Комаровский о младенческих коликах.

В доме пропадает покой при появлении колик у новорожденного ребенка. Младенец плачет по 1,5-3 ч, пугая родителей и родственников. Конечно, явление достаточно болезненное, но, как говорит про колики Комаровский, не представляет угрозы для здоровья малыша.

Что это такое младенческие колики

Распространенный поведенческий синдром, проявляющийся у грудных детей от 2 недель до 4 месяцев. Младенческие колики характеризуются приступообразными болями в животе. Казалось бы, здоровый ребенок, начинает сильно плакать.

Как правило, колики проявляются спустя 20-30 мин после кормления вечером. Определить можно по следующей симптоматике:

  • подгибание ножек к животику;
  • сжатие кулачков;
  • чрезмерная капризность, сильный плач;
  • покраснение лица от напряжения;
  • вздутие живота (метеоризм);
  • частая отрыжка;
  • отказ от еды;
  • бессонница.

Точная причина возникновения колик у грудничков не установлена. Современные медики считают, что предрасполагающими факторами являются:

  • Незрелая система пищеварения. Она привыкает к новому питанию (не через пуповину), стерильный кишечник заселяет микрофлора.
  • Дисбактериоз. В первые месяцы жизни микрофлора кишечника постоянно меняется. Микробный дисбаланс провоцирует дискомфорт, боль в органах ЖКТ. Рекомендованы пребиотики после консультации с врачом.

Некоторые современные медики не согласны с этим мнением, т.к. не считают, что изменчивая микрофлора кишечника у новорожденных является заболеванием. Они утверждают, что это нормальное явление, не вызывающее боли.

  • Непереносимость лактозы материнского молока. Встречается редко, диагноз может поставить врач после проведенной диагностики. Если непереносимость подтверждается, младенца переводят на ИВ.
  • Нарушения в питании матери. При ГВ женщине нужно отказаться от орехов, молочной продукции, напитков с кофеином. А также от капусты, кукурузы, томатов, лука, сильно приправленных блюд. Эту теорию многие медики считают маловероятной.
  • Неподходящая смесь. Организм ребенка не может усвоить компоненты, из-за чего возникают боли. Питание нужно поменять, предварительно посоветовавшись с педиатром.
  • Неправильная техника кормления или сильный поток молока. Из-за этого ребенок заглатывает воздух. Чтобы воздушная пробка вышла, младенца нужно поднять в вертикальное положение, пока не произойдет срыгивание. Такое действие совершать и при кормлении бутылочкой или же использовать соски, выводящие пузырьки кислорода.
  • Перекармливание. Многие мамы, когда ребенок начинает плакать, думают, что он голодный и начинают кормить. Младенец переедает, в животе образуются газы, вызывающие дискомфорт. Мамы должны понимать, что грудничок может кричать, когда ему жарко/холодно, хочется к маме, нужно поменять памперс и по другим естественным причинам.
  • Введение новых продуктов (перевод с ГВ на смесь или ранний прикорм).
  • Повышенная чувствительность грудничка. Он может реагировать на перемену погоды, ему слишком душно или прохладно, мокрый памперс и т.д. (т.е. раздражающие факторы внешней среды). Это усугубляется болезненным с психологической точки зрения для младенца ощущением утраты материнской утробы.
  • Эмоциональная нестабильность матери при кормлении грудью. Если женщина испытывает стресс или послеродовую депрессию затяжного характера, состав ее молока меняется. Из-за присутствия определенных гормонов в питании у ребенка возникают колики.
  • Гастроэзофагеальный рефлюкс. Это выброс кислоты из желудка в пищевод. Дискомфорт сильнее ощущается в горизонтальном положении. Когда ребенка поднимают в вертикальное, он успокаивается.
  • Грудничковая мигрень.

Последний фактор с медицинской точки зрения не доказан, но и не опровергнут. Поэтому нужно знать, почему грудничковая мигрень возникает:

  • нарушения сна — бессонница, избыток, сбои в ритме;
  • внешние раздражающие факторы — яркий свет, громкие звуки, некомфортная температура и т.д.;
  • отсутствие режима кормления, неправильное питание матери;
  • гормональные сбои;
  • резкая перемена погоды.

Когда у грудничков проходят колики, точно сказать нельзя. Как правило, они исчезают самостоятельно к 3-4 месяцам. Некоторые источники утверждают, что колики бывают абсолютно у всех детей. Это недостоверная информация. Они возникают у 70% грудничков и считаются нормальным явлением, а не заболеванием.

Доктор Комаровский о коликах

Возникшие колики у новорожденных доктор Комаровский называет вполне нормальным временным явлением. Родители должны успокоиться и не относится к ним как к заболеванию. Необходимо просто перетерпеть этот непростой период.

Ведущий педиатр говорит, что современная медицина не установила причину происхождения колик. Существуют только предположения, какие факторы увеличивают риск их появления. Однако нельзя утверждать 100%, что именно они повлияли на возникновения болевых приступов.

Врач рассказывает, что серьезная медицинская литература не видит половых различий при возникновении колик. Однако он на практике их наблюдает. Приступы чаще беспокоят мальчиков. Причем они и длятся дольше, и проходят позднее.

Газики у новорожденных при грудном вскармливании Комаровский говорит, что возникают преимущественно в вечернее время. Предположительно это связано с изменением состава материнского молока. К вечеру в нем начинают преобладать ферменты, возможно, провоцирующие колики.

Симптомы колики новорожденного Комаровский говорит, родители могут определить самостоятельно. Если ребенок совершенно здоров, но в течение дня начинает без причины сильно плакать и подгибать ножки, а потом резко успокаивается, его беспокоят приступообразные боли в ЖКТ. Поставить точный диагноз, исключить различные заболевания может только медицинский специалист.

Т.к. колики появляются в первые месяцы жизни ребенка, мать находится в послеродовой депрессии. На плач она может реагировать неадекватно, сильно нервничать. Поэтому во время приступов желательно, чтобы кто-то находился рядом и помогал.

Евгений Олегович Комаровский — ведущий педиатр на Украине. Ведет программы, посвященные воспитанию детей на телевидении и радио, пользующиеся большой популярностью среди мам.

Лечение (по доктору Комаровскому: https://www.youtube.com/watch?v=71rSi1wEeWU)

Доктор Комаровский колики не рекомендует лечить химическими сильнодействующими препаратами. Он не советует использовать и газоотводную трубку. Клизма может повредить кишечник ребенка. Если появляется необходимость в ее применении, нужно выбирать современные модели на 2019 год. Они имеют мягкую трубку, которую невозможно глубоко протолкнуть. Перед использованием нужно обязательно убедиться в необходимости, чтобы не совершать травматичную процедуру просто так.

Газы скапливаются, когда ребенок съедает больше, чем может переварить. В результате остатки еды начинают гнить, выделяя вредные вещества, скопление которых вызывает боли в животе. Поэтому вместо того, чтобы использовать клизмы, лекарственные препараты, лучше увеличить время между кормлениями или количество съедаемого.

Если после первого применения положительный результат отсутствует, нужно прекратить ставить газоотводные трубки.

Что делать при коликах у новорожденного Комаровский говорит так: для помощи младенцу необходимо устранить или снизить воздействие провоцирующих факторов. Использовать безопасные способы для облегчения состояния ребенка: выкладывание на живот, укачивание, препараты с натуральным составом для облегчения отхождения газов, массаж.

О кормлении

Как облегчить колики новорожденного доктор Комаровский: соблюдать режим кормления. Как говорилось ранее, если ребенок плачет, это не значит, что он голоден. Не нужно пытаться его накормить, это может усугубить ситуацию. Особенно это касается мам, дающих грудь или бутылочку по требованию.

Если малыш плачет, а кушал недавно, лучше попробовать дать воды, поменять подгузник, сделать массаж животика, попытаться укачать на руках.

О питании мамы

Доктор Комаровский призывает мам не издеваться над собой и питаться любимыми блюдами, не боясь навредить ребенку. Он говорит, что еда женщины не связана с качеством грудного молока.

Когда новоиспеченная мама плохо питается, это сказывается на ее самочувствии и настроении. Новорожденный все тонко чувствует и начинает нервничать, кричать и плакать сильнее. Когда женщина сытая и довольная, это положительно сказывается и на ребенке.

Не нужно мучить себя жесткими диетами, слушать других и питаться, как говорится «хлебом с водой».

Об укачивании

Многие мамы отмечают, что укачивания действительно помогают облегчить страдания ребенка. Доктор Комаровский говорит, что если младенца действительно мучают колики, его не получится успокоить таким образом. Когда новорожденный перестает кричать на руках, это говорит о проявлении характера. Грудничку хочется к маме, он добивается этого плачем.

Конечно, можно с утра до вечера носить ребенка на руках, чтобы не кричал. Однако он быстро привыкнет и отучить будет сложно. Это доставит много неудобств маме, особенно, если в семье есть второй ребенок, которым тоже нужно заниматься.

О выкладывании на животик

В некоторых источниках можно встретить информацию, что при коликах помогает сон на животе. Это заблуждение, представляющее серьезную опасность.

Существует такое понятие, как синдром внезапной смерти у младенцев. Это когда совершенно здорового ребенка укладывают спать, но он не просыпается. Причина этого не установлена, но определено, что в большинстве случаев случается с детьми, спавшими на животе. Поэтому младенцев до года нельзя укладывать отдыхать попой наверх.

Многие специалисты согласны, что выкладывание на животик при коликах действительно помогает. Это можно делать не больше, чем на 5-7 мин и под постоянным контролем взрослых.

Массаж при коликах

Массаж при коликах новорожденного Комаровский рекомендует. Это абсолютно безопасный и достаточно эффективный способ, чтобы облегчить состояние грудничка. Прежде чем приступать к выполнению массажа, нужно снять украшения, разогреть руки о чашку с горячей водой. Можно смазать ладони детским кремом для лучшего скольжения. Техника пошагово:

  1. Совершить поглаживания от области подреберья вниз. Ладони должны следовать поочередно друг за другом.
  2. Обхватить пятки ребенка одной рукой и прижать к его животу. Второй ладонью совершить поглаживающие движения, как и ранее.
  3. Расположить руки по сторонам от пупка. Делать скользящие движения от центра к бокам.
  4. Совершить круговые поглаживания вокруг пупка.
  5. Скользящими движениями проводить ладонью по ходу толстого кишечника (от подреберья вниз с левой стороны тела ребенка).
  6. Совершить поглаживания вдоль поперечной и нисходящей кишки (слева направо над пупком и вниз).
  7. Провести безотрывно ладонью снизу вверх с левой стороны пупка, слева направо и вниз (восходящий, поперечный, нисходящий отделы).
  8. Подушечками пальцев сделать постукивающие движения слева направо по животу.
  9. В завершение несколько раз согнуть и разогнуть ноги грудничка. Перевернуть на живот и совершить поглаживающие движения по спине.

После массажа ребенка нужно обязательно тепло одеть, положить на живот пеленку, прогретую утюгом.

Массаж при коликах ускоряет выведение газов, благодаря чему проходит боль, успокаивает неокрепшую нервную систему, остро реагирующую на любые раздражители.

Точечный массаж при коликах

Помимо массажа, направленного на брюшную полость, можно совершать акупунктуру. Это растирание, надавливание на рефлексогенные точки. Они расположены на стопе (в нижней 2/3) и чуть ниже надколенника, выше внутренней лодыжки. Точечный массаж не навредит грудничку, его можно выполнять в тандеме с обычным.

Акупунктуру можно делать при появлении колик или в профилактических целях. Если ребенок реагирует на действия сильным плачем, нужно прекратить массаж.

Противопоказания

Массаж имеет противопоказания:

  • асимметричное вздутие живота;
  • выраженная перистальтика в одном месте;
  • долго не отходили газы, не было походов в туалет «по-большому»;
  • чрезмерная вялость и бледность младенца;
  • гипертермия;
  • кровь из ануса;
  • болезненное округлое новообразование в области пупка;
  • сильная боль, не стихающая долгое время.

Перечисленные симптомы указывают на непроходимость кишечника, заворот или инвагинацию кишки, ущемление пупочной грыжи. Массаж запрещается делать и при повреждении кожного покрова на животе, высыпаниях на нем.

Если перечисленные противопоказания отсутствуют, перед массажем все равно нужно посоветоваться с педиатром для избежания неблагоприятных последствий.

Упражнения от колик для новорожденных на фитболе

Занятия на фитболе не только предотвращают появления колик, но и оказывают следующее положительное воздействие:

  • укрепляют мышцы;
  • устраняют гипертонус мускулатуры;
  • обеспечивают правильное развитие внутренних органов, улучшают кровообращение;
  • нормализуют процесс пищеварения, метаболизм;
  • способствуют правильной осанке;
  • повышают выносливость;
  • развивают вестибулярный аппарат;
  • помогают развитию координации;
  • стимулируют защитные силы организма.

Для профилактики колик выполняется покачивание на животе:

  1. Желательно раздеть младенца полностью, чтобы остался только подгузник.
  2. На фитбол постелить пеленку, если ребенку менее 2-х месяцев, чтобы резина не вызвала раздражение кожи.
  3. Осторожно положить грудничка животом вниз.
  4. Одну ладонь разместить на спине, другой придерживать ноги.
  5. Выполнить покачивания вперед-назад, вправо-влево, по кругу.

Упражнения нельзя делать, если малыш приболел, у него еще не затянулась ранка на пупке или во время занятий он сильно капризничает.

Во время занятий можно включить расслабляющую музыку для создания спокойной атмосферы. С ребенком нужно постоянно разговаривать, чтобы он чувствовал присутствие родного человека.

Спасет ли грелка

Это приспособление предназначается для разогрева больного места или всего организма. Благодаря его использованию сосуды расширяются, циркуляция крови улучшается. В результате спазмы и боли стихают. При коликах у новорожденного рекомендуется покупать детскую соляную или гелевую грелку. Они обладают следующими достоинствами:

  • безопасны для младенца (отсутствует риск ожога);
  • не провоцируют аллергию;
  • обладают пластичностью, благодаря чему принимают форму тела при использовании;
  • быстро возвращают изначальную форму (прокипятить 10-15 минут).

Использование грелок имеет противопоказания:

  • воспалительные процессы в брюшной полости, болезни ЖКТ;
  • сыпь и покраснение на животе;
  • острые вирусные заболевания;
  • раны и травмы в области живота (в т.ч. незаживший после родов пупок).

Нельзя считать грелку панацеей. Некоторым детям она помогает при коликах, а другим нет.

Также существуют резиновые, электрические грелки и с сухим наполнителем. Они не предназначены для грудничков, поэтому их не рекомендуется использовать при коликах.

Эффективные народные средства

Лечение колик при помощи нетрадиционной медицины заключается в использовании целебных растений:

  • Укроп. Растереть в порошок 1 ч.л. семян травы и залить 200 мл кипятка. Проварить на слабом огне 15 минут. Оставить настаиваться на полчаса. Пропустить через марлевую ткань и давать пить ребенку по 10 мл 3 р. в сутки. Укроп обладает антибактериальным и противовоспалительным воздействием, стимулирует защитные силы организма.

Трава содержит эфир, который улучшает лактацию. Поэтому укропную водичку рекомендуется пить и маме.

  • Фенхель. 10 г плодов залить стаканом кипятка. Оставить на час в теплом месте. Процедить и давать грудничку по 10 мл 3 р. в день перед кормлением.
  • Ромашка. 15 г цветков залить 0,4 литрами воды. Поставить на плиту и дождаться закипания. Убрать с огня в теплое место на час. Процедить и давать новорожденному по 1 ч.л. 3 раза в сутки. Ромашка обладает противовоспалительными, антибактериальными, успокаивающими свойствами. Также она укрепляет иммунную систему.
  • Лечебный травяной чай. Смешать в равном количестве мяту, семена тмина и аниса, корень валерианы. 20 г смеси залить стаканом крутого кипятка и оставить в теплом месте на полчаса. Давать ребенку 3 р. в день по 10 мл до приема пищи.
  • Ромашка и бессмертник. Смешать растения в равном количестве. 20 г смеси залить 300 мл кипятка. Дать настояться несколько часов, процедить. Поить младенца 2 р. в день по 15 мл.

Несмотря на то, что рецепты народной медицины подразумевают использование только растительных компонентов, предварительно нужно посоветоваться с врачом. Если этого не сделать, можно навредить здоровью новорожденного ребенка.

Когда необходима медицинская помощь

Медицинская помощь бывает необходима, когда к симптомам колик добавляются следующие:

  • температура, лихорадка;
  • рвота;
  • диарея;
  • судороги;
  • потеря в весе;
  • кровь в моче или кале;
  • признаки непроходимости кишечника, заворота или инвагинации кишки, ущемления пупочной грыжи, о которых сказано ранее.

Перечисленные симптомы указывают на серьезные заболевания, некоторые из которых могут даже привести к летальному исходу. Поэтому с визитом к врачу нельзя затягивать.

Если даже перечисленных симптомов нет, при подозрении на колики все равно лучше обратиться к педиатру. Только он сможет определить причину беспокойства грудничка, собрав анамнез, проведя визуальный осмотр и проведя лабораторные и инструментальные методы диагностики.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что колики проявляются у большинства новорожденных в первый месяц жизни и длятся до 3-4 месяцев. Родителям не стоит паниковать, потому что их подвешенное эмоциональное состояние плохо сказывается на младенце. Колики не являются заболеванием или патологическим состоянием, это временное и безопасное явление, которое нужно переждать.

Что такое подготовка к родам и как ее правильно проводить? Дело в том, что учитывая менталитет и традиции нашего государства, родители, как правило, не торопятся наперед покупать одежду, предметы ухода за ребенком, списывая все на свою суеверность. Но на самом деле, такая тактика не всегда является выгодной для ребенка. Когда мы готовимся к родам, то в данный момент речь идет не о процессе деторождения, а о том, как вы будете дальше жить с ребенком, как его обезопасить и позаботиться о его здоровье. В нашем обществе имеется устойчивая традиция, по условиям которой, беременную наблюдает врач гинеколог, но здесь очень важно проконсультироваться еще и с педиатром. Подготовка к родам подразумевает не только выбор врача, который будет принимать собственно норы, но и было бы неплохо проконсультироваться с детским врачом о том, что нужно самому ребенку. В идеале, с детским врачом можно обсудить вопросы планирования семьи, но это еще до беременности. Если же чудесная весть уже известна, то женщина должна выразить своим близким как бы она хотела видеть детскую комнату, где должна быть расположена мебель и кто ее будет встречать в роддоме.

По словам доктора Комаровского подготовка к родам действует в трех направлениях:

  • Подготовка того, кто рожает (будущая мамочка).
  • Подготовка тех, кто помогает рожать.
  • Подготовка места, где будет происходить рождение маленького человечка.

Опираясь на общественное мнение, довольно часто приходиться мыслить стереотипами, что рожать – это очень больно и неприятно. Самое главное то, как женщина сама себя настраивает и что она чувствует к своему малышу. В период беременности женщина должна заниматься спортом, употреблять витамины, общаться с врачами подбирая для себя, специалиста которому смоет полностью доверять в этот важный момент ее жизни.

Помощь врача

Так как рассчитывать на свои знания и умения при первых родах достаточно тяжело, очень важно прислушиваться и доверять доктору в момент рождения ребенка. Кроме того большое внимание уделяется генетике, а именно процессу грудного вскармливания. Так если мама находилась на грудном вскармливании, то у нее есть хорошие предпосылки полноценно кормить грудью своего ребенка, и это не будет для нее проблемой. Все эти нюансы стоит обговорить с врачом. Анализируя информацию, которой напичкан интернет и СМИ, складывается впечатление, что бедную беременную хотят запугать болезненными родами и всеми ужасами, которые на самом деле не имеют ничего общего с правдой. Стоит просто оглянуться по сторонам, все через это прошли, и будут успешно проходить, так устроена природа и механизм деторождения. Как утверждает доктор Комаровский «беременность-это всего лишь этап, этап подготовки к счастью «. И только пройдя через этот этап, женщина становиться обладательницей огромного счастья, ради которого нужно поменять свои жизненные приоритеты.

Какие вопросы нужно задать доктору?

Все свои вопросы необходимо задать таким специалистам как врач-гинеколог и детский врач. В первом случае нужно подготовить пакет таких вопросов: где рожать? Как рожать? Будет ли анестезия если «да», то какая и т.д.

Интересующие вас вопросы нужно задать педиатру:

  • Подтвердить правильность приложения к груди (непосредственно после родов).
  • Обсудить тактику пребывания ребенка в роддоме. Необходимо узнать в какой палате будет находиться роженица до и после родов? В каких условиях будут проходить роды? Какая квалификация врача и т.д.
  • Тактика вскармливания. И в данном случае стоит отдавать предпочтение имен грудному вскармливанию. Ведь ученые доказали тот факт, что дети, которые находились на грудном вскармливании как минимум до года, имеют высокий уровень IQ.
  • Определиться с особенности времяпрепровождения: совместное пребывание с малышом в палате или его будут приносить на время вскармливания. Здесь есть свои плюсы и минусы, так мамочка может отдохнуть и привести себя в порядок, в случае если ребенка приносят на время кормления. В другом случае — при совместном пребывании, складываются оптимальные условия для благополучной лактации.
  • Обсудить тему прививок, не только сроков вакцинации, но и вакцины, которые необходимо использовать. Так как только от одного гепатита В, зарегистрировано минимум 8 вакцин, то целесообразно получить некоторые рекомендации в плане выбора вакцины и наблюдения ребенка после вакцинации.

На подготовку к родам отводится немалый период – 9месяцев, который нужно потратить на поиск ответов на вопросы. Кроме того, нужно донести врачу о том, что женщина – мама, знает о юридической стороне вопроса, и любые манипуляции с ребенком возможны только после ее разрешения. Затем переходим к общению с родственниками. И этот процесс наиболее проблематичный, так как везде находятся «эксперты» по воспитанию детей, которые рекомендуют все что угодно, но только не то, что действительно нужно ребенку и маме. Поэтому вовремя оградите себя от подобного рода провокационных ситуаций.

Так как дефицит, какого либо витамина или микроэлемента в период беременности, может иметь непредсказуемые последствия, всегда нужно заботиться о сбалансированном питании беременной или кормящей женщины. Нужно проконсультироваться с врачом на тему выбора конкретного витаминизированного препарат и тактики его приема. Английский врач Грантли Дик, уверен в том, что для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический эмоциональный настрой мамы. Что же касается партнерских или совместных родов, то это не должно рассматриваться, как правило, как догма, как требование или дань моде, в первую очередь это потребность будущей мамы и будущего папы.

Комаровский: дети до года

Доктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.

В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.

Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.

Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.

Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.

Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков.

Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов.

Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц. Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев («пинцетного захвата»). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком

Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.

Что это значит?

  1. Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
  2. Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
  3. Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.

О психомоторном развитии малыша до 1 года

1 месяц

В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.

В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.

В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.

В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».

В эмоциях и социальном поведении: хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.

2 месяц

В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.

В статике: появляется возможность держать голову вертикально.

В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.

3 месяц

В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).

В статике: хорошо удерживает голову.

В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.

В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.

4 месяц

В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.

В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.

В сенсорных реакциях: активная реакция на звук и яркие предметы.

В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.

В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.

5 месяц

В моторике: перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.

В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.

В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.

В речи: произносит цепочки из слогов.

В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.

6 месяц

В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.

В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится .

В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.

В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги , меняет силу и тональность звуков.

В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.

7 месяц

В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.

В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.

В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.

В речи: разговорный навык совершенствуется.

В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.

8 месяц

В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.

В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.

В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.

В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.

9 месяц

В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.

В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.

В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.

Речь: начинает четко удваивать слоги.

В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.

10 месяц

В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.

В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.

В сенсорных реакциях: активно копирует движения взрослых.

В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.

В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.

11 месяц

В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».

В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.

В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».

В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.

В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.

12 месяц

В моторике: играет с игрушками больше часа.

В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.

В сенсорных реакциях: может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.

В речи: запас слов примерно около 10.

В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.

Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор.

Автор публикации: Анна Куликова 

Как сохранить неприкосновенным сон новорождённого? Сколько и как должен спать грудничок? Педиатры дают ценные, но порой противоречивые указания на этот счёт. На вопрос о том, почему грудничок плохо спит ночью, доктор Комаровский отвечает предельно просто. Оказывается, плохой сон младенца – следствие неправильного отношения ко сну всех остальных членов семьи.

Страдальцы-родители атакуют теледоктора вопросами: «Почему мы спим по 5 часов в сутки?», «Из-за чего просыпаемся каждые полчаса?». Педиатр не без иронии полагает, что хроническое недосыпание родителей становится проблемой государственного масштаба, из-за которой стремительно падает показатель рождаемости.

Правила от доктора Комаровского

Однако решить проблему довольно легко: достаточно придерживаться раз навсегда установленных правил. Евгений Комаровский предлагает 10 простых действий, которые помогут улучшить качество семейного сна:

  1. Расставить приоритеты.
  2. Определить режим дня.
  3. Решить, где и с кем спит грудничок.
  4. Скорректировать время дневного сна.
  5. Оптимизировать интенсивность кормления.
  6. Повысить затраты физической энергии ребёнка в течение дня, особенно в вечерние часы.
  7. Не отказываться от вечернего купания. Купать малыша в прохладной воде.
  8. Поддерживать в комнате новорождённого максимально комфортную температуру и влажность.
  9. Позаботиться об удобстве детской кроватки.
  10. Подобрать качественный ночной подгузник.

Можно посмотреть видео, где доктор Комаровский рассказывает об этих пунктах. Мы же рассмотрим подробнее каждый из них ниже.

Расстановка приоритетов

Доктор Комаровский любит подчёркивать мысль о том, что интересы ребёнка не существуют отдельно от интересов семьи. Если мама и папа социально активны, не замкнуты в пределах дома, они не имеют права целиком подчинять своё существование новорождённому. Поэтому сон малыша должен быть органично встроен в расписание жизни каждой конкретной семьи. Ребёнку необходимы здоровые, счастливые, выспавшиеся папа и мама, а значит, нет смысла в подвигах еженощного укачивания, которое не приносит радости родителям.

Спящие дети прекрасны, но они не важнее полноценно спящих взрослых. Изначально определитесь, готовы ли вы идти на жертвы, лишая отдыха себя и свою вторую половину, или вам будет проще немного потрудиться в течение дня, чтобы спокойно отдыхать всей семьёй во время того, как грудничок спит ночью.

Режим дня

На вопрос о том, сколько положено спать грудничкам, доктор не даёт однозначного ответа. По мнению Комаровского, каждый малыш обладает собственным темпераментом, характером, набором склонностей, биологическим ритмом. Одним детям необходим продолжительный сон ночью и столь же глубокий дневной сон, другие вообще прекрасно обходятся без дневного сна. Одни ложатся в 9 часов вечера и просыпаются только на одно кормление, другие поднимаются каждые 1,5-2 часа в течение ночи.

У каждого ребенка свой индивидуальный, режим дня

Нет и определённых установок относительно того, во сколько малыш должен быть уложен в кроватку. Здесь педиатр рекомендует опять же ориентироваться на режим жизни семьи. Если родителям удобно укладывать ребёнка в десять часов, пусть это будет в десять, если в одиннадцать – пусть в одиннадцать, если в полночь – пусть в полночь. Главное, чтобы это устраивало всех членов семьи и чтобы раз и навсегда установленный вами же час не менялся изо дня в день.

Итак, режим дня мы создаём и определяем сами, согласуя его с потребностями своей семьи. Однажды установленное время сна не должно нарушаться ни при каких условиях.

Место для сна

Многим мамам удобнее кормить грудного ребёнка, укладывая его рядом с собой. Комаровский однозначно не запрещает этого, но всё же советует помещать грудничка в отдельную кроватку, чтобы у мамы и папы сохранялась зона нормального супружеского общения. Кроме того, доктор уверен, что иногда малыш часто просыпается именно по причине дискомфорта в родительской постели. Его будят шорохи, неосторожные движения. Да и маме с папой будет удобнее спать под одним одеялом, не боясь расслабиться и ненароком задавить ребёнка.

У ребенка должна быть своя, удобная кроватка

Если вы хотите сохранить гармоничные отношения, соблюдая правильную расстановку приоритетов, постарайтесь сделать так, чтобы грудничок с самого рождения засыпал и проводил всю ночь в собственной кроватке.

Дневной сон

Мы не имеем права жертвовать качеством сна, но можем пожертвовать его количеством. Для этого придётся сократить время дневного сна. Если новорождённый слишком долго спит днём, не надо бояться разбудить его. Можно мягко и ласково предложить ребёнку игру, прогулку на свежем воздухе, гимнастику или любое другое приятное занятие — это только пойдёт ему на пользу. К вечеру детский организм накопит потребность в сне, глубина сна увеличится.

Важно: Этот совет относится только к здоровым детям, не нуждающимся в восстановлении сил после болезни.

Если малыш отличается высокой активностью и засыпает с большим трудом, после года, возможно, придётся вообще отказаться от дневного сна. Не стоит бояться разрушить стереотипы. Нагулявшись к вечеру, такой ребёнок крепко и с пользой для здоровья проспит всю ночь.

Кормления

Кормление грудничка – процесс такой же индивидуальный, как и сон. Прежде всего, необходимо понять, как действует на вашего ребёнка грудное молоко. Некоторые дети, получая грудь, успокаиваются и засыпают. Другие приободряются и принимаются играть. Учитывая особенности именно вашего малыша, корректируйте интенсивность и время кормлений. Увеличьте интервал между последним дневным кормлением и кормлением на ночь. Пусть оно будет более продолжительным, зато, утомившись в процессе сосания, малыш крепче заснёт, а ночью его не станет будить пустой желудок.

Важно: Не переусердствуйте с кормлением! Из-за плохого пищеварения младенец не сможет крепко уснуть.

Если же прикладывание к груди будоражит вашего младенца, кормите его за час-полчаса до сна, не слишком интенсивно. Тогда кормление не будет переходом от бодрствования ко сну и у вас останется время для ежевечернего ритуала укладывания: колыбельной, сказки, укачиваний, поглаживаний и прочего.

Итак, присмотритесь к своему крохе и выберите удобный для вас обоих способ кормления на ночь.

Затраты энергии

Дети любого возраста должны активно проводить свободное от сна время

Чтобы груднички крепко спали ночью, нужно насытить их новыми впечатлениями, движением, играми. То же правило будет распространяться и на детей постарше. Прогулки в парке, водные процедуры, гимнастические упражнения, развивающие игры для новорождённых – всё это приятно утомит малыша. Дольше гуляйте по вечерам всей семьёй или поручайте это занятие папе. Уговорите его пойти вам навстречу ради спокойствия приближающейся ночи. Ограничьте посещения родственников. От обилия новых лиц ребёнок переутомится, начнёт капризничать – уложить его в обычное время будет ещё труднее.

Правильно дозируйте физические и умственные нагрузки в соответствии с возрастом малыша.

Купание

Не пренебрегайте ежевечерним купанием. Летом купать грудничка можно чаще, особенно, если ребёнок плохо спит днём. Вода в ванночке должна быть прохладной: не выше 30 градусов. Это поможет крохе вырасти крепким, закалённым. Возрастут и затраты энергии малыша. Хорошо развивают ребёнка уроки плавания. Их можно проводить под руководством инструктора, а затем самостоятельно. Хорошим подспорьем для родителей станет круг для плавания, помогающий малышу держать головку над водой. Новорождённые обожают такое плавание: все мышцы малыша расслабляются, исчезает гипертонус. Нервная система тоже приходит в равновесие.

Купание не только приятно, но и полезно. Порадуйте малыша водными процедурами перед сладким ночным сном.

Температурный режим

Нормальная температура

То, что детскую нужно проветривать, — не новость. Старайтесь делать это в отсутствии малыша, чтобы к его приходу температура в комнате была оптимальной. Комаровский считает идеальной температуру 18-20 градусов. На ночь ребёнка можно одеть в свободную не слишком тёплую одежду. От шапочки лучше отказаться. Кроме того, воздух в помещении должен быть достаточно влажным: не ниже 75%.

Нормализацию домашнего климата можно поручить папе.

Удобная кроватка

Кроватка нужна грудничку не для игры, а для сна. Пусть он привыкнет к этому. Во время бодрствования отводите ему место для игры за пределами кроватки, не наполняйте её игрушками. Место для сна должно быть оборудовано жёстким матрасом, хлопчатобумажной пелёнкой. Как минимум, до года грудничок спит без подушки.

Время от времени перекладывайте малыша головой то на одну, то на другую сторону кроватки. Это рекомендация ортопедов и окулистов.

Ночной подгузник

В дневное время вы можете надеть грудничку любой подгузник или держать его в пелёнках. А вот на ночном подгузнике экономить не стоит. Пусть это будет надёжный товар от проверенных производителей. Так вы сбережёте и детский, и собственный сон.

Желательно аккуратно сменить подгузник хотя бы раз за ночь, когда малыш проснулся от голода.

Пусть малыш спит в лучшем подгузнике, что у вас есть

Выспавшиеся молодые родители – это не миф. Десять простых советов доктора Комаровского помогут нормализовать режим ночного сна. Присмотритесь к своему малышу, попробуйте понять, что будит его по ночам, устраните возможные причины детского недовольства. Не приучайте его к абсолютной тишине. Пусть новорождённый с первых дней привыкает к звукам дома, ритму вашей жизни и учится жить с ними.

Может быть, проблема детского сна укоренилась где-то глубоко в бездне устоявшихся семейных привычек? Может, вы мало играете и разговариваете с ребёнком? Или папе лень выйти с ним на улицу после работы? Рождение малыша – прекрасный повод измениться к лучшему, сделать жизнь насыщенней и интересней. Так что приятных вам перемен.

Растите бодрыми и спите на здоровье!

Что «умеет» новорожденный?

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание. Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 19/01/2007 14:15
обновлено 29/10/2016
— Образ жизни

Доктор Комаровский ваш новорожденный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *