Симптомы и лечение легкой умственной отсталости

Умственная отсталость – особое психическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ограничено пониженным уровнем функционирования центральной нервной системы. В абсолютном большинстве случаев проблема проявляется в детстве. Отсталый ребенок может развиваться только до того уровня, которым он будет ограничен. Наиболее распространена легкая степень УО. Она наименее опасна и при своевременной терапии поддается лечению. Особенности и признаки легкой умственной отсталости важно знать всем родителям, чтобы при малейших подозрениях максимально быстро обратиться к врачу.

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Симптоматика

При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.

Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:

  • Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
  • Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
  • Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
  • Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
  • Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.

Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:

  • Трудности с участием в командных играх;
  • Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
  • Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
  • Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
  • Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
  • Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
  • Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
  • Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.

В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.

Больного с УО не призовут в армию, ему не выдадут водительские права, а также не допустят до госслужбы.

Диагностика

При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.

Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:

  1. Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
  2. Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
  3. Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
  4. Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
  5. Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
  6. Анализы крови и мочи, ЭЭГ.

После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.

Диагноз можно снять в любой момент, запросив проведение специальной экспертизы, которая докажет выздоровление.

Лечение

При правильном лечении умственной отсталости дети способны достичь необходимой самостоятельности и жить полноценной жизнью. При таком положительном прогнозе есть один серьезный минус, выражающийся в повышенном риске, что у таких людей родится отсталый ребенок, причем степень олигофрении может быть выше, чем у родителей. Тем не менее, происходит такое не всегда.

Медикаментозное лечение

Под правильным лечением подразумевается комплексный подход к решению проблемы. Точные назначения может дать только лечащий врач. Если УО вызвана другими заболеваниями, то первоочередной задачей становится их устранение, для чего применяются соответствующие лекарственные средства.

Для лечения самой УО применяются несколько видов медикаментов:

  1. Ноотропы (Пирацетам, Пантогам, Энцефабол). Они позволяют улучшить обменные процессы в тканях мозга, что способствует ускорению интеллектуального развития ребенка.
  2. Витамины группы B (Глутаминовая кислота, Церебролизин). Улучшают функционирование мозга, эффект такой же, как при приеме ноотропов, но зачастую назначаются сразу оба вида препаратов.
  3. Нейролептики или транквилизаторы. Принимать их нужно только при психических нарушениях, причем целесообразность приема определяется индивидуально врачом, как и то, какие именно препараты нужно приобрести.

Иные медикаменты назначаются в редких случаях. Тем не менее, воздействия перечисленных средств будет недостаточно, т.к. подход к лечению должен включать в себя также правильный образ жизни.

Самостоятельно назначать лекарства при УО категорически запрещено. Этим должен заниматься только квалифицированный врач после проведенных обследований.

Народное лечение

Нетрадиционные методы лечения для многих людей кажутся более привлекательными, из-за чего они начинают применять именно их, даже не думая посетить врача. Оказать положительное влияние на детей с УО могут несколько растений:

  • Женьшень;
  • Китайский лимонник;
  • Алоэ.

Следует понимать, что в некоторых случаях такие растения могут вызвать психозы и проблемы с поведением, т.к. оказывают прямое влияние на психику. Перед их применением рекомендуется консультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать возможных негативных последствий.

Особый образ жизни

Крайне важно дополнять медикаментозное лечение особым образом жизни. Это важнейшая составляющая лечения людей, страдающих УО. Комплексное воздействие позволяет добиться повышения уровня IQ ребенка на 15 единиц, что является довольно хорошим результатом.

Важно выполнять следующие условия и правила:

  1. Посещать курсы рефлексотерапии, включающие в себя точечный массаж. Это стимулирует кровообращение и все обменные процессы в голове.
  2. Придерживаться правильного питания. Качественная еда, не содержащая вредных добавок, улучшает здоровье ребенка.
  3. Правильно подбирать увлечения. Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, лечебная физкультура, легкий спорт, игра на музыкальных инструментах, общение со сверстниками – все это оказывает положительное влияние на общее развитие.
  4. Заниматься саморазвитием. Интеллектуальные игры, загадки, а также другие различные способы провести время с интересом и пользой – очень важны для умственно отсталого ребенка.
  5. Наблюдаться у врача, посещать специальные курсы. Всем детям, страдающим от УО, нужно регулярно ходить к врачу и на специальные курсы, где профессионалы помогут им быстрее развиться по особой методике.

Не менее важной является поддержка всей семьи. Родители должны поощрять стремление к развитию у своего ребенка, при этом следует сделать все необходимое, чтобы он всегда оставался довольным и радовался своей жизни.

Дети с легкой отсталостью получают степень инвалидности и соответствующее удостоверение, которое упрощает им жизнь.

Особенности обучения

Ребенок с умственной отсталостью имеет особые образовательные потребности. Ему не подходит привычная всем школьная программа. Обучение таких детей проводится в спецшколах, где их обеспечивают теми знаниями, которые им требуются. Учителя делают упор на изучение элементарных вещей, уровень социальной адаптации и навыки самостоятельной жизни. После прохождения обучения дети могут сами принимать решения, делать то, что требуется, полноценно работать. Для последнего проводятся специальные уроки, направленные на трудовую деятельность, после которых ребенок овладевает желаемой профессией (маляр, сантехник и т.д.).

Жизнь с УО

Умственная отсталость легкой степени не так страшна, как кажется. Люди с таким диагнозом могут прожить всю жизнь, причем она будет полноценной и насыщенной. Для этого нужно лишь своевременно заняться комплексным лечением, посетив врача. Если родители обеспечат ребенку комфортные условия для развития, то выздоровление станет вполне реальным.

Легкая умственная отсталость у детей

По мере увеличения численности населения планеты люди все чаще подвержены риску различных патологий. С какими-то из них человек рождается, иные – приобретает в течение жизни. Помимо физических недугов, существуют еще и психические расстройства различной степени тяжести.

К примеру, легкая умственная отсталость у детей – отклонение психики, вернее, ее недоразвитие, с которым можно жить без изоляции от общества. Этот диагноз не является приговором. У таких детей есть возможность чувствовать себя полноценными членами социума.

Психические нарушения всегда вызывали страх и непонимание. Попробуем разобраться в анамнезе данного заболевания и его нюансах. Действительно ли так все так ужасно, как может показаться на первый взгляд?

Общие характерные признаки

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

  • восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
  • овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • конкретно-наглядные методы постижения информации;
  • приобретение определенных трудовых навыков;
  • постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:

  1. Наследственность или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
  4. Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита.

Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.

Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.

Особенности поведения

Поскольку все дети отличаются между собой темпераментом, манерой общения и поведения, то визуально определить умственную отсталость ребенка сложно, а тем более, сделать это в раннем возрасте. Но всё же, при более детальном изучении детских взаимоотношений, можно заметить признаки психического недоразвития. К ним относятся:

  • отсутствие интереса к животным, новым, красочным предметам или игрушкам;
  • слабость контакта со сверстниками;
  • непонимание требований игры;
  • неимение побуждений к интеллектуальному развитию, свойственному детям в раннем возрасте;
  • повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм;
  • выражение эмоций лишь с помощью примитивных реакций, неустойчивость психического состояния;
  • проблемы с овладением навыками самообслуживания.

У детей с легкой формой умственной отсталости со временем развивается ослабление внимания, возникают сложности с концентрацией мыслей в определенном направлении. Психическая работоспособность замедляется, ребенку трудно ориентироваться в обществе. Малыш быстро устает и не знает, что ему делать дальше.

Связь маленького человека с реальностью происходит через слуховые, зрительные, визуальные и другие процессы. Поскольку их обработка недоступна мозгу в полной степени, восприятие окружающего мира искажается.

Виды диагностики

Некоторые специалисты считают, что определение умственной отсталости ребенка, как диагноза, до семилетнего возраста невозможно. Лишь по прошествии этого периода, можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, поскольку детская психика может формироваться абсолютно непредсказуемо.

Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут регулярно повторяться. Следует обращаться за помощью к специалистам, когда заметны нарушения в таких сферах, как:

  • память;
  • интеллект;
  • мышление;
  • эмоциональная зона;
  • познавательные функции;
  • волевые проявления;
  • координация и пластика движений;
  • способность фиксации внимания.

Степень отсталости умственного развития диагностируется по трем критериям:

  1. Клиническая картина, обозначенная поражением мозговых центров.
  2. Устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности.
  3. Низкий уровень обучаемости.

Очень важным фактором при выполнении диагностических процедур для определения олигофрении является офтальмологическое исследование и проведение рентгеновской компьютерной томографии головного мозга. Обследование глаз позволяет распознать на ранних стадиях развития такие сопутствующие заболевания, как:

  • дегенерация пигмента сетчатки;
  • глаукома;
  • катаракта;
  • микронарушения нервных зрительных окончаний;
  • внутричерепная гипертензия.

Томограф помогает определить скрытые отклонения в строении черепной коробки, наличие внутричерепного давления, патологии головного мозга.

Определение уровня развития

Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.

Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.

Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:

  • стремление к подражанию, копированию действий;
  • отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
  • зависимость от ситуации или обстоятельств.

Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.

Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и наклонности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития.

Общее состояние ребенка

Невыраженная умственная отсталость может практически не влиять на физическое развитие. Дети с интеллектуальными патологиями способны добиться успехов во многих спортивных дисциплинах. Направив усилия в нужное русло и не акцентируя внимания на недостатках, они смогут занять свое место в обществе.

Эмоциональный фон при олигофрении очень неустойчив, ребенку трудно управлять своими чувствами, вернее, переходами из одного состояния в другое. Он, соответственно своему возрасту, испытывает разные ощущения:

  • радость;
  • восторг;
  • грусть;
  • раздражение;
  • гнев и т.д.

У таких детей отсутствует чувство сострадания, эмпатии, душевного понимания эмоций окружающих. Они не могут думать о событиях или их последствиях в будущем. Жизнь ребенка с легкой умственной отсталостью происходит здесь и сейчас. Он не переживает о том, что будет завтра.

У такого ребенка имеются слабые проявления волевых усилий. Иными словами, он как будто согласился на какое-либо действие, но не может себя заставить это сделать, при этом сам не может объяснить причину своего поведения.

Формирование речевого аппарата

Именно по нарушениям речи можно определить степень умственной отсталости у детей. Легкая форма предполагает довольно большой словарный запас, хотя используется он с нарушением смысловой нагрузки. Разговор состоит из коротких, односложных фраз, которые ребенок наиболее часто слышит в своем окружении. Возможно употребление отдельных слов и выражений лишь по привычке, невпопад.

Запоминание новых слов и определений должно обязательно сопровождаться визуальным либо тактильным подтверждением. Но всё равно, это происходит медленно и не в полной мере.

Развитие речи напрямую зависит от степени умственной отсталости ребенка. Для легкой формы характерно неправильное произношение некоторых букв алфавита. Не исключается присутствие таких дефектов речи, как:

  • дизартрия;
  • заикание;
  • косноязычие.

При подобных проблемах занятия с логопедом имеют положительную динамику, но процесс восстановления очень трудный и продолжительный.

Уровень интеллекта

Коэффициент интеллектуального развития, как правило, колеблется на отметке от 69 до 50 баллов. Это довольно много, тогда как умеренная умственная отсталость у детей позволяет им иметь IQ на уровне от 49 до 35.

С чувством юмора – большая проблема. Такие дети все воспринимают конкретно и буквально. Метафоры и афоризмы, используемые собеседником в разговоре, для них просто слова без смысла.

Главный признак ребенка с олигофренией – отсутствие абстрактного логического мышления. Как это выражается?

  • неумением выделять главное и отсекать ненужное;
  • невозможностью проведения классификации и обобщения;
  • примитивностью размышлений.

Довольно простые вопросы загоняют ребенка в тупик, логика в рассуждениях практически отсутствует. При многократном повторении действий он может уловить закономерность и по аналогии продолжить мысль. Однако малейшее отступление от шаблона вызывают затруднения.

Расстройство внимания и памяти

У всех здоровых детей присутствует смысловая и механическая память. В состоянии умственной отсталости у ребенка смысловой памяти просто нет, тогда как механическая отлично развита. Без смысловой памяти невозможно выполнить такие действия:

  • запоминание сути;
  • обобщение полученной информации;
  • пересказывание текста своими словами.

В то же время, сформированная механическая память позволяет запоминать большие объемы информации, но так как это делается неосознанно, пользоваться ею ребенок не может.

Чтобы хоть как-то развить смысловое восприятие информации, нужно запастись терпением и по несколько раз объяснять малышу то, что у него никак не получается понять. Заметного прогресса в запоминании можно добиться, наглядно показав причинно-последственные связи предметов и действий. Простые и понятные вещи ребенку с легкой умственной отсталостью запомнить намного легче, чем те, смысл и предназначение которых ему неизвестны.

Специфика воспитания

К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые и жалостливые. Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:

  • созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
  • стремлению к любви и пониманию;
  • посвящению большого количества времени общению с ребенком;
  • формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.

В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.

При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.

Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.

Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.

Профилактика развития олигофрении

Многих родителей интересует, на каком этапе развития ребенка происходит тот самый сбой, провоцирующий умственную отсталость. Можно ли было это предотвратить? Однозначного ответа, к сожалению, не существует. Но для предупреждения прогрессирования психических нарушений следует ограничить влияние негативных факторов на следующих этапах:

  • до зачатия, то есть за три месяца до запланированной беременности;
  • весь срок вынашивания ребенка;
  • первый год после рождения малыша.

Здесь огромное значение имеет образ жизни обоих родителей, наличие у них вредных привычек, употребление алкоголя или наркотических веществ, потому как токсические вещества, попадающие в кровь, становятся причиной генетических сбоев в половых клетках. Такие нарушения неминуемо приводят к патологиям развития ребенка.

Существует еще одна форма легкой умственной отсталости детей, которая прогрессирует на фоне всеобщей компьютеризации и тотального распространения гаджетов. Она стоит на одном уровне с приобретенной педагогической запущенностью. В этом случае вина за психическое недоразвитие ребенка всецело лежит на родителях.

Мама, дав малышу телефон, и показав куда нажимать, считает, что свою обучающую миссию выполнила. Ребенок, увлеченный постоянной сменой картинок, дополненной звуками, не испытывает потребности в общении с себе подобными. У него просто нет в этом необходимости. Со временем в мозге формируются изменения, отвечающие за социальную адаптацию, поведение и восприятие информации. Исправить их бывает очень проблематично, а иногда, вообще невозможно.

В целом, правильный образ жизни, здоровое питание, полноценный сон при беременности сводят к минимуму риск рождения ребенка с умственной отсталостью. Но если такое все-таки случилось, то бережный уход, забота и внимание к малышу сделают это отклонение практически незаметным для окружающих.

Особенности легкой умственной отсталости: причины и симптомы

Олигофрения, или как её ещё называют умственная отсталость, вызывает у людей не очень приятные ассоциации. Чаще всего, все познания об этом нарушении идут из кинофильмов и передач. Что же происходит с человеком на самом деле, мало кто может себе представить. Тем более что пациенты, как правило, находятся обособленно от обычных людей.

Многие люди сталкивались с человеком, у которого лёгкая степень заболевания, поэтому подозрений о её существовании у них не возникло. Выделить чёткую границу между обычным человеком и пациентом с олигофренией в лёгкой форме не так просто.

Медицинская практика показала, что олигофрения может быть врождённой или приобретённой ребёнком в возрасте до трёх лет. Это выражается снижением интеллекта. А на эмоциональную сферу заболевание никак не влияет. Человек чувствует радость и гнев, симпатию и неприязнь. Умственная отсталость не прогрессирует, наоборот, при правильном подходе и обучении интеллект может повышаться.

Почему появляется заболевание

Выделяют несколько причин, вследствие которых возникает олигофрения. Не все они ещё до конца изучены. Считается, что органически поражается мозг, а это приводит к снижению интеллекта и проявления заболевания. Одной из главных причин считают наследственную предрасположенность. К этому добавляется и наличие вредных привычек во время беременности, приём лекарственных препаратов или наркотиков. Возникает умственная отсталость на фоне имеющихся заболеваний:

  • сахарного диабета;
  • токсоплазмоза;
  • гепатита;
  • сифилиса;
  • сердечного заболевания.

К причинам возникновения заболевания относят наличие резус-конфликта, тяжёлого токсикоза во время беременности, родовой травмы, недоношенности. Поэтому рекомендуется беременным женщинам постоянно следить за своим здоровьем и посещать врача.

Мужчинам также стоит задуматься о будущем детей. Риск воспитывать ребёнка с умственной отсталостью повышается, если будущий отец принимает алкоголь или наркотики продолжительное время.

Губительное действие оказывает профессиональная вредность. Это касается родителей, у которых на производстве присутствуют радиация и химикаты.

Как проявляется умственная отсталость

Главный симптом — сниженный интеллект. В зависимости от степени его снижения выделяют три формы умственной отсталости:

  • лёгкую;
  • среднюю;
  • тяжёлую.

Первую степень называют дебильностью. В этом случае IQ пациента находится в диапазоне 50–69. Это практически такие же люди, как и обычные здоровые. Пациенты не могут концентрировать внимание, поэтому возникают трудности в обучении. Хотя, они все запоминают и помнят долгое время. У пациентов нарушается поведение. Вся их жизнь зависит от родителей и воспитателей. Несмотря на то, что у них лёгкая степень умственной отсталости, они боятся смены обстановки, замыкаются в себе, им тяжело определить чувства обычного человека и общаться с другими людьми.

Есть пациенты, которые, наоборот, стараются привлекать внимание с помощью различных поступков, иногда антисоциальных. Такие люди могут стать жертвой обмана, или попасть в ряды преступников. В то же время они понимают, что отличаются от обычных людей и стараются скрывать этот факт.

Вторая степень умственной отсталости — имбецильность. Пациентов отличает IQ около 35–49. Они привязываются к людям, понимают, когда их хвалят или ругают. Они обучаемы простым навыкам самообслуживания, речи и письму. Однако проживать они могут только под контролем здорового человека.

Третья степень олигофрении — идиотия. У больных IQ ниже 34. Они не обучаемы, плохо разговаривают, неуклюжи в движениях. Так как им необходим постоянный контроль, то проживать они могут только в специализированном учреждении, где за ними круглосуточно наблюдают.

Оценить степень заболевания пациента позволяет не только IQ. Врач проверяет бытовые навыки, состояние психики, изучает, насколько пациент социально адаптирован, учитывает перенесённые заболевания. А на основании полной диагностики подтверждает или опровергает наличие умственной отсталости.

В детском возрасте у ребёнка проявляется задержка развития. Её выявляют на приёме у педиатра. Таким детям трудно общаться в коллективе, им тяжело соблюдать режим дня, сидеть на занятиях. В школе они невнимательные, не могут сидеть спокойно на уроке. Они плохо учатся и ведут себя вызывающе, несмотря на лёгкую степень заболевания.

Своевременное обращение к психологу или психоневрологу поможет выявить заболевание. Тем более что у таких детей часто возникают судороги, головные боли, тики.

Обследование для выявления заболевания

Чаще всего олигофрению определяют уже в раннем возрасте. На фоне генетики её развития, можно определить болезнь на стадии беременности. Для этого женщины сдают скрининговое обследование, которое позволяет определить наличие умственной отсталости, что влияет на сохранение плода.

Если у ребёнка не развивается ферментная система, это приводит к олигофрении. С виду нормальные дети страдают рвотой, высыпаниями на коже, потливостью с неприятным запахом. Лечение нужно начинать до трехмесячного возраста, чтобы добиться определённых успехов и сохранить интеллект. В первую очередь понадобится обследование педиатра, который отправит на приём к неврологу, и назначит анализы крови и мочи, а также проведение энцефалограммы. В старшем возрасте понадобится консультация у психолога или психиатра.

Своевременное лечение даёт возможность подготовить ребёнка к адаптации и самостоятельной жизни. А вот самостоятельно ставить диагноз и заниматься самолечением не рекомендуется. Это будет упущенное время, которое можно с пользой использоваться для лечения детей. Тем более что возникающая умственная отсталость может маскировать другие серьёзные заболевания.

Лечение умственной отсталости

Лечение олигофрении должен назначать специалист. Это могут быть гормональные препараты или те, в составе которых есть йод. Такое лечение назначают, если заболевание вызвано проблемами со щитовидной железой. Обязательной будет и специальная диета для заболевания в любой степени.

Коррекцию олигофрении проводят с помощью ноотропных препаратов, которые улучшают обменные процессы в мозговой ткани. С ними принимают витамины группы В и кислоты.

Если у пациента нарушается поведение, может понадобиться лечение нейролептиками или транквилизаторами.

Доказанный факт, что самым лучшим является комплексный подход в лечении умственной отсталости. Это означает, что помимо лечения нужно уделить внимание индивидуальному подходу в обучении, занятиям с психологом и логопедом.

Обязательно придерживаться дозировки, указанной врачом. Если препарат вызывает дискомфорт, или появились новые симптомы, нужно сразу обращаться за помощью к специалисту.

Лечить умственную отсталость пытаются и народными средствами. Для этого используют растения, которые активизируют нервную систему. Среди них:

  • женьшень;
  • лимонник китайский;
  • алоэ.

Однако стимулирующие средства не всегда положительно сказываются на умственной деятельности, поэтому понадобится консультация со специалистом.

Большое значение в лечении имеет социальная адаптация. Существуют программы реабилитации, которые позволяют получить образование по адаптированной школьной программе, а затем трудоустроиться пациентам с умственной отсталостью.

Только своевременное и правильное лечение поможет добиться положительных результатов. Многие пациенты после определённого курса лечения имеют семью и работу. Если же не предпринимать никаких мер, то такие пациенты становятся асоциальными личностями. Они злоупотребляют алкоголем и часто попадают в криминальный мир.

Профилактика умственной отсталости

Под профилактикой олигофрении подразумевается серьёзный подход к собственному здоровью. Планирование беременности подразумевает обследование обоих партнёров на стадии принятия решения о рождении детей. Это поможет выявить инфекционное или хроническое заболевание.

Во время беременности женщина должна помнить о том, что она несёт ответственность за свою жизнь и будущего малыша. Поэтому важно вести здоровый образ жизни, посещать специалиста и выполнять его рекомендации.

После рождения малыша необходимо постоянно контактировать с детским педиатром, проводить назначенные обследования. Если у родителей есть сомнения, что ребёнок болен олигофренией, нужно получить консультацию специалиста и начинать лечение.

К таким врачам, как психоневролог и психиатр, относятся с предубеждением. К ним стараются не ходить, поэтому часто запускают болезнь у детей. Тенденции повышения медицинской грамотности, которые замечены на протяжении последних несколько лет, делают такие ситуации более редкими.

Легкая умственная отсталость как лечить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *