Доктор, ожидаемо, отправил меня в очередь на рентген ( вот каждый раз приходится сидеть в очереди три раза, за направлением на рентген, на снимок, а потом с результатом, эх.. травмы то болят) , а посмотрев снимок вынес совсем неутешительный вердикт :» Иди — говорит — в больницу, нечего тут вправлять, тут резать надо и собирать. Перелом со смещением осколков.» Клааасс. Люблю свою везучесть. Отправилась я в больницу, посидела в очереди и там )) потом меня переодели в смешной больничный халатик и тапочки, джинсы разрешили оставить под халатиком и повели в смотровую. Там девушка-врач презрительно хмыкнула на мои стенания и начала мой много страдальный палец не то тянуть, не то доламывать, а потом быстренько, пока не развалилось сделанное паковать в гипс. И снова отправила на снимок :» Если встал сустав на место, то так и зарастет, а если не встал, то операцию делать будем.» Снимок, беспардонно выставив на обозрение весь внутренний мир отдельно взятой руки, ехидно показал, что мои суставы так просто на место не поставишь. Операционная сверкая неоновым светом , приветливо распахнула двери , но это в моей голове, конечно. На деле, я отпросилась домой до завтра, т к была суббота и до вторника все равно ничего бы не сделали, а вещи собрать хотелось.

Из больницы я снова поехала в центр, в полицию писать заявление. Дежурный с порога меня поприветствовал :» Smehnaia?» Я радостно подтвердила, приятно когда тебя ждут ( нет, не в таких местах)Очень оперативно больница сообщила в дежурку о бредущем к ним заявлении. Меня и в травме и в приемном спрашивали, собираюсь ли я писать заявление. Конечно собираюсь, а как может быть иначе? Спускать такое считаю неприемлемым и даже вредным, человек вообще обнаглеет от безнаказанности, я и так к этой даме весь год относилась с огромным терпением. Потом меня опрашивали, составляли заявление, выдавали направление на судмедэкспертизу для снятия побоев, пока это тянулось вся моя бравада с меня сползла, я очень устала за этот день, поэтому по приходу домой часов в восемь вечера я сразу легла спать. На следующий день я даже пол дня поработала, т к так быстро замену мне не смогли найти, а вечером сдалась в больницу с вещами и надеждами на светлое будущее и скорейшее выздоровление.

В понедельник с утра потекла река, забираемых из меня жидкостей, и других исследований моей чахлой тушки. Доктор на обходе посмотрел снимки, потом еще раз посмотрел и сказал, что будем резать и собирать все это безобразие воедино. Прям завтра.Прям с утра. А посему, голодная диета с вечера, и моральный настрой на лучшее с этого момента. Потом снимали кардиограмму, меряли давление, заходил анестезиолог побеседовать. Я без запинки оттарабанила все свои аллергии, перенесенные болезни, перечислила операции и виды наркозов.Вообще очень экономит время врача, если заранее все это вспомнить и в голове систематизировать. Еще сказала, что наркоз переношу хорошо, но потом долго сплю. Прям до вечера )) Пить нельзя было уже с 00,это доставило больше всего неудобств, я по ночам выпиваю где то пол литра воды обычно, но тут пришлось обходиться полосканием. Утром я мужественно проспала завтрак и встала только в пол девятого, чтобы почистить зубы. Вскоре мне подали «карету» и я поехала считать люстры и ежиться от холода под простынкой)Это путешествие меня немного забавляло всегда, утром в коридорах движ, все с любопытством пялятся на тебя, а ты с любопытством пялишься на них, правда они в более выигрышном положении, потому что одетые и идут куда хотят, а ты голая и двигаешься куда доктор сказал( ну хоть не в морг, уже хорошо))). Операционная встретила запахом боли, о да, запах наркоза у меня навсегда закрепился на ассоциацию с болью. Меня оставили в предбаннике скучать, из моего положения было ничего не видно, а приподниматься было холодно, поэтому все 20 минут ожидания я решала, что важнее любопытство или холод. Победила медсестра, которая вкатила меня в бокс. Помещение было небольшое, но там была куча всяких сложных на вид приборов, и было видно соседний бокс, двери на распашку, народу там на удивление много ходило, но пациента еще не было, у меня было две медсестры, одна анестезеологическая ( как правильно?) она колдовала вокруг большого аппарата , стоявшего справа от изголовья,и еще одна, хирургическая, наверное, она чем то звякала подальше, мне не было видно, но я подозревала, что эти инструменты мне не понравятся. Потом пришел Веселый анестезиолог и начал со мной болтать, наверное отвлекая от того, что мне привязывают руки и ноги, но я не отвлекалась и процесс контролировала, радостно сообщив, что как раз на правой руке, у меня замечательная вена имеется для капельницы, но катетер все равно всадили в запястье, это даже удобнее в послеоперационный период. Потом спохватившись, я сообщила анестезиологу, что мне не делали уколов перед операцией, до этого перед общим наркозом всегда всаживали два укола, от которых пациент должен немного поплыть. Но меня успокоили, что теперь новые методы и я могу обойтись без лишних дырок) Еще он посмотрел мне горло и остался доволен увиденным, я начала подозревать неладное: «А вы это на всякий случай смотрите, или вот прям собираетесь мне туда трубку запихать?» Меня заверили, что трубку запихают только когда я усну, что не могло не радовать, это не тот процесс, в котором хочется участвовать в трезвой памяти. Тем временем, незаметно подкрался мой доктор, посмотрел на меня и интригующе сообщил, что они пока сами не знают, как именно меня будут оперировать. Ну ничего, потом сюрприз будет, подумала я, но во всех моих травмированных местах недобро ёкнуло, короче ёкнуло, почти всей девочкой. От ёканий меня отвлекли вопросом о весе и росте, я честно сообщила 54/168. «Это не телосложение, это теловычитание какое то» — протянула медсестра, они определились с дозой,7 или 7,5 кубиков, кажется. Вроде бы столько же было , когда оперировали предыдущий палец( Мои руки не для скуки. Приключения одного неизвестного пальца)) часть 1 ), по ходу мой бараний вес не менялся с 14 лет. Тут по запястью потекло что то холодное: » Там капельница отошла,по руке течет» я очень не хотела, чтобы какие то лекарства протекли мимо меня. » Течет куда надо, просто раствор холодный» посмеялась медсестра, и я начала потихонечку плыть, но глаза упорно не закрывала, т к доктора уже начали вовсю потрошить мою лангету и извлекать оттуда палец. «Я еще не уснула! «- проинформировала их я и отрубилась.

Очнулась я в палате, когда меня попросили перелезть с каталки на кровать, кое как, раскачиваясь во всех направлениях и плоскостях, я это сделала, и даже натянула труселя, задом на перед , правда, как потом выяснилось. Мне предложили укольчик, я что то одобрительно промямлила и снова уснула. Проснулась через час от боли, соседки по палате позвали медсестру с очередным уколом, но уснуть я снова не смогла, просто лежала в полусознании и ждала, когда подействует.Не подействовал ни через пол часа, ни через час, ни через полтора. И тогда я ВОССТАЛА!!! Нет) я сползла с кровати и раскачиваясь, как на деревенской свадьбе, поковыляла на пост медсестер, он находился этажом выше. Не помню встретила ли я кого то по пути, но если да, то человек был бы впечатлен надолго. Белая , с темносерыми кругами под глазами, крепко сжатая челюсть, взгляд, наверняка диковатый и пьяный, дышу шумно сквозь зубы, руку с огроменной повязкой крепко прижимаю к груди и иду к цели напролом. Примерно такой я и предстала перед медсестрой:» Больно!» — прохрипела я. » Милая, дак я ж тебе уже поставила укол, нельзя больше, передоз будет!!!»

Я еле стою, меня качает, знобит от боли, наркоз еще не вышел, башка не варит, мысли не формулируются: «БОЛЬНО!» — выдала я повторно. Тут пауза чуть затянулась, и я начала понимать, что нужно исторгнуть из себя вопрос на тему сроков,через которые все же можно будет получить обезбол, но вопрос не произносился. Тут включилась вторая медсестра :» А что кололи? кеторал? так давайте трамал уколем!» Я двинулась в процедурку на встречу уколу, а в голову навязчиво лез эпизод из интернов, где Варя Черноус искала в помойке ампулу от трамала. Следующие сутки прошли в непонятном состоянии, и спать толком не могла, и в сознании толком не пребывала. Так что наркоз действительно новый, из него отлично выходишь, и поела потом без последствий, но я бы предпочла эти сутки проспать. На следующий день я , осознав себя в пространстве, стала интересоваться рукой. Ожидаемую лангету мне не наложили, это порадовало, но повязка была большой, под ней угадывались какие то формы, как будто у меня на пальце палатку классическую поставили. Болела вся эта конструкция адски, больше двух уколов трамала в день не давали, а кеторал меня не брал, видимо, эта группа обезболов не мое, с таблетками кетонов тоже самое было. Поэтому с середины дня я начинала маяться, стараясь чем то отвлечься, читала Ведьмака, скролила Пикабу, периодически рыча и избивая матрац здоровым кулаком. Остальные пальцы на руке, вопреки ожиданиям и предыдущему опыту, не превратились в сосиски, а вполне прилично выглядели, не особо работали правда, т е совсем не работали, чайную ложку держала с трудом. А потом была перевязка. Я с нетерпением ждала этого события, что же там придумали врачи? что понапихали мне в палец и чем это грозит? Честно говоря, когда я увидела вот это вот все, я была в ужасе и кошмаре. Весь палец разрезан от края до края, эти шрамы останутся со мной навсегда. Это просто ужасно. Безымянный палец был единственным идеально ровным пальцем. Последним, когда то их было два идеальных, но предыдущая история про палец объясняет, почему пальчик на левой руке остался в одиночестве. И теперь не травмированные пальцы остались в абсолютном меньшинстве, руки похожи на клешни Франкенштейна .

Возрастные особенности слуха

Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Развитие слуха у ребенка начинается с первых недель после рождения, но происходит довольно медленно. Даже у детей от 4 до 10 лет слуховая чувствительность на 6—10 дБ ниже, чем у взрослых. Лишь к 12—14 годам острота С. достигает максимального уровня и, по некоторым данным, даже превосходит остроту слуха у взрослых. С возрастом С. снижается; этот процесс получил название пресбиакузиса, или старческой тугоухости, — одного из проявлений старения организма. Начальные признаки пресбиакузиса могут быть обнаружены уже после 40 лет, а по некоторым данным, и после 30 лет. При этом возраст, в котором снижается слух, и степень снижения слуха в значительной мере зависят от постоянного проживания в городской или сельской местности, перенесенных заболеваний, работы в шумной обстановке, особенностей наследственности и др. Снижение С. обнаруживается главным образом на высоких частотах. Как правило, слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени, чем чистых тонов. Особенно заметны эти нарушения в шумной обстановке. Наибольшее значение в механизме пресбиакузиса имеют нарушения центрального генеза, вместе с тем в далеко зашедших случаях старческой тугоухости наблюдаются уменьшение числа и грубые изменения в рецепторных клетках улитки, атрофия и некроз ядер, характерные для всех центров слухового пути, изменения в звукопроводящих структурах среднего уха (повышение вязкости синовиальной жидкости и ограничение подвижности суставов между слуховыми косточками). В немалой степени развитию пресбиакузиса способствуют атеросклеротические изменения сосудов, прямо или косвенно участвующих в кровоснабжении внутреннего уха. Возрастные нарушения С. усугубляются постоянным действием на организм бытового и транспортного шума, а также усиливающей акустической аппаратуры.

.

Скачать демо-версию программы «Ухогрыз»

«Ухогрыз» — это обучающая программа из курса по развитию абсолютного музыкального слуха.

Что она делает: помогает вам подобрать яркую ассоциацию к каждой ноте, потом даёт ноту и спрашивает: до, ре, ми, фа? вы отвечаете. Правильно — идёте дальше. Неправильно — сравните ноты, в которых вы ошиблись. Разница становится очевидна.
Ну и наконец — от нот вы переходите к мелодиям известных песен, которых в программе больше 60-ти, и подбираете их.

Обучение происходит по уровням. Уровень прошли — отправляете отчёт, он уходит к нам.
Вот некоторые отчёты тех, кто уже занимается:

13.01.2009 — Узнавать мелодии из семи нот гораздо интереснее, забавно то, что когда были первые четыре ноты, нота ми была у меня каплей воды, а когда добавились остальные, она стала ведром воды) Ноты стали узнаваться гораздо быстрее, раньше приходилось больше сосредотачиваться

04.02.2009 — я стала по-другому музыкально мыслить, иногда узнаю отдельные ноты, когда слушаю музыку(гитара или клавишные), стала точно настраивать гитару. узнаю все ноты первой актавы, то есть различаю их друг от друга при условии опред. скорости, у каждой из них есть особенность, именно в звуке, в характере звука. теперь понимаю как мыслит абсолютник — просто он когда-то давно заметил эту особенность, так запомнил звуки. хотя когда меняешь тембр, довольно сложно определять, особенно голос!

Ольга Чернецова

23.12.2008 — Сначала было старшновато придумывать ассоциации. Глупость, конечно, но казалось, что если придумать неправильные ассоциации и приписать неправильные ощущения, курс вообще провалится и обучение не получится совсем. У меня с некоторых пор трудности с локализацией ощущений от музыки в теле, равно как со вкусом и запахом ноты.
Но потом… Как-то ощущения сами по себе начали приходить и все стало в порядке. Я перестала бояться и учиться стало легко.

23.12.2008 — Фа. Ее четкое ощущение пришло после работы над ми. Я запоминала ми, а потом перешла к фа, и фа захлестнула меня внезапным ощущением, как то, когда очень-очень сладко лежать в постели перед сном, зная, что завтра никуда не нужно будет спешить. Это было просто чудесное открытие ноты)

18.01.2009 — Первое ощущение от ноты почему-то не зацепило эмоции. Нота получилась эмоционально пустая и я никак не придумаю ей новое ощущение.

18.01.2009 — Да, хотя я все же больше вижу клавиатуру фортепиано, нежели думаю нотами. Я скорее «вижу ноты» на клаве. Хотя и думать ими тоже начинаю.

18.01.2009 — Сейчас у меня более-менее получается определять ноты, если я повторяю их вслух или про себя. Получилось определить строй своих двух варганов. А еще меня очень стал выводить мой ми-бемольний тин-вистл своим глупым и нелогичным строем в ужасной тональности. Я ведь играю и думаю на нем в ре-мажоре и аналогичных тональностях, а он звучит на полтона выше.

Надежда Добрянская

10.02.2009 — я проговариваю нотами мелодию и поэтому она легче и бстрее запоминается

10.02.2009 — я профессиональный музыкант, поэтому трудностей особых пока не было, но порадовало, что мелодия запоминается сразу. Хочу с одного раза научится подбирать более длинные мелодии.

Елена Буторина

07.02.2009 — Для меня было трудновато, так как слухом практически не обладаю, но с каждым днём все лучше и лучше различаю ноты.

Анна Луговая

22.02.2009 — Надолго бросала это занятие, и сейчас, почти случайно открыв програму, очень удивилась, что узнаю мелодии почти безошибочно

22.02.2009 — Хочется: 1. научиться узнавать не короткие мелодии, а отдельные ноты; 2. хочу научиться узнавать звуки разного тембра

22.02.2009 — Обидно, что програма второй раз пускает только сразу на последний этап тренировки.

Таина Безрукова

28.11.2008 — Страшно. Достаточно легко, но не одной левой. Несколько часов, но не дней. Вижу, что развит относительный слух, а абсолютная часть хромает. Голова начинает математически вычислять звуки.

Кузьма Востриков

16.01.2009 — Узнаю все белые клавиши в этой октаве (о первой октаве). Пока в очень умеренном темпе, но все впереди, надо работать.

16.01.2009 — Хочется со временем увеличить темп мелодий

16.01.2009 — все замечательно.

Сергей Пудин

18.12.2008 — Лучше стал узнавать ноты. Но по прежнему если есть перерырыв 1-3 дня, то иногда нужно послушать одну ноту, что бы понять какая именно звучит (наверное больше развился относительный слух). Что касается думать нотами, то как-то пока не сильно… но все — равно прогресс есть. Да и еще странная вещь, мне почему-то легче думать какая нота звучит глядя на клавиши с названиями нот, без клавиатуры они сложнее вспоминаются.

Владимир Астафьев

08.11.2008 — Относительно легко. Образы построил быстро,по одной ноте узнавал сразу,а по две уже было трудно,но по три было уже легче,а потом наступил момент когда почти без затруднений начал узнавать.

12.11.2008 — Я начал лучше настраивать гитару,первые четыре струны в ноль проверил по тюнеру. А когда занимаюсь на гитаре и чувствую что гитара начинает расстраиваться я сразу слышу какая струна.

12.11.2008 — Изначально я хотел научится снимать произведения,но сейчас начал подумывать о том как бы освоить музыкальную теорию так сказать на профессиональном уровне, т.к. я самоучка и знаний в теории маловато, и я думаю что абс.слух без теории это просто слух. Простые мелодии я мог и раньше снимать, сейчас начало получаться лучше.

27.04.2009 — ( в ответ на вопрос в отчёте, изменилось ли что-то в восприятии нот) — Конечно изменилось. Я слышу ноты.
Извините за то что, так долго не давал о себе знать. Ваша программа работает. Спасибо вам.
Хотелось бы программу по развитию слуха но для гитары. Потренироваться в слушании интервалов. Получить элементарные знания по гармонии.
Отличный программный продукт. Продолжайте в том же духе.

Шаген Григорян

29.10.2008 — Действительно стало получаться. каждая нота приобрела свой оттенок. Надеюсь, что дальше все будет так же просто

29.10.2008 — Пару нот пока еще путаю, и памяти не хватает для мелодий, но, надеюсь, это придет

Дмитрий Борисов

11.11.2008 — После упорных тренировок удается узнавать выученные ноты практически всегда с первого раза, без повторений. Хотя бывают и ошибки. Вдохновляет то, что иногда при прослушивании ноты осознаешь, какое у ее название, причем не задумываясь. Но это пока только иногда 🙂

Елена Лукашина

28.10.2008 — Удивляет, что действительно каждая нота вызывает конкретные узнаваемые ощущения, и они оказваются на 100% верные!

12.01.2009 — это трудно. В основном различие — что чёрные клавиши вертикальные, а белые горизонтальные. И ещё в малой октаве это более очевидно — чёрные клавиши имеют более блестящий и вместе с тем грязноватый звук. (уровень15)

25.01.2009 — Все диезы очень хорошо запомнились, и за ними закрепились конкретные легко узнаваемые образы (уровень 16)

Юлия Аулова

24.02.2009 — запомнились все ноты

24.02.2009 — хочется двигаться дальше

24.02.2009 — не трудно

26.02.2009 — начал слышать и даже думать нотами во время их звучания .это собственно и удивляет.

Дмитрий Виноградов

21.11.2008 — Трудно. Я дважды застревала на мелодиях, посмотреть ответ негде, вот и занималась перебором вариантов. А вообще-то, восторг просто переполнял. Сам факт, я и ноты, раньше эти вещи были просто несовместимы. Спасибо.

21.11.2008 — до — она очень ровная и длинная, ре — в ней затык хорошо слышно.

21.11.2008 — на сочетаниями фа-ми, ми-фа

21.11.2008 — Я когда к трем нотам перешла, поняла, что мне нужно знание всех последовательностей из двух нот. В-первых потому что то, как я слышу ноту, зависит от того, какая нота звучала до нее и на самом деле еще продолжает звучать. В реальном времени я не успеваю сделать поправки на предыдущие ноты, т.е. мне нужно выучить все 16 последовательностей из двух нот.

30.11.2008 — Легче, чем до-ре-ми-фа. Правда теперь создание образов нот казалось еще более нудным занятием. Зато с самого начала пыталась называть ноты их именами и действительно это сильно помогло, в до-ре-ми-фа я как-то это пропустила. Я вроде неплохо слышу и почему все раньше считали, что у меня нет слуха. 🙂

30.11.2008 — вот теперь да, на скорости 60 пишу под диктовку, а с большей скоростью пока не могу.

10.01.2009 — Мелодии с диезами подбирать интереснее, они с обычными нотами почти не путаются.

24.01.2009 — Как же было трудно отличить ля# от ля. Вообще получилось так, что диезы горизонтальных нот: до, фа и ля отличить от самих нот оказалось намного труднее, чем диезы нот вертикальных: ре и соль. Когда отличить трудно все-таки проверяю по зубам: диезы звучат в верхних передних зубах.
Главное, конечно, заниматься. Каждый вечер пришлось стиснув зубы садиться за компьютер без какой-либо надежды на успех, но всегда наступает день когда становится слышно, он всегда подкрадывается как-то незаметно, раз и все ноты, что вчера были одинаковыми становятся очень разными.
Спасибо. Это так приятно записывать пусть совсем маленькую мелодию, но самыми настоящими нотами.

Венера Нигматуллина

06.01.2009 — Мне стало ясно слышно какие звучат ноты,благодаря чему я просто их называю когда проигрываеться мелодия. Удивительно,что несмотря на музыкальное образование, до прохождения программы мне совершенно не представлялся образ отдельно взятой ноты,вот мелодии — да,но что б каждой ноты…

06.01.2009 — С нотами у меня проблем нет,только нужно запоминать их по-порядку в мелодиях,что пока не совсем удается.

Юрий Задорожный

2.02.2009 — Трудно, особенно в первый день как запустил программу, вроде бы ноты запомнил, а угадывать не получалось, решил отложить на следующий день, когда попробовал вновь все стало намного легче, хоть и не сказал бы что без труда =)

Георгий Довгалло

03.12.2008 — Было не легко, но не скажу, что очень трудно. Сначала прослушал диски по 3-4 раза, потом каждый день занимался по программе, примерно по 40 минут в день. В один прекрасный день вдруг ноты стали названиями в голове и их последовательность стала читаться практически безошибочно.

20.01.2009 — Прошел эту часть на всех скоростях. Ноты стали каждая со своим характером и особенностями. Некоторые уже узнаются однозначно и без ошибок, с ми и фа наибольшая путаница. Начало появляться имя ноты в голове, когда она звучит, но не всегда получается поверить себе 🙂 Думаешь, что показалось, пробуешь — нет, не показалось 🙂 иногда узнаются ноты в музыке, но пока только эпизодически. Чем больше темп — тем сложнее узнавать, а музыка продолжается и в результате заваливает нотами 🙂

Алексей Гордеев

20.11.2008 — О каких то грандиозных изменениях говорить пока рано. Слушая ноту в ухогрызе обычно узнаю её, а
вот в другой программе меняю тембр и с распознанием начинаются проблемы угадываю где то 72 из 100.

20.11.2008 — Хочется четко понимать какая нота звучит и сходу её распознавать и аккорды слышать тоже хочется.

20.11.2008 — Самое сложное угадывать по одной ноте, а не по 4. Когда угадываешь по 4 относительный слух невольно начинает давать подсказки. И работая в одном тембре привыкаешь к нему, а слушая затем ту же ноту в другом теряешься.

21.11.2008 — Да, появилось некоторое представление, черные звучат более звноко и узко по сравнению с белыми. Обидно
только в нотах когда игралась первая не распознал «соль» а так остальные даже правильно определил название белых. Не знаю правильно ли я делаю, но паралельно закрепляю распознавание нот в программе Music Box 3.0 там
интерфес удобно построен можно выбирать любой тембр инструмента и ноты для распознания, на белых угадываю

Евгений Морозов

04.02.2009 — Узнаваемость нот стала лучше, хотя некоторые звуки еще не достаточно хорошо узнаваемы, особенно в быстрых темпах, тем не менее особых проблем с мелодиями не было, они всем известные и легкие.

04.02.2009 — Хочется развить абсолютный слух, но пока еще не получилось 🙂

04.02.2009 — Увеличить количество мелодий, их все же мало, и они часто повторяются, так бывает такое что уже на подсознательном уровне просто происходит запоминание, и повторное выполнение в случае ошибки не вызывает труда.Так же хорошо было бы, чтобы сразу в случае ошибки задания с мелодиями сразу начинались выполняться заново, т.к. в контрольных заданиях можно прерваться на середине играя мелодию, услышав не ту ноту, прекрать, заново прослушать, а потом уже сыграть правильно, а это уже подбор,что снижает эффективность.И конечно же больше мелодий, их очень мало.

09.02.2009 — Ноты на белых клавишах более прозрачные, звонкие, четкие, понятные, простые. На черных клавишах более тяжелые, глубокие, тягучие. Белые устойчивые. Черные менее устойчивые, с движением

02.03.2009 — Да, проблем с различием черных и белых клавиш нет.

Алексей Ильичев


15 июня, 2020, 11:26

По оценкам экспертов, порядка 500 млн. чел. в мире имеют проблемы со слухом, а это около 10% населения нашей планеты. В одной лишь России более 90 000 глухонемых людей.

Одной из основных причин потери слуха являются возрастные изменения, о чем свидетельствует статистика, согласно которой у 60% пожилых людей в возрасте 60 – 70 лет наблюдается значительное ухудшение слуха.

Громкие звуки и постоянный раздражающий шум также негативно воздействуют на слух. Шум метро, городского транспорта и оживленных улиц сопровождает нас практически ежедневно. Мало того, зачастую мы сами виновны в ухудшении слуха, поскольку громко слушаем музыку (особенно это касается меломанов, не расстающихся с наушниками и плеером).

И, конечно, говоря о нарушениях слуха, нельзя не сказать о таких провоцирующих факторах, как стресс, прием антибиотиков, ушные серные пробки, всевозможные заболевания уха и травмы головы.

Если говорить о детях, то из 1000 новорожденных у 4 младенцев наблюдаются проблемы со слухом, при этом в 50% случаев врожденная тугоухость или глухота обусловлены генетическим фактором.

Среди распространенных причин потери слуха у детей следует отметить отит среднего уха, родовые травмы и осложнения после инфекционных заболеваний, которых можно было избежать посредством вакцинации детей от кори, краснухи, менингита.

НО! Если при ухудшении зрения человек без промедления обращается к врачу, то постепенная потеря слуха может долгое время оставаться без внимания: нам просто кажется, что капли дождя стали стучать по стеклам тише, а сосед постарел и стал разговаривать не совсем внятно и понятно.

В итоге невнимательность к работе своего слухового аппарата и промедление могут стоить возможности четко слышать.

Поговорим о том, как вовремя распознать проблемы со слухом и правильно их диагностировать. Кроме того, приведем рекомендации, придерживаясь которых можно улучшить слух в домашних условиях.

Обтурирующие серные пробки

Пожалуй, это самая безопасная причина снижения слуха.

Как правило, сера может привести к резкому снижению слуха на одно, либо два уха после контакта с водой. В результате серные массы разбухают и полностью перекрывают наружный слуховой проход.

В этой ситуации, помимо резкого снижения слуха, может возникать боль в ухе. Необходимо скорейшее обращение к ЛОР-врачу, так как промедление может привести к развитию воспаления, а именно — наружного отита.

При осмотре ЛОР-врач сразу же установит факт наличия серных пробок, удалит их, и слух моментально восстановится.

Потеря слуха из-за городского шума

Транспортные артерии, технические сооружения, спортивные, бытовые и коммунальные объекты – акустические зоны с повышенной нагрузкой. В них уровень шума превосходит допустимые показатели. Людям приходится кричать, чтобы что-то сказать друг другу на улице. Из-за огромного количества раздражителей слуховой анализатор всегда находится в напряжении. Что происходит дальше, вы знаете: в результате изменений волосковых клеток человек сначала перестает слышать высокие частоты, позже – низкие.

Приспособиться к городскому шуму можно, но привычка жить с такой акустикой не отменяет ее губительное воздействие на слух. При высоком уровне шума человек начинает глохнуть уже через 1–2 года, при среднем – через 5–10 лет.

Травма барабанной перепонки

Причин травмы может быть несколько:

  • удар в область уха;
  • перфорация перепонки инородными предметами (ватной палочкой, шпилькой, спичкой, стержнем ручки и другими предметами, которыми так удобно чесать в ушах);
  • падение с высоты, в том числе в воду;
  • травма в следствии резкого изменения атмосферного давления.

При осмотре ЛОР-врач установит факт перфорации барабанной перепонки, выполнит аудиометрию, чтобы исключить развитие неврита слухового нерва на фоне травмы, и разработает план дальнейших действий. В большинстве случаев — тактика выжидательная. Перепонка может затянуться самостоятельно. В обязательном порядке необходимо беречь ухо от попадания воды, исключить авиаперелеты.

Спустя месяц, если целостность барабанной перепонки не восстановилась, рассматривается вопрос о мирингопластике (закрытие дефекта барабанной перепонки хирургическим способом).

Почему мы слышим

Ухо — структура более тонкая и чувствительная, чем многие привыкли думать.

Оно состоит из трёх частей (в подробности вдаваться не будем, описание схематическое).

Наружное ухо

Включает в себя ушную раковину и слуховой канал. Они улавливают и концентрируют звуковые волны, отправляя их вглубь.

Среднее ухо

В него входят барабанная перепонка и связанные с ней три крошечные косточки. Перепонка под действием звуковых волн колеблется, подвижные косточки улавливают и усиливают эти колебания и передают их дальше.

Отдельный нюанс: полость среднего уха связана с носоглоткой посредством так называемой евстахиевой трубы. Это нужно для выравнивания давления воздуха до и после барабанной перепонки.

Внутреннее ухо

Представляет собой так называемый перепончатый лабиринт внутри височной кости. Улитка — одна из важнейших частей костного лабиринта. Она получила название из-за своей характерной формы.

Лабиринт заполнен жидкостью. Когда кости среднего уха передают сюда колебания, жидкость тоже начинает двигаться. И раздражает тончайшие волоски, которыми покрыта внутренняя поверхность улитки. Эти волоски соединены с волокнами слухового нерва. Их колебания превращаются в нервные импульсы, которые наш мозг и интерпретирует как: «О, я что-то слышу!»

Наружный отит

При этом заболевании происходит блокирование прохождения воздуха и звука к барабанной перепонке на уровне наружного уха. Наружный отит может возникать на фоне травмы кожи слухового прохода, длительно стоящей серной пробки, наличия грибковых и эпителиальных масс. Усугубляет течение заболевания сопутствующая патология, например, сахарный диабет. При этом происходит слущивание эпителия (отторжение кожи в месте воспаления), возникает воспалительный отек кожи и может появляться гнойное отделяемое. Как правило при этом состоянии возникает не только снижение слуха, но и боль, зуд, повышение температуры тела, слабость, головная боль.

Тактика лечения зависит от каждой конкретной ситуации. После ликвидации воспаления слух восстанавливается полностью.

Потеря слуха из-за шума на работе

В России уровень допустимого шума на производстве установлен законодательно – 80 дБА. Работодатель не всегда выдерживает это значение, ведь шум от стройки или в лаве, где добывают уголь, не регулируется по желанию. Самые «убойные» сочетания – шумовые и вибрационные. По статистике, 25 % выявленных профессиональных заболеваний связано с воздействием вибрации и шума.

Тем не менее защитить работников от негативного воздействия можно: выдавать наушники и беруши, разрешать им делать частые перерывы во время смены, проверять оборудование на наличие вибраций, обязывать сотрудников проходить медицинский осмотр за счет компании.

Из-за длительного воздействия на уши монотонного шума вкупе с вибрацией происходят дегенеративные изменения волосковых клеток спирального органа – улитки. Далее патология продвигается вверх, повреждается спиральный ганглий и проводящие пути слухового анализатора. Слух падает, но не стремительно. Поэтому долгие годы у работников нет жалоб. Выявляется тугоухость, как правило, на очередном медосмотре.

Потерять слух на работе могут машинисты, пилоты, музыканты, специалисты легкой и тяжелой промышленности, строители.

Тубоотит

Для него характерно втяжение барабанной перепонки вследствие ряда причин:

  • резкое изменение атмосферного давления (например, во время взлета или посадки самолета, подъема на скоростном лифте, погружение под воду);
  • отек в полости носа на фоне воспаления или сосудистая реакция на изменение артериального давления.

При этом состоянии пациент может слышать треск в ушах или шуршание при зевании, глотании.

Если слух не восстановился самостоятельно, то следует обратиться к ЛОР-врачу.

Врач после осмотра и дополнительного обследования может провести ряд процедур, восстанавливающих слух: продувание слуховых труб по Политцеру; пневмомассаж барабанных перепонок; назначит гимнастику для слуховых труб и, в случае необходимости, лекарственные препараты. Людям, которые часто сталкиваются с такой проблемой во время авиаперелета, мы рекомендуем за 10 минут до взлета и за 10 минут до посадки использовать сосудосуживающий спрей в нос (в случае отсутствия противопоказаний).

Профилактика

Большинство людей не уделяют этому никакого внимания, и это является их роковой ошибкой. Ведь значительно проще не допустить возникновения патологии, чем потом с ней бороться. Именно поэтому необходимо предотвращать снижение уровня восприятия звуков, заботясь должным образом о своем здоровье.

Профилактика причин ухудшения слуха включает следующие мероприятия:

  • Защищайте уши от переохлаждения и обморожения. Холодный воздух оказывает неблагоприятное влияние на слух, возможно появление воспаления.
  • Защита от громких сигналов. Не стоит слушать музыку в наушниках на максимальной громкости, избегайте резких громких звуков. Если ваша работа предполагает наличие шума, используйте средства защиты вроде затычек.
  • Исключите шумовое загрязнение. Этот термин означает обилие монотонных звуков — движения автотранспорта, стука молотка и т. д. Старайтесь минимизировать эти явления в вашей жизни.
  • Своевременное лечение заболеваний. При обнаружении симптомов любой болезни не откладывайте визит к врачу. Лучше избегать заболеваний слухового органа или вовремя избавляться от них.
  • Гигиена. Чистка ушей играет немаловажную роль, поэтому делайте это регулярно, но помните о правилах.

Современная медицина сейчас находится на очень высоком уровне и может справиться со всеми причинами ухудшения слуха. Однако намного проще просто соблюдать меры профилактики, что оградить себя от подобного рода проблем.

Острый средний серозный отит

При этом возникает накопление жидкости в барабанной полости (за барабанной перепонкой). Человек слышит «как через воду».

Причиной возникновения служит длительное течение тубоотита.

При осмотре ЛОР-врач увидит характерные для этого состояния клинические проявления и при необходимости проведет дообследование. Для восстановления слуха используется продувание слуховых труб по Политцеру; пневмомассаж барабанных перепонок; назначается гимнастика для слуховых труб; катетеризация слуховых труб и в случае необходимости; лекарственные препараты. Может потребоваться более серьезное лечение, в том числе госпитализация в ЛОР-отделение.

Итог

Возможность хорошо слышать – важная составляющая жизни каждого человека. Многие относятся к ней, как к данности, и часто забывают заботиться о ней до тех пор, пока не появятся действительно серьезные проблемы со здоровьем. В этом случае лучше действовать на опережение и начать следить за слухом заранее, в профилактических целях.

Некоторым важно знать, можно ли восстановить слух при тугоухости с использованием домашних рецептов. Точно ответить на вопрос сложно, однако можно попытаться. В любом случае лучше обращаться к квалифицированному специалисту в клинику, иначе есть огромная возможность навредить себе.

Поскольку существует большое количество нетрадиционных методов, улучшающих слух, то повышение качества звукового восприятия мира не потребует существенных финансовых затрат.

Острый гнойный средний отит

Он может быть самостоятельным заболеванием или, что встречается чаще, осложнением острого гнойного ринита. Для острого гнойного среднего отита характерна боль в ухе, в том числе пульсирующая, повышение температуры тела, головная боль.

При осмотре ЛОР-врач установит диагноз и назначит местную или системную антибактериальную терапию, противовоспалительное лечение, при необходимости — госпитализацию. После купирования воспаления, как правило, слух восстанавливается полностью.

Причины и лечение ухудшения слуха

Стоит отметить, что есть несколько способов терапии, которые по-своему эффективны в конкретной ситуации. Чтобы провести полноценное лечение заболеваний, используются следующие подходы:

  1. Медикаментозная терапия. Цель приема лекарственных средств состоит в том, чтобы улучшить кровоснабжение головного мозга и органов слуха. Если у пациента обнаруживаются определенные заболевания, то врач прописывает противовоспалительные и антибактериальные медикаменты.
  2. Витаминная терапия. Главная цель – увеличение сил организма, благодаря чему восстановление происходит естественным путем. Причем лечение производится не за счет приема лекарственных медикаментов, а при помощи корректировки рациона. Необходимо добавить пищевые продукты, содержащие основные витамины: A, B, C, и E.
  3. Физиотерапевтическое лечение. Как полноценная терапия этот метод выглядит слабовато, однако если рассматривать его как дополнительное средство, то очень даже неплохо. Физиотерапия ускорит выздоровление вместе со стандартным консервативным лечением. Этот способ хорошо подходит и для реабилитации после хирургического вмешательства.
  4. Народная медицина. Как всегда, нетрадиционные способы не могут выступать в качестве основных. Тем более что многие специалисты очень сильно сомневаются в эффективности данных методов. Если говорить о популярности в народе, то отличные отзывы у прополиса, дегтя, лука и лаврового листа.
  5. Оперативное вмешательство. В зависимости от причин ухудшения слуха и стадии развития патологии, может возникнуть необходимость вмешательства хирургов. Несмотря на радикальность, данный способ считается наиболее эффективным, так как гарантированно вернет слух или хотя бы улучшит его. Операция подразумевает восстановление поврежденных элементов, а также вживление передатчиков звуковых сигналов.

Острая нейросенсорная тугоухость

Это самое коварное заболевание из перечисленных. Снижается или резко пропадает слух на одно или оба уха. Может возникать шум в ухе, звон, снижение разборчивости речи.

Причин у данного заболевания может быть несколько. Оно возникает в любом возрасте и, на первый взгляд, на фоне полного здоровья. Бывает следствием острых инфекционных процессов, в частности гриппа, ветряной оспы, инфекционного менингита и др. вирусных инфекций. Может быть результатом нарушения кровообращения в сосудах головного мозга, например, при изменении артериального давления, выраженном остеохондрозе шейного отдела позвоночника, при инсульте.

Так же это может быть симптомом опухолевых процессов в головном мозге, проявлением рассеянного склероза.

Физиотерапевтические способы восстановления

Восстановление зачастую начинается с физиотерапии. Процедуры оказывают благотворное влияние на кровоснабжение уха, помогают восстановить мышечный тонус, повысить иммунитет. Врач выполняет следующие манипуляции:

  • Продувание уха, помогающее восстановить его естественную вентиляцию
  • Промывание ушной раковины антисептиками, дезинфицирующими растворами, снимающими воспаления и помогающими удалять из уха гной
  • Массажные процедуры, результатом которых является восстановление слуха и тонуса барабанной перепонки
  • Лазерное и магнитное лечение, способствующие микроциркуляции крови и стимулирующие работу нервных окончаний
  • Акупунктура, воздействующая на биологически активные точки тела, помогающие влиять на причины болезни

В отличие от специального массажного комплекса, для выполнения которого требуется массажист, лечебную гимнастику возможно делать самостоятельно дома. Технология проведения процедуры несложная, помогает восстанавливаться. Для этого необходимо сделать следующее:

  1. Прикройте уши руками так, чтобы пальцы легли на затылок. Слегка постучите по затылку 10–12 раз.
  2. Ладони резким движением отодвигаются от ушей и опять прижимаются к ним 20 раз.
  3. Закрыть ушной проход пальцем на несколько мгновений и резко вытащить 3 раза.
  4. Ладонями, закрывающими уши, следует производить круговые растирающие движения 10–15 раз.

Гимнастику проделывают дважды за день (с утра и перед сном), совмещая ее с самомассажем. Для начала нагревают ухо, что делать необходимо. Его разогревают, разминая ушные раковины. Уши растирают, поворачивают, отодвигают, придавливают к голове, щиплют, поглаживают. В качестве упражнения для улучшения и восстановления слуха уши осторожными движениями крутят, оттягивают мочку вниз, вбок. Процедура не только может помочь восстановиться, но и увеличивает тонус всего организма.

Методы исследования органа слуха и слуховой трубы

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия. При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией. В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см2, при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×102) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×103) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости.

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1. Трещотка Барани

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2. Набор камертонов

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звука) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху. Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум);

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь) и РР (разговорная речь). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью. Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С128 при околонормальном восприятии камертона С2048;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С128 и снижение продолжительности восприятия камертона с2048.
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости, при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С128) и дискантового ( С2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант: ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С128 или С512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен», и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен», и в слуховом паспорте проставляют знак «-«. Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном» опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта, степени разборчивости речи и помехоустойчивости, ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости. Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов, возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия. В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии.

Продувание слуховой трубы. Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце, представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы, которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии.

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance, от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин

Опубликовал Константин Моканов

Как проверить слух

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *