Путин: ситуация с коронавирусом в РФ осложняется

«У нас в стране ситуация усложняется, и в мире очень сложная ситуация с коронавирусом», — сказал Путин в ходе видеосовещания с членами правительства. По словам президента, под наблюдением в связи с коронавирусом в РФ находятся 3 млн 317 тыс. человек.

Он также сообщил, что в Россию с 11 марта въехали более 825 тыс. человек, ожидается возвращение еще почти 20 тыс. граждан. По словам Путина, в Россию возвращаются многие граждане РФ, постоянно проживающие за границей, так как там получить медпомощь непросто.

Владимир Путин: «Судя по докладам, которые у меня есть, значительное количество наших граждан, постоянно проживающих за границей, возвращаются на свою историческую родину. Судя по всему, получить медицинскую помощь в местах их постоянного проживания за границами Российской Федерации сегодня для них непросто».

За минувшие сутки в России выявлено 440 новых случаев заражения коронавирусом. Это меньше, чем днем ранее. Накануне обнаружили 500 новых носителей инфекции. Новые инфицированные обнаружены в 35 регионах России. Большинство из них — 267 — в Москве.

За сутки скончались семеро пациентов. Пятеро из них — в Москве, еще двое — в Подмосковье и Псковской области. Выписаны 69 человек. Общее число заболевших в стране достигло 2777. Коронавирус обнаружен в 75 регионах России. Режим обязательной самоизоляции для населения ввели две трети регионов России.

Дипмиссия РФ в Турции рекомендует российским туристам вернуться на родину

Генеральное консульство России в Стамбуле в ночь с 17 на 18 марта опубликовало сообщение, в котором призывает граждан России покинуть страну в ближайшее время.

«В связи с острой ситуацией, складывающейся в результате предпринимаемых различными странами мер по борьбе с коронавирусной инфекцией, ведущих к установлению различных, в том числе транспортных, ограничений, Генконсульство Российской Федерации в Стамбуле настоятельно рекомендует всем российским гражданам, временно находящимся в Турции с туристическими и иными целями, в возможно короткие сроки вернуться в Россию ближайшими авиарейсами и другими доступными путями», – заявили в дипмисии.

Участники турбизнеса, работающие на направлении, трактуют данный призыв как сигнал, что страна может последовать примеру других государств и ограничить въезд для иностранных граждан. По словам заместителя генерального директора ANEX Tour Яны Муромовой, в ближайшие два дня может быть принято решение о «закрытии» страны. При этом на данный момент туда продолжают улетать самолеты с туристами.

«Это вполне ожидаемый и логичный шаг. Неправильно, когда туристы находятся в подвешенном состоянии и не знают, улетят они сегодня или нет», – комментирует она.

По оценке Рашада Мамедова, генерального директора сети турагентств TBS Group, сейчас в стране находится около 100 тыс. путешественников из России. Эксперт также не исключает вероятности закрытия и этого направления в связи со сложившейся обстановкой.

«Быстрее бы это закончилось». Как закрывают российско-финскую границу

С 18 марта Россия ограничивает въезд иностранцев и лиц без гражданства в страну в связи с распространением коронавируса. Запрет будет действовать до 1 мая. Финляндия вводит аналогичные меры в полночь 19 марта. Свободно пересекать госграницу теперь смогут только большегрузы.

В среду последние рейсы совершат поезда, связывающие Москву и Санкт-Петербург с Хельсинки, а также рейсовые автобусы. Корреспондент сайта Север.Реалии в последний день перед закрытием границ побывал в одном из пунктов пропуска в Карелии, чтобы узнать, как закрытие границы отразится на жизни людей.

Закрыть границы

Российско-финляндская граница – одна из точек роста для малого бизнеса приграничных регионов: поток туристов рос на протяжении последних 30 лет, за исключением сложных для России кризисных годов – 1998-го, 2008-го и 2014-го. Вместе с ростом турпотока постепенно налаживался и связанный с границей малый, средний и крупный бизнес. Небольшие компании-перевозчики наладили транспортное сообщение, которое успешно конкурирует и с государственными гигантами, такими как РЖД, и с частными перевозчиками. Кафе, магазины, автосервисы, страховые компании и автозаправки конкурируют между собой.

Жесткие меры по ограничению путешествий воспринимаются многими как правильные и адекватные

В марте 2020 года коронавирус смог сделать то, что до сих пор не удавалось ни войнам, ни санкциям, ни даже миграционному кризису середины 2010-х, – закрыть европейские границы. Казавшиеся чрезмерными еще несколько дней назад, сегодня жесткие меры по ограничению путешествий воспринимаются многими как правильные и адекватные. Закрытие границы, пусть даже и на относительно короткий срок, ставит их стабильность, а может быть и выживание, под угрозу.

Страдают и простые люди: кто-то привык ездить в Финляндию за более качественными и, несмотря на высокий курс евро, более дешевыми молочными продуктами, кто-то любит финские лыжные курорты или просто ездит на выходные в бассейн, у кого-то «на той стороне» остались пожилые родители, супруги и дети.

16 марта, 22:00–23:00, 25 часов до закрытия границы. Погранслужба и таможня: «Готовы закрыться в любой момент»

– Мы ждем указаний Министерства иностранных дел и готовы начать отказывать в пересечении границы в любой момент, если на то будут основания, – говорит офицер и протягивает паспорт. – А пока – ole hyvä, можете проезжать.

Финские полицейские проверяют паспорта и документы на автомобиль у всех пересекающих госграницу: работают без масок, но в перчатках. Впрочем, перчатки – часть ежедневной экипировки, а не средство борьбы с коронавирусом.

Погранпункт «Вяртсиля-Ниирала»

– Вообще-то нам только что поступила информация о том, что русские закроют границу в ночь 18 марта, то есть ровно через сутки, – уточняет его коллега, скучающая в соседнем окошке.

Если надо, закроем, конечно, какие проблемы

Такая осведомленность покажется довольно удивительной уже через несколько минут, когда российский таможенник, проверяющий декларации, с удивленным лицом заявляет: «Мы пока работаем в штатном режиме, нам никаких указаний не поступало, и по поводу закрытия границы 18-го числа слышу впервые. Но если надо, закроем, конечно, какие проблемы».

На российском погранично-таможенном терминале почти все сотрудники – в медицинских масках и одноразовых перчатках. Правда, маски у всех разные – кто-то ограничился самой обычной, голубенькой, которую невозможно купить в аптеке. А кто-то сидит в респираторе. Все это резко контрастирует с водителями, которые хоть и обсуждают коронавирус, но маски не надевают. Видимо, они внимательно слушали медиков, которые утверждают, что маски должен носить больной, а не здоровый человек.

В ночь на 17 марта у российских контролеров работы не много. Несмотря на то что днем в понедельник правительство Финляндии объявило о скором принятии экстренных мер по закрытию границ, на границе нет ажиотажа, которого стоило ожидать. Обычно финнов на пограничном пункте «Вяртсиля-Ниирала» много даже ночью. В том числе и потому, что ночью меньше простых путешественников и границу можно пересечь гораздо быстрее. А там – главная цель поездки для большинства финнов – круглосуточная заправка «Газпромнефть» с ценами на бензин примерно в три раза ниже финских.

16 марта, 23:30, сутки до закрытия границы. Автозаправка «Газпромнефть»: «Нам все равно, мы зарабатываем на дизеле»

– Нам вот только выдали перчатки, так что мы к коронавирусу готовы. Я даже сама выхожу и нажимаю кнопку на кофейном автомате, чтобы обезопасить наших клиентов, – говорит Наталья, оператор АЗС. «Haluatko kahvia?» (Желаете ли кофе? –​ СР) – продолжая обслуживание очередного клиента, спрашивает она на финском.

По ее словам, отсутствие покупателей им не грозит, потому что бОльшую часть прибыли АЗС получает от продажи дизельного топлива грузовым автомобилям, а без частников вполне можно прожить.

Никто из финских автовладельцев разговаривать на тему закрытия границы не соглашается под предлогом незнания английского. Большинство «бензинщиков» – так русские называют финнов, пересекающих границу только для того, чтобы заправиться, – простые сельские жители, пенсионеры и фермеры и не говорят на английском настолько, чтобы обсуждать серьезные вопросы.

«Бензинщики» на заправке в России

А вот Вадим, русскоязычный житель финского города Йоэнсуу (70 км от границы. –​ СР), с готовностью отвечает, что узнал о закрытии границ только сегодня и возвращается за последние несколько часов второй раз: на разных машинах, чтобы успеть заправиться бензином и подольше продержаться во время карантина.

– Вон посмотрите, какие финны изобретательные, – показывает он на мужчину на фиолетовом внедорожнике. – Он привез с собой специально мини-подъемник и заехал на него одним колесом, чтобы побольше влезло. Но перед смертью не назаправляешься.

Вадиму весь вечер пишут друзья и знакомые из России и Финляндии, которые прочитали новости о закрытии границы и не знают, что теперь делать. Кто-то просит вывезти хотя бы через границу своих родственников, у которых заканчивается виза, другие спрашивают, можно ли завтра будет вернуться в Финляндию. Больше всего непонимания вызывает ситуация с карантином: если и разрешат проехать, не посадят ли сразу на две недели дома или в больнице, не запретят ли работать? Многие русские, говорит Вадим, работают неофициально и не смогут получить нормальных больничных, а значит, потеряют деньги.

17 марта. 00:00–01:00, сутки до закрытия границы. Российский приграничный бизнес: «Будем закрываться. Убытки –​ 100%»

Приграничное кафе «Колмас» – практически бренд если не Карелии, то уж точно – Сортавальского района для всех, кто когда-нибудь пересекал границу с Финляндией в пункте «Вяртсиля-Ниирала». В круглосуточном «Колмасе» можно быстро, вкусно, разнообразно и, главное, недорого, по финским меркам, поесть. В магазине можно закупиться тем, что в России дешевле, чем в Финляндии, – продуктами, алкоголем, автоаксессуарами, бытовой химией и прочей ежедневной мелочовкой. Продают и то, что в Финляндию провозить теперь запрещено, – фрукты-овощи, мясные продукты и полуфабрикаты. Видимо, многие рискуют и несмотря на запрет пробуют провезти «запрещенку», ведь проверки на финской границе случаются редко, а санкции за попытку провоза минимальные – изъятие запрещенных продуктов.

Кафе «Колмас»

Число туристов пошло на спад, признаются сотрудницы «Колмаса», и с каждым днем их все меньше и меньше.

– Думаю, многие боятся ехать в Финляндию из-за коронавируса, – говорит одна из сотрудниц магазина. – Потому что, по официальным данным, там больше заболевших, чем в России. Нам вот тоже выдали одноразовые перчатки, а масок, сказали, не достать. Но мы не коронавируса боимся, а того, что люди из-за него перестанут ездить. Кафе и магазин на время карантина закроются: работать в такой ситуации нет смысла.

Магазин Duty Free

Примерно то же самое говорят сотрудники магазина беспошлинной торговли, расположенного между российской и финской частью таможенного терминала:

– Как, закрывают границу? Только вот в три часа сегодня финские и российские таможенники встречались в российском терминале, и нам сообщили, что работать будут в обычном режиме… А-а-а-а, президенты договорились, ну тогда понятно: если для обычных пассажиров границу закроют, то и мы закроемся вместе с ней, смысла работать не будет. У нас и так сейчас покупатели почти пропали. Так что впереди убытки и вынужденные отпуска.

В магазине Duty Free

Еще больше убытков – у частных перевозчиков из Карелии.

Мой бизнес напрямую зависит от открытых границ, и сейчас мы терпим колоссальные убытки

– Я понимаю, что это вынужденная мера. И как отец двоих детей скажу, что она правильная. Безопасность и здоровье людей важнее всего. Мои клиенты тоже с пониманием относятся к закрытию границ. Но все мы с нетерпением ждем разрешения этой ситуации и возобновления поездок между нашими странами, потому что это востребованная услуга. Мой бизнес, конечно, напрямую зависит от открытых границ, и сейчас мы уже терпим колоссальные убытки, – признается директор компании по перевозке пассажиров Fintaksi Александр Васильев.

Александр Васильев

Александр почти каждый день за рулем своего «Фольксвагена Каравелла» возит клиентов из Петрозаводска по всей Финляндии. «Маршрутка» – удобный и относительно недорогой способ добраться из карельского Петрозаводска, Питкяранта, Сортавалы в финский Йоэнсуу, Тампере, Хельсинки. Это в разы дешевле, чем проделать тот же маршрут на поезде или самолете, и удобнее, чем рейсовый автобус или Blablacar: водитель заберет из дома и доставит по адресу в другой стране, по пути даст советы по пересечению границы, развлечет водительскими байками, а по приезде – поможет донести сумку до подъезда тем, кому тяжело справиться самостоятельно. Поэтому такой способ предпочитают многие, в особенности – пожилые жители Финляндии, перебравшиеся в страну из России по программе репатриации граждан с ингерманландскими корнями в 1990-е и 2000-е годы.

У многих из них в России живут родственники и друзья, к которым они привыкли ездить так часто, как захочется. По пути в Россию многие просят заехать в Тохмаярви, в 15 км от границы с Россией. Всем постоянным путешественникам известно, что в Тохмаярви есть магазин, ориентированный на российских покупателей.

17 марта, 11:00, 13 часов до закрытия границы. Магазин Tovaratori, Тохмаярви: «Готовимся к худшему»

– Спасибо вам, что сообщили в соцсетях, что границу закрывают! Мы как прочитали, так сразу решили поехать, а то когда же теперь в следующий раз? – говорят покупатели кассиру.

Магазин в Тохмаярви, Финляндия

Магазин с финским названием и русскоязычным обслуживанием приглашает покупателей за местными товарами: кофе, печеньем, витаминами, промтоварами. Эта торговая точка – одна из обязательных для тех, кто часто ездит из России в Финляндию за продуктами (и тех, кто продает их потом в России). У магазина есть своя группа во «ВКонтакте», где продавцы выставляют всю актуальную информацию: о погоде, ценах в стране, а 16 марта администраторы разместили новость о скором закрытии границы. Утром 17-го числа люди поехали «затариваться».

– В основном оптовики едут. Людей много, и берут больше, чем обычно, – впрок, – рассказывает кассир Ирина. Один за другим к кассе подходят покупатели.

Продажи ориентированы на россиян, местные жители покупают мало и уже купили все необходимое

Перед входом в магазин одна машина с российскими номерами сменяет другую. Ирина – русская, ее родные, которые живут в России, переживают, как теперь останутся без финских продуктов. Да и будущее самого магазина тоже неясно: продажи ориентированы на россиян, местные жители покупают мало и уже купили все необходимое. «Пока предупредили, что нужно готовиться к самому плохому: закроемся на карантин, и все», – беспокоится Ирина.

Не меньше, чем по поводу карантина, переживает она и насчет вируса. Удивляется, что покупатели едут потоком, не боятся. «Видимо, без финского кофе и сыра страшнее остаться», – рассуждает она.

Ирина, продавец-кассир в магазине

Покупатели тем временем расставляют сумки в багажнике так, чтобы таможенникам на границе было удобнее в них заглянуть и не пришлось бы вынимать все для проверки: «ничего запрещенного нет, нормы провоза знаем».

Предприниматели из Петрозаводска говорят, что утром узнали, что границу закроют, и сразу поехали в Финляндию, чтобы «закупиться до введения карантина».

Наталья с семьей – мужем, сыном и мамой – приехала из Сортавалы. Поездка была плановая.

Даже если границу закроют на полтора месяца, мы особо не заметим и уж точно переживем

– Мы ездим не часто, на продажу не покупаем, только для себя, так что берем не много. Даже если границу закроют на полтора месяца, мы особо не заметим и уж точно переживем. А вот как переживут те, кто закупается для продажи, не знаю, – говорит Наталья. Она считает закрытие границы ненужной «перестраховкой» и не понимает, зачем в принципе понадобился международный карантин, ведь нынешний вирус – не страшнее, чем свиной и птичий грипп, и от обычного сезонного гриппа умирает больше людей, убеждена она.

– У нас в Сортавале уже школа закрылась, музыкальная школа на каникулы ушла. Каждый год ведь почти на карантин детей отправляют. Только не так надолго. Что же родители делать будут? Дома ведь не сядешь с детьми, работать надо, – недоумевает Наталья. – И бизнес этот тоже пострадает сильно, без особых причин. Финляндия-то своих предпринимателей поддержит – я слышала, что уже выделены деньги. А в России такого не будет, наверное. В общем, быстрее бы это закончилось.

Общество

Лаппеенранта — Вечером 16 марта у пункта пропуска Нуйямаа в Лаппеенранте было очень пустынно и тихо.

В числе немногих туристов, пересекающих границу в этом пункте пропуска, были возвращавшиеся из Куопио в Москву Валерий Федюков, его мать Вера Федюкова и его дочь Евгения Федюкова.

Сын Валерия Федюкова учится в Куопио, и семья приезжала к нему в гости на пять дней. Теперь им предстоит 900 километров пути из Нуйямаа в Москву.

Семья не понимает, почему финско-российскую границу нужно закрывать для личного и туристического транспорта.

«Коронавирус — болезнь, подобная гриппу, она не требует таких масштабных мер», — говорит Валерий Федюков.

«Закрытие границ — это информационная война», — говорит Вера Федюкова.

«Лучше сказать, что это информационное воздействие», — смягчает Валерий Федюков.

Кто же оказывает это информационное воздействие и зачем?

«Этим пользуется Америка, курс доллара растет», — считает Федюков.

16 марта президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) позвонил президенту России Владимиру Путину, чтобы обсудить работу границы в период эпидемии коронавируса.

В пресс-релизе президентской канцелярии не говорится о непосредственном закрытии границ, но сообщается, что президенты сошлись во мнении о том, что борьба с вирусом требует масштабного международного сотрудничества.

Позже 16 марта правительство Финляндии постановило, что в качестве исключительной меры по борьбе с коронавирусом границы будут закрыты для личного и туристического транспорта в ближайшие сроки.

16 марта премьер-министр Санна Марин (Sanna Marin) сообщила, что Финляндия вводит режим чрезвычайной ситуации.

После девяти вечера по финскому времени правительство России тоже заявило о запрете на въезд в страну для иностранных граждан, за исключением дипломатов — с 18 марта по начало мая.

Грузовые перевозки через пункты пропуска продолжатся, несмотря на ограничения.

Так что житель Светогорска Алексей Амелин, водитель грузовика, который проезжал через Нуйямаа вечером 16 марта с грузом древесины, сможет продолжить грузоперевозки в Финляндию.

Амелина, едущего из Пестово Новгородской области в финскую Котку, такой расклад устраивает. Алексей Амелин не боится коронавируса. По его мнению, закрытие границы — это напрасная паника. Однако профессиональный водитель Амелин не будет скучать по водителям, которые ездят за бензином или покупками.

«Особенно сильно они досаждают нам в выходные. Когда границу закроют, и поток автомобилей спадет, перевозчики смогут пересекать границу быстрее», — говорит Амелин.

Закрытие границы коснется именно туристических автомобилей, но не грузовых автомобилей и не компаний-перевозчиков.

Амелин не думает, что коронавирус сильно распространился в России, и считает, что в его родном Светогорске, который находится недалеко от Иматры, вряд ли будут зафиксированы случаи заражения.

«Вряд ли. Город настолько маленький, что все наверняка бы уже знали, если бы у кого-нибудь был коронавирус. Я не боюсь коронавируса, это обычный грипп», — говорит Амелин.

Однако в Светогорске все же начали бороться с распространением коронавируса: к примеру, школы и детские сады закрыты, рассказывает Амелин.

На отсутствие страха перед коронавирусом у россиян может влиять информация о том, что в России с населением 140 миллионов человек было зафиксировано очень мало случаев заражения.

Вечером 16 марта в России было зафиксировано всего 93 случая заражения, что многим кажется подозрительным. В Финляндии с 5,5 миллионами жителей было зафиксировано около 300 случаев заражения.

Валерий Федюков доверяет данным, которые сообщают российские власти. Однако он был поражен, когда услышал, что в маленькой Финляндии было зафиксировано в три раза больше случаев заражения.

«С другой стороны, Россия вовремя начала бороться с вирусом, и, например, закрыла границу с Китаем протяженностью четыре тысячи километров», — говорит Федюков.

Российско-китайскую границу закрыли еще 31 января. Кроме того, в России было ограничено авиасообщение, а людей, которые могли заразиться вирусом, помещают в карантин.

Впереди новые ограничения. Например, 16 марта Москва приняла решение запретить мероприятия с участием более 50 человек и закрыть школы с 21 марта по 10 апреля.

Федюков считает, что благодаря ранним действиям ситуация с коронавирусом в России обстоит спокойнее, чем, к примеру, в Италии.

Вечер 16 марта был для работников пограничного пункта пропуска Нуйямаа непривычно спокойным.

«Обычно здесь не бывает так тихо», — говорит начальник смены финской таможни в пункте пропуска Нуйямаа Сату Раатикайнен (Satu Raatikainen).

Временами вечером 16 марта машин не было совсем.

В прошлые выходные в Нуйямаа было, как обычно, много транспорта. Хотя уже тогда финские любители заправиться бензином в России обсуждали в соцсетях, стоит ли ехать в Россию, и получится ли у них спокойно вернуться.

Раатикайнен получила много звонков от водителей, которые хотели поехать за бензином, но боялись застрять в России.

Веса Блумквист (Vesa Blomqvist), представитель пограничного отделения Юго-Восточной Финляндии, говорит, что в Финляндию разрешат вернуться всем финнам.

В исключительных случаях, по словам Блумквиста, финнов могут изолировать в России из-за заражения коронавирусом.

Среди тех немногих финнов, отправившихся в Россию за бензином, был Ииро (Iiro) из Лаппеенранты. Ииро собирался заправиться недалеко от границы, в Ряттиярви.

Он не захотел называть свое имя полностью, потому что знакомые уже осудили его за поездку. Они боятся, что Ииро может привезти из России коронавирус.

«Это невозможно, потому что я не собираюсь там ни с кем общаться. Заправлюсь, не снимая с рук перчаток, оплачу покупку банковской картой и поеду обратно», — рассуждает он.

Ииро говорит, что в остальном он тщательно соблюдает все инструкции по защите от коронавируса — например, следит за гигиеной рук. Он считает, что решение правительства закрыть границу было правильным.

«Это нужно было сделать уже давно».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Спасибо Беларуси, что пропускает нас». Как во время коронавируса работает граница с Литвой

Не стоять в очереди на границе с Литвой еще недавно было мечтой любого путешественника из Беларуси. Коронавирус уничтожил очереди для легковых машин, но вместе с этим и возможность попасть в соседнюю страну — по крайней мере, до 13 апреля. Мы побывали на полупустой границе, где теперь можно встретить разве что водителей на грузовиках и водителей на своих ногах, которые возвращаются на родину. На этом фоне даже не удивляет лиса, которая спокойно прогуливается вдоль дороги на въезде в Беларусь.

14 марта Литва закрыла въезд для иностранцев. Исключение сделали для дипломатов, обладателей вида на жительства и дальнобойщиков, грузоперевозки никто не отменял. В самой стране — карантин. Отменены массовые мероприятия, закрыты большие магазины и торговые центры, перенесены плановые медицинские консультации и операции, закрыты школы, сотрудники компаний по возможности переведены на удаленную работу. Изначально запрет действовал до 30 марта, но сегодня власти Литвы заявили, что продлевают срок до 13 апреля. Все это время со стороны Литвы работает «гуманитарный» коридор, через пункты пропуска «Бенякони», «Привалка» и «Каменный Лог» белорусы и граждане других стран (как правило, при поддержке своих посольств) могут вернуться домой.

По данным на 26 марта, в Литве зарегистрировано 290 случаев заболевания коронавирусом, четыре человека скончались. Исследованы 4320 проб на COVID-19. Нарушителям карантина грозит штраф до 1500 евро или тюремное заключение сроком до одного года. Наказание будет применяться к тем, кто нарушил письменные обязательства не покидать свой дом, место лечения или любое место, где лицо находится на принудительной изоляции из-за коронавируса.

Без работы остаются даже дальнобойщики

Мы подъезжаем к самому популярному на литовском направлении пункту пропуска «Каменный Лог». Впервые в жизни перед нами — ни одной машины. Правда, грузовиков скопилось около 200, в этом плане граница выглядит привычным образом.

Пункты пропуска «Котловка» и «Лоша» временно не работают, сотрудников распределили в «Каменный Лог», пограничники работают в прежнем составе и в привычном режиме. Поток, правда, существенно уменьшился — с 53 тысяч человек в сутки до 16 тысяч.

На паспортном контроле встречаем Александра на машине с белорусскими номерами, весь салон заполнен огромными сумками.

— Возвращаюсь домой с работы, — говорит он. — Работал водителем в Германии, но из-за коронавируса работы больше нет. Много маленьких компаний просто разорились, вот и мой шеф обанкротился. Буду искать новое место, а пока пересижу в Беларуси.

У Александра есть вид на жительство в Литве, поэтому он в любой момент сможет вернуться назад. Говорит, что в Вильнюсе видна изоляция: почти нет людей на улице, а в магазинах — продуктов — в основном не хватает свежего мяса.

— Люди сидят по домам, потому что ввели штрафы, там все серьезно, — отмечает собеседник. — Кафе не работают не только в Литве. Я возвращался из Германии через Польшу, так там только навынос еду продают, нужно соблюдать большую дистанцию — до двух метров, поэтому внутрь никого не пускают.

На пунктах пропуска все сотрудники в масках. Те, кто работает с документами, — либо в перчатках, либо обрабатывают руки антисептиком после каждого паспорта. Проверяют быстро и слаженно. По водителям видно, как они устали и скорее хотят попасть домой. Сейчас в Беларусь возвращаются в основном дальнобойщики, у которых либо закончилась смена (от 2 недель до 2 месяцев — в зависимости от условий в контракте), либо больше нет работы.

Некоторые, как Александр, едут на своих машинах, но есть и те, кто проходит границу пешком. На время ограничительных мер в связи с коронавирусом для граждан Литвы и Беларуси в «Каменном Логе» сделали такое исключение. А вот украинцы и граждане других стран должны проходить границу на авто.

«Как в Европе, не заработаем, но с голоду не умрем»

Со стороны Литвы замечаем группу мужчин в масках. Но подойти к ним на литовскую сторону мы не можем, несмотря на свои визы и медстраховки. Встречаемся на нейтральной полосе, нас разделяет стоп-линия на асфальте.

— Едем в Украину, возвращаемся домой, — говорит дальнобойщик Игорь, который возвращается в Кременчуг. — У меня смена — два месяца работаю, месяц отдыхаю дома. Но в связи с этой ситуацией с вирусом даже не знаю, может, и два месяца будем сидеть без дела. У кого есть вид на жительство в Литве, в любое время сможет вернуться назад. Но в Европе стало меньше работы. Люди, которые возили запчасти для Audi, BMW, Ford остались без работы, потому что заводы стоят. У меня ситуация получше — развозил почту по линии Бельгия — Франция. Работал до 14 марта, все спокойно было. Только в последние дни появились люди в масках, а нас перестали пускать на склады, повсюду заговорили, что нужно держать дистанцию, мыть руки.

Неделю Игорь переждал в Литве. Говорит, что небольшие магазины работают, а продавцы даже не носят маски, только перчатки.

— Но банки работают по записи, налоговая не работает вообще, посольство наше закрыто. Машину зарегистрировать, страховку оформить — проблематично.

— Если карантин затянется, в Украине для вас есть работа?

— Ай, была бы шея, а хомут найдется! — оптимистично говорит Игорь. — Конечно, таких денег, как в ЕС, в Украине не заработаешь, но с голоду не умрем.

Через «гуманитарный коридор» из Литвы сейчас возвращаются в основном белорусы и украинцы. На днях в «Каменный Лог» привезли два автобуса украинских дальнобойщиков, посольство организовало для них автобус и в сопровождении ГАИ они проследовали транзитом по территории Беларуси до границы с Украиной.

Встречаем на пункте пропуска несколько машин с молдавскими номерами. Дальнобойщик Олег объясняет, что посольство их страны договорилось, что их выпустят из Литвы и они транзитом через Беларусь и Украину смогут добраться домой. В машине нашего собеседника, кажется, вся его жизнь — в Литве он работал последние пять лет.

— На первой заправке со стороны Беларуси встречаемся с земляками. Едут ребята из Латвии, Литвы, Эстонии, — говорит Олег. — Сотрудница нашего посольства так заботится о нас, можно сказать, нянчится, чтобы мы могли вернуться на родину. Украина дала добро на транзит. Спасибо Беларуси, что нас пропускает.

Ближайшее время Олег будет в Кишиневе в вынужденном отпуске. Дело в том, что он уволился из прежней компании, стал оформлять документы для устройства в новую, а тут — карантин объявили.

— И на работу не могу устроиться, и домой попасть не могу — обидно, — говорит мужчина. — Но хорошо, что ситуация разрешилась. Скоро буду дома, жена уже ждет.

«Как там по телевизору сказали? 50 граммов и баня, так и сделаю!»

В связи со вспышкой коронавируса каждый, кто въезжает в Беларусь, проходит санитарно-карантинный контроль. Сотрудники санэпидемслужбы работают круглосуточно, смена — 24 часа. До 18 марта прибывшим не только мерили температуру, но и брали мазки — тест на коронавирус.

— Сейчас измеряем температуру и даем заполнить «Анкету прибывшего» гражданам, которые планируют остаться в Беларуси. В анкете нужно указать, где и сколько дней человек был, адрес места проживания и номер телефона. Данные мы передаем в область, откуда информация поступает по месту жительства человека, чтобы в случае чего его могли проконтролировать медработники.

Если температура в норме, человека отпускают. Если превышена — вызывают скорую, которая увозит в ближайшую больницу. В «Каменном Логе», говорят, таких случаев не было, но был в «Котловке» — девушка возвращалась из Испании, но тест показал, что у нее не было коронавируса.

Во время прохождения санитарно-карантинного контроля встречаем белоруса, который прошел границу пешком и очень спешит домой — у пункта пропуска его ждет супруга.

— За границей ничего не скрывают — пишут, какая ситуация в Европе, а какая — в Литве. Карантин слабо соблюдают, поэтому власти предпринимают более жесткие меры, — говорит Валерий. — Я заходил на литовскую границу в маске, иначе попадешь на штраф.

— А почему вы сняли маску, когда перешли на территорию Беларуси?

— Ну потому что здесь не штрафуют! В Беларуси ведь нет карантина и нет коронавируса, здесь только пневмония.

— Но вы хотя бы планируете самоизоляцию на 14 дней?

— А как же! Как там по телевизору сказали? 50 граммов и баня, так и сделаю!

И хотя грузовики ездят, как и прежде, на границе стало непривычно спокойно. В дьюти-фри совсем нет народу, дальнобойщики сюда почти не заходят, а потока из легковых машин нет. Кризис и у страховщиков — за день оформляют по 2−3 машины. Да и на приграничных заправках пусто. Теперь все с улыбкой вспоминают огромные очереди, которые забирали столько времени и сил. И кажется, любой готов отстоять сколько угодно, лишь бы все вернулось обратно — возможность работать, путешествовать и не бояться за здоровье — свое и близких.

Коронавирус Путин РБК из-за рубежа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *