Итак, министерство просвещения «в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и защиты здоровья детей» рекомендовало при необходимости временно заниматься с учениками дистанционно.

Как организовать обучение школьников, если они на карантине

00:00 00:00

— Виктор Стефанович, давайте разберемся: что означает рекомендация федерального министерства. Как на нее должны отреагировать в регионах, в школах?

— По сути – это просьба, обращение к регионам оценить у себя особенности санитарно-эпидемиологической ситуации. И, если власти города, муниципалитета, руководство школы понимают, что есть хотя бы минимальный риск для здоровья детей, мы рекомендуем переходить на обучение в режиме онлайн. Сегодня созданы все условия для того, чтобы учебный процесс проходил в дистанционном режиме.

— То есть ответственность несет учредитель образовательного учреждения?

— Решение принимает школа. По закону «Об образовании» школа самостоятельно выстраивает учебный график. Но, конечно, по согласованию с учредителем.

— Есть какие-то критерии, исходя из которых школа понимает – нужно объявлять карантин? Например, в городе диагностировано столько-то людей с коронавирусом и все – мы перестаем учиться в классах. Хотя, на мой взгляд, сейчас гораздо больше заболевших сезонным гриппом и ОРВИ.

— Мы ежедневно мониторим ситуацию, все регионы информируют нас о количестве заболевших ребят, об ограничениях образовательного процесса, о количестве школ, которые объявили карантин. Сейчас действительно ребята в основном болеют гриппом.

Но, как вы понимаете, нас беспокоит и распространение коронавирусной инфекции. Сегодня все предпринимаемые меры, скорее, направлены на профилактику заболеваемости и не связаны напрямую с количеством заболевших в том или ином регионе. Я знаю, что есть регионы, где все школы перешли в режим карантина. Это тот самый случай, когда нужно подстраховаться.

Оперативные штабы созданы во всех муниципальных образованиях, они есть на уровне регионов. На федеральном уровне оперативный штаб возглавляет вице-премьер правительства Татьяна Голикова.

Меры профилактики вирусных инфекций.

Один дома

— Итак, школа объявляет карантин. И возникает такая ситуация: ребенок третьего класса вынужден оставаться дома один, потому что мама, например, продавец и не может сидеть с ним.

— Я хочу обратить внимание: не вся школа уходит на карантин. Ограничивается проведение образовательного процесса в стенах школы. Но при этом учителя находятся на рабочих местах…

— То есть, для учителей карантина нет?

— Нет. Если сам учитель не болеет, он приходит на работу и выполняет свои обязанности. Он ведет уроки в дистанционном формате. Он работает с ребятами индивидуально. Сейчас это тоже можно сделать онлайн. И если в семье складывается ситуация, что родителю не с кем оставить ребенка, школа не вправе отказать принять ученика на период рабочего времени школы. Она должна организовать ему там и занятия, и времяпровождение.

Ресурсы для работы дистанционно

— У нас и раньше были эпидемии гриппа. Почему тогда министерство не предлагало школам перейти на онлайн-образование?

— Школы уже несколько лет активно используют онлайн-образование. Мы и в этом, и в прошлом годах в некоторых регионах переживали серьезные эпидемии гриппа. И школы применяли дистанционные технологии для обучения. В такой технологии нет ничего нового.

С августа 2017 года действует приказ министра образования и науки о том, как можно и нужно использовать дистанционные образовательные технологии в обучении, — продолжает Виктор Басюк. — Сегодня в каждом регионе есть платформы, на которых размещаются электронные дневники и электронные журналы. Они позволяют осуществлять взаимодействие между учителем, ребенком и родителем. Есть приложения для смартфонов, через которые организуется связь с учеником и учителем. Есть возможность через интернет отправить ребенку раздаточный материал и проследить, как он освоил ту или иную тему.

— И есть платформы, где выложены уроки по всей школьной программе…

— В первую очередь это Российская электронная школа. Здесь размещены все уроки начальной и основной школы по каждой теме. Ими могут пользоваться как родители, так и ученики, и учителя.

— Там есть видео, есть задания. Но на этот сайте ученик не может получить обратную связь?

— Обратную связь должен дать учитель. Например, дистанционно проходят тему по литературе. Учитель говорит школьникам, какой урок на портале РЭШ нужно посмотреть, а потом по этому занятию высылает домашние задания.

Как организован контроль

— Виктор Стефанович, скажите, а образовательные ресурсы в интернете должны как-то сертифицироваться? Учебники у нас проходят экспертизы Академии образования и академии наук. А в интернете иной раз наталкиваешься на такой «школьный урок», что хоть стой, хоть падай.

— Весь материал, который выкладывается на образовательном ресурсе, должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и примерным образовательным программам. Их должны готовить лучшие специалисты.

Например, чтобы урок попадал на портал Российской электронной школы, он проходил тройную экспертизу — учителя, методиста и психолога. Я думаю, что и другие ресурсы тоже серьезно относятся к своему контенту.

Про мотивацию

— Нет ли опасности, что карантин школьники воспримут просто как продолжение каникул? Не все ребята и в классе горят учиться…

— Многое зависит от того, как организовано промежуточное оценивание. Учитель не просто должен дать задание и сказать, на каком ресурсе его можно найти. Должна быть система, отслеживающая результат дистанционного обучения ребенка. Включенность родителей в этот процесс.

Подчас бывает, что на дистанционном обучении дети занимаются лучше. Они выбирают тот ресурс, где уроки им больше понятны. Они могут идти собственным темпом. Ну и учеба за компьютером им привычна.

Про компьютерную грамотность учителей

— Я знаю, что многие учителя, особенно старшего возраста, по привычке возятся с бумажками и не очень жалуют компьютер.

— Готов дать рецепт такому учителю. Возьмите в союзники детей. Они помогут организовать работу за компьютером и будут вместе учиться пользоваться этими сервисами.

Российские образовательные платформы для занятий онлайн

Важно, что Россия – среди стран-лидеров по развитию технологий онлайн обучения. У нас уже работают несколько крупных образовательных платформ, здорово сделанных технически и организованных так, чтобы школьнику было интересно на них заниматься.

— Портал состоит из двух частей — есть библиотека видеоуроков, которые мы много лет накапливали, и домашняя школа, — рассказывает гендиректор портала Павел Арсеньев. -Если ученик заболел, поехал на соревнования и пропустил несколько тем — он может их открыть и пройти. Есть три формата: самостоятельный, с учителем (включает проверку домашних заданий, консультации) и с официальным зачислением в школу-партнёр.

Видеоуроки готовят десятки учителей и методистов. Так, эффективные курсы по физике, алгебре и геометрии за 7-10 классы — наша гордость. Вместо 50 уроков, как в обычной школе, каждый из этих курсов укладывается всего в 15, и при этом не теряет в содержании и полностью соответствует ФГОСам.

У нас, например, есть такой сервис, как персональный наставник. Это человек, который регулярно созванивается и мотивирует ребенка учиться, рассказывает родителю о его успехах.

Доступ ко всем видеоурокам портала, а их несколько тысяч, бесплатный.

Яндекс.Учебник

— В проекте Яндекс-учебник собраны задания по математике и русскому с 1 по 5 класс, — рассказывает директор по продукту Яндекс-учебники Евгений Лурье. — Если нужно отработать предметные навыки, например, прорешать задания по математике по определенной теме или научиться отличать подлежащее от сказуемого в русском языке — наша платформа для помогает в этом. Мы старались, чтобы в сервисе были задания из разных программ, потому что у нас в школе занимаются по нескольким программам.

Яндекс-учебник — бесплатный сервис.

«Фоксфорд»

— В «Фоксфорде», помимо курсов дополнительного образования, есть направление, которое мы его называем «домашняя школа». Мы помогаем тем ребятам, которые находятся на семейной форме обучения, — рассказывает директор по развитию компании «Фоксфорд» Алексей Половинкин. – У нас есть уроки по базовым предметам всей школьной программы с 5-го по 11-й класс. Эти курсы можно изучать как в записи, так они в режиме онлайн.

«Фоксфорд» на период карантина предлагаем всем школам страны бесплатно получить доступ к своим курсам, чтобы дети, которые находятся дома из-за карантина могли заниматься. Достаточно учителю зарегистрироваться на нашей платформе и добавить туда своих школьников.

Учи.Ру

Одна крупнейшая отечественная образовательная онлайн-платформа. Школьные предметы тут изучают в интерактивной форме, помогая создавать собственную траекторию обучения.

— Мы понимаем, что сейчас нужно учителям и ученикам оказать дополнительную помощь в организации дистанционного обучения, — рассказывает руководитель направления по взаимодействию с учителям платформы Екатерина Латыпова. – Да, Учи.ру как был, так и остается бесплатным для проведения школьных занятий, занятий с учителем и учителем с учениками.

Сейчас мы еще запускаем бесплатные онлайн-уроки, которые ведут учителя или методисты Учи.ру для всех учеников начальных классов. Начиная с 23 марта с понедельника по четверг математика, русский, английский язык, окружающий мир – будут начинаться в определенное время для всей страны. Мы понимаем, какие темы изучаются в конце третьей четверти.

Второй важный инструмент, который мы оперативно адаптировали и запускаем на сервисе Учи.ру, позволяет учителю самому вести онлайн-урок, если у него есть опыт работы дистанционно с группой детей. Он сможет рассказывать урок, показать презентацию, делать записи виртуальным маркером.

И третье – мы проводим бесплатную дистанционную подготовку к ОГЭ для всех детей страны.

На период карантина, связанного с коронавирусом, мы открыли специальную линию поддержки. Любой пользователь может обратиться за помощью или советом по организации дистанционного обучения.

Михаил Делягин: Если есть угроза по распространению коронавируса — надо запрещать посещение учебных заведений, а не вводить режим по желанию

00:00 00:00 Поделиться видео </> xHTML-код

Как правильно мыть руки.Чтобы защититься от коронавируса, важно часто и правильно мыть руки. А как правильно? Смотрите нашу видеоинструкцию

Если приходится учиться на карантине: где понятно объяснят школьную программу

Учиться дома нелегко. Далеко не все можно понять из учебника. И не все педагоги готовы объяснять новые темы по скайпу или рассылая видеоуроки в вотсапп (хотя есть и такие, что радует!). На помощь ученикам на удаленке и их родителям придут он-лайн ресурсы (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В школах Москвы введено свободное посещение

Соответствующий указ подписал мэр столицы Сергей Собянин (подробности)

В школах Подмосковья ввели свободное посещение

Андрей Воробьев подписал указ о дополнительных мерах защиты от коронавируса (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Отводить ли ребенка в детский сад – это решение будут принимать родители», – министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова

В Коми с 16 марта вводится свободное посещение в образовательных учреждениях (подробности)

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

<…> В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору. <…>

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

  • Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации
  • Менеджмент в образовании
  • Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО
  • Экономика в образовании
  • Эффективный руководитель образовательных организаций
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса
  • Организация учёта сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время«

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

4 способа организовать учёбу во время карантина

Задания на дом

Один из вариантов, как организовать обучение во время карантина, — школьные уроки переносятся на дом. Иногда учителя преподают по обычному расписанию, но вместо школы занятия проходят на некой платформе в интернете. А если школа не оснащена современными средствами связи, ученики просто получают на дом гигантскую домашку.

Плюсы

У каждого педагога свои требования. Будет легче получить нужные оценки и сдать аттестацию, если учёба во время карантина продолжится у школьных педагогов. Помимо этого, не пропадёт контакт с одноклассниками.

Минусы

Иногда это превращается в фарс — недавно в Сети набрали популярность скрины чата из мессенджера, где проходил урок физкультуры. К тому же онлайн-конференции с большим количеством участников нередко сопровождаются техническими неполадками — то у кого-то отключился микрофон, то кто-то не может присоединиться, то все 30 учеников говорят одновременно и связь зависает.

Самостоятельная учёба

Бывает и так, что школа не берёт на себя организацию дистанционного обучения в период карантина. Тогда нужно заниматься самим, ведь по возвращении в школу с вас спросят.

Главное — соблюдать режим и придерживаться графика. Рекомендуется ложиться и вставать в привычное время. Важно, чтобы взрослые вместе со школьниками составляли план обучения во время карантина и определяли задачи.

Самообразование дисциплинирует. Если докапываться до сути самому, запоминаешь и понимаешь лучше. А ещё это бюджетно, так как не нужно тратиться на дополнительные образовательные услуги.

Самостоятельная учёба требует повышенной усидчивости и ответственности. Большинство детей и подростков не настолько мотивированы, чтобы учиться полностью самим. Потребуется помощь родителей, а это не всегда возможно — многие мамы и папы работают. Тогда эффективней будет подобрать ресурсы, которые помогут ребёнку в освоении школьной программы на дому.

Репетиторы

Один из таких ресурсов — частные педагоги. Можно найти нескольких преподавателей по основным предметам и дистанционно заниматься с ними во время карантина в школе.

Процесс индивидуализирован. Ребёнок продолжит осваивать образовательный план под контролем педагогов, но не в обществе 30 других учеников, а один на один с преподавателем.

Обучение на карантине при помощи репетиторов может вылиться в круглую сумму — ставка у квалифицированных педагогов бывает высокой. Многие родители предпочитают найти баланс между самообучением и занятиями с репетиторами.

Онлайн-школа

Тогда на помощь придут образовательные курсы в Сети. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть базовые курсы по основным дисциплинам. Дистанционное обучение в связи с карантином легко можно обеспечить, записавшись на нужные предметы. Курсы «Фоксфорда» помогут не только продолжить учиться, сидя дома, но лучше понимать предмет, восполнив пробелы в знаниях.

  • Стоит дешевле, чем репетитор.
  • Информация чётко структурирована.
  • Преподают педагоги из ведущих вузов России — МГУ, ВШЭ, МФТИ.
  • Занятия сопровождаются тестовыми домашними заданиями.
  • Записи занятий можно пересматривать неограниченное количество раз.

По отзывам учеников домашней онлайн-школы «Фоксфорда», минусов почти нет. Однако некоторым ребятам формат обучения «перед компьютером» может не подойти.

Резюме

Обучение во время карантина в школе можно организовать разными способами. Все они — дистанционные, чтобы снизить риск заразиться. Иногда обучение проходит со школьными педагогами онлайн, а иногда программу приходится осваивать самостоятельно. Но необязательно действовать в одиночку: можно подключить репетиторов или онлайн-курсы. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» рада принять в свои ряды всех, кто хочет укрепить знания и не отстать от школьной программы.

Имеет ли школа право вести обучение дистанционно в период карантина

Этот Порядок утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2:

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. N 2)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — образовательные программы).

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, (далее — организации) реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(1) формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации*(2).

3. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся*(2).

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускается отсутствие аудиторных занятий;
местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся*(3);
организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(4), Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»*(5), Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»*(6).

Берегите силы, соблюдайте режим и держите дистанцию. Психолог Анастасия Рубцова — о том, как пережить карантин

В России зафиксировано 438 случаев Covid-19. Чтобы остановить распространение коронавируса, в нашей стране закрывают школы, вузы, переводят компании на удаленную работу. Для семьи карантин может стать серьезным испытанием — дистанция между членами семьи сокращается, они проводят больше времени в одном пространстве. Как пережить самоизоляцию без потерь рассказывает психолог Анастасия Рубцова.

Никто не был готов к домашнему аресту и к изоляции. Тем более мы ведь ничем и не провинились!

Многие семьи так устроены внутри, что просто не приспособлены 24 часа в сутки проводить на одной кухне – и это, хорошие мои, не значит, что «семьи плохие» или «нет душевной близости», или «накопившиеся проблемы в отношениях», а просто кому-то надо дистанцию ближе, кому-то дальше. И когда нас заставляют насильно эту дистанцию сокращать, да еще удерживают в таком состоянии долго, возникают очень неприятные спецэффекты. Вплоть до психических расстройств и семейного насилия.

Я никого не пугаю, но я же работаю с людьми.

К дистанционному обучению жизнь нас тоже не готовила (получив письмо, что школа, возможно, оживет к концу мая, к концу мая, я завыла, села на диванчик и стала раскачиваться). В общем, советы. Первый звучит скучно, но в действительности он золотой.

Соблюдайте режим

Постарайтесь жить по режиму, как в казарме. Сесть, расписать его вплоть до слотов в полчаса и дальше ему следовать. Пробуждение по будильнику, за уроки по будильнику, работа по будильнику. Никакой творческой спонтанности. Спонтанность, сон до обеда, сериалы запоем до трех часов ночи, невозможность организоваться и сесть за работу — все это утащит вас в омут депрессии и дезориентации за несколько недель.

На самом деле, какой бы жесткий режим вы ни составили, скрупулезно следовать ему вы все равно не сможете (никто не может, мы не часы, мы живые). Спонтанность все равно будет просачиваться, размывать график, врываться сквозняком, вы не волнуйтесь за нее. Но режим — тот прутик, за который можно хвататься в омуте неопределенности.

Наступило время пить чай — значит, откладываем уроки, даже если они недоделаны, откладываем работу, идем пить чай. Сорвался режим сегодня — возвращаемся к нему завтра утром, как ни в чем ни бывало.

Проводите время наедине с собой

Хочется выделить его капслоком, но удержусь. В распорядке дня обязательно должны быть часы, которые каждый член семьи проводит наедине с собой.

Не с детьми. Не в разговорах с партнером. Не в домашнем хозяйстве по уши. Не прибирает в шкафу, не выносит мусор.

Человек сам с собой, и делает, что хочет. Хочет — в фейсбуке тупит, играет в компьютерные игры, в ванне запирается, читает молитвы, неважно. Это его священное время, остальные в это время делают вид, что его дома нет (и лучше тоже заняты своими делами).

Если это время не внести в расписание – его у вас точно не будет. И очень быстро накопится напряжение и тяжелая усталость от близких, когда вы их физически не можете уже ни видеть, ни слышать.

В этом же контексте – совет третий.

Держите дистанцию

Если до карантина вы видели детей два часа в день после работы, садиков и школ, а с мужем встречались иной раз только в постели, не надо бросаться наверстывать. Не нужно внезапных развивающих игр и задушевных разговоров, если их не бывало никогда. Или если они всегда вызывали у всех отвращение и шли туго.

Приближайтесь к членам семьи постепенно, дайте себе время заново познакомиться друг с другом и с ситуацией. Принюхайтесь к дому. Выделите каждому зону в квартире, пусть маленькую, пусть подоконник, но это будет ЕГО зона, где он занимается своими делами, работает, не работает, и говорит всем «я в домике».

Возможно, придется рыкнуть и оскалить зубы, чтобы вашу дистанцию уважали.

Возможно, будет очень больно, когда окажется, что другие члены семьи не жаждут играть и задушевно болтать с вами, хотя вот же они, рядом, но все равно норовят спрятаться в раковину.

Может, они привыкнут потом. Или не привыкнут. Или придется смиренно признать, что их дистанция — вот такая, и даже Армагеддон этого не изменит.

Не требуйте от себя многого

Вот сейчас самое время перестать требовать от себя немыслимого. Не стараться быть человеком, который все успевает, не срывается и не психует. Который с утра занимается зарядкой всей семьей, потом быстренько разворачивает домашнее обучение, эффективненько работает (ведь время карантина нужно использовать для творческих экспериментов и размышлений!). Потом всех утешает в фейсбуке и успевает еще починить дверцу кухонного шкафчика. Слушая одновременно оперу и вебинар. А ночью пишет бестселлер и бизнес-план своего стартапа.

Скорее всего, так не будет. Скорее всего, будет ровно наоборот – вы будете бесцельно бродить или судорожно метаться по дому, пытаясь одновременно хоть как-нибудь поработать, усадить детей за уроки и хоть что-то приготовить всем пожрать.

И это еще вы огромный молодец, если не срываетесь периодически в панику, заламывая руки и визжа: «Мы умрем! Мы все умрем, а дети останутся сиротами! Работы не будет! Нас ждет нищета и голод! Мародеры придут! Этот карантин будет длиться вечно! Мы состаримся тут в нем!»

А если и срываетесь, так тоже ничего. Вариант нормы.

Психика сейчас адаптируется, на это у нее уходит куча сил, а на остальное остаются крохи. Посчитайте эти крохи аккуратно и расходуйте их, на что хватит. Постепенно этих крох станет больше.

Про домашнее обучение уже была куча прекрасных текстов, например, у Olga Nechaeva , не буду повторяться. Если коротко: забейте на него, пусть дети делают, что получается и в кайф, а что не получается, не делают.

Ругаться никто не будет, учителя сами сейчас в истерике и мечутся. Война все спишет (я третий день применяю этот совет на практике, отношения с чадами и домочадцами стремительно улучшились).

Позвольте себе чувствовать

Не удивляйтесь, если в ближайшие недели вас будет швырять от трудового энтузиазма до паники, от жуткой злобы до «скорее бы коронавирус меня прикончил». Если вы будете чувствовать себя размазней и безвольным идиотом. Если вам будет казаться, что вы в жутком сне и не можете проснуться, и «а-а-а, за что мне это» (это ощущение разделяют с вами сейчас миллионы людей).

Не удивляйтесь себе, если хочется обнять подушку и плакать, плакать, плакать, как в детстве, пока не уснешь, а потом проснуться в том прошлом мире, за несколько недель до. Не удивляйтесь внезапной усталости «ни от чего». Вспышкам бешенства — тоже.

Всплывающим каким-то странным флэшбекам всех пережитых гадостей — дефолтов, аварий, нищеты и разводов.

Постоянному тревожному ощущению, что вы заболеваете – тоже не удивляйтесь. И жутковатому чувству, что ваше тело – не ваше тело, когда из него хочется выскочить, как из пустой шкурки.

Все это будет временами накатывать и отпускать, но в момент, когда оно накатывает, мощь этого может быть в 10 баллов. Не сжимайтесь, не пугайтесь, что сходите с ума, никуда вы не сходите. Просто психике нужно несколько недель на первичную адаптацию.

Помните, что ваши домашние тоже что-то подобное переживают. Если они ведут себя странненько, отнеситесь с пониманием.

Еще раз повторюсь, не ставьте себе задачу, особенно в первые карантинные недели, быть «устойчивыми, эмпатичными родителями, внимательными к чувствам детей». В идеальном мире да, но не страшно, если и не.

Спасите для начала себя, успокойте себя, погладьте, дайте себе вкусненького и обнимите мягкое. На роль идеального эмпатичного родителя может не быть вообще никаких сил. Просто кормите детей и иногда говорите им что-нибудь вроде: «Пойди займись чем-нибудь сам, дружок» или «Угу». Чтобы они знали, что вы живы, и будете и дальше их кормить.

Я тайно подозреваю, что после этих 3-4 недель карантина у многих поубавится претензий к доперестроечным мамам, которые задушевных разговоров не вели, в развивающие игры не играли, много стояли у плиты, иногда огрызались и заставляли делать уборку по субботам. Но посмотрим.

Не торопитесь восклицать: «Так вот оно как на самом деле!»

«На самом деле нам не нужно столько вещей, это все была иллюзия, потребительский пузырь».

«На самом деле не нужны эти смузи, латте и салатики из авокадо с киноа, картошка и гречка — и ок».

«На самом деле я, видимо, не люблю своих детей».

«На самом деле семья, видимо, не любит меня».

«На самом деле главное, чтобы все были здоровы, а остальное не имеет никакого значения».

Очень даже имеет.

Не существует никакого «на самом деле», мы изменчивы и адаптируемся непрерывно, мир изменчив и текуч (наконец-то можно никак специально не доказывать этот тезис, выгляните в окошко).

Правда военного времени отличается от правды времени мирного, иногда нам действительно не до смузи и не до детей. Иногда мы в таком ужасе, что не любим никого, включая себя. А потом мир приходит в равновесие, и все это снова обретает смысл. Дождемся мирного времени и еще раз все проверим.

Берегите силы

Нужно, чтобы их хватило сначала на несколько недель карантина, а потом на несколько недель выхода из него. Это долгий забег. Скорее всего, вы будете к этому времени немножко истощены и раздражены, как барсуки после зимней спячки. А мир после отмены карантина не вернется сразу к настройкам по умолчанию, он обретет какие-то новые контуры, к ним тоже нужно будет привыкать. Наверняка они поначалу покажутся дурацкими и нечестными, и будут жутко раздражать.

Так что сейчас берегите себя везде, где удается. В любых мелочах.

Если это и есть Третья мировая война, то в ней победит тот, кто хорошо спит, делает зарядку и бережет себя.

Карантин в школе дистанционное обучение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *