Злоключения электроники: какие товары подорожают из-за коронавируса

Закрытие производств в Китае из-за коронавируса приведет к подорожанию смартфонов и других гаджетов, в том числе в России — каждая неделя простоя фабрик будет добавлять к ценнику 1,5–3%, считают опрошенные «Известиями» участники рынка и эксперты. У отечественных ритейлеров пока есть запасы, но если производство в КНР не возобновится к 10 февраля, к концу марта электроника начнет исчезать с полок, предупреждают дистрибуторы. Также ожидаются перебои с поставками автокомпонентов — запчасти могут подорожать в несколько раз. Производители из разных стран уже предупреждают о проблемах со сборкой машин. Что касается продовольствия, проблемы с ростом цен в России затронут в основном Дальний Восток, считают в профильных ассоциациях.

Запасы до весны

Если в течение недели производство электроники в Китае, замороженное из-за эпидемии коронавируса, не возобновится, к концу марта ее российские продавцы столкнутся с дефицитом товара. Об этом «Известиям» сообщил топ-менеджер одного из российских IT-дистрибуторов. О возможных перебоях поставок российских партнеров в той или иной форме предупредили практически все компании, производящие электронику в Китае, отмечает он.

Уже поступает информация, что каникулы на фабриках будут продлены до 14 февраля (пока они действуют до 10-го числа), говорит директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion Татьяна Скокова. По ее словам, в зоне риска — смартфоны, уже к концу февраля — началу марта возможны дефицит товара и рост цен. По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, каждую неделю простоя фабрик цены на электронику будут расти на 1,5–3% в зависимости от типа товара. Проблемы с поставками затронут все китайские бренды, а также Apple и частично Samsung, предупреждает аналитик.

Э1 Фото: ТАСС/AP/Kin Cheung

О перебоях в поставках говорит и гендиректор и председатель совета директоров одного из крупнейших в Восточной Европе IT-дистрибуторов Asbis Сергей Костевич. Насколько длительным окажется локаут, решится на этой неделе — если власти Китая продлят каникулы еще на неделю, может возникнуть дефицит электроники на рынке, не исключает он.

Представитель «Марвел-Дистрибуции» утверждает, что часть офисов логистических партнеров дистрибутора продолжает работать, еще часть закрыта из-за карантина. Компания прорабатывает альтернативные варианты по всем действующим поставкам, ищет оптимальные пути и места назначения для грузов, говорит представитель «Марвел».

«Связной» не располагает информацией об изменениях в графике поставок товаров, говорит его представитель Дмитрий Михайлов. Сейчас все отгрузки выполняются согласно обязательствам, отмечает он.

Представитель МТС Алексей Меркутов отмечает, что на российских складах большой запас гаджетов, которого хватит на несколько месяцев бесперебойных поставок. В компании не ожидают проблем с поставками, связанных с каникулами на фабриках в Китае.

Представители Apple и Samsung отказались от комментариев. iPhone в Китае собирает компания Foxconn. Источник, близкий к компании-партнеру нескольких производителей электроники, сказал «Известиям», что Foxconn пока не меняла планов по выпуску «яблочной» продукции. Кроме того, техника Apple производится не только в Китае — ее изготавливают в Индии, во Вьетнаме, в Мексике, перечисляет собеседник «Известий».

Э2 Фото: REUTERS/Bobby Yip

— Мы внимательно следим за ситуацией с коронавирусом и проактивно действуем в рамках директив местных органов власти во всех местах нашего присутствия, — сообщил гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко.

Российский офис компании Huawei работает в штатном режиме — не выявлено ни одного случая заболевания или наличия симптомов среди сотрудников, заявила «Известиям» пресс-секретарь Huawei Devices Анастасия Смирнова. Временно сведено к минимуму количество командировок в Китай. Поставки оборудования и другой продукции идут по ранее согласованному плану, утверждает представитель Huawei. Все офисные помещения, лифты, комнаты для персонала, кафетерии, маршрутные автобусы и другие дополнительные объекты Huawei регулярно проходят тщательную дезинфекцию, добавляет он.

Пока запасы смартфонов у ритейлеров есть — до марта ожидать дефицита вряд ли стоит, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Правда, нельзя исключать, что покупатели, ожидающие появления новых моделей смартфонов, которые планируется анонсировать в феврале, еще долго их не получат, ведь произвести новинки будет просто некому, отмечает эксперт. Но чем-то страшным отсутствие смартфонов в магазинах не обернется, ведь это не продукты, лекарства или бензин, говорит эксперт.

Э3 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Ситуация с коронавирусом окажет влияние на различные отрасли не только в России, но и во многих других странах. Как писали «Известия», по данным JPMorgan, за 18 лет доля Поднебесной в глобальном ВВП выросла с 4 до 18%, в туризме — с 2 до 9,1%, а в производстве — с 8,6 до 28,2%.

Модель без сборки

Ситуация со вспышкой вируса в Китае может негативно повлиять на авторынок, считают в Объединении автопроизводителей России. По оценкам исполнительного директора организации Игоря Коровкина, импортные комплектующие из Поднебесной занимают в РФ до четверти (около 20–25%) всего объема рынка. Сегодня в автопроме вряд ли можно найти комплектующие без китайских компонентов.

31 января о возможных проблемах со сборкой машин уже официально объявил КамАЗ. Гендиректор предприятия Сергей Когогин предупредил о том, что с марта объемы производства могут быть сокращены на фоне рисков с поставками китайских запчастей.

Первым крупным зарубежным производителем, объявившим о приостановке выпуска машин за пределами КНР, стала южнокорейская Hyundai. Причиной стала приостановка работы китайских заводов по выпуску кабелей.

«4 Фото: REUTERS/Jason Lee

По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, если вирусный кризис в Китае затянется, значительные потери понесет рынок недорогих запчастей для иномарок, заменяющих оригинальные брендированные комплектующие. Цены на дорогие китайские компоненты могут вырасти на 30–50%, а на дешевые — в два–три раза, оценил эксперт.

Но возможный дефицит китайских автомобилей не приведет к росту их стоимости, считает Алексей Калачев. Этот рынок всё же устроен несколько иначе. На фоне общего снижения продаж автомобилей сокращение предложения одним производителем будет быстро замещено другими.

Овощной дефицит

Ситуация с коронавирусом уже отражается на поставках продуктов питания из КНР, в первую очередь овощей и фруктов. Ранее торговая сеть «Магнит» заявила о приостановке закупок из Китая. Однако другие ритейлеры такой шаг пока не рассматривают, заверили «Известия» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Как подчеркнули в организации, коронавирус, согласно официальным данным, не распространяется через предметы или продукты. Если Россельхознадзор или Роспотребнадзор введут запрет на ввоз товаров из Китая, сети переориентируют закупки на другие страны без какого-либо дискомфорта для потребителей. Дефицита товаров или роста цен в европейской части страны не ожидается, говорят в АКОРТ. Проблемы могут возникнуть лишь на Дальнем Востоке, где локальные торговые сети уже сталкиваются с перебоями в поставках товаров из Китая. Хотя этот вопрос в ближайшее время будет решен: компании начнут закупать товары в других странах, говорят в организации.

В ассоциации «Руспродсоюз» «Известиям» напомнили, что основу китайских поставок в Россию составляют овощи, фрукты (кроме цитрусовых) и морепродукты. В каждой из этих категорий КНР занимает значительный объем. Например, в структуре российского импорта овощей Поднебесная — на первом месте: за 11 месяцев 2019 года было завезено более 453 тыс. т овощей на сумму более $370 млн. Также страна лидирует в поставках продукции переработки овощей, фруктов, орехов. Импорт этой категории по итогам января–ноября 2019-го составил 211 тыс. т на $179 млн. В ассоциации подчеркнули, что, хотя запрет на ввоз продукции пока не ввели, наземные пограничные переходы с Китаем уже ограничены.

Э4 Фото: REUTERS/China Daily

Глава Союза потребителей Петр Шелищ сказал «Известиям»: цены на продукты на Дальнем Востоке могут существенно увеличиться. Уже сейчас, по сообщениям СМИ, стоимость овощей из-за перебоев поставок из Китая выросла в 1,5–2 раза — 1 кг китайских помидоров стоит теперь от 350 до 450 рублей, тогда как ранее цены варьировались в пределах 200–300 рублей, а перец подорожал с 300–350 рублей до 450 рублей за 1 кг. В Федеральной антимонопольной службе уже заявили, что проверят обоснованность повышения цен на продукты на Дальнем Востоке.

Что касается товаров легкой промышленности, отрасль столкнется с проблемами, если граница с Китаем будет полностью закрыта. Однако, как пояснил «Известиям» глава «Союзлегпрома» Андрей Разбродин, они не станут драматичными для российских потребителей. Компании переориентируют свои фабричные производства на другие страны, например, перенесут пошив готовых изделий в Индию, Пакистан и Узбекистан.

Такие сложности не приведут к повышению цен, уверен эксперт. Сниженный потребительский спрос не позволит производителям и ритейлерам менять стоимость товаров.

Нас ждёт повышение цен и возможный дефицит автомобилей — вспышка китайского коронавируса распространяется по миру слишком быстро, и автопром уже ощущает последствия. Если вы планировали покупать машину в обозримом будущем, лучше это сделать сейчас. И, кстати, не надейтесь на удешевление бензина — ниже объясним почему.

Нефтедоллары не в радость

Проблемы с экономикой Китая начались ещё в феврале, из-за чего стали падать цены на нефть. В начале марта Россия и страны ОПЕК попытались договорить о новом соглашении, но разошлись во взглядах относительно того, как нужно действовать в кризис. Новое соглашение подписать не удалось, и Саудовская Аравия пообещала залить мир дешевым сырьем, а цена нефти упала до трёхгодичного минимума. С ней опять рухнули и рубль: доллар стоит более 70 рублей, евро — более 80 рублей.

Цены на автомобили в России зависят от курсов валют почти напрямую: например, за последние пять лет курс доллара вырос на 73%, цены на автомобили — на 76% (данные агентства «Автостат»). Автопроизводители сглаживали всплески курсов, которые были осенью 2014 и осенью 2015 года, но в длительной перспективе стоимость автомобилей почти пропорциональна курсам.

Опрошенные нами дилеры и представители брендов пояснили, что подорожание, если и будет, то в перспективе 1−2 месяцев, когда придут автомобили, выпущенные уже при «новом долларе». Пока многие марки ещё распродают запасы 2019 года. При этом лёгкая паника всё же наблюдается, например, некоторые дилеры стремятся выкупить у импортёра склад «впрок», чтобы оплатить машины по старым курсам. Другие напротив не видят большой проблемы, если курс доллара не поднимется выше 75 рублей — по их словам, при плановых расчётах обычно и закладывается курс на уровне 72−75 рублей.

Курс больше сказывается на импортируемых моделях, вроде Mazda3 или Suzuki Vitara, однако от валют зависят и автомобили с высокой локализацией производства. Даже АВТОВАЗ выпустил тревожный релиз, в котором объяснил, что хотя автомобили «Лада» имеют высокую долю рублёвой себестоимости, от валют зависимы: в них номинированы, например, цены на сырьё (сталь) и продукцию некоторых поставщиков.

Негативные ожидания подстегнут продажи в марте или апреле, потому что люди поторопятся купить машину «по старым ценам». Кстати, по опыту прошлых кризисов, эта тактика работает: за последние десять лет прецедентов, когда бы стоимость машин устойчиво снижалась (или хотя бы сохранялась), не было.

Для авторынка это плохие новости: он забуксовал уже в прошлом году, а начало этого пока безрадостно — в феврале продажи упали на 2% относительно не самого жирного февраля 2019 года. В отрасли, как обычно, уповают на помощь правительства: прежние программы уже почти не помогают, так что производители надеются на нестандартные ходы, которые всколыхнут покупательский спрос.

Что будет с бензином

Падение цен на нефть вроде бы должно снизить и стоимость топлива, которое из неё делается, но на практике это маловероятно. Доля нефти в себестоимости товарного литра бензина, по разным оценкам, составляет 4−6%, так что снижение на 30% означает экономию на уровне 1−2%, да и то в идеальном варианте.

А жизнь не идеальна. Во-первых, мировая стоимость нефти марки Brent и цена сырья на внутреннем рынке хоть и связаны, но не идентичны, во-вторых, интересы нефтяных компаний никто не отменял. А они как раз не способствуют снижения розничных цен. Падение доходов от экспорта рождает соблазн отбить их за счёт внутреннего рынка, а в качестве повода можно использовать увеличенные поставки на экспорт — разрыв соглашений с ОПЕК снял ограничения в этой области. Эксперты не исключаются весеннего дефицита бензина с началом посевной, а как следствие — роста цен.

Впрочем, есть и другой аспект: цена бензина в России — вопрос политический, и резкий её рост может повысить градус недовольства в чувствительный для власти момент. Рычагов для контроля стоимости много: 60% себестоимости бензина — это налоги и акцизы. Кроме того, есть прямые соглашения с нефтяными компания: в 2018 году они ограничили взрывной рост стоимости топлив. Опрошенные нами эксперты склоняются к мысли, что бензин подорожает, но в долгосрочной перспективе, когда стабилизируется ситуация с коронавирусом.

Возможен ли дефицит машин

Коронавирус наглядно показал глобализованность современного автопрома, нарушив производственные цепочки. Сначала источником проблем был сам Китай, от которого, например, сильно зависят корейские производители Hyundai и Kia — они остановили производство на заводах в Южной Корее ещё до того, как вирус добрался до страны. Проблемы возникли и у европейских производителей, например, Fiat остановил завод в Сербии. Китайские запчасти есть сегодня в подавляющем большинстве автомобилей, но большинство производителей работает на более длинном «логистическом плече», чем корейцы, поэтому эффект получился отсроченным.

Кстати, Ухань — один из крупнейших автопромышленных регионов Китая, где находится несколько автомобильных заводов и множество производителей компонентов. Делают здесь и машин для российского рынка, правда, лишь одну модель — DFM AX7.

Но эта проблема выглядит относительно локальной: в Ухане жизнь постепенно нормализуется, а склады запчастей позволяют российским производителям поддерживать объемы выпуска. Мы спросили крупных игроков о влиянии коронавируса на производство, и все ответили почти под копирку: ситуация требует внимания, однако причин для корректировки производственных планов пока нет. Работает в том числе завод Haval под Тулой. Дилеры китайских машин сообщили, что перебоев с поставками пока не ожидается, потому что на складах в России есть запасы на 1−3 месяца работы.

Вопрос в том, что будет потом. Во-первых, провал в производстве китайских запчастей всё-таки рано или поздно создаст определённый дефицит: например, популярные в России Kia Rio и Hyundai Solaris используют моторы, собранные в Китае. Во-вторых, коронавирус блокирует всё больше регионов.

Италия, где введён общенациональный «локдаун», для российского автопрома значима в меньше степени, но рост случаев зафиксирован почти во всех «автомобильных» странах: Британии, Германии, Франции, Японии, Южной Корее…

Производственные цепочки могут быть нарушены в других местах — не только в Китае. Россия, например, несмотря на все усилия по локализации автопрома, крайне зависима от поставок из-за рубежа, и в каждой модели содержится хотя бы некоторый процент импортируемых компонентов, будь то электронные блоки, форсунки или фары. А для остановки конвейера порой достаточно незначительных (с обывательской точки зрения) элементов: например, заводы в Южной Корее встали из-за проблем у китайского производителя электропроводки.

Возможный дефицит автомобилей многие эксперты видят фактор в пользу роста цен: если сейчас производителей сдерживает желание продать побольше, то к лету может сложиться ситуация, когда продавать будет особенно нечего.

| Автомобили, последние новости: Звание автомобиля года получил французский хетчбэк

Эпидемия коронавируса привела к остановке китайских предприятий. Миллионы людей временно оказались без работы. Может ли это привести к дефициту товаров в России и как на это отреагируют цены?

Как и предупреждали представители Всемирной организации здравоохранения, эпидемия коронавируса, начавшаяся в китайском Ухане, постепенно распространяется по миру. За два месяца заболевшие были зарегистрированы уже в 36 странах, а их число, по последним данным, превысило 82 тыс. человек. Пока болезнь затронула в основном жителей азиатских стран. В самом Китае, как сообщает газета South China Morning Post, число больных составило более 78 тыс. человек, 2 700 из них умерли.

Чтобы не допустить распространения инфекции, власти Китая в начале года ввели карантин и приостановили работу промышленных предприятий. При этом, сообщает BBC со ссылкой на Китайскую ассоциацию малых и средних компаний, из-за больших долгов малый бизнес в стране, на долю которого приходится 60% ВВП, оказался на грани краха.

📌 Реклама Отключить

Все это, считают эксперты, может привести к заметному спаду производства в Китае.

По оценке Bloomberg, индекс деловой активности (PMI), публикация которого намечена на 29 февраля, может обновить исторический минимум — 45,1 пункта против 50 пунктов в январе. Экономисты Standard Chartered Bank более пессимистичны, прогнозируя падение PMI Китая до 36 пунктов. Правительство пытается вернуть часть работников на предприятия, для чего в шести провинциях был снят карантин. Однако, по сообщениям китайских СМИ, на многих предприятиях по-прежнему не хватает рабочих рук, и выпуск продукции ограничен. Согласно отчету Bloomberg Economics, уровень загрузки китайских предприятий в феврале составлял 50–60%. «Длительный простой фабрик может вызвать проблемы на долговом, денежном рынке Китая. Инфляция в Китае уже подскочила к 5,4%. Рост выше 6% чреват не просто замедлением роста, а торможением экономики», — предупреждает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. 📌 Реклама Отключить Некоторые эксперты опасаются, что меры, которые принимают китайские власти для поддержки экономики, могут иметь обратный эффект и привести к еще большему распространению инфекции во всем Азиатском регионе. Под угрозой Япония и Южная Корея, где было зафиксировано порядка 2 тыс. заболевших. «Эпидемия может достигнуть нового пика после возвращения людей на работу», — цитирует Bloomberg слова эксперта по респираторным заболеваниям Чжуна Наньшаня. Некоторые ученые не исключают, что вирус Сovid-19 в силу своих особенностей (он может никак не проявляться у заразившегося, но тот при этом будет заражать других) способен вызвать пандемию, в результате которой переболеть могут от 50% до 70% населения земли. Такой мрачный прогноз дал профессор эпидемиологии, директор Центра динамики инфекционных заболеваний Гарварда Марк Липситч американскому изданию The Atlantic. 📌 Реклама Отключить

Смартфоном сыт не будешь

В начале марта станут известны данные по китайскому экспорту. Они помогут понять, как коронавирус повлиял на экономику страны и поставки продукции за рубеж. Для России Китай является крупнейшим поставщиком с долей импорта 21%. Изменения в структуре и объеме поставок серьезно повлияют на наш внутренний рынок. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), около половины объема импорта приходится на машины и оборудование, на втором месте — одежда, текстиль и обувь, менее значительные доли занимают продукты питания и комплектующие, например, для автопрома.

Впрочем, данные ФТС только отчасти говорят о том, какие сегменты нашей экономики зависят от китайского импорта. Во-первых, часть произведенных в Китае товаров поступает к нам через другие страны, а во-вторых, таможенная статистика не позволяет понять, какие конкретно производства задействованы в технологической цепочке. Скажем, значительную часть в статье «Машины, оборудование и аппаратура» занимают закупки компьютерной техники, смартфонов и гаджетов. А в числе прочей продукции машиностроения в Россию ввозятся комплектующие для грузовиков КамАЗ. На прошлой неделе стало известно, что в ПАО «КАМАЗ» могут ввести неполную рабочую неделю из-за снижения поставок из Китая.

📌 Реклама Отключить Другой пример — китайские овощи и фрукты, импорт которых, по данным ФТС, не превышает 2–3%, но от поставок которых зависят целые регионы. В середине февраля ТАСС сообщил, что из-за снижения поставок овощей из Китая выросли цены в магазинах в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Особенно резко поднялась стоимость огурцов, помидоров и сладкого перца, ввозить которые начали из более дальних стран вроде Турции или Азербайджана. В конце января газета «Коммерсантъ» сообщала о том, что некоторые производители, включая Apple, Huawei, Xiaomi, Vivo, Realme, ZTE и Lenovo, начали переносить сроки поставок телефонов в Россию. Но сами продавцы проблем не фиксируют. «Все поставки выполняются согласно обязательствам партнеров. Кроме того, мы имеем достаточное количество запасов продукции, поэтому не предвидим дефицита товаров», — заявили Банки.ру в пресс-службе «Связного». О том, что продажи гаджетов идут в штатном режиме, также сообщили в компании «Билайн». 📌 Реклама Отключить

Дефицит все же возможен

Ноутбуки и телефонные аппараты — это основные товары потребительского импорта из Китая, говорит главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Страна закупает их ежегодно на сумму 10 млрд долларов, что составляет пятую часть ввозимых в страну китайских товаров. «Нарушения в системе мирового производства и транспортировки создают предпосылки для возможного дефицита в будущем», — полагает она, указывая при этом, что у китайских компаний зачастую есть склады, задача которых состоит в том, чтобы компенсировать нехватку поставок. С другой стороны, не исключает Орлова, возможно сокращение спроса на товары китайского производства, а поскольку в ряде сегментов китайские производители занимали доминирующее место, в результате это негативно отразится на потребительском спросе. 📌 Реклама Отключить

Что с продуктами, одеждой и обувью? Как полагает большинство опрошенных экспертов, поскольку их доля не так и высока, ретейлеры могут решить проблему дефицита, просто поменяв поставщиков. О приостановке поставок китайских фруктов и овощей из Китая уже объявили некоторые крупные игроки. В частности, напоминает аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека, сеть «Магнит» планирует закупать больше продукции в Марокко, Израиле и Турции, а также у российских производителей. Поиском новых поставщиков занимается и X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель»).

«Чтобы сохранить объемы продаж, производители будут искать возможность перенести заказы в другие страны Юго-Восточной Азии и сдерживать рост цен», — считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. По его мнению, часть покупателей может переориентироваться на более дорогую продукцию — скажем, европейскую или австралийско-новозеландскую. Кроме того, говорит аналитик, многие промышленные товары не являются предметами первой необходимости: «Подарки к 8 Марта уже давно заказаны, а с остальными покупками можно подождать». Однако все эти меры помогут предотвратить дефицит товаров, только если меры по борьбе с коронавирусом окажутся эффективными. «Если распространение коронавируса приведет к масштабной пандемии в мире, которая затронет логистические поставки продукции не только из Китая, но и из других стран, то дефицит возможен», — полагает Сергей Дейнека. Особенно это коснется высокотехнологичной продукции, например тех же смартфонов. Аналитик ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова говорит, что, по данным мировых производителей электроники, из-за коронавируса в течение всего года могут задерживаться экспортные поставки электроники из Китая, в среднем на 5–6 недель. «Никто не ожидает их полного прекращения», — указывает она. 📌 Реклама Отключить Но даже временные перебои с поставками могут повлиять на предложение электроники и бытовой техники на рынке и в конечном счете на цены. В частности, считает Мильчакова, цены могут повыситься всего на 2–3% или даже вообще остаться на том же уровне, если вспышка болезни прекратится весной. А вот если китайские производители утратят доли на рынке и их место займут более дорогие бренды, то стоимость смартфонов и гаджетов может подскочить на 10% и более.

Откуда цены растут

Несмотря на то что эксперты не исключают в будущем небольшого роста цен на некоторые товары, которые Россия закупает в Китае, пока на ситуацию с инфляцией это практически не влияет, указывает начальник отдела глобальных исследований компании «Открытие Брокер» Михаил Шульгин. С начала года индекс потребительских цен, по данным Росстата, вырос на 0,6%, причем в феврале всего на 0,1%. 📌 Реклама Отключить

По оценке Валерия Вайсберга из ИК «Регион», доля ввозимых непродовольственных товаров за вычетом лекарств, моторного топлива, легковых автомобилей и табака в структуре индекса потребительских цен составляет менее 22%. «Чтобы рост цен на китайский импорт оказал существенное влияние на инфляцию (выше 4%), они должны подняться на 15% и выше», — подсчитал он.

Гораздо более существенное влияние на рост цен в России может оказать бегство инвесторов из рискованных активов. На этой неделе российские фондовые индексы торгуются в минусе, курс доллара поднимался выше 65,7 рубля. «Риск негативного эффекта коронавируса заставляет международных инвесторов продавать рисковые активы и перекладываться в более безопасные вложения. Это оказывает давление на рубль, а снижение курса российской валюты, как известно, находит свое отражение в усилении инфляционного давления в России», — поясняет Михаил Шульгин.

📌 Реклама Отключить

По словам экономиста «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Андрея Мелащенко, для России главным риском является снижение экспорта в Китай.

«Рост неопределенности на рынках способствует ослаблению рубля, что с некоторым лагом, но все же может оказать влияние на динамику инфляции», — не исключает он. Однако, полагает эксперт, это временное явление, и даже при сокращении экспорта рост цен не будет высоким, а доллар в течение года в среднем будет торговаться в пределах 65 рублей. У аналитика «БКС Премьер» Андрея Покатовича более пессимистичный сценарий: если эпидемия будет разрастаться, то инвесторы продолжат выводить деньги с развивающихся рынков и рубль может заметно ослабеть — в частности, курс доллара подойдет к 70 рублям. Это окажет более существенное влияние на рост цен и даже может вынудить ЦБ повысить ключевую ставку.

Подорожают ли продукты из-за коронавируса?

В январе и феврале 2020 года в России сильно выросли цены на чеснок, значительная часть которого поставляется из Китая. Как сообщают СМИ, тенденция роста цен особенно заметна в последние недели февраля, причем происходит это на фоне сообщений об эпидемии коронавируса. Еще в начале февраля в ФАС заявляли о жалобах жителей дальневосточных регионов России на резкое повышение цен на овощи и фрукты из-за закрытия границ с Китаем.

Насколько сильно подорожал чеснок и почему?

«Известия», ссылаясь на данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), сообщают, что в январе 2020 года чеснок стоил на 37% дороже, чем в аналогичный период 2019 года: 212 рублей за килограмм вместо 155 рублей год назад. По данным оператора фискальных данных «Такском», cредняя цена на чеснок в январе 2020 года составила 233 рубля за килограмм (по сравнению с прошлым годом цены выросли на 34,3%). В феврале чеснок подорожал еще на 5,5%, до 246 рублей.

Вопрос-ответ Смертность от коронавируса COVID-19 и других инфекций. Инфографика

Аналитики издания отмечают, что тенденция роста цен особенно заметна в последние недели: к 10 февраля килограмм чеснока стоил 263 рубля, а к 17 февраля — 266 рублей. Некоторые эксперты связывают это со вспышкой коронавируса и тем, что значительную часть чеснока импортируют из Китая.

Однако в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят многие крупные российские торговые сети, информацию о подорожании чеснока в связи со вспышкой коронавируса опровергли. «В АКОРТ нет данных о каком-либо повышении цен на чеснок в наших торговых сетях в связи с коронавирусом», — цитирует заявление ассоциации ТАСС. Там пояснили, что цены на продукты в магазинах напрямую связаны с отпускными ценами производителей, однако посылки и сельскохозяйственная продукция из Китая не ограничивались. В АКОРТ также добавили, что необходимо учитывать общую динамику колебания цен за несколько лет и брать в расчет сезонность. К примеру, зимой 2018 года цена килограмма чеснока достигала 237 рублей.

Какие основные продукты поставляет в Россию Китай?

Китай является одним из крупнейших поставщиков товаров в Россию. По данным Руспродсоюза, которые приводит РБК, КНР лидирует по поставкам овощей (томатов, огурцов, баклажанов), яблок, цитрусовых, морепродутов, а также чеснока и лука. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), объем товарооборота с Китаем в январе-июне 2019 года составил $50,3 млрд. По данным сайта ФТС, только за III квартал 2019 года из КНР в РФ было поставлено около 23 тыс. тонн чеснока, порядка 12 тыс. тонн овощей, свыше 11 тыс. тонн цитрусовых и около 9 тыс. тонн мороженой рыбы. Кроме того, из Китая активно импортировали орехи и фрукты, кофе и чай, готовые продукты из мяса, рыбы и ракообразных.

Стоит ли бояться подорожания продуктов из-за вспышки коронавируса?

10 февраля замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов заявлял РИА Новости, что Федеральная антимонопольная служба действительно начала получать жалобы граждан на повышение цен на ряд продуктов. Подорожание, как подчеркивали в ФАС, произошло на фоне снижения импорта из Китая в связи с коронавирусом. В частности, из-за закрытия пунктов пропуска на Дальнем Востоке были приостановлены грузовые перевозки из КНР.

О приостановке поставок фруктов и овощей, по словам Цыганова, заявляли в некоторых торговых сетях. Повышение цен в основном затронуло дальневосточные регионы: так, в Приморском крае, по сообщениям местных СМИ, репчатый лук подорожал до 60 рублей за килограмм, зеленый лук — почти в два раза, до 399 рублей за килограмм.

20 февраля в ФАС заявили, что значительный рост цен на отдельные виды овощной продукции был зафиксирован в одной из торговых сетей Амурской области. Но в целом, как сообщили в антимонопольной службе, ситуация с ценами на овощи на Дальнем Востоке стабилизируется. Этому, в частности, способствовало начало поставок продуктов из сибирских регионов России, а также Турции и Азербайджана.

Вопрос-ответ В какие страны россиянам не рекомендуют ездить из-за коронавируса?

Как пояснил АиФ.ru заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин, в целом по России повышения цен на продовольствие из-за исчезновения китайских продуктов ждать не стоит. «Российские ритейлеры закупали в Китае в основном экзотические фрукты, цитрусовые, но ничего такого, что не могло бы быть заменено, нет. Огурцы, помидоры, баклажаны — это товары категории фреш, которые долго не хранятся, и логистика у них довольно сложная. В этом случае больше пострадали дальневосточные регионы. Но замена происходит достаточно быстро, не бывает такого, что торговля ищет, кто бы ей поставил товар. Так, например, овощи и цитрусовые поставляются из Турции и Азербайджана», — говорит он.

Какие товары действительно могут подорожать?

По словам Ионкина, более критическая ситуация складывается у поставщиков непродовольственных товаров: электроники, одежды и обуви. «Здесь все сложнее, поскольку предприятия временно закрывают, тревога ощущается. Там сложнее все это заменить. А если говорить про продовольствие, то у нас свыше 95% из того, что есть на полках в магазинах, отечественного производства. Поэтому особенно волноваться не стоит», — добавляет эксперт.

ФАС сообщила о жалобах на подорожание лимонов и чеснока

Россияне стали жаловаться на подорожание лимонов, имбиря и чеснока. Об этом в понедельник, 6 апреля, сообщила Федеральная антимонопольная служба.

«В основном эти жалобы касаются цен на данные товары, которые устанавливаются в небольших магазинах или на рынках», — приводит «РИА Новости» слова начальника управления контроля агропромышленного комплекса ведомства Анны Мирочиненко.

В службе отметили, что рост цен связан с ограничением поставок из-за рубежа и повышением спроса на фоне эпидемии коронавируса.

Мирочиненко также рассказала, что по состоянию на 1 апреля в таких торговых сетях Москвы и Санкт-Петербурга, как «Перекресток», «Пятерочка» и «Дикси», цена на лимоны была менее 145 рублей за кг, а в магазинах «ВкусВилл» и «Глобус» — от 230 до 899 рублей за кг. При этом в магазинах «Магнит» во всех российских регионах лимоны стоили менее 130 рублей за кг.

По словам Мирочиненко, цены на лимоны, чеснок и имбирь нормализуются после того, как будут восстановлены их поставки из-за рубежа. На фоне эпидемии коронавируса спрос на эти продукты резко увеличился, а поставки снизились в результате ограничений, введенных импортерами из-за угрозы распространения инфекции. Мирочиненко заверила, что повышение цен — это кратковременное явление.

27 марта глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство выявило картельные соглашения на рынке гречневой крупы, в связи с чем цены на гречку в России резко выросли.

В то же время для роста цен было несколько объективных факторов. Источником стал ажиотажный, ничем не оправданный спрос на гречку, заявил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут 27 марта.

Из-за распространения коронавируса россияне начали массово приобретать ряд товаров, в том числе гречневую крупу. Вице-премьер Юрий Борисов призвал граждан не паниковать и не скупать гречку и прочие продукты. По оценке вице-премьера Виктории Абрамченко, запасов этого товара только в одном Алтайском крае хватит на всю страну.

Вспышка инфекционного заболевания COVID-19, вызываемого вирусом SARS-CoV-2, произошла в китайском Ухане в конце декабря 2019 года. 11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию заболевания.

По состоянию на 6 апреля в России диагностировано 6343 случая заболевания COVID-19, из них 954 — за последние сутки. 406 человек вылечились. 47 пациентов скончались.

Вся актуальная информация по ситуации с коронавирусом доступна на сайтах стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф. Телефон горячей линии по вопросам коронавируса 8 (800) 2000-112. Кроме того, информация доступна по хештегу #МыВместе.

Подорожание цен из-за коронавируса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *