволяет определить восприятие живой или предварительно записанной на цифровой носитель речи
  • Пороговая и тональная. В ходе исследования определяется восприятие пациентом различных звуков
  • Надпороговая. Данное исследование применяется при полной потери слуха. Оно позволяет получить информацию о пороге восприятия звука
  • Детская. Аудиометрия слуха у детей актуальна как для младенцев, так и малышей до 1-3 лет
  • Компьютерная. Такое исследование проводится с применением специальных программ и систем

Показания к проведению обследования

Основными показаниями к проведению аудиометрии являются:

  • Заболевания внутреннего и среднего уха, которые провоцируют ухудшения слухового восприятия
  • Травмы ушей и головы, вызвавшие снижение остроты слуха
  • Инфекционные заболевания ушей
  • Болезни головного мозга, связанные с поражением его слуховой коры
  • Подозрения на развитие профессиональной тугоухости
  • Тугоухость неизвестного происхождения

Также такое исследование, как аудиометрия, проводится перед подбором слухового аппарата и его установкой. Назначают обследование и после приема ряда антибиотиков, а также салицилатов в больших дозах. Порекомендовать прохождение аудиометрии специалист может и с целью оценки эффективности проведенного лечения, для изменения схем и методик терапии.

Как происходит подготовка к процедуре?

Консультация

Сначала проводится опрос пациента и беседа с врачом. Специалист определяет, когда пациент заметил первые признаки нарушений слуха, затрагивают ли они оба уха или только одно. Врач уточняет, нет ли у пациента других симптомов заболеваний: боли, дискомфорта, звона, шума и др. Сурдолог определяет и все перенесенные пациентом заболевания, которые могли повлиять на состояние слуха. Врач уточняет, не было ли травм ушей и головы, если были – то какого характера. Уточняются и наследственные факторы.

Осмотр

Специалист проводит визуальное обследование внешнего уха. Такая диагностика позволяет выявить все видимые нарушения. С применением отоскопа проводится исследование барабанной перепонки и слухового прохода.

Специальной подготовки перед процедурой не проводится.

Важно! Перед аудиометрией лучше отказаться от прослушивания громкой музыки в наушниках и посещения дискотек, концертных площадок, баров и других мест с повышенным уровнем шума.

Процедура проводится в специальном помещении, защищенном от посторонних звуков. Звук подается в динамик или через наушники. Пациент повторяет услышанные слова, произносит их в специальный микрофон. Характеристики звука изменяются с помощью специального прибора – аттенюатора. Врач определяет минимальную громкость, которую способен распознавать пациент. Результаты речевой аудиометрии фиксируются на специальном бланке кривой разборчивости. По горизонтали отмечается сила звука (в дБ), а по вертикали – процент правильных ответов.

Процедура длится 25-30 минут.

Во время речевой аудиометрии фиксируют 3 основные величины:

  • Порог слышимости. Он определяет интенсивность звука, при которой пациент способен воспринимать 50 % услышанных слов
  • Максимальная разборчивость. Эта величина определяет восприятие не менее 90 %
  • Уровень дискриминации. Величина отмечается при ряде форм нарушений слуха, при которых даже при максимальном уровне громкости разборчивость не достигает 100 %

Такие исследования проводятся с использованием аудиометра. Такие устройства дополняются накладными наушниками или внутриушными телефонами. В комплектацию также включаются костный вибратор, микрофон и кнопка для пациента. Результаты исследования фиксируются специальным записывающим прибором. Аудиометр дает возможность воспроизведения сигналов различной интенсивности: от 125 до 8000 Гц. Методика направлена на определение уровня дискомфортного состояния.

Исследование выполняется в звукоизолированном помещении. С помощью наушников или внутриушных телефонов пациенту передается сигнал конкретной тональности. Если человек слышит его – нажимает специальную кнопку. При отсутствии реакции со стороны пациента врач повышает тональность. Так определяется минимальное значение. Максимум восприятия определяется аналогично. Пациент отпускает кнопку, когда уровень сигнала превышает предел слышимости. Результаты исследования фиксируются на аудиограмме.

Если у пациента уже выявлена глухота, определить причину патологии и место повреждения слуховых органов очень непросто. В таких случаях проводится надпороговая аудиометрия.

Пациент надевает наушники, в которые подается звуковой сигнал частотностью на 20 дБ выше слухового порога. Постепенно интенсивность звука увеличивается. При этом пациент описывает все ощущения, а врач определяет их правильность (соответствие реальности).

Определить нарушения остроты слуха у детей достаточно сложно. Малыши часто просто не способны определить наличие у себя какой-либо проблемы и сообщить о ней родителям. Кроме того, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми. Часто просто невозможно удержать внимание малыша. Кроме того, дети быстро устают, не способны сконцентрироваться. Все это сказывается на результатах аудиометрии.

Аудиологический осмотр младенцев, например, проводится по четкой схеме. Первый прием сурдолога может осуществляться уже на 3-4 день жизни. Сначала врач проводит наружный осмотр. При необходимости применяется методика тампанометрии. Она позволяет обследовать среднее ухо и барабанную перепонку с использованием специального зонда, воспроизводящего серию частот с конкретными показателями. По результатам такой диагностики выявляют некоторые патологии развития и наличие воспалительных и инфекционных заболеваний. Следующим этапом обследования является регистрация и анализ отоакустической эмиссии. Такая диагностика строится на способности слухового аппарата человека генерировать ответные импульсы на звуковые воздействия.

Диагностика детей в возрасте 3-5 лет обычно проводится в игровой форме. Основой методики аудиометрии в этом случае становится возможность быстрой выработки условного рефлекса (двигательного) в ответ на звуковой раздражитель. В момент появления звука (который подается с разной частотой в наушники) ребенок просто совершает определенное движение. Звуковая слышимость определяется по отдельности для каждого уха.

Обследование детей старшего возраста осуществляется по стандартным схемам аудиометрии так же, как у взрослых.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Опытные врачи. Наши сурдологи владеют всеми методиками аудиометрии. Они могут провести обследование как взрослых, так и детей
  • Быстрая интерпретация результатов. Выводы о состоянии своего слуха пациент может получить сразу же после аудиометрии
  • Комфортные условия. Аудиометрия в Москве в наших клиниках проводится в современных кабинетах. Врачи внимательно относятся к пациентам, прислушиваются ко всем жалобам и просьбам
  • Современная аппаратура. Для аудиометрии врачи клиник используют инновационные установки, позволяющие выявить патологию
  • Возможности для терапии. При необходимости врачи могут быстро назначить адекватное лечение выявленных патологий

Если вы хотите пройти аудиометрию или проконсультироваться с врачом-сурдологом, позвоните по телефону +7 (495) 7-800-500.

Портал о слухе

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения и т. д., так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов и т. д.

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) и т. д., могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.

Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости. В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость. Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе и т. д., врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов и т. д.), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон.

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме.

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145:4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью.

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135:4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375:4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал.

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.

Аудиометрическое исследование слуха

Для более точного представления о характере (нарушение звукопроведения или звуковосприятия) и степени этих нарушений применяют различные методы аудиометрии.

Тональная аудиометрия

Аудиометрия является наиболее распространенным видом и представляет собой исследование слуха с помощью чистых тонов, генерируемых прибором. Через воздушный и костный телефоны в ухо испытуемого подаются звуки разной частоты и интенсивности. Принцип аудиометрии основан на регистрации пациентом самых слабых звуков того или иного тона (порог слышимости звука), подаваемого в воздушный и костный телефоны. Получаемые графики-аудиограммы позволяют судить о состоянии слухового анализатора. Получаются типичные кривые, характерные для нарушения только звукопроведения, либо только звуковосприятия, либо имеется смешанная тугоухость.

Речевая аудиометрия

С помощью специальных речевых аудиометров удается графически установить уровень разборчивости речи, также подаваемой в телефон с разной интенсивностью. При ряде патологических процессов в звуковом анализаторе с помощью этого вида исследования удается уточнить характер тугоухости. На рисунке показаны аудиограммы, типичные для нормального слуха, нарушения звукопроведения и звуковосприятия. Так, при перцептивной тугоухости (кохлеарный неврит), несмотря на повышение интенсивности звука, не наблюдается 100 % разборчивости речи, в то время как в случае нарушения звукопроводящего аппарата эта 100 % разборчивость возможна при значительном усилении звуков речи.
Типы тональных аудиограмм:
1 — нормальный слух: кривые костной (а) и воздушной (б) проводимости идут вместе на уровне порока слышимости; 2 —нарушение звукопроведения; 3 — нарушение звуковосприятия; 4 — смешанная тугоухость
Помимо тональной и речевой аудиометрии, существует ряд тестов, позволяющих с большей вероятностью уточнить характер тугоухости и уровень поражения рецепторного аппарата.
Феномен ускорения нарастания громкости (ФУНГ) основан на парадоксальном факте: иногда лица с резким снижением слуха на одно ухо начинают слышать подаваемый в оба уха сильный звук, как одинаково воспринимаемый. Например, человек слышит левым ухом лишь звук интенсивностью 60 дБ. Другое ухо воспринимает этот звук при интенсивности 15 дБ. При скачкообразном повышении звука, подаваемого одновременно в оба уха, наступает момент, когда человек заявляет, что он слышит обоими ушами звук одинаковой интенсивности — произошло выравнивание громкости. Но для лучше слышащего уха потребовалось усиливать звук на 65 дБ (уровень, на котором зафиксирована одинаковая громкость, составил 90 дБ), а для плохо слышащего уха всего на 30 дБ. Этот факт может свидетельствовать о поражении в левом ухе волоскового отдела спирального органа.
Типы речевых аудиограмм. Кривые разборчивости речи:
1 — в норме; 2 — при нарушении звукопроведения; 3 — при нарушении звуковоспринимающего аппарата
В детской отиатрической практике используют методы объективной аудиометрии с записью электроэнцефалограмм в ответ на звуковые раздражения. У детей до 3 лет используют метод «игровой аудиометрии», 1—2 лет — регистрацию рефлексов при звуковых раздражениях слухового анализатора.
Исследования слуха у детей раннего возраста и даже у неродившегося плода стали возможными благодаря тонким электронным исследованиям. Используются методики объективной регистрации слуховых вызванных потенциалов, регистрации рефлексов: реакция века, зрачка в ответ на звуковое раздражение слухового анализатора. «Игровая», «картинная» аудиометрия основана на сочетании воздействия зрительного и звукового раздражителей: вырабатывается рефлекс, при котором ребенок сможет увидеть понравившуюся ему куклу
или картинку лишь в том случае, если он нажмет кнопку, услышав в наушнике звук той или иной интенсивности.

Импедансометрия

Этот вид аудиометрического исследования относится к методам объективной аудиометрии, позволяющей судить о функциональном состоянии структур среднего уха. По уровню регистрируемого акустического импеданса (сопротивления) судят о работе стапедиальной мышцы, смещающей стремя в окне преддверия. Широко используется тимпанометрия — надежный объективный способ оценки функции цепи слуховых косточек, слуховой трубы, барабанной перепонки, а также взаимоотношений этих анатомических структур. Выделяют 3 типа тимпанограмм, по которым можно узнать о функциональном состоянии звукопередающей системы среднего уха (рис. 5.18).
В связи с определенными успехами кохлеоимплантации, т.е. использования сложных структур «искусственного уха», внедряемого в височную кость в случаях полной развивающейся вследствие поражения улитки глухоты, но при сохранившемся слуховом нерве, применяют специальные методы исследования состояния слуха.
Для практического врача имеет значение знакомство с методами симуляции тугоухости, глухоты. Одним из таких методов является метод Ломбарда. Мнимый глухой читает вслух какой-либо текст. В ходе чтения в оба уха направляют сильный звук от специальных трещоток (трещотка Барани), чтобы полностью выключить слух. Если человек симулирует глухоту, то он непроизвольно начинает читать громче, глухой человек продолжает читать с той же громкостью.
Результаты комплексного исследования слуха заносятся в специальную карту — бланк, где приведены данные об исследовании речью, камертонами, виды аудио-грамм, показатели импедансометрии. Чаще для постановки предположительного диагноза достаточно речевой аудиометрии и камертонального исследования.
Ю.М. Овчинников, В.П. Гамов

Опубликовал Константин Моканов

Аудиометр

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, от потери или снижения слуха страдает около 5% населения планеты. В это число входит и 30% людей в возрасте старше 65 лет. Потеря (снижение) слуха может быть обусловлена врожденными причинами (внутриутробными инфекциями, пороками развития, отягощенной наследственностью, патологической беременностью и родами, тяжелым неонатальным периодом) или приобретенными (перенесенным средним отитом, травмами головы, инфекциями, приемом ототоксических препаратов, сильным шумовым или звуковым воздействием, старением).

Различают тугоухость кондуктивную, которая вызвана повреждением анатомических структур наружного или среднего уха, и нейросенсорную, которая обусловлена патологией строения внутреннего уха или поражением восьмой пары черепно-мозговых нервов. Для установления причины и степени снижения остроты слуха в оториноларингологии применяют аудиометрию. Этот диагностический метод проводят с помощью аудиометра — электроакустического медицинского прибора, который фиксирует звуковые колебания на специальном графике (аудиограмме).

Виды аудиометрии

Аудиометрия бывает субъективной (требует участия пациента в процедуре) и объективной (не требует участия больного). Субъективная аудиометрия проводится только тем пациентам, которые в состоянии отреагировать на слышимые звуки так, как этого требует диагностическая методика. К субъективным методам относят тональную и речевую аудиометрии.

Объективную диагностику проводят с целью установления степени тугоухости у маленьких детей и в порядке судебно-медицинской или трудовой экспертизы, когда есть вероятность умышленного искажения реальных результатов исследования. Объективную аудиометрию проводят также лицам, страдающим психическими расстройствами. В таком случае исследование проводится вместе с электроэнцефалографией.

Виды аудиометров

Для проведения аудиометрии может быть использован один из трех видов аудиометров: скрининговый, поликлинический и клинический. Каждый из приборов имеет свои преимущества и недостатки, а также перечень показателей, которые можно определить с его помощью.

Скрининговый аппарат

Самым простым из них является скрининговое устройство, которое предназначено для обследования большого количества людей, например, на «шумных» производствах, в приемных ЛОР-отделениях, при диспансеризации. Скрининговый аудиометр является тональным: он выполняет тональную аудиометрию по воздушной проводимости без проведения дифференциальной диагностики тугоухости. Он определяет пороги слышимости и дискомфорта. Современный аппарат можно подключить к персональному компьютеру или принтеру для печати аудиограммы.

Больше информации о степени потери остроты слуха дает поликлинический аудиометр. С помощью этого аппарата можно определить пороги слышимости, восприятия силы звука и разборчивости речи, распад тона, тест Фоулера. Этот прибор применяется в диагностических кабинетах поликлиник, ЛОР-отделениях, специализированных центрах.

Поликлинический и клинический аппараты

Поликлинический аудиометр (АА-02, AD226) является автоматизированным и предназначен для оценки слуха методом установления порогов слышимости по костному и воздушному звукопроведению. Клинические аппараты (АС-40, АС-33) имеют максимально возможный спектр издаваемых тонов и расширенные возможности проведения различных слуховых тестов. Современные аппараты оснащены не только фиксирующим устройством, но и жидкокристаллическими мониторами, которые облегчают проведение процедуры. Результаты исследования сохраняются в памяти прибора или в компьютере, к которому устройства подключаются с помощью USB-кабеля.

Принцип работы приборов

Принцип работы тонального аудиометра заключается в определении порога слышимости синусоидальных тонов в диапазоне 125-8000 Гц. Для установления степени снижения слуха сравнивают аудиограмму, полученную на аудиометре, с нулевым порогом. В ходе исследования определяют, с тона какой частоты человек начинает слышать звук. Тональный аудиометр построен на субъективных ощущениях пациента, поэтому использоваться для объективной (независимой от обследуемого) оценки нарушений слуха, например, при проведении экспертизы нетрудоспособности, использоваться на может.

Самым современным является компьютерный аудиометр, который предоставляет информативные и достоверные результаты исследования слуховой функции. Они, как правило, представлены комбинированными аппаратами. Комбинированный аудиометр сочетает в себе функции тонального и речевого приборов. Он используется для дифференциальной диагностики разных видов тугоухости.

Чтобы провести тщательную дифференциальную диагностику причин снижения слуха, могут применяться и другие методы обследований: импендансометрия, исследование слуха с помощью ультразвука, тест СРМС (слуховой реакции в мозговом стволе) и другие.

Показания и противопоказания

Показаниями к проведению процедуры аудиометрии являются:

  • воспалительные заболевания среднего уха;
  • нарушения слуха;
  • тугоухость;
  • болевой синдром;
  • отосклероз;
  • состояние после травм уха;
  • контроль эффективности лечения;
  • подбор слухового аппарата.

Массовому обследованию на аудиометре подвергаются работники предприятий и/или цехов, на которых одним из вредных производственных факторов является шум или громкий звук.

Аудиометрия — безболезненная и неинвазивная процедура, поэтому противопоказаний к ее проведению нет.

Показатели аудиометрии

С помощью аудиометров оценивают аудиометрические показатели, к которым относятся воздушная и костная проводимость.

Воздушная проводимость

Этот показатель устанавливает, как пациент воспринимает звук, передающийся по воздуху. Снижение воздушной проводимости определяется, если у человека есть дефект в наружном слуховом проходе, структурах среднего уха, поражения слуховых нервов.

Костная проводимость

С помощью этого показателя определяют, как вибрация передается по костям черепа. Для этого вибратор аудиометра помещают на голову обследуемого. Вибрация передается по надкостнице и достигает костной улитки во внутреннем ухе. Таким образом, осуществляется прямое стимулирование внутреннего уха. При этом исследовании исключается участие структур наружного и среднего уха в формировании звука. Сравнение результатов измерения воздушной и костной проводимости позволяет провести дифференциальную диагностику уровня поражения слухового аппарата.

Если при определении воздушной проводимости порог слуха повышен, но при костной он сохранен, то тугоухость считается кондуктивной, то есть связанной с патологией наружного и/или среднего уха. При повышении слуховых порогов тугоухость считается нейросенсорной.

Практически каждый современный аудиометр оборудован генератором узко- и широкополосных звуковых колебаний. При проведении определения воздушной проводимости на одном ухе второе ухо прикрывают наушником, в который подается шум, играющий роль маскировки. При исследовании костной проводимости используют «костный телефон» (вибратор).

Тональная пороговая аудиометрия применяется для установления слуховых порогов к тонам частот от 125 до 10 тысяч Гц. Надпороговая аудиометрия оценивает способность органа слуха воспринимать и интерпретировать звуковые колебания надпороговой силы (чрезвычайно тихих или очень громких). Используют аудиометры также при проведении речевой аудиометрии, во время которой устанавливается возможность человека распознавать человеческую речь.

На рынке медоборудования представлен большой выбор аудиометров, предназначенных для исследований разных уровней сложности. Стоимость аппаратов зависит от фирмы и страны-производителя, функциональных возможностей оборудования и дополнительных опций прибора.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Аудиометрия

Аудиометрия представляет собой процедуру исследования человеческого слуха, процесс определения слуховой чувствительности к звуковым колебаниям. Посредством её проведения можно определить так называемый “порог слышимости” у пациента. Осуществлением аудиометрических исследований занимается врач-сурдолог – доктор, специализирующийся на выявлении и лечении проблем со слухом. Одним из ключевых направлений его деятельности является именно диагностика слуховых нарушений, в том числе, с помощью процедуры аудиометрии. Обычно к сурдологу пациенты попадают по направлению от терапевта или отоларинголога. В некоторых случаях необходимы и профилактические осмотры у этого доктора.

Что представляет собой аудиометрия

В нормальном состоянии человеческий слух способен воспринимать достаточно широкий диапазон звуковых колебаний. Однако, из-за различных причин, например, травм, инфекционных поражений, врождённых патологий, острота слухового восприятия может постепенно или резко снижаться, а в некоторых случаях исчезать полностью. В данном исследовании встречается понятие критерия слуховой нормы – ею считается уровень восприятия ухом пациента шёпота из источника, находящегося на расстоянии шести метров от него.

Методика проведения аудиометрии является безболезненной и безвредной для пациента, она не требует никакой специальной подготовки, для её осуществления не всегда нужны специальные приборы и аппараты, из-за чего её рекомендовано проводить и взрослым, и детям. При этом, с её помощью можно определить нарушения в работе любых отделов слухового аппарата, а регулярные профилактические осмотры такого плана позволяют выявить и предупредить потерю слуха уже на ранних стадиях появления такой вероятности. Кроме, собственно, определения самого факта снижения слуха, доктор-сурдолог в процессе аудиометрии может рассчитать степень такого снижения. Процедура обязательно проводится перед назначением слухопротезирования.

Получив результаты этой диагностической процедуры, доктор может оценить качество работы всего слухового аппарата, используя метод воздушной проводимости, или изучить функциональные возможности внутреннего уха с помощью метода костной проводимости. В первом случае звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки через наружный слуховой проход, для чего используются динамики или наушники, а во втором источник звука соприкасается с головой, вызывая вибрацию костного аппарата черепа, и, в свою очередь, колебания барабанной перепонки. Задачу стимулирования костей черепа выполняют специальные костные осцилляторы.

Разновидности аудиометрии

В зависимости от того, каким способом проводится обследование, какие аппараты и приспособления при этом используются, существует несколько основных типов аудиометрии. Наиболее простой и доступной является аудиометрия с использованием живой речи, без применения специальной аппаратуры. Приёмами этого вида речевой аудиометрии пользуются, в основном, отоларингологи, если пациент во время консультации жалуется на ухудшение слуха, заложенность ушей. В процессе проведения обследования доктор отдаляется от пациента на некоторое расстояние, после чего начинает произносить фразы и слова с разной громкостью, от обычной разговорной до шёпота. По тому, как отзывается пациент, насколько чётко и точно может повторить услышанное, врач уже может сделать определённые выводы. К сожалению, такая методика не является полностью достоверной, так как её результаты, не в последнюю очередь, зависят и от уровня развития пациента, от его возраста.

Виды аудиометрии с использованием технических приборов:

  • речевая – представляет собой методику определения восприятия речи (живой или в записи);
  • тональная и пороговая – исследует восприятие слухом пациента различных звуков, не имеющих отношения к человеческой речи;
  • надпороговая – методика, применяемая в случаях полной потери слуха. С её помощью специалист получает данные о дифференциальном пороге восприятия звука;
  • компьютерная – осуществляется с использованием специальных компьютерных систем и программ;
  • объективная – основывается на фиксации безусловных слуховых рефлексов;
  • детская – используется как метод проверки слуха у новорождённых младенцев и детей постарше.

Для отображения полученных данных об остроте слуха испытуемого используется прибор аудиометр.

Показания к проведению аудиометрии

Кроме систематических осмотров с целью профилактики нарушений слуха, существуют ситуации, когда проверка остроты слуха необходима по объективным причинам, например:

  • при заболеваниях среднего и внутреннего уха, особенно если пациент сам отмечает ухудшение слухового восприятия;
  • из-за болезней головного мозга, связанных с поражением слуховой коры мозга;
  • при получении травм ушей и головы, которые привели к снижению остроты слуха;
  • при подозрении развития профессиональной тугоухости;
  • при обнаружении тугоухости неизвестной этиологии;
  • перед подбором и установкой слухового аппарата;
  • при инфекционных болезнях уха;
  • после приёма определённых групп антибиотиков (Неомицина, Гентамицина), а также больших доз салицилатов;
  • для проверки и оценки результатов проведённого лечения.

Как происходит подготовка к процедуре

Перед тем, как приступить к исследованию остроты слуха пациента, доктор-сурдолог проводит с ним подготовительную беседу и опрос. Врач выясняет, когда начались проблемы со слухом, одно или оба уха они затрагивают, нет ли у пациента звона, болевых ощущений или дискомфорта в ушах. Также сурдолог поинтересуется, не были ли перенесены инфекционные заболевания или травмы ушей, каков уровень шума на рабочем месте пациента, есть ли у других членов его семьи проблемы со слухом.

Осмотр включает в себя визуальное изучение внешнего уха на наличие видимых деформаций, а также исследование слухового прохода и барабанной перепонки с использованием отоскопа.

Никаких специальных мер подготовки перед аудиометрией не требуется, однако, по возможности, лучше исключить до её проведения нахождение в шумных местах (дискотеках, концертах, взлётно-посадочных полосах), а также не слушать музыку в наушниках.

Децибелы и герцы

Использование децибелов в качестве единицы определения громкости звуковых колебаний обусловлено тем, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в широком диапазоне интенсивности. Например, громкость шёпота составляет около 20 дБ, интенсивность шумной музыки может колебаться от 80 до 120 дБ, а громкость реактивного двигателя доходит до 140-180 дБ. Воздействие звука громкостью более 85 дБ в течение нескольких часов может стать причиной временной потери слуха. Превышение порога дискомфорта (более 112 дБ) вызывает стойкие болевые ощущения, и также может вызывать потерю слуха.

Герцы позволяют зафиксировать такое свойство звуковой волны как частотность, или высоту звука. Герц обозначает количество колебаний воздуха в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку.
Тональность басов колеблется в диапазоне 50-60 Гц. В среднем, рабочий диапазон человеческого слухового аппарата находится в пределах от 20 до 20000 Гц. Диапазон высоких тонов находится выше 10000 Гц. Человеческая речь имеет частоту от 500 до 3000 Гц.

Порядок проведения речевой аудиометрии

Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.

Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.

Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.

В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость. В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.

Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.

Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.

Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.

Тональная и пороговая аудиометрия

Чтобы определить пределы звуковосприятия пациента, доктор проводит обследование на частотном отрезке от 125 до 8000 Гц, и устанавливает, с каких значений пациент нормально слышит звуки. Исследование такого типа проводится с применением аудиометра. Эта аппаратура позволяет использовать звуковые сигналы различной степени интенсивности – от 125 Гц, и далее по нарастающей (250, 500, 750 и более Гц), до частот в 8000 Гц. Реже используются аппараты с доступными частотами более 10000 Гц. Шаг переключения при этом составляет 67,5 Гц. Такая методика позволяет определить минимальное и максимальное значение – уровень появления дискомфортного состояния, применяя при этом и чистые тона, и узконаправленную шумовую завесу.

Используемые в данных случаях аудиометры имеют накладные наушники, представляющие собой два отдельных воздушных телефона, или же два внутриушных телефона, которые вставляются в ушную раковину. Также в их комплектации предусмотрен костный вибратор, используемый для исследования костного звукопроведения, микрофон и кнопка, предназначенные для пациента. Записывающее устройство, подключенное к аудиометру, фиксирует результаты обследования.

Помещение, предназначенное для проведения исследования, должно быть звукоизолированным. Если это требование не соблюдено, при проведении анализа результатов тестирования доктор должен принимать во внимание, что на них могут влиять внешние шумы. Впрочем, решить эту проблему способны внутриушные телефоны – их применение позволяет получить максимально объективные результаты, исключить вероятность появления коллапса наружного слухового прохода, а также снизить общий природный шум на 30-40 дБ. Уровень междоушного расслабления при этом вырастает до 70-100 дБ, что значительно увеличивает комфорт пациента при проведении обследования.

Пациенту, посредством наушников, в уши передаётся сигнал конкретной тональности, и в случае, если он его слышит, он нажимает специальную кнопку. Если доктор видит, что кнопка не нажата, он повышает тональность до того показателя, когда испытуемый услышит его и нажмёт на кнопку. Таким образом определяется минимальное значение. Максимум восприятия выявляется аналогично – когда уровень сигнала превышает предел слышимости, пациент отпускает кнопку. Результаты обследования отображаются в аудиограмме.

Нормой пороговой слышимости является громкость в 0 дБ. Переключение звуковых показателей происходит с шагом в 5 дБ, доходя до отметки в 110 дБ. Отклонение от нулевого уровня допускается не более, чем на 15-20 дБ – в таком случае результат считается нормальным.

Надпороговая аудиометрия

В случаях, когда у пациента диагностирована глухота, доктору будет достаточно сложно точно определить место и причину поражения. Для этих целей применяется метод надпорогового исследования. К нему относятся:

  • шумовые исследования;
  • тесты Фоулера и методика Люшера;
  • тесты Лангенбека.

По результатам этого типа аудиометрии можно определить, локализуется ли патология в ушном лабиринте, клетках преддверного или слухового нерва.

Метод Люшера является сегодня самым популярным. С его помощью врач-сурдолог определяет дифференциальный порог восприятия силы звуковой волны (индекс малых приростов интенсивности). Надпороговая аудиометрия позволяет сбалансировать силу звучания сигнала с помощью методики Фаулера, а также зафиксировать начальную границу дискомфорта.

Процедура обследования проводится таким образом: в наушники пациенту поступает звуковой сигнал частотностью на 40 дБ выше слухового порога. В диапазоне между 0,2 и 6 дБ осуществляется модуляция сигнала. Тестирование начинается с уровня на 20 дБ выше слухового порога, с постепенным наращиванием интенсивности звука, с интервалом в 4 секунды. За 0,2 секунды происходит прирост интенсивности звука на 1 дБ, пациент описывает свои ощущения при этом, а доктор исследует их правильность.

Доведя показатели до 3-6 дБ, врач объясняет обследуемому суть теста, и возвращает интенсивность сигнала к 1 дБ. Если диагностирован дефект звукопроницаемости, пациент в процессе способен отличить около 20% увеличения интенсивности тона.

При диагностированной кондуктивной тугоухости (нарушении прохождения звукового сигнала по слуховому пути), нормой является нарушение проводимости звуковых волн от наружного уха до барабанной перепонки, при этом глубина модуляций колеблется в диапазоне от 1 до 1,5 дБ. При кохлеарной тугоухости (неинфекционном поражении внутреннего уха) уровень распознаваемой модуляции существенно ниже – около 0,4 дБ.

Тестирование выравнивания громкости по Фаулеру, в основном, актуально при подозрении развития невриномы слухового нерва (доброкачественной опухоли), или болезни Меньера (патологии внутреннего уха, при которой в нём увеличивается количество эндолимфы). Чаще всего она проводится, если подозревается односторонняя тугоухость, впрочем, это не является обязательным правилом. При двусторонней тугоухости возможно применения данного надпорогового метода, если разность слуховых порогов обеих сторон составляет не более, чем 40 дБ. В таком случае на каждое ухо одновременно подаётся звук, имеющий пороговое значение для конкретного слухового аппарата, после чего сигнал, поступающий в глуховатое ухо, повышают на 10 дБ, подбирая при этом на втором ухе такую интенсивность, чтобы по восприятию больного оба сигнала были одинаковой тональности. Далее процедура поднятия тональности и выравнивания громкости по обоим ушам повторяется.

Компьютерная методика исследования слуха

Такой способ обследования не требует активного участия подопытного, его можно применять даже к новорождённым детям. Компьютерная аудиометрия считается наиболее достоверным и информативным способом исследования возможностей человеческого слуха, так как ни от пациента, ни от способности доктора интерпретировать результат, объективность полученных данных никак не зависит. Процедура проводится, когда пациент погружается в состояние сна. К его голове подключают специальные электроды, а в ухо с помощью наушников подаются звуковые сигналы разной частоты. Компьютерная программа фиксирует реакции мозга, и строит на их основании аудиограмму.

Объективная аудиометрия для выявления поражений слухового аппарата

Особенно часто этот способ обследования слуха применяется для новорождённых младенцев и маленьких детей. Результаты объективной аудиометрии базируются на проведении анализа рефлексов человеческого организма, которые срабатывают в ответ на определённые звуковые раздражители, и фиксируются независимо от действий или желания пациента.

Такими рефлексами являются:

  • расширение зрачка (улитково-зрачковая реакция);
  • смыкание век при неожиданном звуковом воздействии (ауропальпебральный рефлекс);
  • сокращение круговой мышцы глаза;
  • у младенцев – затормаживание сосательной рефлекторики как реакция на различную тональность звукового сигнала;
  • реакции сосудистой системы, например, степень сужения сосудов;
  • кожно-гальваническая реакция, которая измеряется как электрическая проводимость тела через кожу ладоней.

Самыми современными методами, используемыми для диагностики слуха, являются:

  1. Акустическая импедансометрия: в результате её проведения можно оценить состояние среднего уха. В рамках этой методики проводится две процедура – тимпанометрия и регистрация акустического рефлекса. Первый тип исследования даёт доктору возможность диагностировать уровень подвижности барабанной перепонки и цепочки костной составляющей слухового аппарата, позволяет определить степень противодействия воздушной подушки в полости барабанной перепонки в условиях различных микроколебаний в наружном слуховом проходе. Что касается акустического рефлекса, речь идёт о регистрации сигнала из внутриушных мышц в ответ на воздействие, направленное на барабанную перепонку.
  2. Электрокохлеография – способ диагностики, осуществляемый при искусственной электрической стимуляции слухового нерва. Такая стимуляция вызывает активацию улитки.
  3. Электроэнцефалоаудиометрия – процедура, позволяющая зафиксировать вызванный потенциал слуховых зон коры мозга (в процессе её проведения производится запись электроэнцефалограммы).

Известная эффективность такого вида обследований состоит в том, что их можно проводить по отношению к тем пациентам, кто не хочет, или не может, например, в силу возраста, контактировать с доктором-сурдологом. Такими пациентами являются психически больные люди, новорождённые младенцы и маленькие дети, обвиняемые и заключённые.

Особенности проведения детской аудиометрии

Определение нарушения остроты слуха у ребёнка представляет собой сложную проблему. Так происходит, в основном, потому что ребёнок маленького возраста, и, тем более, новорождённый малыш, просто не в состоянии определить у себя нарушение, и подробно объяснить ситуацию родителям. С детьми работать сложнее ещё и потому, что их внимание в процессе исследования сложнее удержать, они быстрее устают, из-за чего результативность может искажаться.

Аудиологический осмотр младенцев имеет чётко определённую схему, которой придерживается сурдолог. Первый приём крошечного пациента доктор может проводить уже на 3-4 день его жизни. Изначально врач осуществляет наружную отоскопию – визуально оценивает состояние наружного уха и барабанной перепонки. Учитывая специфику возраста малыша, не исключена возможность обнаружения различного рода загрязнений (серы, родовой смазки), а также наружных деформаций или гиперемии. В таких случаях дальнейшая диагностика производится не ранее, чем через 2 недели после того, как будет проведена очистка и лечение слухового аппарата.

К новорождённому может применяться метод тимпанометрии – обследования состояния барабанной перепонки и среднего уха с помощью специального зонда, который воспроизводит серию частот с определёнными характеристиками. По её результатам можно выявить патологии развития, а также наличие инфекционных воспалительных заболеваний.

Следующим этапом обследования новорождённого является регистрация и анализ вызванной отоакустической эмиссии. Известно, что в ответ на конкретное звуковое воздействие, человеческий слуховой аппарат способен генерировать ответные импульсы. Именно на этом принципе и строится указанный метод диагностики. Если в процессе были выявлены отклонения и нарушения, ребёнка направляют на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

Дети более старшего возраста, например, школьного или младшего школьного, могут проходить тестирование слуха в игровой форме – так проще добиться от них длительной концентрации внимания и заинтересованности в процессе. В основе методики лежит возможность выработки условного двигательного рефлекса как реакции на определённый звуковой раздражитель. Ребёнку предлагается выполнить конкретное движение из тех, которыми он уже владеет, в момент появления звука. Звуковая слышимость определяется в диапазоне от 250 до 4000 Гц, по отдельности для каждого уха. Звуковые сигналы подаются попеременно с разной частотой.

Понятие аудиограммы, механизмы её расшифровки

Результатом проведённого тестирования слухового аппарата является аудиограмма – показатели, преобразованные в график. По горизонтальной его оси отображается частота звука, по вертикальной – соответствующий порог слышимости, при этом ось вектора находится вверху. Отображаемый порог звуковых волн лежит в пределах от 125 до 8000 Гц.

Для каждого уха составляется отдельная аудиограмма, которая обозначается по-разному: график правого уха отмечается как AD, левого – AS. Внешний вид графиков тоже отличается – аудиограмма правого уха отображается с помощью красного цвета, а вместо точек на нём изображены кружочки. Для левого уха график отображён синим цветом и крестиками вместо точек.

На графиках показывается уровень воздушной и костной проводимости: в первом случае график выглядит как сплошная линия, во втором – как пунктир. При этом линия костной проводимости всегда расположена выше, чем линия воздушной. Расстояние между ними называется костно-воздушным интервалом, и в норме не должно превышать значение в 10 дБ.

Читая графики, доктор-сурдолог имеет возможность диагностировать тугоухость, её степень, а также наличие и характер других нарушений. Самыми распространёнными видами тугоухости, которые может определить по графику врач, являются:

  • кондуктивная (когда нарушено воздушное проведение звуков);
  • смешанная (если нарушены оба типа звукопроведения);
  • сенсоневральная (в случаях, когда костное звукопроведение повторяет воздушное).

Причины снижения слуха в некоторых случаях также отображаются на графике, например, при значении костно-воздушного интервала более 20 дБ врач делает выводы о наличии кондуктивной тугоухости, которая появляется в результате отосклероза или отита. Нельзя переоценивать значение графика для окончательной постановки диагноза. Расшифровка аудиограммы не даёт возможности сделать абсолютно точные выводы без проведения последующих исследований.

Обследуя пациента, доктору важно определить степень поражения и уровень нарушения слуха. Для этого он обращает внимание на расположение кривой графика. У пациентов с лёгкой формой потери слуха значения децибел находятся в пределах между 20 и 40 дБ, при умеренной тугоухости показатели графика определены между 41 и 55 децибелами, при умеренно-тяжёлой – от 56 до 70 дБ, а тяжёлая форма потери слуха изображена в значениях между 71 и 90 дБ. Показатели для каждого уха могут отличаться. Нормой считается диапазон от 0 до 25 дБ. График в громкости свыше 91 дБ свидетельствует об абсолютной глухоте.

Если кривая стремится вниз, это говорит о затруднённом восприятии высоких частот, и наоборот. Кривая, имеющая форму гиперболы, свидетельствует о том, что в середине диапазона потери слуха самые сильные. В таких случаях человек может воспринимать только очень громкие звуки. Показатели аудиограммы необходимы для диагностирования степени потери слуха, определения причины нарушений, её данные очень важны для процесса подбора слухового аппарата.

Нормальные показатели результатов аудиометрии

В процессе проведения диагностики, врач может сделать вывод о том, что пациент имеет нормальный уровень остроты слуха, если он способен расслышать шёпот, тиканье часов, нормальную речь. Также об этом свидетельствует симметричная нормальная воздушная и костная проводимость звука. В данном случае пациент воспринимает частоты звука от 250 до 8000 Гц при громкости 25 дБ и ниже.

При проведении анализа полученных данных, доктор обращает внимание на некоторые факторы, которые могут влиять на результаты аудиометрии, например, на наличие профессиональной тугоухости, болезни Меньера, отосклероза, перфорации или разрыва барабанной перепонки.

Возможно ли фальсифицировать результаты аудиометрии

В некоторых случаях пациентов интересует и такой вопрос. При проведении компьютерной формы тестирования, обмануть аппаратуру невозможно никаким образом, так как она фиксирует показатели, на которые человек сознательно не может повлиять. Что касается речевой аудиометрии, в данном случае испытуемый может симулировать тугоухость, делая вид, что не слышит текста, произносимого диктором.

Выдать показатели слухового восприятия выше, чем они есть на самом деле, для пациента практически невозможно, даже в условиях проведения речевой аудиометрии.

Аудиометрия является основным способом обследования состояния и функциональных возможностей слухового аппарата человека. Для установления конечного диагноза врачи нередко назначают комплексное аудиометрическое исследование, которое включает в себя несколько видов аудиометрии – речевую, пороговую, компьютерную и объективную. Все эти методики позволяют получить полные и точные данные о том, на каком уровне находится слуховое восприятие пациента, и, если диагностировано снижение слуха, что стало причиной такого снижения. Информация, собранная благодаря проведению аудиограммы, позволяет выявить нарушения и патологии, изучить их природу, определить направления их лечения. Аудиометрия обязательно проводится, если пациенту необходимо подобрать слуховой аппарат.

Процедура рекомендована и детям, и взрослым. Профилактические проверки слуха – лучший способ сохранить его остроту в норме.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Расшифровка аудиометрии слуха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *