Опустевшее небо: коронавирус поставил авиакомпании на грань выживания. Одна уже обанкротилась

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Авиакомпании всего мира готовятся к масштабному кризису из-за коронавируса, который уже вынудил их сократить перевозки пассажиров. Отрасли, едва вставшей на крыло после кризиса, грозят многомиллиардные убытки и худший год за последнее десятилетие.

Первой жертвой стала в четверг региональная британская компания Flybe, давно висевшая на волоске от банкротства. Коронавирус оказался последней каплей.

Другие пока держатся, однако тучи сгущаются с каждым днем. Еще две недели назад Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивала сокращение оборота авиакомпаний из-за вспышки вируса в 30 млрд долларов. К 5 марта цифра выросла вдвое до 63 млрд долларов.

  • Как коронавирус распространяется по планете: обновляемая карта
  • Убьет ли китайский коронавирус мировую экономику?
  • ВОЗ: с коронавирусом мы на неизведанной территории

И это в лучшем случае. Если же распространение вируса сдержать не удастся, потери превысят первоначальную оценку вчетверо и достигнут 113 млрд долларов.

«Ситуация чрезвычайная, — сказал глава IATA Александр де Жуньяк. — События развиваются по сценарию, почти не имеющему прецедентов. За какие-то два месяца перспективы отрасли во всем мире резко ухудшились».

А все так хорошо начиналось.

После кошмарных нулевых, с их терактами в США, вспышкой атипичной пневмонии SARS, ценовой войной со стороны лоукостеров и мировым финансовым кризисом, 2010-е стали для авиакомпаний десятилетием ренессанса. Они оправились благодаря сокращению издержек путем слияний и ввиду увеличения спроса на авиаперевозки, прежде всего со стороны китайцев, которые, разбогатев, отправились путешествовать по миру.

Рост продолжался, и, казалось, худшее позади. И пусть 2019 год не оправдал ожиданий из-за торговых войн, брексита и прочих геополитических проблем, он все же был прибыльным, а 2020-й не предвещал ничего плохого. Даже наоборот.

Перед новым годом IATA выпустила радужный прогноз: мировая авиация готовилась увеличить выручку на 4% до 870 млрд долларов и заработать почти 30 млрд чистой прибыли.

Прошло два месяца, и речь зашла уже не о прибыли, а о выживании.

Первая жертва

Британская Flybe летала на небольших Embraer из мелких региональных аэропортов, и ее крах не только лишит работы 2400 сотрудников, но и поставит под удар экономику этих зачастую отдаленных регионов.

Правообладатель иллюстрации Reuters

Flybe столкнулась с трудностями еще в прошлом году. Консорциум с участием авиаперевозчика Virgin Atlantic выкупил ее и пообещал оживить бизнес, если власти помогут дотацией на 100 млн и налоговыми послаблениями. Конкуренты, включая British Airways, возмутились, и правительство денег не дало.

Компания обанкротилась, став первой жертвой коронавируса в авиации. Как и с людьми, в бизнесе в группу риска прежде всего попадают наиболее ослабленные.

Virgin Atlantic сейчас не до Flybe. Она специализируется на дальних направлениях, и они пострадали более других из-за отмены рейсов в Азию и США. Предзаказ билетов рухнул на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и Virgin Atlantic отправила сотрудников в неоплачиваемые отпуска, приостановила набор персонала и на 4 месяца урезала зарплату руководству.

Ее конкуренты не в лучшем положении.

  • Арбидол, хвойник и корень солодки. Чем лечат китайский коронавирус?
  • Без рукопожатий и лобзаний: коронавирус меняет повседневность
  • Москва подготовила план борьбы с коронавирусом: план «Б» предусматривает карантин

British Airways, KLM, Lufthansa, United и другие международные перевозчики урезают маршрутную сеть, замораживают инвестиции и найм. «Аэрофлот» сократил частоту полетов на некоторых направлениях и приостановил рейсы в Гонконг.

Лоукостеры не отстают. Ryanair, EasyJet и Wizz Air уже объявили об аналогичных мерах. Российская «Победа» уменьшила число вылетов в итальянские города.

Дешевый керосин

И если вирус продолжит триумфальное шествие по планете, то ситуация грозит авиации масштабным кризисом. В мрачном прогнозе IATA, например, пока не учитываются ни Африка, ни Латинская Америка, поскольку в этих регионах нет ни одной страны, где число заболевших Covid-19 превысило бы десяток человек. Все это может измениться.

Но есть и хорошие новости для авиакомпаний. В отличие от предыдущих кризисов, они пока обходятся без снижения цен на билеты, а сокращение маршрутной сети позволит им урезать издержки, чтобы компенсировать часть убытков от падения выручки.

К тому же, вирус угрожает мировой экономике в целом, что уже привело к серьезному падению цен на нефть и, следовательно, на авиакеросин с начала года. Однако большинство авиакомпаний хеджируют закупки — то есть фактически оплачивают счета за керосин на год вперед, так что в случае продолжения кризиса некоторые могут и не успеть воспользоваться низкими ценами на топливо.

Росавиация сообщила о рисках банкротств авиакомпаний из-за коронавируса

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Ведомости

На фоне распространения коронавируса возникают риски банкротств авиаперевозчиков, заявил на коллегии Росавиации руководитель федерального агентства и первый замминистра транспорта Александр Нерадько. По его словам, причиной этого стали падающие доходы авиакомпаний из-за закрытия международных маршрутов одновременно с растущими расходами из-за ослабления курса рубля.

«У нас есть авиакомпания Utair, которая находится в сложном финансовом положении. Но при этом Utair выполняет большой объем региональных перевозок на безальтернативной основе», – отметил Нерадько.

За февраль 2020 г. упущенная маржинальная прибыль авиакомпаний, по их собственным оценкам, от закрытия направлений в Китай составила около 1,7 млрд руб., сообщил руководитель Росавиации. Если такая ситуация сохранится до конца года, то убытки авиакомпаний от закрытия рейсов в связи с пандемией коронавируса могут превысить 100 млрд руб., предупредил Нерадько, хотя подчеркнул, что сейчас называются разные цифры, которые еще стоит проверить.

О потенциальных убытках российских авиакомпаний из-за приостановки полетов в 100 млрд руб. ранее писал РБК со ссылкой на источники. По данным источника издания в авиакомпании, такая цифра называлась на недавнем совещании Минтранса. При этом источник РБК, близкий к Росавиации, говорил об оценке потерь перевозчиков в 70 млрд руб.

Речь сейчас идет не о росте и сохранении объемов перевозок, а сохранении самой гражданской авиации, заявил на коллегии президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. По его словам, так плохо авиации не было никогда.

Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» из-за сокращения количества рейсов ощущает «колоссальное, прежде всего финансовое давление», заявила 16 марта пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова. Пытаясь сохранить коллектив летного состава, несмотря на приостановку ряда международных рейсов из-за коронавируса, «Аэрофлот» предложил своим сотрудникам уйти в отпуск, сообщила она. Аналогичным образом поступил второй крупнейший российский перевозчик S7 – после сокращения рейсов из-за пандемии COVID-19 часть летных и кабинных экипажей авиакомпании отправили в плановые отпуска, пишет ТАСС.

Для поддержки авиакомпаний Росавиация предлагает обнулить аэронавигационные сборы при полетах на Дальний Восток и в Арктику, а в других регионах снизить эти сборы на 50%, заявил Нерадько на коллегии. Также федеральное агентство предлагает мораторий на рост аэропортовых тарифов и просит отрасль поддержать такие «антикризисные меры», добавил он. По словам первого замминистра транспорта, Минтранс и Росавиация сейчас готовят комплексный план поддержки авиаперевозчиков, а также аэропортов и других организаций отрасли.

Пока страны одна за другой закрывают границы, авиакомпании считают убытки от сворачивания рейсов. Европейские перевозчики наперебой сообщают о сокращении персонала. А куда деваться? Популярному в том числе и в России лоукостеру AirBaltic, например, теперь вообще летать некуда — приостановлены все рейсы, кроме эвакуационных (туркомпании вывозят домой своих туристов).

Есть уже и первые банкроты. С 5 марта перешла под внешнее управление британская авиакомпания Flybe, один из крупнейших региональных перевозчиков Европы, — после того, как правительство отказалось ей помочь и выделить кредит. Одной из главных причин называют коронавирус.

Как заявил во вторник глава нашей Росавиации Александр Нерадько, убытки российских авиакомпаний могут превысить 100 млрд рублей (эксперты консалтинговой компании Bain & Company говорят о 180 — 215 млрд рублей — при прекращении всех зарубежных полетов). Только из-за закрытия перелетов в Китай наши авиаперевозчики уже потеряли 1,7 млрд рублей. Но, как теперь выясняется, это еще были только цветочки.

— Ситуация на авиарынке может привести к ряду банкротств авиакомпаний, — считает Нерадько.

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Эксперты в связи с этим уже вспомнили старую шутку о том, что авиакомпании в России по осени считают. По осени — потому что если перевозчику не удалось заработать достаточно за высокий летний сезон, то дальше уже это точно не удастся. На осень обычно и приходятся все самые громкие банкротства — вспомним крах «Трансаэро», когда-то второй после «Аэрофлота» крупнейшей российской авиакомпании. Но это в «обычных» кризисных условиях, когда объем зарубежных перевозок резко сокращается — но не прекращается совсем.

— Потрясений такого масштаба, как сейчас, на авиарынке еще не было, поэтому какие-то вменяемые прогнозы давать сложно, — высказал свое мнение «КП» председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — До сих пор самым катастрофическим считалось падение авиаперевозок в США после трагедии 11 сентября 2001 года. Тогда на восстановление американской авиаотрасли понадобилось 10 лет. Число авиакомпаний сократилось, билеты подорожали, а почти все крупнейшие американские перевозчики прошли через процедуру банкротства. Заметим, что в США она выглядит не как у нас: авиакомпания, как правило, продолжает летать — там спасают именно авиакомпанию, а не чьи-то активы. Заметим также, что тогда все-таки в основном речь шла о рынке одной страны, а не об общемировых проблемах.

Меры профилактики вирусных инфекций.

Сотрудники службы аэропорта проводят дезинфекцию салона в аэропорту Джакарты.Фото: REUTERS

Сейчас, по мнению эксперта, многое будет зависеть от действий правительств — самостоятельно в нынешних условиях авиаотрасли в большинстве стран не выкрутиться.

Американские авиакомпании, как пишет The Wall Street Journal, уже попросили у правительства финансовую поддержку в размере более $50 млрд. Идут переговоры с Белым домом и Конгрессом.

В Евросоюзе также обсуждаются меры по поддержке авиаперевозчиков — о них обещано объявить в ближайшие дни. Например, власти Франции и Нидерландов готовы совместно поддержать Air France-KLM (это сейчас франко-нидерландская авиакомпания).

В России премьер Михаил Мишустин объявил об отсрочке по уплате налогов для авиакомпаний.

— Это очень важно, поскольку если такую отсрочку не дать, авиакомпании начнут закрываться прямо сейчас из-за нехватки средств, — считает Алексей Синицкий. — Но этого явно недостаточно.

Глава Росавиации Александр Нерадько просит для поддержки авиаперевозчиков обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание на некоторых маршрутах. Это одна из существенных статей расходов при перелетах.

Поделиться видео </> xHTML-код

Режим ЧС введён в Валенсии и Мадриде.Военные патрулируют испанские города

Припаркованные самолеты в крупнейшем авиаузле Германии, франкфуртском аэропорту.Фото: REUTERS

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

А не подешевеют ли внутренние рейсы?

Логика подсказывает, что освободившиеся самолеты авиакомпании могут перебросить на внутренние маршруты. И, может, тогда перелеты по своей стране наконец станут доступнее?

— Авиакомпании, конечно, будут искать возможности именно так и поступить. Но тут надо понимать следующее. Объем перевозок внутри страны у нас определяется не столько количеством самолетов — сколько спросом, у нас летает всего несколько процентов россиян. Себестоимость внутренних перевозок высока — и, хотя цены и так неподъемны для большей части населения, во многих случаях авиакомпании внутри страны летают себе в убыток, а зарабатывают на международке, — объясняет Алексей Синицкий. — Поэтому — да, на каких-то маршрутах в силу роста конкуренции цены могут упасть, но авиакомпаниям выжить это не особо поможет.

Распространение коронавируса в мире: Хроника.

Как не заразиться коронавирусом: что реально работает

00:00 00:00

Эксперты: Коронавирус сделает авиабилеты дешевле

Наших людей коронавирусом не возьмешь. Такой вывод можно сделать из данных Росавиации. По крайней мере в феврале, когда по планете шествовала новая зараза, россияне стали больше летать. Наши авиакомпании перевезли без малого 8 млн пассажиров, что на 6,5% больше, чем год назад. (подробности)

«Повезло тем, у кого страховой стаж больше восьми лет»: как начисляют больничные на карантине

Юрист, финансовый советник и блогер Виктория Шергина рассказала Радио «Комсомольская правда» о том, как рассчитываются больничные при карантине по коронавирусу ()

Инструкция по выживанию: психолог рассказал, как организовать работу из дома

Психолог Владимир Крупин в интервью Радио «Комсомольская правда» рассказал, как привыкнуть к работе на дому, если вы привыкли все время ходить в офис, но работодатель отправил вас на удаленку ()

«Нет убедительных данных»: инфекционист сомневается в гибели коронавируса летом

Директор ООО «НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций», инфекционист Георгий Викулов рассказал Радио «Комсомольская Правда», что никакой уверенности, что эпидемия закончится летом, нет. Ученым только предстоит выяснить, как коронавирус будет чувствовать себя в теплое время года ()

Росавиация не исключила банкротства авиакомпаний из-за коронавируса

Причиной банкротств станет закрытие ряда международных маршрутов в ситуации распространения нового коронавируса и одновременный рост расходов из-за снижения курса рубля.

По словам главы Росавиации, потери авиакомпаний России от закрытия полетов в Китай уже составили около 1,7 млрд рублей. Такую оценку дают сами авиаперевозчики по итогам февраля, имея ввиду упущенную маржинальную прибыль.

При этом, последующие убытки авиакомпаний от остановки полетов по ряду зарубежных направлений, если сложная ситуация сохранится до конца года, могут составить около 100 млрд рублей. «Называются различные цифры, они требуют проверки», — отметил Нерадько.

Для поддержки авиакомпаний руководитель Росавиации предложил обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание на некоторых маршрутах.

Как ранее писала «РГ», эксперты считают в сложившейся ситуации вероятными банкротства авиакомпаний в третьем квартале этого года. В случае закрытие других направлений, пользующихся спросом у россиян, банкротства могут произойти уже во втором квартале этого года.

Россия временно приостановила авиасообщение со странами Евросоюза, Швейцарией и Норвегией, Китаем, Южной Кореей и Ираном. Также авиакомпании приостановили полеты по ряду других направлений в связи с закрытием этими странами своих границ для въезда иностранцев.

Эпидемия нового коронавируса началась в декабре в Китае и распространилась на большинство стран мира. Ограничения на въезд иностранных граждан вводятся по всему миру, также приостанавливается транспортное пассажирское сообщение.

Первый пакет налоговых мер поддержки компаний, пострадавших от обвала спроса из-за коронавирусной инфекции, будет внесен в правительство 20 марта. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину, ФНС и Минэкономики предоставить отсрочку по уплате налогов пока до 1 мая в сфере туризма и авиаперевозок. Кроме этого до 1 мая будет отложена подача федеральными госорганами и госкорпорациями новых заявлений о банкротстве в отношении должников бюджетной системе, то же самое рекомендовано регионам и Банку России. Кроме этого Белый дом в оперативном режиме выделил 11,8 млрд руб. на допоплату труда медиков, а также предложил органам власти временно остановить выездные проверки бизнеса. Беднейшие граждане должны в рамках поручений получить бесплатную процедуру внесудебного урегулирования долгов в рамках процедур личного банкротства.

Как стало известно “Ъ”, премьер-министр 17 марта подписал срочное поручение трем ведомствам, впервые вводящее экстренные меры по предотвращению банкротств и потери платежеспособности отдельным отраслям и компаниям, затронутым экономическими последствиями коронавирусной пандемии. Фактически речь идет о начале исполнения одобренного накануне плана стабилизации ситуации в борьбе с коронавирусом (см. “Ъ” от 17 марта).

Власти вводят новые меры поддержки экономики из-за коронавируса

Отсрочка по уплате налогов всем компаниям двух отраслей — туристических компаний и компаний в сфере авиаперевозок — вводится, по сути, немедленно: ФНС поручено не выставлять до 1 мая новые требования по уплате налогов и страховых взносов (с рядом ограничений согласно ст. 70 и п. 3 ст. 46 Налогового кодекса).

Минфину до 20 марта поручено внести в правительство проект федерального закона, обеспечивающего отказ от начисления пеней по таким налогам, и упрощение процедур получения отсрочек.

Второй блок поручений касается процедур банкротства — они адресованы Минэкономики и ФНС. Налоговой службе, госкорпорациям и федеральным органам исполнительной власти поручено отложить до 1 мая подачу заявлений о банкротстве в отношении должников бюджета—юрлиц, если ранее по ним не возбуждены дела о банкротствах. То же самое рекомендовано руководителям регионов и Центральному банку.

Минэкономики до 1 апреля внесет в правительство законопроект, вводящий в законодательство мораторий на подачу заявлений о банкротстве как новый институт, ускорит согласование и внесение в Белый дом проекта закона, оформляющего институт реструктуризации долгов организаций («защита от банкротства» в новой версии). Кроме того, ко второму чтению в Госдуме поправок к закону о банкротстве правительство должно предложить ввести в него «упрощенную бесплатную процедуру урегулирования долгов для граждан с низким уровнем доходов и недостаточным для погашения долгов имущественным положением» в процедуру внесудебного банкротства гражданина.

Днем 18 марта сообщалось и о других поручениях Михаила Мишустина в рамках плана действий. Так, Белый дом выделил 11,8 млрд руб. на дополнительную оплату труда медиков, занятых в «антикоронавирусных» мероприятиях, ведомствам поручено отказываться от большей части выездных проверок бизнеса в случаях, если эти проверки не связаны непосредственно с риском нанесения ущерба потребителям. В таком же экстренном режиме правительством сегодня утверждены и новые правила оплаты «карантинных» больничных листов.

В ближайшее время ожидаются и другие поручения, распоряжения и постановления в рамках «антикоронавирусного» плана Белого дома.

По данным “Ъ” — по той же схеме: «экстренная» часть, выполняемая в течение нескольких дней (отсрочки, останавливающие развитие ситуации, и срочные финансовые распоряжения), и «краткосрочная» — разработка за время, имеющееся в результате экстренных распоряжений, поправок в законодательство.

Дмитрий Бутрин

Хроника эпидемии

Последние новости о коронавирусе в России

Авиакомпании банкроты из-за коронавируса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *