Понятие об утомлении и переутомлении. Средства восстановления

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский строительный техникум»

Реферат

По дисциплине: Физическая культура

Понятие об утомлении и переутомлении. Средства восстановления

Выполнил:

Студент 1 курса, группы СЭЗС Б

Ковальковский Виктор Вячеславович

Научный руководитель:

преподаватель Стругов Константин Анатольевич

Нижний Новгород, 2017

Введение

1. Утомление и переутомление: признаки и причины

1.1 Утомление

1.2 Переутомление

1.3 Признаки утомления и переутомления

2. Профилактика утомления и переутомления

3. Восстановление организма

Заключение

Использованные источники

Введение

Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.

Задачи работы — рассмотреть признаки утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий комплексы организма при утомлении и переутомлении.

1. Утомление и переутомление: признаки и причины

Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Различают умственное и физическое утомление, но это деление условно, так как в трудовых процессах умственный труд сочетается с физическим. Оба вида утомления — следствие изменений функций центральной нервной системы, а при физическом труде — и функций двигательного аппарата. Утомление — это снижение или потеря работоспособности.

До снижения работоспособности наблюдается дискоординация движений и вегетативных функций и снижение эффективности физиологических затрат организма во время мышечной деятельности.

При утомлении появляется усталость. Но усталость не всегда соответствует утомлению. Труд, производимый с большим интересом, с сознанием цели, вызывает положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше и больше, когда нет интереса к труду, хотя признаки утомления отсутствуют.

Особенности строения и свойств нейронов коры головного мозга обусловливают сравнительно медленное наступление умственного и физического утомления при переключении с одного вида умственной работы на другой и при периодической смене ее физическими упражнениями, а также при активном отдыхе после физической работы.

Адинамия и гиподинамия при умственной работе способствуют наступлению умственного утомления вследствие снижения функций проприоцепторов и резкого уменьшения притока проприоцептивных импульсов в нервную систему, понижающего ее тонус. При утомлении падает и возбудимость рецепторов.

Таковы безусловнорефлекторные механизмы утомления. Кроме того, утомление вызывается и условнорефлекторным путем. Обстановка, в которой многократно возникало утомление, может стать условным комплексным раздражителем, вызывающим утомление и без предшествующей работы. Обстановка, в которой производилась интересная работа, не вызывает утомления.

Умственное утомление проявляется в ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, вялости, сонливости. После интенсивного умственного труда значительно понижаются мышечные усилия и динамическая работа.

Умственное и физическое утомление зависит от здоровья, гигиенических условий труда, характера и продолжительности нагрузки.

1.2 Переутомление

Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.

В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.

Переутомление — не нормальное физиологическое явление, а нарушение функций организма. Оно возникает при многократном повторении умственной и физической работы без достаточного интервала для восстановления работоспособности, когда наступающее утомление суммируется с остатком утомления от предшествовавшей работы. Оно результат нарушения смены работы и отдыха, чрезмерной сложности и передозировки умственного и физического труда, его однообразия, монотонности или, наоборот, чрезмерного насыщения эмоциями.

Физиологическая основа переутомления — нарушение функций больших полушарий головного мозга, что проявляется в расстройстве двигательных и вегетативных рефлексов и их координации. Признаки переутомления — хронические нарушения психики: ослабление внимания, усвоения, памяти, мышления, а также головные боли, апатия, вялость, сонливость днем, бессонница ночью, ухудшение аппетита, мышечная слабость. Переутомление и перетренировка сопровождаются снижением естественных иммунологических факторов. Переутомление может привести к нервным и психическим заболеваниям. Поэтому нужно предупреждать его появление.

1.3 Признаки утомления и переутомления

Если причиной дискомфортного состояния стало умственное перенапряжение, то ранний признак утомления сводится к:

— ухудшению памяти;

— проблемам к скорости переработки информации;

— сложности сосредоточиться;

— появлению ощущения пустоты и тумана в голове.

Появление данной симптоматики связано с длительным и интенсивным умственным трудом, например, подготовка студента к экзамену, работа связана с постоянным решением умственных задач.

Если профессиональная деятельность человека связана с физическими нагрузками, это может быть тяжелая физическая работа или монотонный труд даже с небольшой нагрузкой. Например, такое состояние может наблюдаться у человека, работающего на конвейере, у спортсмена после изнурительной тренировки, у дальнобойщика после продолжительной езды и так далее. Ранний признак утомления такого характера проявляются следующим образом:

— возникает желание поспать;

— апатия;

— снижается работоспособность;

— автоматизм в действиях;

— сбой в координации движения;

— потеря внимания;

Как результат — такая ситуация может привести к несчастному случаю.

Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому. Такого человека преследует постоянная сонливость, его могут одолевать постоянные, практически не прекращающиеся головные боли, интенсивность которых на протяжении дня меняется, несмотря на постоянное желание поспать, долго не получается заснуть.

Даже после, казалось бы, спокойно проведенной ночи человек чувствует себя слабым и «разбитым». То есть за время сна организм уже не в состоянии восстановить тот объем энергии, который был потрачен на протяжении дня. Все это является результатом сниженного иммунитета.

Все эти факторы могут вызвать повышение артериального давления. В таком состоянии люди становятся неразговорчивыми.

Не проходит бесследно переутомление и для нервной системы, возникают нервные срывы, резкая смена настроения, истерики, ощущение тревоги и повышенная раздражительность.

2. Профилактика утомления и переутомления

Профилактика утомления и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные умственные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, умело подбирать нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. В повышении работоспособности и предупреждении утомления существенную роль играет минимизация усилий, затрачиваемых на поддержание позы тела, удержание инструмента, приборов и т.п. утомление переутомление гиподинамия

Меры психологической профилактики утомления. Чрезвычайно важными для поддержания оптимальной работоспособности, предупреждения нежелательных степеней напряжения являются удовлетворение результатами своих действий и другие моральные факторы.

Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т. е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выполнении одинаковой работы должна соответствовать возрастным особенностям организма.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, а также санитарное благоустройство производственных помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

Для предупреждения возникновения переутомления немаловажно находиться в хорошем расположении духа, уметь радоваться своим успехам и успехам окружающих, быть оптимистом. Лечение переутомления будет успешным только в тех случаях, когда устраняются все причины, вызвавшие ее, и нагрузка приводится в соответствии с общим режимом жизни.

3. Восстановление организма

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме, как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановлеuие, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования; 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

В комплекс восстановительных мероприятий входят самые разнообразные средства — рациональное построение тренировки, массаж, фармакологические средства, аутогенная тренировка, кислородные коктейли и др.

Особое значение приобретает изучение закономерностей восстановительных процессов, характера утомления и методов, повышающих эффективность восстановления и активного отдыха. Разумное применение средств восстановления в тренировочном (соревновательном) режиме возможно при четком понимании тренером, врачом, спортсменом сути утомления, его характера, особенностей вида спорта.

Умелое сочетание всех форм восстановления на различных этапах учебно-тренировочного процесса является залогом эффективности тренировочного процесса, дает возможность избежать неблагоприятных последствий от тренировочных нагрузок.

Изучение методов восстановления в спорте важно еще и потому, что они направлены на укрепление здоровья и продление жизни спортсменов, на создание условий обеспечивающих наиболее успешное восстановление их работоспособности.

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5-8 мин.

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, Т.е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). Он показал, к примеру, что утомленная конечность восстанавливается ускоренно не при пассивном отдыхе, а при работе другой конечностью.

Как уже стало понятно, оптимальная дозировка тренировочной нагрузки является одним из критериев эффективности занятий физической культурой. Помимо специальных тестов, которые позволяют определить уровень физической подготовки и подобрать соответствующую нагрузку, существуют способы регулярно контролировать свое состояние и тем самым регулировать интенсивность занятий.

В связи с возможностью варьировать величину тренировочных нагрузок (начиная с ходьбы) в широких пределах, абсолютные противопоказания к тренировке на выносливость весьма ограниченны:

врожденные пороки сердца и стеноз (сужение) предсердно-желудочкового отверстия;

сердечная или легочная недостаточность любой этиологии;

выраженная коронарная недостаточность, проявляющаяся в покое или при минимальной нагрузке;

хронические заболевания почек;

высокое артериальное давление (200/120 мм рт. ст.), которое не удается снизить с помощью гипотензивных средств;

ранний период после перенесенного инфаркта миокарда (3-6 месяцев и более — в зависимости от тяжести заболевания);

выраженные нарушения сердечного ритма (мерцательная аритмия и т. д.);

тромбофлебит;

гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз).

Занятия физкультурой временно противопоказаны также после любого острого заболевания или же обострения хронической болезни.

Не менее важное значение при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок, их эффективности имеет и грамотный самоконтроль, который позволяет занимающимся оперативно и регулярно контролировать текущее функциональное состояние. Он включает определение объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и оценку субъективных ощущений.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является ЧСС. Величина ЧСС, полученная за первые 10 сек. после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин. после окончания занятия. Через 10 мин. пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 сек., а через 1 час должен быть на 10—12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины.

Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 час после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.

Заключение

Подводя общий итог, хочется отметить, что рассматриваемые выше понятия — утомление и переутомление — это похожее состояние в организме человека. Такое состояние возникает у человека как от физических, так и от психических нагрузок. Утомление и переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых.

Использованные источники

4. Электронный ресурс. Режим доступа: / http://www.studfiles.ru/preview/6334538/page:2/ /Дата обращения (02.10.2017 г.)

Размещено на Allbest.ru

Утомление

Утомление – это состояние, зарождающееся вследствие чрезмерной нагрузки и проявляющееся понижением продуктивности деятельности. Возникнуть может при выполнении физических операций и решении интеллектуальных задач. Физическая усталость выражается упадком сил, снижением быстроты, точности, рассогласованностью действий. Умственная усталость характеризуется спадом плодотворности интеллектуальной деятельности, снижением концентрации, замедлением мыслительных процессов. Быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы – оно скорее «нападёт» при выполнении однообразной операции, длительном нахождении в однообразной позиции. Ритмичные движения и разносторонняя деятельность являются менее утомительными.

Что такое утомление

Современные реалии вынуждают людей всесторонне развиваться, тратить много времени на самообучение, делать стремительную карьеру, заниматься спортом. Активный стиль бытия, безусловно, лучше, нежели пассивное движение по жизненному руслу. Но в бесконечной погоне за благами цивилизации, постоянном стремлении добиться успеха большинство людей функционирует на пределе. Они забывают, что ресурс организма отнюдь неисчерпаемый.

Именно поэтому утомление сегодня стало неизменным спутником многих успешных личностей. Субъективно оно ощущается как усталость и проявляет себя временным снижением плодотворности труда. Продолжительное утомление нередко порождает переутомление, которое наносит урон здоровью. При этом прекрасная половина в большей мере склонна к переутомлению вследствие хрупкости нервной системы.

Утомлением называется преходящее функциональное состояние, являющееся результатом выполнения длительной либо интенсивной работы. Проявляется оно спадом работоспособности. Утомление является предохранительной реакцией организма от изнурения при продолжительном или напряженном труде. Физиологические сбои при утомлении имеют черты стрессовой симптоматики, которой сопутствует нарушение гомеостаза. При этом частое утомление, не переходящее в переутомление, является методом повышения функционального резерва организма. Поскольку при таком состоянии человеческий организм попадает под воздействие стрессора и сигнализирует о необходимости восстановления, после чего возвращается к обычному полноценному функционированию.

Люди часто ощущают усталость физического характера вследствие беспрерывной нагрузки, имеющей связь с телом, пребывающем либо длительный период в одной позе, либо в напряжении.

Возникать может утомление при физической и умственной работе. Бывает либо остро резвившимся, либо хронически протекает. Острая усталость наблюдается при относительно непродолжительном труде, когда уровень физической подготовки субъекта не соответствует интенсивности деятельности. Оно выражается резким спадом сердечной производительности, нарушением регуляторной функции эндокринной системы и ЦНС влияний со стороны ЦНС, избыточным потоотделением, водно-солевым дисбалансом.

Хроническая усталость являет собой следствие отсутствия восстановления после нагрузки. При данной разновидности описываемого состояния теряется способность усваивать новые моторные навыки, снижается работоспособность, уменьшается природная резистентность организма к различного рода недугам.

Утомление, вызванное физическим трудом, в котором участвуют группы мышц, именуется общим. Ему характерно расстройство регуляторной функции ЦНС, согласованности вегетативной и двигательной функций, спад результативности волевого контроля над качеством выполнения операций. Сопровождается данное состояние увеличением ЧСС, неадекватным нагрузке, снижением пульсового давления и легочной вентиляции. Субъективно рассматриваемая симптоматика ощущается в виде резкого упадка сил, сердцебиения, одышки, неспособности продолжать деятельность.

Когда интенсивная нагрузка приходится на отдельные мускулы, возникает локальное утомление. Оно обусловлено снижением лабильности и активности нервных центров, дисбалансом возбудительно-тормозных функций.

В компенсируемой фазе формирования усталости высокая работоспособность сохраняется, но поддерживается волевым ресурсом. При этом экономичность деятельности падает. Продолжение деятельности вызывает некомпенсируемое утомление, основным признаком которого является спад работоспособности на фоне ослабления функций двигательного аппарата и внутренних систем: наблюдается дисфункция надпочечников, падает активность цитохром с-оксидазы (дыхательный фермент), выраженные процессы анаэробного энергетического обмена порождают накопление недоокислённых веществ и снижение щелочного резерва крови.

Причины

Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.

Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.

Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:

– плохие условия деятельности;

– неблагоприятные условия быта;

– воздействие негативных факторов среды (например, шума);

– эмоциональный стресс;

– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.

Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:

– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;

– продолжительные промежутки между деятельностью;

– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;

– недостаточная физическая подготовка;

– вредные привычки;

– недостаточный уровень физического развития.

Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:

– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;

– монотонном или однообразном труде;

– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);

– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;

– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;

– изнуряющем длительно текущем заболевании;

– отсутствии полноценного питания.

Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.

Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.

Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.

Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.

Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.

Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).

Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.

Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.

Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.

Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.

Основные признаки утомления

Рассматриваемое состояние является физиологическим. Зарождается оно как результат различного рода деятельности. Однако первичная симптоматика утомления довольно разнообразна, что обусловлено генезисом состояния. Так, например, усталость породила интенсивная интеллектуальная работа, то признаки умственного утомления включают: ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, снижение быстроты трансформации информации, возникновение ощущение пустоты в голове. Появление описываемой клиники обусловлено продолжительной и напряженной интеллектуальной работой (студенческая сессия, бухгалтерские квартальные отчёты).

Если профессиональная сфера деятельности индивида предполагает физическую нагрузку, ранние признаки физического утомления следующие: сонливость, понижение работоспособности и продуктивности труда, апатия, появление автоматизма в операциях (то есть индивид выполняет задачи бездумно, механически), сбой координации, увеличение расхода энергии, нарушение внимания, рост количества брака. Среди вегетативных проявлений можно акцентироваться на таких: увеличение потоотделения, учащение пульса, гиперемия дермы, потребность сделать вдохи более глубокими и участить их.

При перегрузках любой этиологии меняется состав крови, а у организма возникает потребность ускорить её передвижение в капиллярах. За выполнение этой задачи ответственна сердечно-сосудистая система. Поэтому интенсивная физическая деятельность, прежде всего, затрагивает функционирование миокарда, поскольку увеличиваются объёмы крови, растёт уровень заполнения и опорожнения его желудочков. Организм тем временем вынужден затрачивать больше усилий, сжигая больше ресурсов, дабы получить необходимую энергию для функционирования мышц.

Основным элементом восполнения энергии и питания является кислород, поступающий через дыхательные органы. В состоянии бездействия человеческому организму надобно в минуту до 300 см3 воздуха (количество обусловлено половой принадлежностью и возрастом). При интенсивных физических операциях потребность в О2 приумножается в разы, что приводит к увеличению объёмов вентиляции лёгких.

Ранними признаками физико-химических изменений можно считать оседание в волокнах мускул токсинов, молочной кислоты и иных продуктов метаболических процессов.

Признаки утомления условно подразделяют на объективные проявления и ощущения субъективного характера.

К первым причисляют:

– учащение дыхания;

– понижения продуктивности деятельности;

– ослабление чувства осторожности;

– нарушение восприятия;

– рост давления;

– учащение сердечного ритма;

– спад концентрации.

Среди субъективных ощущений выделяют такие:

– понижение мышечного тонуса;

– локальная усталость (индивид ограничено чувствует усталость, например, в нижних конечностях);

– появляется огромное желание прекратить всякую деятельность;

– при физическом труде в конечностях возникает лёгкое подёргивание и слабость.

Помимо перечисленных категорий проявлений, существуют ещё и внешние признаки утомления, а именно:

– изменение оттенка кожных покровов (тон дермы может варьироваться от тускло розового цвета до пунцового с ярко выраженным цианозом, что обусловлено интенсивностью нагрузки);

– усиление функционирования потовых желез (при незначительной интенсивности нагрузки наблюдаются крошечные капли пота, преимущественно в лобной зоне лица, при тяжёлом труде – потоотделение довольно обильное, также могут появляться солевые пятна на месте потения);

– нарушения в координации двигательных операций (вначале деятельности движения индивида скоординированы и требуют меньших энергетических ресурсов, при утомлении двигательные акты становятся рассогласованными, возникает тремор, покачивание).

Виды утомления

Классификация видов усталости обусловлена содержанием деятельности работы. При интенсивном интеллектуальном труде возникает нервно-психическое утомление, а при чрезмерной, однообразной либо продолжительной телесной деятельности появляется мышечное или физическое утомление.

Нервно-психическое утомление порождает спад продуктивности деятельности вследствие сбоя в центральной нервной регуляции. Типичными симптомами считаются: замедленная трансляция информации, ослабление мыслительных функций, когнитивных процессов, ухудшение сенсорной перцепции. Рассматриваемый вид усталости сопровождает отвращение к профессиональной деятельности и низкая результативность труда. Иногда вслед за описанной симптоматикой может прийти депрессивный настрой, тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность.

Ниже перечислены ситуации, способствующие наступлению нервно-психической усталости:

– продолжительный интеллектуальный труд, требующий концентрации, высокой компетентности;

– тяжёлая телесная работа;

– монотонный и однообразный ритм деятельности;

– некомфортные условия деятельности;

– конфликтные ситуации;

– нарушение питания, различные хвори, семейные проблемы.

Рассматриваемая разновидность утомления может ликвидироваться в отличие от физической усталости если:

– одна деятельность, порождающая усталость, сменяется другой;

– организм оказывается в состоянии страха или тревоги, при опасности;

– происходит смена обстановки;

– возобновляется интерес к выполнению задачи, например, по причине появления новой информации;

– изменяется настроение.

Физическая усталость наступает как следствие изменений в мускулах, вызванных продолжительным телесным трудом. Обусловлено оно исчерпанием энергетического ресурса и скоплением молочной кислоты. Данные процессы и вызывают спад продуктивности деятельности.

Данному виду утомления сопутствуют следующие нарушения: ослабление силы, снижение точности и ритмичности движений, рассогласованность двигательных актов, что свидетельствует о причастности к формированию физической усталости нервных структур, отвечающих за движение.

Поскольку существует принципиальная общность рассматриваемых вариаций утомления, то сегодня приобрела широкое распространение классификация, базирующаяся на локализации усталости в структурах нервной системы. Поэтому также выделяют и сенсорное утомление (нарушение деятельности органов чувств), которое бывает информационным (информационная перегрузка или дефицит информации) и перцептивным (сложность в обнаружении сигнала), и эффекторное утомление (спровоцированное интенсивной физической активностью, локализуется, как правило, в участках ЦНС, отвечающих за движения).

Профилактика

Поскольку базисом для развития утомления является устойчивое несоответствие промежутков отдыха длительности и интенсивности труда, то самым важным профилактическим методом коррекции, цель которого состоит в недопущении доведения до усталости организма, будет правильная организация дня.

Также как уже отмечалось выше, возникновению состояния изнурённости организма способствуют неблагоприятные условия деятельности, неорганизованный быт, плохое питание, недостаток сна, громкие или интенсивные звуки. В этом случае профилактика утомления должна заключаться именно в корректировке дискомфортной обстановки.

Помимо того быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы: значительно стремительнее оно приходит при деятельности, сопровождающейся напряжением мышц, вследствие однообразной позы. Менее утомительны для человеческого организма ритмичные движения.

Итак, можно обозначить следующие профилактические коррекционные мероприятия, предупреждающие зарождение утомление, а именно:

– своевременный отдых, который может быть активным (прогулки) либо пассивным (сон);

– увеличение промежутков отдыха между выполнением отдельных задач;

– физиологическая рационализация деятельности (подразумевается антропометрическая совместимость, охватывающая учёт параметров человеческого тела, возможности обозрения пространства вокруг, положения индивида при работе, то есть организация места труда, расположение его составляющих должны быть сопоставимы антропометрическим данным работника, а также его психофизиологическим характеристикам);

– регламентация физической нагрузки и интеллектуальной деятельности;

– оптимизация рабочей позы (следует учитывать физическую тяжесть деятельности, размеры рабочей области, необходимость перемещения в ней работника в ходе выполнения задач, технологические специфики процесса деятельности, статическая нагрузка рабочего положения, время пребывания);

– механизация деятельности, санитарное благоустройство помещений (микроклиматические условия, освещённость, кубатура, вентиляция, эстетическое оформление);

– использование методов, направленные на повышение потока афферентных стимулов в ЦНС, к примеру, выполнение гимнастики, самомассаж;

– дыхательная гимнастика;

– применение фармакопейных препаратов, понижающих утомление, к примеру, препаратов глюкозы, элеутерококк, витамины;

– аутогенная тренировка.

Важным профилактическим этапом является внедрение в организации, предприятии, учреждении наиболее рационального режима деятельности и отдыха, то есть разработка оптимальной системы смены периодов работы перерывами между ними. Также надобно учитывать, что продолжительность промежутков отдыха при выполнении одинакового задания должна отвечать возрастным спецификам организма.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии утомления обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Нервное и физическое переутомление: симптомы и что делать

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет сильное переутомление. Вам станут известны характерные признаки данного состояния. Вы выясните, по каким причинам оно может развиваться. Ознакомитесь со списком возможных действий в такой ситуации. Узнаете о том, как нужно себя вести, чтоб предупредить развитие переутомления.

Общие сведения

Переутомление является ответной реакцией организма на длительное воздействие раздражителей разного рода.

Переутомлением называют особое состояние, которое характеризуется излишней сонливостью, сниженной активностью, раздражительностью, недостаточностью внимания, проблемами с памятью. Некоторые люди убеждены: «для того, чтоб восстановить свои силы и побороть переутомление достаточно хорошенько выспаться». В реальности, если уже имеет место серьезная проблема, длительный сон ситуацию не поправит. На самом деле, именно отсутствие возможности восстановления утраченных сил путем хорошего сна и указывает на наличие переутомления.

Стоит отметить, что ранее данное состояние диагностировалось исключительно у взрослых. Сегодня же оно не редкость и у детей, особенно у тех, из которых родители хотят вырастить гениев.

Различают такие виды переутомления:

  • умственная усталость;
  • физическое переутомление;
  • эмоциональное;
  • нервное.

Данное распределение является условным, так как на практике зачастую эти виды переплетаются между собой. Они могут проявляться последовательно, идя друг за другом, а могут и проявляться одномоментно.

Возможные причины

Постоянный стресс нередко становится причиной переутомления

Переутомление не может возникнуть из ниоткуда, ему предшествует длительное воздействие негативных факторов.

  1. Так обязательно приведет к истощению отсутствие нормированного труда и отдыха. Когда человек больше трудиться, чем отдыхает, со временем серьезно переутомляется.
  2. Постоянный стресс, состояние повышенной тревожности приводят к развитию переутомления.
  3. Негативная атмосфера в домашнем кругу может вызвать развитие перенапряжения не только у взрослого, но и у ребенка.

Провоцировать данное явление могут также следующие факторы:

  • плохие бытовые условия;
  • неудовлетворенность своей работой, в частности уровнем дохода;
  • проблемы в личной жизни;
  • отсутствие сбалансированного питания, нехватка необходимых минералов и витаминов;
  • негативный взгляд на жизнь, человек все видит в черных тонах;
  • трудоголизм;
  • интенсивные тренировки.

Симптомы переутомления нередко отмечаются у детей подросткового возраста. Связаны они с гормональными изменениями в организме.

Появление переутомления у детей возможно по таким причинам:

  • излишняя нагрузка в школе или в дошкольном учреждении;
  • отсутствие правильного рациона;
  • переизбыток посещаемых секций, которые выматывают как физически, так и эмоционально;
  • отсутствие правильного дневного распорядка
  • наличие постоянных конфликтов в семье или в школе.

Важно знать, что даже ребенок грудного возраста может испытывать переутомление. Причиной тому может послужить отсутствие гармоничных условий, о которых должна заботиться мать малыша.

Характерные проявления

К общим признакам любого переутомления относят:

  • частые простудные заболевания;
  • ухудшение памяти;
  • изменение температуры тела;
  • проблемы с артериальным давлением;
  • появление апатии;
  • постоянное чувство усталости;
  • бессонницы;
  • снижение дееспособности;
  • изменения в эмоциональном плане, в частности появление раздражительности.

К признакам переутомления, появляющегося у детей, относят:

  • раздражительность;
  • плаксивость;
  • чересчур длительный дневной сон;
  • ухудшение аппетита или полное его отсутствие;
  • рост или снижение температуры;
  • проблемы со сном;
  • появление истерик.

Проявления физического типа

Для физического типа характерно постепенное развитие. Первоначально человек испытывает небольшую усталость и минимальную болезненность в области мышц. Зачастую данные признаки остаются без должного внимания. Индивид и дальше ведет активный образ жизни, занимается спортом. При отсутствии своевременного восстановления, ситуация начинает усугубляться, отмечаясь такими признаками:

  • растет температура тела вплоть до 39 градусов;
  • появляются проблемы со сном;
  • возникают болезненные ощущения в грудной клетке;
  • мышечная боль становится интенсивнее;
  • появляется апатия;
  • снижается аппетит, следом за ним и масса тела;
  • характерно наличие тахикардии;
  • возможен рост артериального давления.

Признаки умственного переутомления

Данный тип нередко воспринимается людьми в качестве обычной усталости. При этом личность убеждена, что сможет восстановиться после отдыха. Но в особо запущенных случаях, не обойтись без специальной терапии.

Среди ранних симптомов умственного переутомления различают;

  • боли в голове, возникающие время от времени, без видимых на то причин;
  • непроходимая усталость;
  • бледный оттенок лица;
  • под глазами возникают устойчивые синяки;
  • перепады артериального давления;
  • бессонница;
  • покраснение склер глаз.

При запущенном состоянии присоединяются:

  • проблемы с памятью;
  • тошнота и даже рвота;
  • нервозность;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сильная раздражительность.

Следует знать, что данный тип имеет три этапа развития.

  1. Легкая стадия. В наличии такие признаки переутомления, как проблемы с засыпанием, не возможность восстановления после ночного сна.
  2. Второй: возникают проблемы с органами пищеварения, ухудшается аппетит, изменяется цвет кожи, глаз, у мужчин может наблюдаться снижение потенции, у женщин — нарушение менструального цикла.
  3. Третий проявляется неврастенией, излишней возбудимостью и раздражительностью, практически полным отсутствием ночного сна.

Эмоционального типа

Эмоциональное — также разрушительно. Провоцируется излишним стрессом, приводящим к сильному эмоциональному выгоранию, которое в данном случае рассматривается, как защитный механизм.

Проявляется следующим образом:

  • наличие заторможенной реакции;
  • апатия, вялость;
  • снижение тактильной чувствительности;
  • возможно ослабление вкусовых рецепторов;
  • снижение эмоциональности;
  • перепады настроения;
  • раздражительность;
  • желание побыть наедине с собой;
  • наличие беспокойного сна, возможны ночные кошмары и бессонница.

Эмоциональный тип переутомления является опасным явлением, нередко приводящим к депрессивному состоянию.

Вызвать такой тип может тяжелая обстановка в семье, наличие напряженной нервной работы, серьезные потрясения, переизбыток, как отрицательных так и положительных эмоций.

Проявления нервного переутомления

Излишняя раздражительность и повышенная нервозность могут быть признаками нервного переутомления

Нервное переутомление проявляется нарушением передачи импульсов нервных клеток. Отмечаются такие проявления:

  • головные боли;
  • общая слабость;
  • сонливость на постоянной основе;
  • ухудшение тактильной чувствительности;
  • мышечная усталость.

Провоцировать такое перенапряжение может: нервная работа, стресс, негативное воздействие на сенсорные органы, в частности постоянный шум, неприятные запахи. Способствующими факторами могут являться повышенная тревожность, наличие фобий.

Нервное истощение переходит в нервные тики, невроз, астеническое состояние.

Что делать

В особо запущенных случаях не обойтись без помощи специалиста

При наличии такой проблемы обязательным является комплексный подход. Первоначально можно обратиться за помощью к терапевту, который уже перенаправит или к неврологу или к психотерапевту. Так терапия может включать следующие подходы:

  • наличие аутотренинга;
  • расслабляющие массажи;
  • прием витаминных комплексов;
  • коррекция питания, которое должно быть полноценным и регулярным;
  • наличие оптимального уровня физических нагрузок, в частности лечебная физкультура;
  • активные прогулки минимум полтора часа в день;
  • прием особых ванн, в частности кислородной, вибрационной, жемчужной или хвойной;
  • принятие душа в зависимости от конкретного переутомления могут назначаться, как контрастный, так и горячий душ.

Медикаменты могут назначаться в очень тяжелых случаях и только врачом.

Меры предосторожности

Как и с любым заболеванием, лучше предупредить развитие переутомления, чем страдать от его течения, думая о том, как его побороть. Для этого вам понадобится придерживаться определенных правил.

  1. Не стоит загонять себя на работе, быть трудоголиком. Выходные дни обязательно посвящайте отдыху, берите отпуск, проводите его с семьей, а не дома с рабочими бумагами.
  2. Если ваша профессия связана с физическими нагрузками, то, приходя домой, обязательно занимаетесь умственной деятельностью. Если же вы ваша работа связана с интеллектуальной активностью, то не забывайте о ежедневной физической нагрузке.
  3. Позволяйте своему телу расслабляться. Это могут быть и сеансы массажа, и посещение сауны или бани, или занятия духовными практиками, такими как йога, медитация. Нелишним будет расслабиться и при помощи ароматерапии, приема ванны с аромамаслами.
  4. При появлении первых признаков переутомления недопустимо пытаться расслабиться при помощи спиртного, так как попадание в организм токсических веществ еще больше усугубит ситуацию.
  5. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, изолируйте себя от негативного воздействия.
  6. Отправляясь ко сну, не смотрите трагические фильмы, не слушайте заводную музыку. Последние часы бодрствования должны быть расслабляющими.
  7. Помните о том, что нельзя наедаться перед сном, а также употреблять кофеин содержащие напитки.
  8. Важно обращать внимание и на внешние факторы:
  • регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь;
  • ежедневно отправляйтесь на прогулку, даже если на улице плохая погода;
  • большое значение уделяйте полноценному питанию, наличию в рационе всех групп продуктов;
  • грамотно распределяйте свое время, отводя часы на отдых и активность;
  • важно соблюдать здоровый сон, спать не меньше 8 часов в сутки.

Теперь вам известно, как избавиться от любого переутомления. Важно понимать, что в случае загона себя до состояния истощения вы вредите всему своему организму, нанося здоровью непоправимый ущерб. Такие жертвы ни к чему. Научитесь планировать свою, жизнь чередовать время на отдых и активные действия, не переутомляйте себя.

Аттестация педагога учебно-методический материал по теме

Тест по педагогике

для учителей и преподавателей общеобразовательных дисциплин,

претендующих на высшую и первую квалификационные категории

1). Выбрать правильный ответ

1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

  1. Образовательная программа.
  2. Учебный план.
  3. Государственный образовательный стандарт.
  4. Закон «Об образовании».

2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

  1. Учебник.
  2. Учебный план.
  3. Учебная программа.
  4. Рабочая тетрадь.

3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

1. Закон «Об образовании».

2. Национальная доктрина образования в РФ

3. Базисный учебный план.

4. Государственный образовательный стандарт.

4. Под сформировавшейся в образовательном процессе системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности в новом стандарте общего среднего образования понимаются:

  1. Личностные результаты
  2. Метапредметные результаты
  3. Предметные результаты

5. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. — это

1. Педагогические технологии

2. Педагогические правила

3. Педагогические закономерности

4. Педагогические принципы.

6. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции — это:

  1. Стратегия
  2. Подход
  3. Технология
  4. Методика

7. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

1 Принцип фундаментализации

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования.

8. Включение в содержание образования деятельностных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т. п. является отражением:

  1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
  2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
  3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования.
  4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества.

9. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

  1. Преобразующей функции педагогической деятельности
  2. Информационной функции педагогической деятельности
  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности
  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

10. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образцы другим людям составляет основу:

  1. Преобразующей функции педагогической деятельности
  2. Информационной функции педагогической деятельности
  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности
  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

11. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

  1. Непосредственно-педагогические
  2. Организационно-педагогические
  3. Коррекционные
  4. Методические

12. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

  1. Методические
  2. Креативно-педагогические
  3. Организационно-педагогические
  4. Непосредственно-педагогические

13. Суждение «Определяют тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение, направлены на решение частных педагогических задач, отражают частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь» характеризует

1. Педагогические принципы

2. Педагогические приемы

3. Педагогические правила

4. Педагогические методы

14. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

  1. Методический прием
  2. Правило
  3. Метод
  4. Технология

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

1. Принцип открытости

2. Принцип вариативности образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип полноты образования

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов — это

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

1. Подход

2. Методика

3. Технология

4. Метод

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

  1. Принцип культуросообразности
  2. Принцип индивидуализации
  3. Принцип природособразности
  4. Принцип личностной ориентированности

19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр на уроках физики относится к группе педагогических задач, называемых:

  1. Типовые
  2. Творческие
  3. Нештатные
  4. Импровизационные

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

  1. Научение
  2. Исследование
  3. Педагогическое общение
  4. Воспитание

21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

  1. Проектирование
  2. Исследование
  3. Организационно-методическая работа
  4. Педагогическое общение

22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

  1. Новшество
  2. Нововведение
  3. Инновация
  4. Технология

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

  1. Ведущему источнику знаний.
  2. Характеру умственной деятельности учащихся.
  3. Ведущей дидактической цели.
  4. Логике рассуждений.

24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:

  1. Уровню общетеоретического представления
  2. Уровню учебного предмета
  3. Уровню учебного материала
  4. Уровню процесса обучения

25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

  1. Новшество
  2. Нововведение
  3. Технология
  4. Эксперимент

2). Поставить в соответствие

26. Поставить в соответствие критерий правильности педагогического действия (успешность; технологичность; полезность; эффективность) и его сущность:

— Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным

— Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение

— Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде

— Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами

1. Успешность

1. Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде

2. Полезность

2. Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным

3. Эффективность

3. Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами

4. Технологичность

Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение

27. Поставить в соответствие вид компетентности педагогического работника (информационная; правовая; коммуникативная; профессиональная) и его параметр:

— Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникативными способами

— Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

— Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми

— Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

28. Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ (спиральный; линейный; концентрический) и его сущность:

— Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания

— Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний

— Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения

29. Поставить в соответствие метод обучения (систематизирующий; познавательный; преобразовательный; контрольный) и соответствующую ему дидактическую цель:

— Творческое применение умений и навыков

— Восприятие, осмысление, запоминание нового материала

— Обобщение и систематизация знаний

— Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция

30. Поставить в соответствие функцию оценки (информационная; воспитательная; диагностическая; мотивационная) ее характеристику:

— Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала

— Выявление причин образовательных результатов

— Поощрение и стимулирование учебной деятельности

— Формирование адекватной самооценки ученика

31. Поставить в соответствие методологическое требование к педагогической технологии (воспроизводимость; управляемость; концептуальность; эффективность)

— Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов

— Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей

— Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата

— Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами

32. Поставить в соответствие форме обучения (фронтальная; коллективная; групповая; индивидуальная) ее характеристику:

— Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

— Взаимодействие учителя с одним учеником

— Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами

— Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях

33. Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи (ценностно-смысловой; прогностический; деятельностный; социопрактический) и его сущность:

— Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания

— Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам

— Механизм управления функционированием и развитием идеи

— Способ реализации идеи в практике

34. Поставить в соответствие образовательный подход (герменевтический; личностно-ориентированный; деятельностный; социокультурный) и особенности его применения в образовательном процессе:

— Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества

— Формирование «человека активного», субъекта действия; концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества

— Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности

— Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла

35. Поставить в соответствие метод обучения (репродуктивный; проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; исследовательский) и особенности его реализации:

— Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают

— Ученик выполняет действия по образцу учителя

— Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

— Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

36. Поставить в соответствие названию компоненты учебника (творческая; информативная; эмоционально-ценностная; репродуктивная) ее сущностную характеристику:

— Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)

— Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

— Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности

— Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия

37. Поставить в соответствие тип педагогического анализа (психологический; дидактический; методический; самоанализ) и его основную задачу:

— Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание

— Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

— Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

— Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

38. Поставить в соответствие тип педагогического опыта (передовой совершенствующий; передовой преобразующий; личный; массовый) и характеристику сооветствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:

— Обладание основами профессии

— Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы

— Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов

— Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы

39. Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов (текущий; периодический; итоговый; предварительный) и целевую ориентацию контроля:

— Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью

— Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

— Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям

— Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса

40. Поставить в соответствие группе методов:

— Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский

— Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез

— Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов

— Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый

основание их классификации (степень активности познавательной деятельности; логический подход; дидактическая цель; соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся)

3). Установить последовательность

41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:

  1. Уровень общего теоретического представления.
  2. Уровень учебного предмета.
  3. Уровень учебного материала
  4. Уровень процесса обучения
  5. Уровень структуры личности ученика

42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:

  1. Информационно-рецептивный метод.
  2. Репродуктивный метод
  3. Метод проблемного изложения
  4. Частично-поисковый метод
  5. Исследовательский метод

43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения

  1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
  2. Введение проблемной ситуации
  3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
  4. Проверка произведенного решения
  5. Рефлексия

44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления

  1. Концепция содержания образования
  2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования
  3. Содержание циклов учебных курсов
  4. Содержание учебного курса.
  5. Содержание учебной дисциплины внутри курс

45. Установить правильную последовательность шагов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:

  1. Формулирование запроса на необходимую информацию
  2. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
  3. Организация сбора и обработки информации
  4. Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе.
  5. Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования

46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:

  1. Изучение образовательной программы учебного курса
  2. Определение основных блоков тематического плана.
  3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
  4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
  5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:

  1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
  2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
  3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
  4. Внедрение и распространение новшества
  5. Перевод новшества в режим постоянного использования

48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока

  1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
  2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
  3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
  4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
  5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи

49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока

  1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
  2. Содержательная характеристика темы урока
  3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
  4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке.
  5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности

50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта

  1. Организационный этап
  2. Теоретический поиск
  3. Накопление и обработка фактического материала
  4. Оценка фактического материала и принятие решений
  5. Пропаганда, распространение, внедрение опыта

Классификация рабочих состояний. Психическое утомление

Праксические (от лат. praxis- труд) или рабочиесост-я – это сос-я, возник-е у ч-ка как след-е особенностей условий труда.

• Относит-но устойчивые и длительные по времени сост-я -определяют отношение ч-ка к данному конкр-мупроизв-ву и конкр-му виду труда. (удов-ти – неудов-ти работой, заинтересо­ванностью работой — безразличием) в большинстве случаев отражают общий псих-й настрой коллектива.

• Временные, ситуативные, быстро проходящие сост-я. Возника­ют из-за неполадок и неурядиц в про­изводственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

• Сост-я, возникающие периодически в ходе трудовой деят-ти (состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

Классификация рабочих состояний

функцио­нальные состояния — следствие проф деятель­ности ч-ка, любая деят-тьхар-ся тремя основными эл-ми: осознанностью цели, наличием средств деятельности и получаемым результатом.

Таблица 1 Связь психических состояний с условиями труда (по М.К. Тутушкиной)

Психические состояния Составляющие условий труда
Осознание цели Достаточность средств Очевидность результата
Функциональный комфорт + + +
Психическое утомление + +
Психическая напряженность + +
Отсутствие мотивации + +
Стресс +
Монотония +
Тревожность +
Индифферентное состояние

Психическое утомление

Психическое утомление возникает, когда получение желае­мого результата требовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой. Состояние ожидание результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления. (таблцель- осознана, средств- достаточно, но имеет место трудность в получении желаемого резуль­тата).

Человек чувствует себя «выжатым лимо­ном». Он и готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил; запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внима­ние. Снижение интенсивности психической деятельности может вызы­вать депрессию, а вместе с ней приходит раздражительность и вспышки гнева.


Работа- сопровождается уменьшением производительности (ко­л-ыйпок-ль) и эффективности (качественный пок-ль) труда.

Утомление рассматривается с 3-х сторон:

a) со стороны субъективной — как психическое состояние;

b) со стороны физиологических механизмов;

c) со стороны снижения производительности и качества труда.

Утомление свое­образно переживаемое псих-е состояние (по Левитову), вкл ком-ты:

1. Чувство слабосилия.работоспособности сниж-ся, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это сниж-е работосп-ти выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверен­ности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продол­жать работу.

2. Расстройство внимания.внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, не­устойчивым.

3. Расстройства в сенсорной области.расстройствам тех рецепторов, которые принимают участие в рабо­те. (читает — «расплываться» в глазах строчки)

4. Нарушение в моторной сфере.в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

5. Ухудшение памяти и мышления.

6. Ослабление воли.

7. Сонливость — как выражение охранного торможения.

Стадии утомления

1. Относительно слабое чувство утомления.Производ-ть труда падает незначительно. Усталость прояв-ся так: несмотря на тяжелую изнурительную работу, ч-к чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Стадия хар-ся нарастанием сопротивляемости утомлению.

2. Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим.это понижение зачастую от­носится только к качеству,а не к количеству труда.

3. Остро переживаемое утомление, которое может принимать форму переутомления. Показатели работы либо резко снижаются, или при­нимают «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека со­хранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускориться, но оказаться неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек чувствует невозможность продолжать работу, переживая при этом бо­лезненное состояние.

Классификация рабочих состояний. Стресс.

Праксические (от лат. praxis- труд) или рабочиесост-я – это сос-я, возник-е у ч-ка как след-е особенностей условий труда.

• Относит-но устойчивые и длительные по времени сост-я -определяют отношение ч-ка к данному конкр-мупроизв-ву и конкр-му виду труда. (удов-ти – неудов-ти работой, заинтересо­ванностью работой — безразличием) в большинстве случаев отражают общий псих-й настрой коллектива.

• Временные, ситуативные, быстро проходящие сост-я. Возника­ют из-за неполадок и неурядиц в про­изводственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

• Сост-я, возникающие периодически в ходе трудовой деят-ти (состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

Признаки переутомления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *