Мутизм представляет собой отсутствие вербальной речи у пациента при формальной сохранности способности говорить. Состояние коренным образом отличается от афазии, при которой речевые функции утрачиваются в той или иной части в результате деструкции соответствующей области головного мозга. Мутизм — не самостоятельное заболевание, а синдром (группа типичных симптомов) в рамках психиатрических или невропатологических проблем.

Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Дети также склонны к формированию аномального состояния под воздействием психотравмирующих факторов разной интенсивности. У взрослых диагностика проходит быстрее и эффективнее, поскольку при мутизме сохраняется способность к письму. У детей же она могла еще не сформироваться, потому определить, что к чему, гораздо труднее.

Возможны разные глубины нарушения речи и высшей нервной деятельности. В классических случаях — это отсутствие вербальной реакции на речь: нет ни ответной, ни спонтанной речи. Больной пишет, может изъясняться жестами. В тяжелых случаях нет вообще никакой реакции, что говорит, вероятнее всего, о тяжелом психопатологическом диагнозе. В любом случае, обследовать человека с таким синдромом нужно в стационаре, чтобы наблюдать за ним постоянно.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему. Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм. Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

  • Психическая травма

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

  • Психическое насилие

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда. Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента. Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

  • ВИЧ-энцефалопатия — поражение головного мозга вирусом СПИДа (характеризуется выраженными симптомами деменции, деструкций личности, полной утратой когнитивных функций, мутизм возникает одним из первых);
  • опухоли головного мозга (злокачественные или доброкачественные);
  • травмы головного мозга.

Некоторые практики и ученые относят к названной категории симптом поражения голосовых связок, речевого аппарата, церебральных структур. Но большая часть специалистов против столь необоснованного расширения перечня случаев, когда можно говорить о расстройстве. Здесь имеют место чисто органические причины невозможности говорить, а не психологические.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну. При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога. Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны. Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться. Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве. В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент. Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера. Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика. Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный. В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности. Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Диагностика

Обследование проводится под контролем психиатра и невролога, в тандеме. Примерный перечень методик:

  1. Устный опрос. Нужно оценить способность адекватно реагировать на обращенную речь, понимание всех конструкций, лексических и грамматических особенностей, выразительности, экспрессивности. Это даст старт диагностике.
  2. Помимо, важно выявить сохранность письменной речи, способности изъясняться жестами или с помощью условных сигналов, о которых врач договаривается с пациентом.
  3. Электроэнцефалография. Исследование, направленное на выявление электрической активности головного мозга. Аномальные очаги учитываются в дальнейшей диагностике.
  4. МРТ церебральных структур с контрастным усилением. Золотой стандарт в деле диагностики структурных изменений в головном мозге любой степени тяжести. Контрастное усиление гадолинием позволяет обнаружить опухоли, области демиелинизации (рассеянный склероз).

Также проводится полное психопатологическое исследование, насколько это возможно в условиях ограниченного вербального контакта с пациентом. В большинстве случаев существенных проблем нет. Если же пациент не идет на контакт, при этом органических патологий не выявлено, выбирают выжидательную тактику, применяют мягкие методы психологического воздействия.

Таким образом, диагностика предполагает установление следующих моментов:

  • какие признаки мутизма есть, какие прочие симптомы присутствуют;
  • психиатрический статус человека;
  • состояние головного мозга, по необходимости оценивают и органы речи.

В системе этого достаточно. Вникнуть нужно и в социальную обстановку, особенности личности. В рамках сбора анамнеза. Не лишним будет, если пациента на приеме специалиста будет сопровождать кто-либо из близких, чтобы ответить на вопросы и дать больше информации.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой. Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке. Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Мутизм без органических отклонений полностью обратим. Проблема устраняется быстрее при помощи врача. Неблагоприятный на фоне течения психических расстройств аутистического и шизофренического спектров. Диссоциативные и истерические расстройства протекают не столь агрессивно. Можно рассчитывать на положительный прогноз.

Что касается органического поражения церебральных структур — перспективы туманны. Зависит от «свежести» поражения, возможности коррекции и обширности поражения.

Профилактики как таковой нет. Необходимо избегать стрессов, повышать устойчивость к психопатогенным факторам, вести здоровый образ жизни.

Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей

Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Речевой мутизм

Mutus — по-латыни молчание.

Мутизм — нарушение, которое характеризуется отсутствием речевого общения, при сохранном речевом аппарате.

Мутизм может быть как полным (полное отсутствие речи), так и частичным.

При мутизме у ребенка сохранен интеллект, он понимает речь, но отсутствует мимика.

Иногда, мутизм могут спутать с афазией, при которой тоже характерна утрата речи.

Но если при афазии есть органические повреждения головного мозга, то при мутизме они отсутствуют.

Также при мутизме ребенок имеет способность писать, но не говорить (что не характерно для афазии).

Почему появляется?

Как правило, мутизм проявляется в период от 3-9 лет, и связан он с невротическими или психическими расстройствами.

Что могло повлиять:

* стресс;

* индивидуальные особенности характера;

* психопатологические отклонения;

* отставание в психическом развитии;

* наследственность и генетика.

Какие симптомы должны насторожить?

* Отказ от речевого общения;

* отсутствие патологий речевого аппарата;

* сохранение «немоты» более одного месяца;

* сохранность письменной речи;

* активное пользование невербальными средствами общения.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

* элективный;

* психогенный;

* эндогенно-психотический.

Элективный (его называют еще селективный), — «избирательный» мутизм проявляется при отдельных обстоятельствах.

То есть в определенных обстоятельствах ребенок просто перестает общаться.

Может, проявляется к отдельному человеку, обстановке, месту.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет.

Психогенный мутизм проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети с индивидуальными особенностями характера (депрессивные, сверх эмоциональные, с переменчивым настроением).

Проявляется под воздействием сильного стресса.

Логофобический мутизм проявляется по причине навязчивого страха услышать свою речь.

Такое встречается у школьников (например, страх публичных выступлений).

Эндогенно-психотический мутизм проявляется при психических заболеваниях (например, шизофрения).

Как лечить?

Лечение данного расстройства должно проходить комплексно, а главное под контролем нескольких специалистов: психиатра, логопеда, невролога и психолога.

Оно включает в себя:

* медикаментозное лечение;

* психотерапию;

* упражнения и методы для расслабления мышц речевого аппарата;

* дыхательные упражнения.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория.

Несмотря на свою молчаливость, они все понимают: неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к «молчунам» с повышенным вниманием.

Чем раньше будет проведена грамотная диагностика и помощь ребенку, тем больше шансов ребенку избежать социального вакуума и психоза.

Про адаптивную коммуникацию

Еще про мутизм

Записаться на консультацию к специалисту

Автор статьи Кожанова Екатерина.

Элективный мутизм: симптомы, диагностика, лечение

Элективный мутизм у детей развивается в связи с совокупностью различных причин: наследственность, особенности беременности и родов, стиль семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности. Он проявляется тем, что ребенок умеет говорить и понимает речь, но молчит в определенных ситуациях или при незнакомых людях.

Немота возникает на физическом уровне, человек не может сам сознательно это изменить. Элективный мутизм требует обязательного лечения и наблюдения специалистов:невролога, психиатра и логопеда.

Что такое элективный мутизм

Название переводится с латинского как «избирательная немота». При элективном мутизме сохраняется умение говорить, но в определенных ситуациях или с конкретными людьми замолкает и не может проронить ни слова. Обычно это обусловлено резким появлением чувства тревоги. При этом в других случаях – с близкими людьми, в семье, с друзьями он свободно общается, раскрепощен, иногда даже болтлив.

Проявляется элективный мутизм чаще всего в детском и подростковом возрасте, очень редко встречается у взрослых.

Виды заболевания

  • Пассивно-агрессивный – малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
  • Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
  • Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
  • Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.

Симптомы

Главный симптом элективного мутизма у детей – исчезновение речи при некоторых конкретных ситуациях. Например, ребенок может замолкать при большом количестве людей или при виде врачей в белых халатах.

Наиболее часто ребенок замолкает в образовательных и воспитательных организациях: в детском саду или школе. При этом ребенок может свободно общаться с одногруппниками или одноклассниками, а при возникновении воспитателей вообще или каких-либо конкретных педагогов – замолкать. При необходимости оценки уровня развития ребенка с ним лучше проводить письменную диагностику.

Обычно человек, страдающий элективным мутизмом, пытается взаимодействовать с окружающими с помощью невербального общения: через мимику и жесты. Но встречаются дети, которые в определенных ситуациях и двигаться не могут: замирают, стараются не контактировать тактильно, прячут голову.

Поведение ребенка в напрягающих его ситуациях становится непонятным большинству окружающих. Появляются навязчивые движения: перебирает пальцы, грызет ногти или кожу на пальцах, накручивает волосы, раскладывает предметы по понятным только ему признакам, постоянно моет руки. Этими действиями человек пытается снять внутреннее напряжение и тревогу.

В школе обучающийся может быть застенчивым и робким, а дома психологически разгружаться с помощью агрессии, непослушания и упрямства.

Часто дошкольник или первоклассник, страдающий элективным мутизмом, слишком сильно привязан к маме, не может от нее психологически дистанцироваться. На фоне тревожности и постоянного нервного напряжения развиваются и другие симптомы: задержка развития речи, нервные тики, проблемы с артикуляционным аппаратом.

Сопутствующие заболевания

В связи с тем, что речевой аппарат долгое время не работает, страдает от спазмов, на фоне элективного мутизма возникают другие заболевания и расстройства.

  • Задержка психического развития. Ребенок не проговаривает важную информацию, не может полноценно осваивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификации. Это возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам сами не занимаются с ребенком в тех условиях, где ему комфортно и он может говорить.
  • Задержка речевого развития. Чем меньше тренируется речевой аппарат и отвечающие за говорение структуры мозга, тем более сильно ребенок будет отставать от сверстников в развитии речи. Усугубляется ситуация у детей, в семьях которых родители не имеют возможности или желания как можно чаще общаться с малышом.
  • Нервные тики. Ребенок, страдающий элективным мутизмом, обычно тревожный и напряженный. Нервная система, стараясь себя разгрузить, включает механизмы, выполняющие независимые от человека подергивания некоторых мышц или их групп.
  • Энурез. Тревожные дети часто страдают этим нарушением, которое не зависит от их сознательного выбора – идти в туалет или нет.

Причины

Элективный мутизм формируется в результате влияния совокупности базовых психологических особенностей и средовых факторов. Можно выделить следующие причины возникновения недуга:

  • Внутрисемейные конфликты. Ребенок может испытывать бессознательный гнев или страх, связанный с отношениями внутри семьи. Малыш прибегает к такому стилю поведения для того, чтобы продемонстрировать свои чувства, хотя, чаще всего, не осознает этого.
  • Отрицательное усиление. Это обычно относится к поведению в период адаптации к новому учреждению. Ребенок своим молчанием пытается повлиять на отношение к себе других людей. Например, в его представлении, если он не будет говорить, то для него снизят учебную нагрузку. Это также бессознательный процесс, ребенок не замолкает целенаправленно. Мутизм в этом случае связан с повышенной тревожностью, а не с сознательным манипулятивным поведением.
  • Личностно-эмоциональные особенности. Наиболее часто с элективным мутизмом сталкиваются дети с повышенной тревожностью, мнительностью, фобиями. Ранимые, впечатлительные, интровертированные и дети с подавленной агрессией также находятся в группе риска по возникновению мутизма.
  • Отклонения психического развития также способствуют формированию недуга. К таким нарушениям относится задержка психического и речевого развития. Если малыш не уверен в своих умственных способностях или осознает, что у него недостаточно чистая речь, то он часто замыкается и не говорит в окружении людей, которые, по его мнению, могут его засмеять или обидеть на этой почве.
  • Неврологические нарушения, такие как черепно-мозговая травма, опухоль или гематома, провоцируют молчание ребенка в определенных ситуациях.
  • Тип воспитания, сложившийся в семье, определяет поведение ребенка. Элективный мутизм возникает или в семьях с очень тревожными и неуверенными родителями в связи с гиперопекой, или в семьях с тотальным контролем и авторитарным стилем воспитания в связи со страхами малыша.
  • Стрессовые ситуации, сильно повлиявшие на психику, могут запустить механизм развития мутизма. Это часто бывает после аварий, развода родителей, насилия или переезда в другой город и страну.

Элективный мутизм обычно развивается в связи с врожденными особенностями, на которые повлияли внешние обстоятельства: отношения мамы и папы, стрессы, тревоги, поведение других людей.

Элективный мутизм определяет врач-невролог или психиатр на основе комплексного обследования и заключений других специалистов.

Для начала врач опрашивает родителей для сбора первичной информации: как прошли роды, какие были проблемы во время беременности и после ее окончания, были ли в течение жизни ребенка выявлены какие-либо неврологические, психологические или речевые нарушения. Также доктора интересует, случались ли травмы головы или опухоли.

Во время приема врач наблюдает за поведением маленького пациента: оценивает его потребности в общении, уровень взаимодействия с другими людьми, способность к установлению контактов. Также выявляет, готов ли он участвовать в совместной деятельности с кем-либо, пытается ли общаться с помощью мимики и жестов и есть ли у него видимая психологическая подавленность.

Для более полной картины к обследованию подключается психиатр. Он проводит стандартизированные и проективные диагностические методики, чтобы исключить серьезные психиатрические заболевания, например, шизофрению.

По номенклатуре психических расстройств имеется несколько специальных критериев, указывающих на наличие элективного мутизма в комплексе с другими диагностическими исследованиями. Эти признаки должны наблюдаться не менее, чем в течение одного месяца.

Критерии наличия элективного мутизма:

  • умеет говорить и общаться, но в определенных ситуациях или в присутствии каких-то определенных людей замолкает;
  • взаимосвязь между неспособностью ребенка говорить и его слабым знанием языка или темы разговора отсутствует;
  • временная немота оказывает негативное воздействие на обучение или отношения ребенка с другими людьми;
  • немота в определенных ситуациях не связана с нарушениями речи или обострением психических заболеваний.

Обращаясь к врачу, стоит иметь в виду, что на сегодняшний день не все медики могут быть осведомлены о признаках и методах лечения элективного мутизма. Если есть сомнения в правильной постановке диагноза, то родителям стоит попробовать обратиться к другому доктору за дополнительной информацией.

Какая вероятность что у ребенка элективный мутизм, тест:

  1. Если есть время привыкнуть к новым людям или ситуации, то его состояние немоты сохраняется?
  2. Верно ли, что малыш молчит только в некомфортной обстановке или в образовательном учреждении, а в привычных условиях успешно общается?
  3. Взаимодействует ли он с помощью жестов и мимики, избегая ответов на вопросы в словесной форме?
  4. Случается ли, что при ответе на простые вопросы (как тебя зовут? где ты учишься?) как будто замирает, даже если они исходят от знакомых людей и в неопасных ситуациях?
  5. Старается ли избегать вербальных обращений к знакомым людям даже в том случае, если в ситуациях, не требующих словесного общения, он чувствует себя с ними комфортно?
  6. Относятся ли окружающие люди к нему как к не говорящему?
  7. Является ли отсутствие речи причиной трудностей с участием в групповых занятиях, с озвучиванием своих просьб и с заявлением о своих неудобствах?
  8. Проявляются ли признаки избирательного мутизма дольше, чем 1 месяц или чем полгода, если ребенок только пошел в первый класс?

Если родители отвечают на 3 и более вопросов утвердительно, то есть вероятность, что дошкольник или первоклассник действительно страдает элективным мутизмом. Но это тестирование не является критерием точной постановки диагноза, его может определить только врач – психиатр или невролог.

Когда симптомы у детей действительно указывают на наличие элективного мутизма, то врач назначает необходимое лечение. Комплексная терапия включает в себя прием определенных медикаментов и одновременное проведение психотерапевтической работы. Обычно для лечения врач рекомендует следующие группы препаратов:

  • антидепрессанты – они снимают тревожность, психическое перевозбуждение, успокаивают;
  • нейролептики уменьшают симптомы психических расстройств, в том числе неврозов, бессонницы, фобий;
  • бензодиазепины назначаются для снятия страхов, физического расслабления при спазмах мускулатуры, общего успокоения;
  • ноотропы помогают организму противостоять стрессам.

Лечение может проводиться как в домашних условиях, так и в стационаре. Длительность курса определяется врачом. Чем раньше началось медикаментозное лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.

Лекарства помогают восстановиться нервной системе, но также необходимо восстановить самооценку, умение взаимодействовать, речевые навыки. Поэтому в комплексе с медикаментами необходимо использовать работу психотерапевта и логопеда.

Обычно применяются следующие виды психотерапии для коррекции элективного мутизма у детей:

  • Поведенческая терапия. Она позволяет научиться переводить явления страха и тревоги в позитивные мысли и убеждения. Ребенок начинает осознавать свое состояние, приходит к пониманию того, как он сам себе может помочь и зачем это нужно: для взаимодействия, для общения, для информирования кого-то о чем-то важном.
  • Арт-терапия помогает снять физические и психологические зажимы, почувствовать уверенность в себе и повысить самооценку.
  • Сказкотерапия позволяет увидеть себя со стороны, придумать, как можно преодолеть свои страхи и тревоги, эмоционально расслабиться и проявить себя.

Как помочь ребенку: советы родителям

  1. Стараться с раннего детства не поощрять ребенка к избегающему поведению. Например, если знакомый маме человек спрашивает у ребенка его имя, то не стоит отвечать за него, даже если он прячет лицо и молчит. Иначе малыш привыкнет к тому, что в ситуации возникновения у него стеснения и тревоги мама за него все скажет. Чем чаще это будет повторяться, тем более вероятно, что он вовсе перестанет разговаривать в неуютных для него ситуациях. Лучше сообщить знакомому, что дочь или сын сейчас не готов общаться, но, возможно, удастся сделать это позже.
  2. Повышать самооценку. Если малыш с детства знает, что он – хороший, что его голос приятно звучит и его никто не ругает за неясность речи, то страдать мутизмом он, скорее всего, не будет. Хорошо, когда его хвалят, поощряют, иногда восхищаются тем, что он делает и говорит. Когда же ребенок с малых лет несколько раз в день слышит: «у тебя слишком громкий голос», «не кричи», «не коверкай слова», «помолчи», «тебя не спрашивали», то со временем он решит, что лучше совсем не разговаривать, чем постоянно быть раскритикованным. Он будет бояться сказать что-то не так, ошибиться или то, что он говорит, окажется неважным.
  3. Вводить ребенка в общество как можно раньше, чтобы большое количество людей не было для него стрессовой ситуацией. Приводить на детские площадки, встречаться с друзьями, ходить на праздники и кружки, где много людей. Если мутизм уже есть, то поначалу стараться подбирать компании, в которых он комфортно себя чувствует: знакомые дети и взрослые, отсутствие осуждений и насмешек, наличие общих тем для общения. Позже постепенно добавлять менее знакомых сверстников.
  4. При имеющемся элективном мутизме не стоит ждать, что речь появится сразу в начале лечения. Для этого должно пройти определенное время в зависимости от индивидуальных особенностей течения болезни.
  5. Оказываясь в новой обстановке или в окружении незнакомых людей, стоит дать немного освоиться, чтобы начать общаться. Не нужно сразу заставлять его разговаривать со всеми, кто к нему обращается, – это может только усугубить его состояние.

Как создать комфортную обстановку в школе

  • Для того чтобы ребенок с элективным мутизмом хорошо чувствовал себя в школе, обязательно нужно сообщить учителю о его особенностях. Педагог должен знать, что ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере.
  • Попросить учителя не заставлять его отвечать у доски в первое время, включаться в совместные игры и дела. Но со временем, по мере привыкания, можно постепенно включать его в жизнь класса. Сначала предлагать пообщаться и вместе поделать что-то с теми ребятами, к которым он тянется. Потом постепенно подключать и других учеников.
  • Спрашивать учебный материал индивидуально или в присутствии очень маленького количества одноклассников, не более 3-4 человек. Позже, если первоклассник смог говорить при них, постепенно добавлять других слушателей. Если же ребенок молчит в присутствии только учителя, то можно договориться записывать устные ответы на видео.
  • Оценку знаний и умений первое время лучше проводить по письменным работам.
  • Самое главное – учитель должен расположить первоклассника к себе, чтобы он мог ему открываться и доверять. Учитель, практикующий авторитарный стиль общения, вряд ли сможет найти подход к обучающемуся с таким диагнозом.
  • Для более быстрого привыкания к одноклассникам, для детей полезно проводить игры на сплочение. Среди них много таких, которые не требуют вербальной коммуникации. Ребенок знакомится с ребятами, контактирует с ними тактильно и физически. В результате они становятся для него тем «кругом людей», с которым он может комфортно находиться и разговаривать.

Отказ от лечения: что будет, если не лечить

Если родители упускают возможность вылечить элективный мутизм в детском возрасте, то они вырастят человека, который не может уверенно общаться. С возрастом он сможет объясняться в необходимых ситуациях, но при возникновении небольшого стресса речь снова будет исчезать.

Кроме того, останутся симптомы, сопровождающие элективный мутизм: повышенная тревожность, беспокойство, сниженная самооценка, неуверенность в себе. Человек будет склонен к депрессиям и вредным привычкам на фоне постоянного нервного напряжения.

Элективный мутизм – это такое заболевание, при котором человек понимает речь других и умеет говорить, но при попадании в определенные ситуации он настолько тревожится, что у него пропадает речь.

Для того, чтобы ребенок выздоровел, родителям нужно обратиться к специалистам, которые смогут провести необходимую терапию. Кроме того, возможно, придется изменить свое поведение, чтобы малыш или школьник чувствовал себя более комфортно при вербальном общении.

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Коррекция и лечение элективного мутизма. Симптомы

Элективный мутизм – это своеобразная болезнь, при которой пациент отказывается разговаривать. Встречается патология как у взрослых, так и детей. Человек не имеет никаких физических дефектов и органических поражений. В детском возрасте заболевание проявляется более заметно. Потребуется коррекция и лечение элективного мутизма. Симптомы могут проявляться по-разному. Для терапии могут применяться различные препараты.

Симптомы элективного мутизма

Самый главный симптом – это избирательный метод общения. Может отсутствовать речь в каких-то определенных ситуациях. Элективный мутизм у детей проявляется в школах, детском саду. Ребенок не может говорить в комнате или кабинете. Малыш не общается при чужих людях или при учителях. В редких случаях дети могут не говорить дома, но в детском саду или школе они охотно разговаривают.

Больные могут не применять вербальный контакт, а использовать мимику, пантомимику. Если расстройство в запущенной форме, то ребенок может замирать, прятать голову и поджимать ноги. Может наблюдаться патологическая привязанность к матери. Могут добавляться такие симптомы элективного мутизма: задержка развитие речи, фобии, депрессивное состояние, энурез.

Диагностика элективного мутизма

Для выявления элективного мутизма потребуется посетить невролога, логопеда, психолога. Врачи не только помогут поставить диагноз, но и вылечить патологию.

Могут назначаться следующие процедуры для выявления болезни:

  • Общий сбор информации. Первым делом доктор должен знать, как проходила беременность у матери, и какие болезни она перенесла при вынашивании ребенка. После этого установит реакцию малыша на прививку и проследит за его развитием. Психолог должен посмотреть на диагностику врача и поговорить с ребенком, чтобы он смог рассказать о фобиях. После этого назначается комплексное лечение элективного мутизма.
  • Посещение невролога. Доктор проводит различные исследования, которые включают себя качество речи, ритм дыхания. Ребенку могут мерить артериальное давление, а также анализировать болезни неврологического характера.
  • Краниограмма. Процедура помогает оценить состояние головного мозга.
  • Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. Процедуры выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но более точными результатами.
  • Электрокардиограмма.
  • Рентгенография грудной клетки.
  • Электроэнцефалография. Без данной процедуры, которая помогает узнать уровень электрофизиологических процессов, нельзя обнаружить болезнь.
  • Анализ крови и мочи. Доктору следует узнать уровень гормонов.

После того как будет проведена диагностика элективного мутизма, специалист назначает лечение.

Элективный мутизм у взрослых

Чаще всего элективный мутизм у взрослых возникает у женщин. Представительницы слабого пола более эмоциональны и чувствительны. Таким образом, они предрасположены к чрезмерной импульсивности. Специалисты ставят диагнозы и мужчинам.

Развивается патология в следующих случаях:

  • Высокая чувствительность. Если проблема сопровождается гипертрофированной мнительностью, то после эмоциональной реакции пациент приобретет патологию.
  • Инсульт. Если человек перенес сбои кровоснабжения, то в головном мозге поражается участок, отвечающий за речь.
  • Проблемы с голосовыми связками. Они могут быть из-за повреждения или полного паралича данных мышечных складок.

Если у человека мутизм вызван истерией, то болезнь имеет временный характер.

Лечение элективного мутизма

В обязательном порядке необходимо использовать медикаментозное лечение. Не рекомендуется заниматься самолечением, так как это может привести к ухудшению ситуации.

После тщательного обследования назначают следующие препараты:

  • Антидепрессанты. Они помогают справиться с проблемой. Чаще всего специалисты выписывают Прозак, Флуоксетин.
  • Нейролептики. Вещества помогают вылечить психические расстройства. В таком случае назначают Френолон, Гидазепам, Рисперидон.
  • Бензодиазепины. Препараты данной группы имеют седативный, снотворный и анксиолитический эффект. Врачи выписывают Гидазепам, Фторфеназин, Алпразолам.
  • Ноотропные средства. Главным компонентом является витамин В15, он помогает продлить жизнь и хорошо борется со стрессовыми ситуациями. К таким средствам относятся Пирецетам, Салбутамин и Оксирацетам.

Болезнь может лечиться не только дома, но и в стационарных условиях. Важно, начинать лечение элективного мутизма своевременно. Если время будет упущено, то в будущем будут развиваться неврозы, психические расстройства, социофобии.

Коррекция элективного мутизма

На самом деле существует множество способов, которые помогают справиться больному с патологией.

Коррекция элективного мутизма проводится следующим образом:

  • Дыхательная гимнастика. В такой ситуации подыскивается хороший специалист. Он поможет научиться глубокому, поверхностному, редкому, частому и смешанному дыханию. Если освоить эти азы, то можно начать заниматься йогой. Она помогает координировать духовные и физиологические функции организма.
  • Массажные процедуры. Массаж необходим не только для того, что разминать мышцы. Благодаря процедуре человек сможет стать спокойнее и быстрее восстановиться после психологической травмы. Применяется также гидромассаж.
  • Иглорефлексотерапия. Процедура поможет больному при мутизме справиться с проблемами нервной системы. Иглоукалывание назначается только лечащим врачом.
  • Арт-терапия. Большинство людей думают, что процедура назначается только для детей. Коррекция мутизма у взрослых подразумевает работу с цветовой гаммой и поиск с её помощью неожиданных решений.
  • Фототерапия. Люди любят пересматривать семейные фотографии. Если больной молчит, то можно его заставить заговорить с помощью снимков. Когда он увидит волнующий момент на фото, то он может начать говорить.

Цель лечения – это устранить причины возникновения болезни. Устранить невротические расстройства, а также сделать лучше межличностный контакт.

Коррекция элективного мутизма у детей

Элективный мутизм является по большей части детской патологией. Если проявляются даже небольшие отклонения в поведении у малыша, то следует обращаться к специалистам. Коррекция элективного мутизма у детей должна проводится в обязательном порядке.

Ребенку можно помочь следующим образом:

  • Создать положительную обстановку. В доме, где мир, доброта и взаимопонимание, в редких случаях ребенок страдает элективным мутизмом. Малыш должен знать, что его любят и прислушиваются, чтобы он не сказал.
  • Адекватное наказание. Не стоит слушать прихоти своего ребенка. Чаще всего дети не могут выдерживать жестокости со стороны родителей, так как у них неокрепшая психика. Не стоит физически наказывать малыша, лучше всего объяснить, что так делать нельзя.
  • Выполнять обещания. Все дети верят, что взрослые всегда держат свои слова.
  • Сменить окружение малыша. Если мутизм произошел из-за перенесенной психологической травмы, то рекомендуется найти новый детсад или школу.
  • Посещать на постоянной основе специалистов. Не рекомендуется относиться к неврологам или психологам как к тем людям, которые не смогут помочь ребенку.

Если малыш перестал разговаривать или ведет себя странно, то следует принимать определённые меры. Многие люди считают, что посещение психиатра отразиться на жизни ребенка. Если происходит какая-то проблема с ребенком, то следует обратиться к специалистам. При бездействии может наносится вред ребенку и заболевание приобретет стойкий характер.

Элективный мутизм у детей

Заболевание может происходит по разным причинам, они все отличаются друг от друга.

Следующие факторы, которые приводят к элективному мутизму у детей:

  • Ребенок не умеет разговаривать с другими людьми и находить общий язык.
  • Малыш не может в устной форме сформулировать свое желание.
  • Ребенок не имеет собственного пространства для того, чтобы выразить неприятные чувства.
  • Негативная атмосфера в доме.
  • Поражение головного мозга.
  • Развитие шизофрении на начальном этапе или аутизм.
  • Истерический невроз.
  • Волнение из-за сильного испуга или потеря родного человека.
  • Нехватка внимания со стороны взрослых людей, а также непонимание в семье.
  • Высокая тревожность, а также нервные тики.
  • Упрямство.
  • Проблемы с речью.

Такие причины могут приводить и к другим проблемам. Потребуется выявить элективный мутизм, чтобы назначить комплексное и эффективное лечение. Патология является тревожным расстройством. Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.

Элективный мутизм может оставаться и во взрослом возрасте. В таком случае проявляются разные социофобии. Проблема случается у тех детей, у которых лабильная нервная система, а также замкнутость, сопротивляемость или беспокойство без каких-либо причин. Если у ребенка тревожность, то ему необходима поддержка родителей в сложных ситуациях.

Чаще всего патология встречается в тех семьях, где некомфортный психологический климат. Множество врачей говорят, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Дети могут страдать не только немотой, но и депрессией, робостью, ранимостью. Патология проходит тяжелее всего у подростков. Заболевание может передаваться по наследству.

Лечение элективного мутизма у детей

Терапия должна быть направлена на то, чтобы устранить социальные фобии, а также тревожно-депрессивное состояние.

Применяются следующие способы лечения элективного мутизма у детей:

  1. Когнитивно-бихевиоральные. Процедура проводится индивидуального для каждого ребенка. Психотерапевт помогает наладить контакт и помогает высказать и пережить нехорошие моменты.
  2. Поведенческие. Групповые тренинги помогут сформировать навыки коммуникации, вербального взаимодействия. Правильные действия должны подкрепляться вниманием, похвалой. Ребенок контактирует с другими людьми любого возраста, поэтому он преодолевает застенчивость и смущение.
  3. Семейное консультирование. Врач говорит взрослым, как правильно общаться с ребенком. Потребуется одобрять, хвалить малыша.

Психотерапия может дополниться логопедическими занятиями. Если ребенок будет правильно произносить слова, то это поможет снизить неуверенность ребенка.

Элективный мутизм удается устранить при первых шести месяцах. Постепенно состояние пациента будет улучшаться, если будет психотерапевтическое вмешательство. Профилактика болезни – это предоставление малышу возможности выбора, эмоционального выражения, а также права высказать свое мнение.

Мутизм, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *