Как будет проходить дистанционное обучение во время карантина

ВАЖНО!

Министерство просвещения и Рособрнадзор создали рабочую группу по взаимодействию с региональными органами управления образованием:

Причина перехода на дистанционное обучение

Министерство просвещения России усилило меры санитарного-эпидемиологического контроля, поэтому рекомендовало всем школам разработать положение о дистанционном обучении во время карантина и перейти на удаленную учебу. Эти меры призваны не допустить распространения новой коронавирусной инфекции и защитить здоровье школьников и педагогов. Главная задача на фоне ухудшения мировой ситуации с коронавирусом — максимальное ограничение контактов между людьми.

Установлен график:

Период Что происходит
С 21.03.2020 по 28.03.2020 Плановые весенние каникулы
С 28.03.2020 по 05.04.2020 Официальные нерабочие дни, школы закрыты
С 06.04.2020 по 12.04.2020 Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

ВАЖНО! 2 апреля указом № 239 от 02.04.2020 президент продлил нерабочий период до конца месяца. Первым рабочим днем станет 6 мая. Пока нет официальных разъяснений, точный график работы школ и ВУЗов неизвестен. Скорее всего, весенние каникулы в школе автоматом продлеваются до конца майский праздников, то есть до 6 мая. Дальнейший график зависит от ситуации с коронавирусом.

Процесс перехода на дистанционное обучение

Рекомендуемые действия для администраций школ при массовом переходе на дистанционный формат:

  1. Убедитесь в готовности детей и учителей к такой форме обучения — имеются ли необходимое оборудование и подключение к интернету, установлены ли нужные приложения. Выявите тех, у кого нет возможности обучаться онлайн, обдумайте другой формат работы с ними.
  2. Составьте план работы во время дистанционного обучения и подробные памятки по наиболее важным вопросам: порядок взаимодействия, где искать домашнее задание, куда будете высылать видео, когда проходят видеоконсультации.
  3. Обратите внимание на низкую эффективность отправки ежедневных заданий как единственного варианта. В начальной школе необходимо ежедневное общение учителя с учащимися. Записывайте видео или проводите видеоконференции.
  4. Ученикам начальной и средней школы психологи рекомендуют сохранять привычный распорядок дня, чтобы дети не переутомлялись и по завершении карантина без стресса вернулись к привычной форме обучения.
  5. По возможности, организуйте личное взаимодействие педагогов с учениками средних и старших классов посредством вебинаров, уроков по скайпу, индивидуальных видеоконсультаций. Несколько раз в неделю используйте соцсети, образовательные платформы.
  6. Постарайтесь найти время в общем расписании для видеосвязи всего класса с классным руководителем. От взаимодействия с педагогами зависит успех всей школы. Учитель — ключевая фигура.
  7. Наладьте обратную связь с использованием электронного дневника или электронной почты, сохраняйте всю историю общения. Проверяйте, как дети усваивают теорию. По результатам организуйте видеоконференцию и разбирайте ошибки.
  8. Организуйте взаимодействие учеников между собой: групповые занятия, работу в совместном документе — групповом чате или гугл-доках.
  9. Родителям рекомендуется активно контактировать со школой и включаться в образовательный процесс. Школам следует разработать правила дистанционного обучения на карантине в школе, внести в график и описать варианты взаимодействия с родителями, привлечь их к сотрудничеству и помощи.
  10. Учителям рекомендуется мониторить активность учеников и родителей, менять инструменты и подходы, если необходимо. Упрощайте возникающие сложности и повышайте эффективность общения учителей и учеников.
  11. Не расстраивайте, если что-то пойдет не так. Это новый опыт, для адаптации и перестройки учебного процесса требуется время. Спрашивайте детей, с какими трудностями они сталкиваются, что нравится больше всего. Обсуждайте с родителями организационные вопросы.

Как проходят онлайн-уроки во время дистанционного обучения

Для онлайн-уроков учителя используют Google, Zoom, Skype, YouTube и вебинарные комнаты.

Платформы «Якласс» и «Дневник.ру» сделают комфортным переход на дистанционное обучение в школах России — они дают возможность выполнять практические задания, тесты и получать обратную связь.

Удаленное обучение включает онлайн-лекции, материалы для самостоятельного изучения, упражнения для закрепления пройденной темы и домашнее задание. Учителя находятся на рабочих местах и на связи с учениками.

Школьники получают учебные материалы онлайн, выполняют задания, отправляют их на проверку, им выставляют оценки.

Одно видеозанятие проходит не дольше 20 минут, максимально информативно. Платформы имеют чаты, где каждый школьник сможет задать вопросы учителю.

Инструменты и инструкции для проведения онлайн-уроков

Приводим инструкции, как организовать дистанционное обучение во время карантина и проведение видеоуроков:

  1. Подробно объясните ученикам, как работать удаленно и пользоваться образовательными ресурсами. Давайте текущие инструкции перед каждой новой темой и вводом новых инструментов или ресурсов.
  2. Для проведения телеконференций и онлайн-уроков чаще пользуйтесь веб-камерой. Ученики перестанут отвлекаться, видя лицо учителя, а не только демонстрацию экрана. Это создаст ощущение присутствия.
  3. В условиях телеконференции организуйте более строгий порядок общения с лимитированным числом вопросов. Они могут быть нацелены на разные учебные задачи, но должны быть максимально краткими.
  4. Побуждайте школьников задавать вопросы, выделите время на это, делайте пятиминутные паузы, в ходе которых дети запишут вопросы в чате или видеосообщении.
  5. Подготовьтесь к вероятным техническим накладкам во время урока. Заранее протестируйте возможность проведения телеконференций с помощью коллег, проверьте свое лицо в камере и как ученики увидят то, что вы показываете.
  6. Создавайте короткие дидактически продуманные видеозаписи. У двух роликов по пять минут больше шансов на просмотр, чем у одного десятиминутного.
  7. Показывайте слайды, добавьте к ним переходы и анимации, чтобы легче удерживать внимание детей.
  8. Посмотрите вебинар про дистанционное обучение в период карантина, например, от компании Яндекс, сервис Я.Учитель.

Полезные веб-сервисы для учителей при организации дистанционного обучения:

  1. Проведение видеоконференций: Google Hangouts Meet, Zoom.
  2. Инструменты под рукой: ThingLink, Classroomscreen.
  3. Создание викторин, обратная связь и чаты: Кahoot, Quizizz, Triventy, Flippity, Plickers, Mentimeter, Сlasstime, Sli.do.
  4. Инфографика: Easel.ly, Infogr, Canva.
  5. Создание видео: Screencast-O-Matic, Screen recorder, Movavi, Edpuzle.
  6. Карты ума или ментальные карты: XMind, Bubbl, Popplet.
  7. Математика: Math Fight, Desmos калькулятор.
  8. Организация мозгового штурма: Tricider, Padlet.
  9. Рабочие листы: Formative, Wizer, Live Worksheets.

Какие образовательные ресурсы разрешено использовать для дистанционного обучения

Полезная подборка онлайн-сервисов:

Название

Описание

Российская электронная школа

120 000 заданий и видеоуроков. Полный курс по всем школьным предметам плюс видеозанятия, загруженные учителями.

Интернет-урок

Полноценная онлайн-школа: пройдите обучение и по итогам получите аттестат государственного образца.

Видеоуроки, задания, тесты, тренажеры по всем школьным дисциплинам. Есть раздел «ЕГЭ», с помощью которого старшеклассники подготовятся к итоговым экзаменам.

Учи.ру

Интерактивная онлайн-платформа для учеников разных классов и разного уровня подготовки.

Курсы соответствуют государственным образовательным стандартам. Теперь они настроены на то, как проходит дистанционное обучение во время карантина: с 23.03.2020 в виртуальном классе учителя смогут проводить через личный кабинет онлайн-уроки с видео.

ЯКласс

Более полутора триллионов заданий по 15 школьным предметам, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Для учителей предусмотрена возможность составлять свои задания и обмениваться ими с коллегами.

Родителям доступна информация об успеваемости.

ЯндексУчебник

Более 45 000 упражнений по математике и русскому языку для 1-5 классов.

С 01.04.2020 планируют запустить полноценную онлайн-школу для 5-11 классов.

Национальная платформа открытого образования

Сервис для старших классов. Видеолекции по базовым дисциплинам российских вузов. Научную библиотеку пополняют как ведущие столичные вузы, так и региональные.

Российский учебник

Бесплатный доступ к учебникам в электронном виде на онлайн-платформе LECTA.

Легче всего перейти на дистанционное обучение во время карантина в вузах: там уже используется такой формат преподавания для студентов-заочников. На сайтах вузов обычно есть платформа, где размещаются лекционные материалы и методические рекомендации. Университетам и институтам, у которых нет таких цифровых ресурсов, придется создавать их сейчас.

ВАЖНО!

Помните, что первичными являются методика и учебные цели, а онлайн-инструменты вторичны.

Дата и время проведения: 17 марта в 12:00 (МСК)

Смотреть

Приглашаем на вебинар «Дистанционное обучение во время карантина», который пройдёт 17 марта в 12:00 часов.

Из-за введения в ряде регионов двухнедельного карантина перед учителями встала задача — как работать в период дистанционного обучения.
Методисты «ЯКласс» предложат решение. Представим опыт педагогов, обеспечивающих дистанционное обучение посредством цифрового ресурса «ЯКласс».
Ключевые вопросы вебинара:

  • как с помощью «ЯКласс» организовать непрерывное обучение даже в период вынужденного отсутствия в школе;
  • что поможет ученикам самостоятельно освоить новые темы и потренироваться в решении задач;
  • как учитель может сформировать индивидуальную программу для учащегося;
  • как осуществлять мониторинг выполнения заданий в режиме реального времени и сохранить результаты;
  • как родители могут участвовать в дистанционном обучении своих детей.

А также рассмотрим вопросы работы учителей в цифровой среде в актированные дни и преимущества ЦОР «ЯКласс» в системе надомного и семейного обучения.

Спикеры:
Людмила Николаевна Гладских, администратор Школы Я+ МБОУ СОШ № 55 г. Воронежа, учитель информатики;
Мария Владимировна Беляева, учитель математики МБОУ СОШ № 55 г. Воронежа;
Наталья Павловна Ярославкина, учитель МБОУ ЦО «Школа-сад № 7» и МБОУ «СОШ № 2» г. Ханты-Мансийска, опытный пользователь ЯКласс.

Участие в вебинаре бесплатное. Все участники онлайн-трансляции получат именные сертификаты.

С понятием карантина знаком почти каждый. В школах во время введения карантина действует особый режим и организуется дистанционное обучение. Ограничительные мероприятия или карантин — административные, медико-санитарные, иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения. Карантин в школе — это мероприятие, которое также заключается в организации целого комплекса необходимых мер. В каких формах может осуществляться обучение в школе во время карантина? Могут ли время карантина считать временем очередных каникул? Какие действия обязательно должны быть предприняты для предотвращения распространения заболевания в школе? Ответы на вопросы можно найти в законодательной базе, в части касающейся карантинного режима в образовательных учреждениях.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утрачивает свою силу 01.10.2017, в связи с изданием и вступлением в силу нового приказа Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 92 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2017–2018 годов».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2014 г. № 06–381 «Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ».

В образовательной организации карантин может быть объявлен в отдельных подразделениях, а может охватывать всю школу, после установления наличия инфекционного заболевания. На карантин могут закрывать не только школу, но и отдельные классы, классный руководитель информирует администрацию о количестве заболевших детей, что должно быть подтверждено справками. Порядок осуществления ограничительных мероприятий и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе распространения которых вводится карантин, устанавливаются санитарными правилами (ст.31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»). Примером может служить Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2017 № 92 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2017–2018 годов». На основании данного документа образовательные организации должны обратить особое внимание на условия соблюдения оптимального теплового режима, наличие необходимого оборудования — средств индивидуальной защиты, термометров, дезинфекционных средств. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий, в том числе по приостановлению учебного процесса. Директор ОУ приостанавливает или ограничивает учебно-воспитательный процесс соответствующим приказом, в рамках образовательной единицы организует карантинный режим. Во всех видах общеобразовательных организаций организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Обучающиеся допускаются к занятиям в общеобразовательной организации после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Если в школе объявлен карантин, на основании приказа директора школы о применении ограничительных мероприятий, то школьный медработник составляет систему ограничительных мероприятий, комплекс которых призван предотвратить инфекционное заболевание.

Администрация школы следит за соблюдением особого режима в школе, устанавливает режим работы образовательного учреждения во время карантина. Медицинский работник готовит журнал медосмотра контактных детей, журнал инструктажа работников и обучающихся в условиях карантина, лист медицинского наблюдения за детьми.

Обучающиеся не посещают образовательное учреждение во время ограничительных мероприятий, но учебный процесс продолжается. Обучающиеся во время карантина выполняют задания педагогов, получают оценки. Особенно стоит отметить, что карантин не является временем каникул. Каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком. Примерно такое же определение каникул дано в соответствующих санитарных правилах и нормативах. Каждый обучающийся имеет право на каникулы. Периодичность каникул устанавливается календарным учебным графиком, являющимся частью образовательной программы. Изменение учебного плана, календарного учебного графика недопустимо. Карантин является ограничительным мероприятием административного характера, направленным на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Очевидно, что каникулы как плановые перерывы для отдыха не имеют ничего общего с периодом карантина, в течение которого образовательный процесс может продолжаться в формах, не связанных с посещением детьми образовательных организаций. То есть период карантина никак не может подменять период каникул.

Учителя образовательной организации во время карантина применяют методы дистанционного обучения и самостоятельной работы. Образовательные организации вправе с положениями ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели.

  1. Полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

  1. Частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.10.2017
  • Все консультации автора

Карантин – не каникулы! Как школы переходят на онлайн-обучение

С понедельника школьники учатся дистанционно. Занятия проводятся в режиме онлайн. Изменится формат общения педагогов и учеников. Но качество обучения должно сохраниться, заверяют в Министерстве просвещения. Для этого ведомство разработало пошаговые инструкции, которые помогут осваивать новые материалы, соблюдая меры эпидбезопасности. Что такое удалённое обучение – возможность отдохнуть или полноценное получение знаний? Выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.

Вынужденные, или карантинные каникулы – это не каникулы в обычном понимании: учеба продолжается! Хоть и дистанционно. В школах с модульной системой традиционные каникулы пройдут с 6 по 12 апреля. В этот период дети будут отдыхать. Но 2 недели до того – учиться! Пусть и в непривычном режиме. Изменится, например, продолжительность урока: 30 минут вместо 45. Онлайн-урок становится короче академического часа. По каждому предмету в каждой школе будет сформировано расписание на каждый день. Школа обязана разъяснить детям и их родителям новый формат учебы: расписание, график контрольных, режим консультаций и вебинаров. Оценки выставляются в электронной форме. Что важно: от родителей требуется согласие на такое обучение. От педагогов – создание доступных, понятных школьникам ресурсов и заданий. Учителя должны не только выставлять оценки, но и в аудиорежиме высказывать замечания, комментировать ход освоения материала.

Подобный формат актуален и для колледжей и техникумов (для вузов он носит рекомендательный характер). Принцип – такой же, как в школах: удаленное обучение. Лекции и семинары – в онлайн-режиме. Лабораторные работы и практические занятия с оборудованием переносятся. В студенческих общежитиях карантин для проживающих не вводится – ограничатся санобработкой помещений. Но для гостей двери закроются. Иногородним, перешедшим на дистанционку, разрешено уехать на этот период домой.

Что касается младшеклассников, которых не с кем оставить, то их разрешили приводить в школу. Министр просвещения сообщил, что «если родителям совсем не с кем оставить ребёнка, его можно будет привести в учебное заведение», но только с соблюдением всех требований Роспотребнадзора.

Дистанционное обучение в школе

Минпрорсвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Общеобразовательным учреждениям на время карантина рекомендовано проводить занятия на школьном портале или другом сервисе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.
Еще один известный сайт — «Московская электронная школа». Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики имеют возможность проверить свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, прорешать контрольные и тесты. Платформа удобно тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.
Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 000 заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников первого — пятого классов.
Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они смогут проверить, успешно ли школьники усвоили материал. Большим плюсом является то, что пользоваться сервисом очень просто.
Сайт Учи.ру ( поможет наиболее безболезненно перевески обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.
Сбербанком была создана Платформа новой школы, которая поможет выстроить дистанционный учебный процесс с максимальной эффективностью.
Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.
Специальная система «Маркетплейс образовательных услуг» открывает бесплатный доступ к учебной литературе, интерактивным образовательным материалам, электронным книгам, а также обучающим курсам и видео. В наполнении платформы участвуют ведущие российские компании. Среди них — «1С», «Яндекс», «Скайенг», ортал «Учи.ру», издательство «Просвещение» и многие другие.
Онлайн школа Фоксфорд, онлайн школа английского языка Skyeng и видеопортал InternetUrok.ru открыли бесплатный доступ к своим платформам. Причем важно отметить, что занятия проводят преподаватели ведущих вузов России, среди которых МГУ, Высшая школа экономики, МФТИ и другие.
Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями, учителя вполне могут ис пользовать для проведения дистанционных уроков, например, сеть «ВКонтакте».
Кроме того, ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.
Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.
Нельзя обойти стороной телеканал Мособртв, где в режиме прямой трансляции моно увидеть уроки и школьное расписание.
Старшеклассников может заинтересовать профориентацинный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.
Для тех, кто перешел на ступень среднего профессионального образования или готовится к этому, открыт бесплатный доступ на платформе Союза «молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», официального оператора международного движения WorldSkills International.
Но как же ученикам отчитываться о проделанной работе во время дистанционного обучения в школе? Основных вариантов два: либо учащиеся выполняют домашнее задание в письменной форме и отправляют фотографии в прикреплённый к электронному журналу чат, либо учителя составляют задания на специальных сайтах — moodle, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ. Последние два сайта не только облегчат задачу ученикам, находящимся на дистанционном обучении в школе, но и помогут им подготовиться к экзаменам. Есть и еще вариант: школьникам вышлют задания, выполнение которых будет проверено контрольной работой по завершении карантина.

Обучение в школе при карантине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *