Мир замер в страхе перед лицом новой угрозы. Страны закрывают границы, люди уходят в режим самоизоляции, и даже православные в некоторых храмах прекращают богослужения. Как в этой ситуации быть нам, христианам в России? Стоит ли посещать церковь или же, наоборот, остаться в воскресный день дома?

Что за вирус такой?

Вы уже миллион раз услышали и столько же прочитали о том, как зимой 2019 года в китайском Ухане у 44-х пациентов была выявлена пневмония ранее неизвестной формы. Уже сегодня заболевших в Поднебесной более 80 000 тысяч, а вирус вышел за пределы Юго-Восточной Азии. К 19 марта во всем мире официально насчитывалось 209 000 заболевших с примерным ежедневным приростом в 16,5 тысяч человек. Болезнь не обошла «спокойную» Европу, в особенности Италию, где коронавирус буквально за пару недель превратил целую страну в зону карантина с высочайшей в мире смертностью. Ряд государств, в том числе и Россия, ограничили воздушное сообщение с другими государствами. Кто-то закрыл границы. При этом число выявленных заболеваний как в мире, так и в нашей стране ежедневно растет.

COVID-19, как по-научному называют страшный вирус, представляет собой острую респираторную инфекцию, передающуюся воздушно-капельным путем, а также после соприкосновения с поверхностями, на которых вирус присутствовал. Болезнь может протекать в легкой или тяжелой форме, поражает дыхательные пути, особенно тяжело переносится людьми пожилого возраста или теми, кто имеет хронические заболевания, такие как астма, диабет, болезни сердца.

Лекарства от коронавируса нет. Либо болезнь проходит сама по себе, либо дает осложнения с разными вариантами развития вплоть до летальных. Увы, вирус уже забрал на тот свет 9861 человека (данные на 20 марта 2020 – прим. «ЕлицыМедиа»). Люди уходят в самоизоляцию, переходят на удаленную работу, ограничивают социальные контакты, реже выходят на улицу. Массовые мероприятия отменяются, доля перемещающихся на общественном транспорте значительно сокращается. Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь: для священнослужителей и мирян, особенно Московской городской епархии, был выпущен перечень рекомендаций по проведению богослужений и посещению храмов.

Церковь против чумы

17 марта решение Священного Синода Русской Православной Церкви была выпущена инструкция для настоятелей храмов в связи с распространением коронавирусной инфекции. Подробнее ознакомиться ней можно здесь: http://www.patriarchia.ru/db/text/5608607.html

В частности, Синод рекомендует во время Таинства Причастия после каждого верующего протирать лжицу (ложку) пропитанным спиртом платом, теплоту (разбавленное водой вино) для запивания Святых Даров давать из одноразовых стаканов, а губы причастников протирать одноразовыми салфетками. Соборование предлагается производить одноразовыми ватными палочками с последующим сожжением, а просфоры раздавать в гигиенических перчатках. Иконы и кресты необходимо после каждого прикладывания верующих обрабатывать специальным раствором, а все пространство храмов регулярно в течение дня проветривать. Церковь также призывает оказывать помощь на местах пожилым прихожанам, привозя им на дом продукты питания.

Некоторых верующих эти призывы смутили. Дескать, неужели Бог не защитит своих верных чад от вируса, тем более в церковной ограде? Синод напомнил, что в Священном Писании есть слова и на этот счет: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). А прихожанам с признаками ОРВИ рекомендовал отложить посещение богослужений до полного выздоровления. Чтобы не подвергать риску заражения ближних.

Как побеждали чуму?

Спиридон Триумфутинский

Эпидемии в истории человечества случались неоднократно. И Православная Церковь, состоящая из людей, также принимала удар на себя. По молитвам верующих неоднократно Бог через Своих святых приходил на помощь людям.

Так, святитель Спиридон Тримифунтский спас греческий остров Корфу от чумы. В Рождество Христово 1629 года на острове были выявлены 4 случая заболевания бубонной чумой. Болезнь быстро распространилась на Корфу, многие жители умерли. По сообщениям современников, траурный колокол на острове не утихал вплоть до Недели Ваий 1630 года. Отчаявшиеся жители собрались в Лазареву субботу в храме святителя Спиридона у его мощей и принялись просить о помощи в борьбе с болезнью. И чудо совершилось. Вскоре святой начал являться во сне многим заболевшим и обещать им исцеление. Так и случилось. Ночью стражники видели над храмом Спиридона знамение − зажженную свечу. В Вербное воскресенье чума внезапным образом прекратилась, а все заболевшие выздоровели.

Подать записку на молебен о здравии ближних к мощам святителя Спиридона можно здесь:

Чума, как и коронавирус в наши дни, захлестнула Рим в 590 году. Заразившись, умер римский Папа. Новым понтификом был избран святитель Григорий Великий. Он был убежден, что вспышка чумы произошла из-за множества грехов жителей города. По распоряжению Григория ежедневно совершались покаянные молебны и крестные ходы. В один из дней святитель увидел над городом архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны. После этого события чума отступила.

Подать записку на молебен о здравии ближних архангелу Михаилу можно здесь:

Архангел Михаил

В 1873 году в подмосковном Бибирево бушевала эпидемия холеры. Народ, как водится, принялся организовывать крестные ходы. Монахи Троице-Сергиевой Лавры пришли в район с чудотворной иконой преподобного Сергия. Случилось это 13 июля. В какой-то момент икона вырвалась из рук иноков и полетела по воздуху. Интересно, что после чудесного события эпидемия закончилась. В благодарность жители с той поры регулярно 13 июля совершали благодарственный молебен преподобному Сергию.

Подать записку на молебен о здравии ближних к мощам преподобного Сергия можно здесь:

Сергей Радонежский

В 1905 году эпидемия брюшного тифа, кори и оспы разбушевалась в Курской губернии. События совпали с прибытием в регион для работы… Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, будущего святителя Луки. Врач с горячностью и рвением взялся за работу, смело решившись лично объезжать всех больных на территории губернии. В итоге, благодаря кропотливой работе и личной святости Валентина, сотни людей получили исцеление. Впоследствии сами жители, услышав о деятельности хирурга, приходили за десятки километров к врачу от Бога. Эпидемия вскоре утихла. Мало сказать, что причиной исцеления больных был только медицинский талант святителя. Он всегда говорил, что в своем деле призывал на помощь Бога.

Подать записку на молебен о здравии ближних к мощам святителя Луки можно здесь:

Лука Крымский

Отдельно стоит рассказать о том, как Божия Матерь приходила верующим на помощь во время чумы. Во время эпидемии в Новгороде в 1352 году от иконы Богородицы «Знамение» получали исцеление заболевшие чумой. А летом 1654 во время чумы прославилась исцелениями заболевших Иверская икона Божией Матери, пребывавшая в Алексеевском монастыре Москвы.

Подать записку на молебен о здравии ближних к иконам Богородицы можно здесь:

Икона Божией Матери “Знамение” Иверская икона Божией Матери

Почему так происходит?

Столь масштабное событие как пандемия коронавируса, невозможно без участия Бога. Очевидно, что совпавшая по времени с периодом Великого поста, «новая чума» служит предупреждением всему человечеству. Наш мир сегодня называют пострелигиозным, потому как вера Бога значительно уступила место человекоцентричности. Похоже, Господь напомнил людям, что они забыли о по-настоящему важном – заботе о душе. Ведь если человек не будет заниматься духовным развитием и стремлением к Богу, Он не сможет нас спасти. Мы свободны в том, как проводить свои земные дни. И только испытания заставляют нас вспоминать о Боге.

Он напомнил нам о том, что жизнь на земле носит временный характер, а смерть очень близка. Бог показал людям, что они в одночасье могут оказаться беспомощны, несмотря на высочайший уровень развития технологий и медицины. Господь дал возможность через карантинные меры государственного уровня затвориться в домашних кельях, уделить время молитве и заботе о близких. Через потрясение мирового уровня Бог пытается достучаться до наших огрубевших сердец.

Давайте в эти дни усилим нашу молитву и поблагодарим Бога, как говорил Иоанн Златоуст, за все. Подать записку на благодарственный молебен ко Господу нашему Иисусу Христу можно здесь:

Господь и Бог наш

С Божией помощью мы преодолеем эту эпидемию.

Сайт Горловской и Славянской епархии

Возможно ли в принципе заражение через Причастие и прикосновение к храмовым святыням? Стоит ли ограничить посещение храма на время эпидемии? Как поступить, если рядом во время богослужения кто-то кашлянул? Что будет, если власти запретят христианам собираться вместе и совершать литургию?

Причащаясь, можно заразиться?

Непосредственно через Причастие мы заразиться не можем. Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Безусловно, мы должны как сознательные граждане принимать определённые меры предосторожности во время общения с людьми. Тем более что эти меры советует нам соблюдать Священный Синод Русской Православной Церкви. 11 марта он дал рекомендации о том, что запивку после Причастия желательно подавать в одноразовой посуде, а иконы следует протирать с использованием антисептиков. Однако от самого Причастия человек заразиться коронавирусом не может.

Помимо коронавирусной инфекции есть масса других не менее тяжёлых заболеваний: гепатит, туберкулёз. Неужели мы, каждый раз подходя к Чаше, будем думать о том, кто причащался перед нами: а вдруг это человек с открытой формой туберкулёза или гепатитом С?

В моём храме стоит специальный дезинфицирующий раствор. После каждой службы сотрудники храма тщательно протирают все иконы. Независимо от коронавируса, в храм приходят разные люди, с разными болезнями. Если вы боитесь заразиться, не целуйте иконы. Но если вы уже пришли в храм, значит, вы доверяете Богу и Святой Церкви. Зачем тогда иначе вы пришли в церковь, где возле вас будет стоять множество людей? А если решили в храм не ходить, не ходите и в другие общественные места — ведь там тоже легко заразиться.

Говорить, что всё в храме святое, и потому заболеть там невозможно, я бы не стал. Мы общаемся с людьми, к чему-то прикасаемся и оставляем там свои бактерии и вирусы. Причастие свято, и заболеть через него коронавирусом нельзя. Но через запивку и даже через ручку дверей храма — вполне возможно. Храм — место общественной молитвы. Туда приходят люди со своими заболеваниями. Но верующий человек старается видеть во всём волю Божию и доверяет Богу.

Пока мы доберёмся до храма, мы проедем в общественном транспорте, повстречаем немало людей. Однако далеко не все люди могут закрыться дома и никуда не выходить: нам нужны продукты, чтобы питаться, нужно ходить на работу и зарабатывать средства для жизни. Сколько мы сможем просидеть дома взаперти? День, два, неделю? Рано или поздно мы выйдем на улицу. Говорить: «Я не буду ходить в храм, чтобы не заболеть», — но при этом идти в магазин за едой — здесь есть лукавство.

Кроме того, сейчас определённые силы могут использовать коронавирус как предлог для нападок на Церковь: давайте закроем храмы, давайте запретим причащать… Но ведь мы понимаем, что если вирус распространится по всему миру, абсолютно закрыться и избежать его мы не сможем.

Коронавирусы — это большое семейство вирусов, которые вызывают заболевания органов дыхания. Считается, что источник их распространения — азиатские виды летучих мышей. Вирус прошёл цепочку от них к хищным млекопитающим — гималайским циветам, или виверрам, которые питаются летучими мышами, — и затем к людям. Каким образом и зачем люди контактировали с дикими животными, тем более ведущими ночной образ жизни и старательно избегающими человека?

За циветами охотятся те, кто ищет лёгкий заработок больших денег, а финансируют ловлю хищных зверьков самые состоятельные люди. Из мускуса, выделяемого железами анального прохода виверры, делают очень дорогие французские духи, а прошедшие этот же анальный проход кофейные зёрна, которые зверьки обожают поедать не меньше, чем летучих мышей, собирают и продают как один из самых дорогих в мире сортов кофе — копи-лувак. Стоимость одного килограмма такого кофе, который уже побывал в желудке и кишках азиатского зверька, составляет порядка 700 долларов. И хотя каждому из нас в детстве мама говорила, что нельзя поднимать с земли и есть всякую гадость, богатые люди планеты считают, что могут себе позволить пренебрегать этим правилом.

Предыдущие эпидемии подобных вирусных заболеваний — SARS (тяжелый острый респираторный синдром, с 2002 года) и ближневосточный респираторный синдром (MERS, с 2012 года) — также передались людям через цивет. Они успели распространиться в 37 странах и, согласно официальной статистике, за восемь лет унесли жизни порядка двух тысяч человек из 7,7 миллиардов проживающих на Земле и из десяти тысяч заражённых.

Новым коронавирусом согласно данным на 13 марта 2020 года заразились 135 801 человек, из которых 70 352 уже выздоровели, а 4 974 погибли.

Несмотря на пока ничтожную в масштабе планеты статистику, государства принимают все возможные карантинные меры, чтобы избежать распространения вируса — ведь по сей день лекарства от него не найдено.

Первые симптомы

Обычные симптомы заболевания — кашель, повышенная температура, затруднённое дыхание, слабость, головокружение, головные боли, реже диарея. В тяжёлых случаях бывают осложнения, связанные с работой внутренних органов. Хотя они могут быть симптомами и целого ряда других болезней, если вы их заметили, лучше принять карантинные меры и вызвать врача.

Как избежать возможного заражения?

Всемирная организация здравоохранения предлагает набор рекомендаций: регулярно мыть руки с мылом или антисептическими средствами на спиртовой основе, при чихании и кашле прикрывать рот и нос, не трогать руками глаза, нос и рот, держаться на расстоянии от людей с кашлем, повышенной температурой и другими симптомами заболевания, подвергать тщательной термической обработке мясо и яйца, избегать контактов с дикими животными, а при повышении температуры, кашле и затруднении дыхания как можно скорее обращаться за медицинской помощью. Хотя на создание препарата, который смог бы уничтожить коронавирус, уйдёт по меньшей мере год, медики помогут облегчить симптомы и увеличить шансы на выздоровление.

При этом всемирная организация здравоохранения подтвердила, что через письма и посылки из Китая, а также контакты с домашними кошками и собаками заразиться коронавирусом невозможно. На поверхности предметов вирус способен сохранять жизнеспособность лишь очень непродолжительное время — гораздо меньше, чем посылка идёт из Китая.

Причастие как панацея?

Не стоит подходить ко Причастию, чтобы принять его исключительно или главным образом для здоровья, причащаться каждый день, надеясь, что так мы сможем избежать заражения. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом, и причащаемся для того, чтобы омыть свои грехи Кровью Христовой, соединиться со Христом. Но если в мыслях человека Бога нет, а есть только страх коронавируса, то зачем такому человеку причащаться? Зачем подходить к Чаше, если он в этой Чаше не видит Христа?

Когда мамы говорят своим детям о Причастии: «Сейчас ты будешь кушать булочку/просфорочку/варенье», — это очень неправильно. Ко Причастию должны подходить те, кто осознаёт, к чему они подходят. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Самого Господа нашего Иисуса Христа. У такого человека нет страха, что он заразится.

Часто мы подходим к духовной жизни с категориями и мерками жизни земной: я причащусь и буду здоров, или что-то у меня наладится. Это неправильный подход. Наша Родина — на Небесах, в Царствии Божием. Богослужение и Причастие — это не гарантия здоровья или обеспечения каких-то других земных благ. Такие гарантии всегда давали языческие жрецы: принеси жертву, и у тебя всё будет хорошо. Церковь никогда так не ставила вопрос. Она всегда говорила: живи со Христом и исполняй Его заповеди, чтобы твоя жизнь была угодна Ему. Но мы не приносим жертвы для того, чтобы у нас были какие-то земные блага. Мы хотим свою жизнь уподобить жизни Христа.

Если думать: «Я причащусь и не заболею, или выиграю в лотерею», — это извращение самой христианской веры. Если ты христианин, ты жаждешь Христа и хочешь, чтобы Он был в твоей жизни. А успех в делах, здоровье — категории земные. Да, Господь помогает нам, когда мы о чём-то Его просим, но сугубо для нашего спасения. Болезнь может быть тоже волей Божией — чтобы человек образумился и перестал грешить, задумался о своей жизни. Таких случаев, когда через болезни, стихийные бедствия, другие несчастья человек поворачивается к Богу — миллионы.

После Причастия человек не становится способным освящать всё вокруг. После того, как ты подошёл к запивке, Причастие пошло внутрь тебя и растворилось в тебе. Мы не освящаем через это посуду, из которой едим, или огрызки от яблок. И микробы вокруг себя мы, конечно же, не убиваем. Нельзя расценивать Причастие как антибиотик, который уничтожает микробы внутри нас.

Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если человек с истинной верой подошёл к Чаше и причастился Святых Христовых Таин, молился Богу об исцелении, Господь может через Своё Причастие исцелить этого человека Своей силой. Но говорить, что это правило и так непременно произойдёт, значит расписаться за Бога или же предъявить Ему требование: «Я подхожу к Чаше, и, значит, Ты меня обязательно исцели. Я грешен, не живу по заповедям, но Ты должен это сделать, потому что я подошёл». Такой подход в корне неверен. Всё происходит по нашей вере, молитве, но и по воле Божией. Даже сидя в своих домах взаперти, мы не сможем избежать болезни, если для спасения нашей души Господу будет угодно нам её дать.

Мы не можем знать, что точно происходит в момент Причастия. Кто-то из святых видел, как Господь кого-то причащал на расстоянии или, наоборот, человек, подходя к Чаше, оставался не причащённым из-за своих грехов. Но если мы будем всё это примерять к себе, это дерзость: мы расписываемся за Бога. Если человек заболел и не хотел бы никого заражать, но он имеет желание причаститься, всегда можно позвонить в храм и попросить, чтобы священник причастил его на дому.

Всё в этом мире происходит по воле Божией. Если в мире распространилась такая эпидемия, может, нам нужно о чём-то задуматься? Посмотреть в сторону Неба и подумать о нашей жизни?

Рискуют ли священники и прихожане?

Не стоит и, наоборот, опасаться сразу после Причастия искушений и болезней по причине того, что бесы недовольны. Это тоже распространённый миф. Лукавый дух, конечно же, не может быть доволен тем, что человек причастился. Однако если человек подходит к Чаше с мыслями о Христе и единении с Ним, бесы здесь бессильны, как бы они ни старались. Если же человек подходит ко Причастию с мыслями о коронавирусе, инфекциях и своих личных проблемах, то бесы довольны.

Искушения, безусловно, бывают. Чем больше человек начинает жить христианской жизнью, чем больше видит своих пороков и недостатков, тем больше встречает искушений. Это нормально для христианской жизни.

Священники причащают на дому самых разных людей с самыми различными заболеваниями. Мы, наверное, тоже очень рискуем, но всегда полагаемся на волю Божию. Недавно я освящал противотуберкулёзный диспансер. Побывал в отделениях, где лежат больные туберкулёзом. Мне дали маску, я совершал молитву в ней. Я против того, чтобы священники сейчас совершали Божественную литургию в масках, так мы можем ввести в искушение прихожан. Однако если все придут в масках, я не буду против, если священник тоже её наденет.

Как относиться к рекомендациям смотреть богослужение по телевизору?

Нас призывают не приходить в храмы, причащаться реже, чтобы меньше выходить на улицу. Правда ли, что причащаться часто вовсе не обязательно? Я всегда был противником того, чтобы Причастие помещать в какие-то рамки и графики: причащаться три раза в пост, столько-то раз в год… Это должно быть внутренней потребностью человека. Если человек живёт с Богом и по заповедям Божиим, у него возникает потребность причаститься Святых Христовых Таин.

Начинается Великий пост, за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кульминация всего этого богослужения — Святое Причастие. Мы можем молиться, поститься, но если мы не подходим к Чаше и не причащаемся, мы оставляем незавершённой нашу молитву. Зачем тогда ты молился, если не хочешь соединиться с Богом? Выше Божественной литургии ничего нет. Кульминация молитвы — подойти к Святой Чаше и омыть свои согрешения Кровью Христа.

Живите христианской жизнью, и вам захочется причащаться. Вы не будете откладывать Причастие на потом. Те, кто причащается раз в год или реже, не живут христианской жизнью. Для них это просто какой-то обряд или символ. Это не истинная вера.

Молитва дома, наблюдение за богослужением по телевизору не могут заменить живое участие в богослужении и Причастие. А если эпидемия продлится год, два? Как священник, такой отказ от богослужения я не поддерживаю.

Власти Европы запрещают общественные богослужения

В числе предпринимаемых властями карантинных мер в ряде стран Европы действует запрет на совершение массовых общественных богослужений, в том числе Божественной литургии, если число её участников превышает 100 или 250 человек — везде по-разному. Поэтому одним из первых своё обращение к духовным чадам опубликовал епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, правящий архиерей Лондонской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей:

«В разных странах, входящих в нашу епархию, местные органы власти будут издавать различные инструкции и указания для управления и контроля над распространением и последствиями этой недолговременной проблемы здравоохранения. Мы настоятельно призываем всех наших верующих ознакомиться с этими практическими предписаниями (которые, например, включают более частое мытье рук или внимательное отношение к личной гигиене) и в таких вопросах спокойно и разумно придерживаться этих официальных указаний, продолжая в добросовестном спокойствии решать вопросы повседневной жизни.

Если в отдельных регионах будут введены ограничения на поездки или другие оградительные меры, мы будем соблюдать их в тишине и покое. В подобных случаях мы должны быть для мира примером благочестивого доверия Богу, которое ведет не к беспорядочной тревоге, а скорее к продолжению жизни в умиротворенном духе и невозмутимой опоре на Божественную волю.

В наших храмах мы продолжим совершать богослужения, таинства и обряды, и, прежде всего, подносить и принимать Святые Дары, точно также как мы это делали всегда. Ни один искренне верующий христианин не может на мгновение принять то, что Святые Дары (Причастие) могут стать источником болезней или плохого здоровья: ни в коем случае! Таинства Христовы являются истинным лекарством для наших душ и тел и не приносят ничего, кроме жизни — Вечной Жизни».

Общественные богослужения планируют запретить и в Киеве, а на входах в храмы проводить санитарный контроль. Об этом говорится в Протоколе заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций КГГА.

Примером нападок на Церковь в условиях эпидемии стала заметка по поводу смерти украинки от коронавируса, опубликованная в «Московском комсомольце» с заголовком «Умершая от коронавируса украинка заразила других через иконы» — погибшая была верующей и посещала храм… Вместе с тем, пока у нас нигде не появляются заголовки о заражении через товары на рынках или в супермаркетах и призывы закрыть эти общественные места с несравненно более массовым скоплением людей. В Чехии и других странах, где было зафиксировано много случаев заражения, рынки закрыты, и даже приостановлено железнодорожное и автобусное сообщение, но храмы открыты.

Священный Синод Русской Православной Церкви в ответ на подобные реакции и нападки опубликовал своё обращение, в котором отметил, что Церковь никогда не отказывала никому в духовном окормлении и таинствах во время эпидемий: «Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах. Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции».

Вместе с тем, Синод призвал к неукоснительному соблюдению санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях. В частности, он рекомендовал использовать санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон и одноразовые стаканчиков для запивки после таинства Святого Причащения. Во всех храмах Русской Православной Церкви они соблюдаются.

А в Московской епархии порекомендовали организовать ежедневное измерение температуры священнослужителей, церковнослужителей и других сотрудников приходов, подворий и монастырей, а также использовать бактерицидные излучатели закрытого типа.

Что было бы, если бы у нас вышел запрет на совершение литургии?

Провоцировать людей, пренебрегая запретами властей, христианам не стоит. Если не разрешают проводить крестный ход, общественные молебны — не проводите. Если вдруг так случится, что выйдет запрет от властей на совершение литургии, на этот вопрос даст разъяснения правящий архиерей. Но впадать в панику или отчаиваться христианам не стоит. В любом случае, возможность причащения верующих священниками на дому всегда остаётся. Но, честно говоря, я не думаю, что до этого дойдёт.

Если рядом в храме кашлянули…

Когда я увидел репортаж о том, что происходило в Санжарах и как там встречали наших соотечественников, меня это просто шокировало. Люди потеряли всякий христианский и человеческий облик. Это просто ужас. Если вы встретили в храме или на улице больного на вид человека, просто посоветуйте ему лечиться и оставаться дома. Можно спокойно сказать, что ему не стоит заражать других людей и самому переносить болезнь на ногах.

Как реагировать, если вы узнали, что ваш сосед или прихожанин вашего храма болен? Мы шесть лет живём в условиях военных действий. Мы совершали богослужения под снарядами, и они прилетали в наши храмы. Но мы не остановили богослужения и не разбежались кто куда. Христиане надеются на волю Божию и трудятся в меру своих сил, остаются вместе. Коронавирус, любой другой вирус — христиане и в этих условиях продолжают оставаться людьми.

Если вы знаете одинокого человека, который болен какой-то опасной болезнью, принесите ему еды. Наденьте маску, соблюдайте все меры предосторожности, но оставайтесь людьми. Ведь рано или поздно мы предстанем перед Престолом Господа и дадим ответ о том, как мы прожили свою жизнь. Христианин призван любить и творить добро. А любовь проявляется как раз в тяжёлые моменты — в условиях войны, эпидемии. Возможно, Господь позволяет распространяться этим болезням для того, чтобы люди сплотились и стали человечнее.

Протоиерей Николай Марковский

Как будут причащать во время эпидемии коронавируса

Сюжет: Пандемия коронавируса.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

8. При совершении «общих соборований», то есть Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.

— В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Приложение

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

  • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
  • 3% перекись водорода;
  • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
  • 75% этиловый спирт;
  • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).

Патриархия.ru

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

Как успокоиться во время коронавируса

История с коронавирусом конечна. Она в основном закончится через несколько месяцев или пару лет. Но за это время многие потеряют физическое или душевное здоровье не от вируса, а от паники, от чрезмерной тревоги, которой они поддались. Как не поддаться?

Кто и почему паникует

В этот период тревога становится опасно высокой у тех людей, у кого она и до этого была повышена. Если вы привыкли тревожиться о близких, о различных опасностях, если тревога доставляла вам много неприятных минут, значит, вы – тревожный человек.

Почему тревожных людей много, а универсального ответа на вопрос «как победить тревогу» нет?

Потому что тревога – это не какое-то самостоятельное заболевание. Подобно тому, как высокая температура – симптом множества различных заболеваний, тревога – симптом множества различных психологических проблем. Чтобы справиться с тревогой, необходимо диагностировать ту психологическую проблему, которая является источником тревоги именно у тебя, и дальше уже провести соответствующие этой проблеме психотерапевтические мероприятия.

Решить проблему повышенной тревожности в корне вполне реально, но, конечно, эта статья написана не для того, чтобы просто сказать вам: ищите психолога.

Тревога и бесы

Лично мне очевидно, что территория психологии – это не какая-то параллельная реальность, свободная от действия обычных духовных законов. Если у человека повышена тревожность, это не значит, что он страдает только от психологических проблем, а сам безгрешен.

Конечно, нет! Все душевное тесно связано с духовным, и бесы никогда не упускают тех возможностей мучить человека, которые им открывает его психологическое несовершенство. Поэтому и в механизме тревоги они активно участвуют, атакуя человека теми самыми навязчивыми мыслями, которые так сильно беспокоят тревожных людей в этот период:

  • Не заболею ли я в тяжелой форме?
  • Не заболеют ли в тяжелой форме мои близкие?
  • Не потеряю ли я работу?
  • Смогу ли я покупать продукты?
  • Смогу ли я выплачивать кредит?

Сопротивляться тревоге – значит не унижать себя подчинением обману бесовскому

Поэтому сопротивляться тревоге стоит не только потому, что тревожиться – это мучительно и вредно для здоровья, но и для того, чтобы не унижать себя подчинением обману бесовскому и не злорадовать демонов. (Слово «радость» едва ли к ним применимо.)

Помните, что для навязчивых мыслей характерно то, что они всегда лживы. Ложь – орудие сатаны. Не доверяйте этим мыслям! Рассуждайте так: если лжецы внушают мне это, значит, скорее всего ничего такого не случится.

Тревога и неизвестность

Любая тревога всегда опирается на неизвестность. Если бы мы сейчас могли прочитать в интернет-изданиях 2022 года всю статистику смертей и экономического ущерба от эпидемии, которая к тому времени закончится или будет угасать, мы бы сразу успокоились. Даже если окажется, что жертв в масштабах человечества будут миллионы, что вполне вероятно.

Но на данный момент возможны варианты, и поэтому воображение с помощью бесов рисует нам какие-то неясные, но почему-то очень-очень страшные угрозы.

В психологии есть такой прием борьбы со страхами – представить, что произошло самое худшее из того, что могло произойти. Этот способ можно применить и здесь. Постарайтесь определить, чего именно вы боитесь в связи с эпидемией, и представьте, что это произошло в самом-самом худшем варианте. Например.

  • Эпидемия продлилась не полгода, а два года.
  • На планете умерло 5 миллионов человек (в основном пожилых).
  • Отошел к Богу кто-то из ваших пожилых родственников.
  • Вы потеряли работу (потом нашли другую, менее оплачиваемую).
  • Вам пришлось питаться только рисом и хлебом, и вы два года не ездили на море.
  • Вы не смогли оплачивать кредит (но банк дал отсрочку).

И, представив все это, смиритесь с этим. Вам станет намного легче.

Информационная диета

Но если после этого вы снова полезете в интернет смотреть очередные «новости эпидемии», вариться в этом котле фактов, слухов и паники, то здравое, мирное состояние вновь покинет вас и вы снова начнете тревожиться.

Для людей с повышенной тревожностью в этот период абсолютно необходимо жесткое ограничение количества потребляемых новостей! Скажем, два раза в день, каждый раз не более 10 минут.

Поскольку соцсети переполнены этим, не получится себя ограничивать в новостях и слухах, если не ограничить себя в соцсетях. А для этого вам стоит найти себе другие занятия. Чтение книг, забота о близких или не очень, какие-то развивающие курсы… – есть масса полезных занятий, которые не только отвлекут вас от тревожащей суеты, но и принесут конкретную пользу и успокоят вас. И доставят удовольствие!

Смирение и доверие к Богу

Во многих странах закрыты храмы, у нас введены профилактические меры на богослужениях. Нельзя исключить вероятности того, что даже у нас, в России, в случае расширения эпидемии посещение храмов может быть ограничено на некоторое время.

Значит ли это, что Бог побеждается какой-то злой силой, которая на наших глазах вопреки воле Божией овладевает планетой и человечеством? Подобно черному-черному покрывалу, которое окутывает голубую-голубую планету?

Конечно, нет! Все происходит и будет происходить по воле Божией. А значит, на благо человечеству.

В чем заключается это благо, мы с вами не знаем. Но можно не сомневаться, что, как обычно, когда Господь совершает что-то масштабное, польза будет многообразной.

Например, меня удивляло, почему Бог позволяет медицине совершать такие успехи. Хотя и отдельным болезням, например раку, Он тоже позволяет делать большие успехи, все-таки средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличивается, что явно приводит к кичению атеистов, которые воображают, что власть над жизнью и смертью – в руках человеческих. И вот теперь данное заблуждение будет поколеблено, и некоторые вспомнят о Боге.

Смиренно переносить испытания легко – потому что так мы доверяем любви и всемогуществу Господа

Так будем же смиряться перед этим бедствием как перед рукой Божией. Смиренно переносить все легко – гораздо легче, чем терпеть, потому что мы доверяем любви и всемогуществу Того, Кого видим источником этих событий.

Мы знаем, что, как бы ни был велик масштаб бедствия, внимания и силы нашего Отца достаточно для каждого из нас. А значит зло либо не коснется нас, либо те испытания, которые мы переживем, будут полезны для нас.

Каждый за себя?

Часто людям с повышенной тревожностью свойственна некоторая враждебность – у этих явлений одни и те же корни. В этот период враждебность может выражаться в ощущении, что перед нами стоит задача выжить вопреки действиям окружающих людей. Вместо них. В магазинном бою урвать свой рулон туалетной бумаги или пачку риса. На работе не быть уволенным – пусть лучше увольняют других. А если придется лечь в больницу, чтобы аппарат ИВЛ достался тебе (твоему родственнику), а не кому-то чужому.

Людей, имеющих шаткое материальное положение, может обуревать зависть к тем, у кого положение более стабильное, и ощущение, что ты самый уязвимый из всех, а потому должен действовать более решительно, агрессивно, а может быть, даже не совсем честно, чтобы урвать свой кусок материального благополучия. Такие люди и являются двигателями паники.

У многих нервозность, связанная с ситуацией, проявляется во враждебном поведении в соцсетях.

Но враждебность, агрессия только усугубляют наше психологическое состояние и подогревают тревогу. А успокаивает нас, наоборот, здоровый коллективизм. То есть понимание, что все мы на одном корабле и каждый должен заботиться не только о себе, но и обо всех. Уверен, что людям, которые сейчас заботятся о бабушках в своем подъезде, хорошо и мирно на душе.

Сейчас самое время стать добрее и внимательнее к чужим людям. И вспомнить, что для нас, христиан, ближним является всякий человек, с которым мы соприкасаемся.

Нужно это в первую очередь нам самим.

Активная духовная жизнь

У некоторых людей тревога может доходить до такой степени, что страдает даже духовная жизнь. Человек так погружен во все эти новости, их переживание и связанные с ними панические действия, что ему и молиться некогда.

Возможна и другая крайность: молитва вроде продолжается, но она превратилась в вопль тревоги: «Спаси!.. Помоги!.. Убереги!..»

Вопль тревоги не является молитвой! Вспомним наставление: «Пребывай беспечальным при твоем Господе»

Но вопль тревоги не является молитвой! Вспомним, что сказал кто-то из святых: «Пребывай беспечальным при твоем Господе». То есть когда мы действительно молимся, мы сознаем, с Кем говорим, доверяем Ему свою жизнь и жизни близких и помним о суетности всего земного. Поэтому, когда мы начинаем молиться, тревога, если и была, уходит.

Конечно, в это время не стоит терять свою духовную жизнь. Стоит, наоборот, ее усилить. И не забывать, что мир души – это признак и плод правильной духовной жизни.

Сейчас мы и наша духовная жизнь проходим испытание. Чего мы стоим, и чего стоит наша вера?

Отличный момент стать более полноценным христианином и более совершенным человеком!

Бог и инфекция. Как мировые религии реагируют на коронавирус

В дни потрясений и бед люди часто обращаются за надеждой и утешением к высшим силам и тем, кого считают их земными представителями, – священникам, проповедникам, религиозным авторитетам. Нынешняя пандемия COVID-19 – не исключение. Но, как выясняется, неисповедимы не только пути Господни, но и пути коронавируса, самым причудливым образом влияющего на религиозные практики во всем мире.
16 марта из Южной Кореи, где находится один из наиболее серьезных очагов инфекции, поступила информация о том, что после серьезного давления властей наконец удалось убедить религиозную общину, именующую себя Церковью Реки Божьей Милости, прекратить богослужения в своем храме в городе Сённам к югу от столицы страны – Сеула. Это произошло после того, как у 46 из 135 членов общины тесты на новый коронавирус дали положительный результат.
Сама южнокорейская вспышка инфекции носит во многом «религиозный» характер. Из 8200 случаев заболевания COVID-19, зарегистрированных в стране, более половины приходится на последователей Церкви Иисуса – Синчонджи (дословно «Новое небо и новая земля»). Это специфический религиозный культ, его основатель считает себя новым мессией, лично общавшимся с Иисусом Христом.

Последователями Синчонджи являются более 300 тысяч человек. Их многолюдные богослужения в южнокорейском городе Тэгу, судя по всему, послужили источником распространения вируса. Ли Ман Хи позднее отменил совместные молитвы, назвав коронавирус «делом дьявола», мешающим распространению его учения в мире.
Похожая история произошла и в Малайзии. Там, по данным местных властей, не менее 77 из 238 подтвержденных случаев заражения связаны с исламским религиозным фестивалем, проходившим в одной из мечетей на окраине столицы страны – Куала-Лумпура с 27 февраля по 1 марта. В фестивале участвовали не менее 10 тысяч верующих, многие из них разъехались потом по разным провинциям Малайзии и за пределы страны. В Брунее 38 из 40 заразившихся коронавирусом участвовали в этом событии.
Неудивительно, что крупнейшие церкви планеты начали ограничивать масштабы религиозных церемоний, на которые собираются тысячи людей. В США отменены богослужения главным образом в штатах Вашингтон и Калифорния, откуда началось распространение коронавируса в стране, но целый ряд ограничений введен в церквях по всей Америке.
Площадь Св. Петра в Ватикане, где с балкона к верующим традиционно обращается папа римский, ограничена для посещений: в Риме, как и во всей Италии, где ситуация с коронавирусом сейчас худшая в мире, введен карантин. Принято беспрецедентное решение: все пасхальные богослужения в этом году пройдут в римских храмах без присутствия верующих. Церкви закрыты. Сам папа Франциск уже служит мессы по интернету.
Однако в минувшее воскресенье глава римско-католической церкви посетил опустевшую базилику Санта-Мария-Маджоре, где помолился о конце эпидемии. Затем он переместился в другую римскую церковь – она известна тем, что там хранится распятие, которое несли в религиозной процессии в 1522 году, во время одной из эпидемий чумы.

В связи с распространением коронавируса вводятся различные ограничения в религиозных обрядах: не используются общие чаши с вином при причастии, священники не применяют благословения и наложения рук, требующие физического контакта. С подробными разъяснениями на этот счет выступила, в частности, англиканская церковь, а также протестантские церкви Германии, Швеции, Нидерландов и ряда других стран.
Опустели церкви по всей Европе, не исключая и католическую Польшу, где храмы посещаются верующим очень активно. Например, в небольшой деревушке Длуга Косцельна в окрестностях Варшавы, где обычно на воскресное богослужение приходят около 350 человек, 15 марта местный ксёндз отслужил мессу для единственного прихожанина. Остальные остались дома, подчинившись распоряжениям как светских, так и духовных властей, не рекомендовавших участие в массовых мероприятиях, к числу которых относятся и богослужения. Священники и теологи разъясняют верующим, что тем самым они не совершают греха – при этом часто цитируется Евангелие от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20).
Православные церкви, однако, оказались консервативнее, чем западные христиане, – или же безрассуднее, зависит от толкования. Греческая православная церковь заявила, что причащать верующих в ее храмах будут как и прежде, ибо «святое причастие не может быть источником заражения». Русская православная церковь высказалась в том же духе. «Я вам точно могу сказать, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения», – сказал глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион.
Как выглядит вера в Бога в сочетании с неверием в эпидемию, можно в эти дни наблюдать в московском районе Гольяново, где в храме великомученика Ермогена выставлена икона Божьей Матери Локотской «Умиление». Икона 20 лет мироточит, верующие приписывают ей чудодейственные целительные свойства. Однако помощник епископа Железногорской епархии Юрий Шишков в интервью Радио Свобода не стал утверждать, что икона помогает от коронавируса. «По вашей вере будет вам», – сказал он.
Не боятся заболеть и верующие в Петербурге, куда привезли мощи Иоанна Предтечи.
В Словакии православная церковь поначалу заявила, что «святая евхаристия не была, не может быть и не будет причиной болезни и смерти, наоборот, она является источником вечной жизни во Христе». Тем не менее после переговоров с представителями правительства церковь согласилась не проводить массовые богослужения по меньшей мере до 23 марта.
«Такого еще никогда не было. Централизованного распоряжения религиозной инстанции о закрытии всех ортодоксальных синагог на определенной территории у нас я не припомню», – говорит в интервью The Times of Israel Джонатан Сарна, профессор Брандейского университета в американском штате Массачусетс, специалист по истории и культуре еврейской общины в США. Так он прокомментировал решение совета раввинов в штате Нью-Джерси, где находится одна из крупнейших в Соединенных Штатах религиозных иудейских общин. Относящиеся к ней 28 синагог отменяют все собрания верующих до тех пор, пока ситуация с COVID-19 в стране не улучшится.
Ассамблея раввинов, высший религиозный орган консервативного иудаизма, советует верующим евреям во всем мире отказаться от рукопожатий и целования религиозных объектов. А 16 марта стало известно, что главный раввин Иерусалима настоятельно рекомендовал верующим не целовать во время молитв камни величайшей иудейской святыни – Стены Плача.
Очень вероятно, что в этом году значительно меньшее число мусульман совершат традиционное паломничество в Мекку и Медину, к исламским святыням. Власти Саудовской Аравии еще в конце февраля запретили въезд в страну. Наиболее известное и многолюдное (в среднем 12 млн человек ежегодно) паломничество – хадж начнется в этом году 28 июля, и есть надежда, что к тому времени пандемия пойдет на спад. Но по канонам ислама поехать к святыням в Мекку можно и в любое другое время года, и многие мусульмане так и делают. Пока им придется воздержаться от путешествия.
Во многих мусульманских странах отменены пятничные богослужения. Прежде всего это касается Ирана, где от COVID-19 уже умерли сотни людей. Исламские теологи находят весьма элегантные объяснения вынужденному отказу от посещения мечетей:
«Действия обусловлены намерениями», – Пророк. Если у вас было намерение посетить пятничную молитву, то вы уже вознаграждены. В этом красота нашей религии. Если вы хотите сделать доброе дело, но не в состоянии это осуществить, Аллах вознаградит вас, как если бы вы это сделали», – наставляет верующих шейх Азхар Насер, основатель и руководитель Института исламских исследований Тасним.
Большой резонанс в исламском мире вызвало решение имама одной из палестинских мечетей – там пятничные молитвы не были отменены – вместо проповеди дать слово местному врачу, который рассказал верующим об угрозах, связанных с коронавирусом, и о том, как в этих условиях себя вести.
«Место проповедника – не только для священнослужителей. Оно – для людей, обладающих знанием», – прокомментировал свое решение имам.
Важные праздники и события для верующих разных религий в ближайшие недели:
2 апреля – индуистский праздник Рамнавами, когда в священные для индуистов места (Айодхья в штате Уттар-Прадеш, Бхадрачалам в Андхра-Прадеш и Рамешварам в Тамилнаде) для участия в религиозных процессиях съезжаются миллионы людей
8 апреля – начало празднования Песаха, главного иудейского праздника в память об исходе евреев из Египта
12 апреля – Пасха для западных и части православных христиан
19 апреля – Пасха для большинства христиан восточного обряда, включая православных в России, Украине и Беларуси
23 апреля – начало священного для мусульман месяца Рамадан.

Причастие и коронавирус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *