Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях

У детей проблемы со слухом возникают по самым разным причинам. Чтобы не пропустить начало заболевания, родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в домашних условиях и на что следует обратить внимание в первую очередь. Чем раньше замечена проблема, тем легче с ней будет справиться, обратившись к врачу.

Причины и последствия снижения слуха

Нарушения в работе слухового анализатора наблюдаются примерно у 2% детей. Недооценивать такие нарушения нельзя, поскольку слух играет одну из важнейших ролей в развитии ребёнка. Он влияет на способность правильно говорить, ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к его условиям. Дети со сниженным слухом позже других осваивают речь и не проявляют особой активности в познании мира вокруг себя. Причины снижения слуха могут быть разными:

  1. Наследственная тугоухость. О ней говорят, если среди родственников есть человек с такими же проблемами. В этом случае слух детей необходимо проверять в обязательном порядке, чтобы исключить наследственное заболевание.
  2. Врождённая тугоухость. На её возникновение влияют некоторые заболевания мамы в период беременности, токсикоз, приём лекарств, вредные привычки, тяжело протекающие роды и другие факторы.
  3. Приобретённая тугоухость. Возникает вследствие заболеваний и травм. Обычные отиты, если их не лечить вовремя, могут привести к стойкому снижению слуха.

Врождённая тугоухость часто возникает в комплексе с другими не менее серьёзными патологиями. К самым распространённым из них относятся:

  • Аномалии в формировании наружного уха;
  • Заболевания глаз;
  • Сбои в работе нервной и эндокринной системы;
  • Кожные патологии;
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.

Беременным женщинам стоит очень внимательно относиться к своему здоровью и следить, чтобы этих нарушений не возникало. При любых отклонениях у матери в течение беременности проверка слуха у ребёнка обязательна.

# Нарушение Описание
1 Тугоухость Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85 дБ
2 Глухота Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо более 85 дБ
3 Поздняя потеря слуха Отмечается при потере слуха в возрасте 3-4 лет и позже. При этом они могут частично сохранить речь в связи с относительно поздним возникновением проблемы

Тугоухость, приобретённая вследствие заболевания, может быть временной или окончательной. На её возникновение влияют следующие факторы:

  • Эпидемический паротит (в народе — свинка);
  • Скарлатина (почти не встречается в наше время);
  • Корь;
  • Грипп, ОРВИ и простудные заболевания;
  • Отит;
  • Некоторые лекарственные препараты.

Первичную проверку слуха после перенесённых заболеваний можно осуществить в домашних условиях. Для того чтобы убедиться в её правильности, лучше обратиться к врачу.

Методы самостоятельной проверки детского слуха

Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.

Когда ребёнку исполняется 6 месяцев, он способен определить направление звука. Если у него отсутствует реакция на голос или другой источника звука, стоит показать его врачу.

Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.

Способы проверки слуха у младенца

В первый год жизни малыш может реагировать на звук лишь рефлекторными движениями. В домашних условиях для проверки слуха используют метод хлопков «рефлекс Моро» или гороховую пробу метода Калмыковой.

Если громко хлопнуть в ладоши, находясь вне зоны видимости, то нормально слышащий ребёнок обязательно вздрогнет. На этом основан рефлекс Моро. С его помощью любая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Тест не даёт идеального результата, но позволяет исключить врождённую тугоухость 3 и 4 степени.

Для его проведения грудничка кладём на ровную поверхность в спокойном состоянии. Это может быть кровать, стол или весы.

После этого нужно чувствительно хлопнуть в ладоши в 20-30 см от его уха и посмотреть на реакцию. Если малыш вздрогнул от неожиданности или даже заплакал от испуга, то всё нормально. Если реакции нет, то рекомендуется посоветоваться с врачом.

Для гороховой пробы — метода Калмыковой — в пластиковую бутылку засыпают горох на 30-40% от объёма так, чтобы при резких движениях бутылки раздавался громкий звук. Мама или папа должны выбрать место, где ребёнок их не может увидеть. Примерно через 5 секунд после звучания пластиковой бутылки малыш должен среагировать на звук. Далее горох меняют на любую крупу, чтобы звук был менее громким и повторяют действия.

# Наполнение Количество издаваемых децибел
1 Бутылочка с горохом 70-80 дБ
2 Бутылочка с гречкой 50-60 дБ
3 Бутылочка с манной крупой 30-40 дБ

Для сравнения, детский плач соответствует уровню в 80 дБ, а звук автомобильного гудка 120 дБ. Уровень звука в 200 дБ является смертельным для человека.

При отсутствии возможности проверить слух бутылочками с горохом или крупой, используют обычные погремушки.

Проверять необходимо оба уха, соответственно меняя своё местоположение. При проведении пробы внимательно наблюдают за реакцией малыша. Он может:

  • Моргнуть;
  • Зажмуриться;
  • Вздрогнуть;
  • Широко раскрыть глаза;
  • Замереть;
  • Повернуть голову.

Отсутствие рефлексов свидетельствует о проблемах со слухом. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Речевой тест для детей 2-4 лет

У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи. Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние. Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.

Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.

Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:

  1. Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
  2. Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
  3. Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
  4. Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.

По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:

  1. Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
  2. Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
  3. Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
  4. Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
  5. Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.

Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.

В норме восприятие обычной разговорной речи должно происходить с расстояния 5—6 метров. При этом все слова должны быть знакомы и понятны малышу. Таким же способом проверяют слух у детей школьного возраста.

Обследование у сурдолога

При обнаружении снижения слуха у ребёнка нужно немедленно обратиться к врачу. Этой проблемой занимается сурдолог. Первое обследование малыш проходит в роддоме — на четвёртый день после рождения. Сурдолог проверяет слух у детей двумя способами:

  1. Отоакустическая эмиссия. Специальный наружный зонд вводится в слуховой проход и регистрирует данные о реакции на звуки. Это пятиминутная процедура, не вызывающая дискомфорта.
  2. Реакция мозговых клеток на звук. Тест проводится с помощью электродов и наушников. Электроды прикрепляют к голове, а в наушники подаются различные звуки. Записывающее устройство фиксирует сигналы мозговых клеток в ответ на звуки разной интенсивности и тональности.

К сожалению, слабую степень тугоухости этими методами выявить нельзя, поэтому проверять слух необходимо ежегодно. Если в семье у кого-то есть проблемы со слухом, то такие проверки проводят 1—2 раза в полгода.

Видео ниже позволяет легко узнать остроту слуха самостоятельно:

Аудиограмма в клинике

Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.

Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.

Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:

  • Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
  • Нарушения в формировании звуковых оборотов;
  • Игнорирование речи родителей;
  • Постоянное переспрашивание;
  • Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
  • Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.

При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.

Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов. Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра). Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха. При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук. Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции. Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача. Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом. При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени. Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

По статистике на 1000 детей с нормальным слухом рождается 1 полностью глухой ребенок, незначительное снижение слуха у детей встречается гораздо чаще.

Врожденная глухота и тугоухость может быть наследственной

или приобретенной во время беременности и родах,

Если ребенок относится к группе риска по развитию тугоухости.

  • К группе риска по тугоухости относятся:
  • дети мать, которых во время беременности перенесла краснуху, грипп, цитомегаловирусную инфекцию, герпес, токсоплазмоз
  • токсикоз беременности
  • асфиксия плода
  • внутричерепная родовая травма
  • повышение билирубина у ребенка более 20 ммоль\л
  • гемолитическая болезнь новорожденного
  • масса тела при рождении менее 1500г.
  • недоношенность
  • применение ототоксических медикаментов
  • переношенность более 40 недель
  • наследственная тугоухость и глухота у близких родственников
  • врожденная патология челюстно-лицевого скелета и патология ушной раковины и слухового прохода
  • проведение интенсивной терапии ребенку после рождения
  • искусственная вентиляция легких более 5 дней
  • оценка по шкале Апгар от 0 до 5

В России всем детям в роддоме должны провести тест слуха.

Это скрининг- для теста применяют метод отоакустической эмиссии -тестируют ответ волосковых клеток слуховой улитки. Результат -прошел — не прошел.

— если ребенок не прошел тест слуха — возникает подозрение на снижение слуха у этого ребенка. Всем детям, которые не прошли тест слуха в роддоме обязательно тест повторяют в возрасте 1 месяца.

Скрининговый тест слуха может быть

ложноотрицательным

это означает, что тест ребенок не прошел, а слух у ребенка на самом деле в норме.

Почему? —Может быть при проверке в слуховом проходе еще была родовая смазка, или датчик был направлен не на барабанную перепонку, а уперся в стенку слухового прохода, или ребенок во время проверки громко плакал.

Может быть и острый отит, который не привел еще к снижению слуха, но тест не прошел.

Если в роддоме ребенок тест не прошел не стоит ждать целый месяц,

лучше показать ребенка врачу сурдологу-оториноларингологу после выписке из роддома.

Врач осмотрит ушки — если слуховые проходы чистые

— проведет обследование среднего уха — тимпанометрию —

чтобы исключить у ребенка экссудативный средний отит.

Если отит подтвердится -назначит лечение и после лечения — повторное обследование.

Если тимпанограмма показала, что среднее ухо работает нормально

— проводится повторно отоакустическая эмиссия — но уже не скрининг

— а расширенный тест по всем частотам.

Если при повторном обследовании результат отоакустической эмиссии “прошел”- это говорит о том, что волосковые клетки улитке работают нормально,

но слух у ребенка может быть в норме или снижен

Ложноположительный ответ отоакустической эмиссии —

При отоакустической эмиссии ответ был “прошел” —

но ребенок на самом деле не слышит или слышит плохо

— это так называемая нейропатия —когда патология не в волосковых клетках, а в слуховых проводящих путях, в среднем мозге или в коре головного мозга.

Нейропатия бывает чаще у детей из группы риска и не бывает при наследственной патологии слуха.

В данном случае понять слышит ребенок или нет и как слышит

может помочь только полное комплексное обследование:

КСВП -коротколатентные вызванные потенциалы головного мозга —

КСВП — показывают ответы всех структур слухового анализатора слуховой системы -от слухового нерва до слуховой коры.

КСВП при нейропатии как правило дают результат как при полной глухоте, но на самом деле не всегда ребенок глухой — для уточнения как ребенок слышит на разных речевых частотах — необходимо провести еще и ASSR- тест.

ASSR тест -это Регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны

При регистрации ASSR- используются другие модуляции, поэтому, если при ASSR- тесте будет виден ответ по основным речевым частотам с лучшими результатами, чем при КСВП можно будет заподозрить нейропатию, вызванную незавершенной миелинизацией слухового нерва, а не глубокой патологией мозга.

При незрелости слуховых нервов прогноз для слуха ребенка более благоприятен.

Здесь надо проводить лечение невролога и регулярное наблюдение сурдолог, так как с возрастом при незрелости слуховых путей в процессе лечения происходит созревание и слух ребенка улучшается.

Обычно не восстанавливается до нормы — но к двум годам значительно улучшается.

Именно поэтому ребенку при подозрении на снижение слуха необходимо провести весь комплекс обследований слуховой системы.

Если ребенок относится к группе риска по развитию тугоухости, родителям надо внимательно наблюдать за реакцией ребенка на разные звуки, даже если ребенок прошел тест слуха в роддоме и в поликлинике в возрасте 1 месяца, слух ребенка может быть снижен.

В ООО “Сурдоцентре” есть все необходимое оборудование и работают опытные детские врачи сурдологи для того, чтобы провести ребенку весь комплекс обследования слуховой системы и вовремя поставить правильный диагноз.

Нормальная реакция на звуки у детей

Ребенок с нормальным слухом реагирует на все звуки и речь с самого рождения,

если не реагирует — надо обратиться к сурдологу для обследования слуха.

в первые 3 месяца:

Малыш перестает сосать, или оживляется если в тихой комнате, на расстоянии 2-3 метра погреметь погремушкой, постучать или позвать ребенка.( ребенок при проверке не должен видеть источник звука).

— это безусловный рефлекс слухового сосредоточения

В возрасте от 3х до 6 мес. —

Дети могут поворачивать голову в сторону голоса мамы с 3-4 метров.

На громкие и резкие звуки ребенок вздрагивает, морщится или плачет.

В возрасте от 6 до 12 месяцев

Ребенок должен определить источник тихого звука с расстояния 4-6 метров,

он поворачивается вправо, влево и назад ища источник звука.

На любой звук ребенок к 1 году должен реагировать с одинакового расстояния.

Чем старше ребенок, тем больше расстояние.

Помните- реакция детей в этом возрасте быстро затухает и если долго стучать и греметь -ребенок перестанет реагировать на этот звук.

В возрасте 12-14 месяцев

ребенок с нормальным слухом и нормальным психическим развитием начинает говорить отдельные слова.

В активном словаре ребенка должно быть 6-10 слов,

слова могут быть лепетными, но ребенок называет предметы и действия всегда одинаково. Например -кошку -”мяу”, машину -”у-у”

К 2м. годам ребенок общается простой фразой из 2х. -3х. слов.

Если ребенок отстает в речевом развитии -надо проверить слух.

Если ребенок перенес Экссудативный средний отит или тубоотит — обратитесь к сурдологу — проверьте слух и функцию среднего уха у ребенка.

Дети в любом возрасте болеют ОРВИ,

осложнением при ОРВИ бывает экссудативный средний отит или тубоотит.

При тубоотите уши не болят, появляется ощущение заложенности уха иногда шум и снижается слух.

Ребенок не может описать эти ощущения — он начинает переспрашивать или

громко включать телевизор.

Родители иногда расценивают это как баловство и ругают ребенка.

При экссудативном отите из-за нарушении функции слуховой трубы в среднем ухе скапливается жидкость. Барабанная перепонка перестает двигаться — результат- нарушение слуха.

Если экссудативный отит не лечить в течение 1 месяца -жидкость становится густой, затем развиваются спайки — и снижение слуха становится неизлечимым.

Увеличенные аденоиды или миндалины закрывают просвет слуховой трубы и тоже развивается экссудативный средний отит, который может привести к тугоухости.

При простом осмотре уха Лор-врач не всегда может заподозрить наличие экссудативного отита, лечение не назначается во время и слух можно не восстановить.

Врач сурдолог проводит не только осмотр уха, но и обследование функции среднего уха методом тимпанометрии, проводит проверку остроты слуха методом аудиометрии или маленьким детям ASSR- тест.

Тимпанометрия

покажет как двигается барабанная перепонка, есть или нет жидкости в среднем ухе и какое давление в среднем ухе.

Лор- врачи иногда не рекомендуют удалять маленьким детям аденоиды, но

  • если экссудативные отиты повторяются несколько раз в год
  • если после излечения от отита при тимпанометрии подвижность барабанной перепонки не восстанавливается

— избежать развития тугоухости поможет только удаление аденоидов.

Да иногда они вырастают снова, иногда приходится удалять аденоиды не один раз,

но нормальный слух ребенка важнее.

Решить вопрос надо или не надо удалять аденоиды или можно полечить

— поможет обследование слуха и функции среднего уха у врача сурдолога.

Когда новорожденный начинает слышать — проверка слуха

Многих родителей начинает беспокоить, когда их малыш не просыпается от сильного шума, не отвлекается на внешние раздражители во время бодрствования. В большинстве случаев это нормально и обусловлено особенностями физиологии маленького человечка.

Проверка слуха

Причиной этого могут быть и серьезные проблемы со здоровьем. Сколько детей обычно имеют проблемы со слухом? По статистике, в среднем 15 из 1000 новорожденных имеют трудности с тем, чтобы слышать окружающий мир. Некоторые из поражений слуха настолько тяжелые, что приходится покупать слуховой аппарат.

В связи с этим нужно понимать, когда новорожденный начинает слышать, и какие есть физиологические особенности слуха у новорожденного.

Физиологические особенности

Когда у новорожденных появляется слух? В первые 2-3 дня после рождения младенец почти ничего не слышит из-за нахождения в его внутреннем ухе околоплодной жидкости. Вообще способность малыша распознавать звуки формируется еще во внутриутробном периоде.

В целом, младенец не нуждается в абсолютной тишине при засыпании, поскольку в животике мамы постоянно слышал звуки окружающих органов. Кроха может не реагировать на достаточно сильные монотонные шумы, но резкие громкие звуки могут его напугать.

Фото новорожденного

Важно! Особенность, которую имеет слух у новорожденного ребенка, в том, что он может одинаково слышать и во время сна, и в период бодрствования.

На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник.

В 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону звука и способен узнавать маму по голосу. Когда он ее слышит, успокаивается, а также умеет понимать интонацию и прислушиваться к тембру голосов разных людей.

Уже с первых дней жизни полезно давать крохе слушать детские песни, стихи, сказки. Также можно комментировать свои действия. Благодаря этому ребенок быстрее запомнит названия предметов и их предназначения, а также такие разговоры способны укрепить отношения между дитем и матерью.

Возраст первого услышанного звука

Когда ребенок начинает слышать? Впервые малыш становится способным распознавать звуки на 16-17 неделе беременности. К 20-й неделе процесс формирования слуховой системы полностью заканчивается. Начиная с этого времени, можно разговаривать с малышом. Некоторые мамы считают это бесполезным занятием, но общение в утробе помогает подготовиться к появлению на свет сына или дочки.

Плод способен понимать звуки, громкость которых превышает 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает эти звуки, но это не мешает крохе.

Интересно! Лучше всего ребенок во внутриутробном периоде понимает низкие звуки, в частности, мужские голоса. Поэтому желательно, чтобы с младенцем общался папа.

Как реагирует на звук новорожденный

Родители чаще всего беспокоятся, потому что их реакция на услышанное значительно отличается от детской. Это сбивает их с толку.

Нормальна ли резкая реакция

Если ребенок резко вздрагивает, это не означает, что с психикой крохи что-то не так. Более того, это признак нормального слуха. Через некоторое время ребенок привыкает к разным источникам шума. До двух месяцев реакции могут быть несколько судорожными, после этого они становятся более упорядоченными. На этом этапе развития младенец легко слушает спокойную речь.

Аудиоскрининг младенца

Особенно резкая реакция нормальна, когда звук был неожиданно громким или появился внезапно. Впрочем реакции младенцев отличаются уже с внутриутробного периода. Одни дети легче адаптируются к шуму, другие – тяжелее. Постепенно приучать кроху к звукам нужно с самых пеленок. Слышит ли новорожденный ребенок тихие звуки? Да, но не реагирует на них.

Проверка слуха

Как проверить слух у грудничка? Первая проверка осуществляется в роддоме, но далеко не каждое учреждение имеет необходимую аппаратуру для диагностики. Если кроха не проходила такое обследование, то нужно обращаться к ЛОРу, отологу или сурдологу. Впервые прибегать к помощи специалистов нужно в четырехмесячном возрасте, если есть какие-то подозрения, лучше сделать это раньше.

Для проверки проводят скрининговый анализ. Берется специальный датчик, который вставляется в ухо ребенка и издает звуки. В этом же устройстве есть микрофон, который анализирует ответ улитки. Далее доктор прослушивает полученную запись и определяет, есть ли поражения слуха. Если оказывается, что да, проводится дополнительное обследование.

Младенец прислушивается

Ребенку в ухо подаются сигналы разной интенсивности с целью определить степень поражения функции слуха. Также врач может применять другие методы (акустическую импедансометрию, тимпанометрию) для уточнения диагноза.

Проверять состояние слуха могут и родители, которые должны постоянно анализировать реакцию крохи на звуки окружающего мира. Не стоит сразу бояться, поскольку младенец может быть сосредоточен на чем-то другом. Если отсутствие реакции случается регулярно и не связано с отвлеченным вниманием, это может говорить о проблемах.

Кроха затыкает уши

Родителю нужно пройти следующий тест и ответить на некоторые. Если на все был дан ответ «да», то проблем со слухом, скорее всего, нет:

  1. В течение первых 3 недель вздрагивает ли ребенок, если слышит неожиданный громкий звук?
  2. Когда взрослый начинает громко разговаривать с крохой до трех недель, вздрагивает ли она?
  3. Когда ребенку исполняется один месяц, может ли ребенок повернуть голову на звук?
  4. Есть ли реакция трехмесячного младенца на голос мамы?
  5. Способна ли четырехмесячная кроха поворачивать голову в сторону погремушки?
  6. Начинается ли гуление у 2-4-месячного грудного ребенка?
  7. Начинает ли 5-месячный грудничок лепетать?
  8. Наполняется ли лепет новыми звуками в возрасте 8-10 месяцев?
  9. Может ли ребенок понимать определенные слова в 9-10 месяцев? Например, такие короткие выражения, как мама, папа, пока, дай, привет и другие подобные.
  10. Способен ли говорить простейшие слова в год?

Некоторые проблемы, описанные в нескольких последних вопросах, могут проявляться не только из-за нарушений слуха.

Интересно! Зрение и слух у новорожденных имеют разную степень развития. Малыши видят все в черно-белых тонах на расстоянии около 20-40 см, в то время как слышат они достаточно неплохо.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Сенсоневральные нарушения обычно имеют необратимый характер, поскольку они развиваются вследствие наследственных заболеваний, инфекций во время беременности, токсикозов, использования некоторых видов антибиотиков, травм, недоношенности и др. Современная медицина восстановить функции уха в этом случае не может.

Когда обращаться к врачу

Как только появляются сомнения, лучше обратиться к врачу. Если нарушения слуха имеют место быть, то своевременно начатое лечение является гарантией хорошего результата. Многие родители боятся обращаться к врачу, чтобы не услышать плохой диагноз. Не стоит переживать, потому что новости могут оказаться значительно лучше, чем родитель ожидал.

Обращаться к врачу нужно, если годовалый ребенок:

  1. Не замечает, что кто-то говорит за пределами области зрения.
  2. Кроха часто переспрашивает.
  3. Ребенок уделяет чрезмерное внимание мимике взрослого.
  4. Очень громко включает телевизор.
  5. Не слышит голос по телефону.

Как правило, проблема решается покупкой качественного слухового аппарата. Здесь главное – не упустить время. Чем раньше он будет куплен, тем лучше ребенок будет адаптироваться к социуму.

Итак, ответ на вопрос, слышат ли новорожденные дети, понятен. В первые два-три дня – нет. Потом, если они не реагируют на громкие звуки, голос взрослых, это реальная проблема.

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных голосов. Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Проверить слух у ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *