Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Причины негативизма

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

негативизм пассивный

Смотреть что такое «негативизм пассивный» в других словарях:

  • негативизм — Противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать… … Большая психологическая энциклопедия

  • НЕГАТИВИЗМ — в медицине симптом психического расстройства, при котором больные бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный негативизм) или делают все наоборот (активный негативизм) … Большой Энциклопедический словарь

  • НЕГАТИВИЗМ — (от лат. negativus отрицательный) англ. negativism; нем. Negativismus. 1. Стремление к противодействию всякому внешнему влиянию характерное для детского возраста и нонкомфор мизма. 2. Симптом нек рых псих, заболеваний, при к ром больные… … Энциклопедия социологии

  • негативизм — а; м. 1. Мед. Бессмысленное сопротивление со стороны больного всякому внешнему воздействию, являющееся симптомом некоторых психических заболеваний. 2. Психол. Стремление действовать наперекор другим, наблюдающееся у детей и подростков. Детский н … Энциклопедический словарь

  • Негативизм — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротивления, противодействия. * * * психологический механизм устойчивого усилия личности противостоять попыткам других людей направлять или управлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НЕГАТИВИЗМ — 1. Общая установка, характеризующаяся сопротивлением предложениям других (пассивный негативизм) и тенденцией действовать способами, противоположными указаниям или командам (активный негативизм). Отличительной чертой такого поведения, особенно… … Толковый словарь по психологии

  • Негативизм — (лат. negativus – отрицательный). Отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям. Различают Н.: пассивный, характеризующийся сопротивлением попытке врача… … Толковый словарь психиатрических терминов

  • НЕГАТИВИЗМ — (мед.), симптом психич. расстройства, при к ром больные бессмысленно сопротивляются внеш. воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный Н.) или делают всё наоборот (активный Н.) … Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Негативизм — (от лат. negatio отрицание) лишённое разумных оснований сопротивление ребёнка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и… … Педагогический терминологический словарь

  • НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ — (от лат nega tio отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям, форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или… … Российская педагогическая энциклопедия

Негативизм

Фильм «Брат»

Наплодили уродов…

​​​​​​​ Фильм «Стихи Агния Барто. Читает Рина Зеленая»

Наш сосед Иван Петрович видит все всегда не так!

​Негативизм – отношение к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Противоположность негативизма – понимание, сотрудничество, поддержка.

Чаще всего под негативизмом имеют в виду поведенческий негативизм — склонность отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.

Негативизм у детей: «Ты засиделся надолго. Пойди погуляй!» – «Не хочу, я читаю!». «Ты сегодня ещё не читал. Пора заняться чтением!» – «Не хочу, пойду гулять!» – при этом, скорее всего, его желания будут прямо противоположны предложенному.

Негативизм более характерен для детей в период возрастных кризисов. Типичен для подростков (подростковый негативизм) и для пожилых (старых) людей (смотри об этом Шкала эмоциональных тонов и Возрастной негативизм). Негативизм обычно обостряется в периоды личных неудач.

Склонность возражать — одно из проявлений негативизма, и его можно использовать. Девочка-подросток осваивает туфли на высоких каблуках. «Тебе наверное трудно ходить на таких высоких каблуках?» — Естественно, она возразит: «Нет, нормально!» — Ну и хорошо, дала сама себе правильное оперативное внушение.

Когда негативизм связан с общим плохим самочувствием или настроением, он носит чаще тотальный характер, проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь. В других случаях, возможно в связи с особенностями воспитания, негативизм может носить очень избирательный характер. Например, словами человек ругается, возражает и обвиняет, а на деле в это же самое время — любит и заботится. Напротив того, вежливый и воспитаный человек с вполне позитивным словарем на деле может быть асоциальной личностью с негативными человеконенавистническими установками.

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям или группе людей. Например, человеку кажется, что в этом обществе подавляется его индивидуальность, и тогда он старается всё сделать «не как другие». Негативщику трудно жить самому, еще более трудно жить рядом с ним. Трудно вести с человеком какие-либо дела, если человеку присуще негативное мировоспритие — привычка установка видеть в жизни негатив: ошибки — а не удачи, проблемы — а не возможности, недостатки — а не достоинства. Впрочем, негативщики вполне могут дружить друг с другом, вместе поливая окружающих грязью. Нередко они также дурно отзываются друг о друге, но поскольку для них привычно видеть в мире негатив, то и гадости в их адрес для них вполне понятны. Они к этому привыкли.

Более сложно заметить в человеке глубинный негативизм. Бывает, что внешне вроде бы позитивно относясь к людям, внутри себя он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.

Причины негативизма разнообразны, нельзя отрицать и генетические обстоятельства, и влияние гормонального фона, и общекультурное окружение. К сожалению, негативизм — одна их характерных черт российского менталитета. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.

За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое.

Что касается психологических причин, то это в первую очередь 1) беспомощность, недостаток умений и знания, как справиться с проблемой; 2) борьба за власть, самоутверждение; 3) недостаток внимания, привлечение внимания; 4) выражение неприязни, месть.Иногда это – болезненный вариант негативного мировосприятия.

Как бороться с негативизмом?

Бороться с негативизмом — задача творческая. Указывать на симптомы негативизма у других – опасно, обычно люди с развивающимся негативизмом на это реагируют защитой, только укрепляя себя в своем негативизме. Если же вы будете следить сами за собой или попросите окружающих вам подсказывать, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успехи вполне реальны.

А как самому не сваливаться в негативизм? — Не очень мудро бороться с негативизмом, поскольку борьба против — уже проявление негативизма. Продуктивнее и веселее вырабатывать у себя позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям. Это — реально. Итак, убираем позицию Жертвы, склонность поныть (ныть — это не только плакать и жалеть себя любимого, это любые виды жалоб, упреков, сокрушений и т.д. Ноющий, как правило, раздражает окружающих и себя загоняет в тоску) и попереживать «Ах, как все ужасно!», развиваем позицию Автора, уверенность в себе и привычку к бодрой поддержке окружающих. Учимся видеть свои успехи и удачи, учимся говорить людям комплименты, учимся благодарить людей и учимся благодарности жизни в целом.

Внимательные люди заботятся, чтобы негативизм ими не овладевал. Проще всего попросить друзей и членов семьи, чтобы они следили за вами, тем более что такая игра полезна для всех. Самостоятельно можно отслеживать свой позитивный словарь и отдельно выписать свои типовые выражения, в которых вы выплескиваете свой негатив. Мат, естественно, из нормального общения исключается.

Негативизм в поведении как симптом.

Вечер. Вагон — ресторан. Стук колес, сладкий чай и невкусный «Цезарь». Напротив мужчина в дорогом костюме ковыряет такой же салат. Красивые часы, очки в роговой оправе, интересный парфюм… Про таких говорят – хорош собой и весьма успешен. «Интересно, женат или влюблен? Не понятно. Но явно печален.» — подумала про себя Катя и поспешила вернуться к книге. Но почему-то их взгляды встретились.

— «Война и мир» — хороший выбор. Но я так и не прочитал до конца. — вдруг сказал случайный попутчик. Кстати, куда едете? Я в Москву.

— В Тверь.- смущенно сказала девушка.

— А к Вам можно? Поговорить бы… Меня, кстати, Андрей зовут.

— Да, да. Садитесь. Я Катя. – дружелюбно ответила девушка.

Оказалось, Андрей-военный, едет по распределению и только что расстался с девушкой. Вскоре их диалог плавно перетек в монолог о чувствах и непонятной женской природе.

— Нет, Вы представляете, она закрутила роман с фитнес-тренером!!! Да, ладно бы там Аполлон какой-нибудь был, а то обычный неприглядный пацан! — все повторял Андрей. Крайне нелогично.

— Да, понимаю Вас…

— А ее? Как женщина женщину? Я вот вообще не понимаю! Чем я хуже?! У меня ощущение, что оно просто все делала назло и вопреки, просто » потому что»! –не унимался Андрей и яростно кромсал остатки салата.

В то вечер он рассказал много всего. Даже фото показал. Оказалось, у них большая разница в возрасте. Настя – миловидная юная девушка 23 лет, с афро косами, и грустным наивным взглядом. «Ого, интересное сочетание с военной формой.» — подумала про себя Катя.

— Да она и косы сделала назло мне. Кстати, и тренера и абонемент в фитнес клуб оплатил, естественно, я! — Андрей уже окончательно изрезал салат и принялся за салфетку.

— А вчера она сказала, что любит, и не понимает, что на нее нашло. Но с меня хватит. Хотя понять бы ее хотелось. Может, Вы мне объясните? Как женщина.

— Да, наверняка этому есть объяснение. – задумчиво сказала Катя и сделала жест официанту.

Объяснение этому поведению действительно есть. Случай Насти — пример негативизма, странной формы поведения «наоборот». Человек постоянно встает в оппозицию к окружающему миру и ведет себя вразрез всеобщим правилам и ожиданиям. Но не потому — что хочет, а потому – что «назло». И сам от этого страдает. Такая игра.
Выражается он в упрямстве, конфликтности, вечном сопротивлении. К примеру, Настя постоянно хотела в кино, когда они собирались в театр, в последний момент отказывалась идти в гости к родителям Андрея и не могла задержаться ни на одной работе больше недели. «Там абсолютно ужасные условия, глупый и грубый начальник. Да и вообще…. Не хочу «на дядю» работать!»– говорила она молодому человеку про свой первый трудовой день в очередной компании. Он пытался понять, что происходит, спрашивал. Но… Настя почти всегда уходила от ответа. Постоянные жалобы, негативная оценка окружения, как и привычка не отвечать на поставленные вопросы – яркие показатели этого недуга. Иногда она просто молчала целыми днями. Так негативизм Насти плавно перетекал из активной фазы сопротивления в пассивную фазу игнорирования. Отношения становились крайне сложными. И тут еще последняя «капля» с изменой.

Почему так? Причины негативизма бывают следующими:

— Возрастные кризисы и «застревание» в них

Любые возрастные кризисы сопровождаются сопротивлением со стороны психики. Старые инструменты адаптации к миру уже не работают, а новые еще не развились в достаточной степени. Если мы адаптируемся, и научаемся жить по-новому, негативизм уходит. А если нет — » зависаем» в состоянии борьбы.
В возрасте трех лет ребенок начинает отделять свою личность от родительских. «Я» это больше не » мы с мамой», а просто » Я». Он стремится оградить свою психологическую территорию забором и защитить за свое «королевство». Слезы, скандалы, крики, молчаливое упрямство – вот его оружия. Бывает невыносимо. Однако, не хватайтесь за ремень. Пассивный и активный негативизм в этом возрасте — возрастное недомогание для выработки иммунитета. Это чем – то похоже на ветрянку. Лучше переболеть в детстве. В период кризиса крайне важно показать ребенку, что он услышан и понят. И сражаться за свое » Я» не нужно. Оно и так в безопасности. Если же малыш встретит не принятие, а открытый огонь со стороны родителей, то он рискует унести картину «войны» с собой во взрослую жизнь, спроецировать ее на все отношения и «затянуть» с негативизмом. А как же? Надо защищаться.

Кризис подросткового возраста — следующий период неизбежного негативизма. Вчерашние дети уже сами хотят выбирать себе одежду, досуг, друзей, хобби и вектор жизни. И крайне важно им это дать. А самим превратиться в тихую гавань, в котороую сын или дочь может всегда вернуться. Тогда война пройдет тихо и бескровно. А может даже и не начнется.

Судя по рассказу Андрея, Настя выросла в правильной, порядочной семье военных. Там не бегали по лужам, не плакали и не смеялись. За громкий смех нужно было бороться. В подростковом возрасте ее записали в «Клуб любителей географии», хотя она ненавидела глобус и мечтала о кружке журналистики. Тогда она, впервые сделала дреды и проколола язык. Не потому что хотела, а просто, чтобы всех напугать. В эти моменты негативизм выполнял защитную функцию и помогал ей защитить свою идентичность.

Но лекарство от яда отличается дозой. И увлекшись, она «застряла» на этапе войны с миром, и теперь всю жизнь борется с ветряными мельницами или с самом собой. Кажется, в ее голове еще сидят папа и мама, которым все хочется сделать наперекор. Возможно, и в Андрее, как в мужчине гораздо старше ее, Настя подсознательно искала родителя, чтобы проиграть «военные действия».

— Внутренние страхи и неверие в себя

Негативизм также может быть симптомом невроза. Когда маленький человек слышит от родителей только про свои промахи на соревнованиях и тройки по математике, со временем он начинает ощущать безысходность от недостижимости того самого нужного образа себя и теряет веру в собственные силы. Ему страшно общаться, идти на работу, реализовывать себя в мире, поэтому лучше «защититься» от возможной угрозы провала отказом от действий или прямым сопротивлением.
Например, Насте часто говорили, что «читать ее неинтересно», «таланта Бог не дал», и посылали учиться таможенному делу. Рано или поздно она в это поверила.

Жаль. У нее просто не было достаточно опыта и знаний. А когда нет инструментов, приходит монстр сопротивления. И без веры в себя его не победить.

— Расстройства личности и психические заболевания

К сожалению, иногда негативизм имеет куда более серьезную и печальную основу. Этот симптом частный спутник шизофрении, аутизма и депрессий. В таком случае не обойтись без медикаментов и помощи психиатра. И только так.

Если третий случай, не про вас, то все в ваших руках. В первую очередь, проблему нужно осознать. Заведите дневник отрицательних эмоций и постарайтесь в течение недели записывать их в моменте. А потом подумайте, о чем они? Не ходите ли вы по кругу сопротивления и отрицания? Не играете ли вы » в войну»? Хотите выйти? Тогда вам потребуется дорастить «детскую» или «подростковую» психику до взрослой и » перерисовать» картину мира. Задача не из легких. Придется учиться всем базовым навыкам «взрослой» психики: стрессоустойчивости, пониманию и выражению эмоций, коммуникации. Для этого лучше обратиться к хорошему психотерапевту, который через искренние, честные, доверительные терапевтические отношения покажет, что мир это место для мира, и не для войны. И научит жить в нем счастливо.

И, пожалуйста, не ругайте свой негативизм. Это всего — лишь симптом, который помогает понять, что наш внутренний мир нуждается в переменах, обложка книги с конфликтным содержанием. Главное, вовремя переписать сюжет в свою пользу.

Катя вышла на своей станции. Андрей помог ей с чемоданом.

— Это Вам на память, чтобы дочитали.- девушка с улыбкой протянула Андрею томик «Войны и мира».

— Ох, спасибо, я дочитаю. Кстати, у вас талант слушать. — сказал Андрей.

Возможно, они больше никогда не встретятся, а может

Негативист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *