Одна из важнейших специфических, наиболее сложноорганизованных человеческих форм деятельности, использующая языковые средства — это речевая функция. Она является организующей и связующей другие психические процессы (мышление, восприятие, память произвольное внимание, воображение), а также разносторонней, но, в то же время, единой функциональной системой разных процессов нервной системы, которые осуществляются совместной деятельностью различных участков головного мозга.

Важными компонентами этой единой совокупности, позволяющей осуществлять процессы общения с помощью языка, являются письмо и чтение. С языком и речью непосредственно связано мышление человека. Смысл речи выражается посредством построения фразы, грамматической конструкции, акцентов и ударений. Важная ее характеристика — семантика (смысл), которая заключается в словах и соотношениях слов, а также в системном словесном ряде, в который включено конкретное слово.

Общая характеристика афазии

Термин «афазия» означает нарушение уже сформированной речи (у взрослых или у детей в возрасте старше 3-х лет) в виде частичной или полной ее утраты. Что лежит в основе афазии? Она возникает в результате поражения ответственных зон головного мозга при сохранном артикулярном аппарате и достаточном слухе. Многообразие характера нарушений зависит от поражения того или иного звена речевой функциональной системы.

Речевая система как сложная в функциональном отношении конструкция состоит из афферентных (от рецепторного аппарата к нервному центру) и эфферентных (от нервного центра к рабочим органам) нервных проводниковых систем. Речевое восприятие осуществляется путем анализа и синтеза частей (элементов) потока звука с помощью участия звеньев зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Процессы словесного же произношения представляют собой систему артикуляционных координированных движений. Последние сформированы в предшествующем опыте пациента, а афферентной основой их функционирования являются слуховой и кинестетический (относящийся к движению, моторный) анализаторы.

Чаще всего патология развивается в результате:

  • нарушения мозгового кровообращения (инсульт) ишемического или геморрагического типа (афазия после инсульта встречается у 15-38% больных);
  • травматического повреждения головного мозга или хирургического вмешательства на нем, трепанации черепа;
  • развития опухоли мозга;
  • инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалит, менингоэнцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга);
  • паразитарных инвазий — в тех случаях, если локализация паразитов в процессе цикла их развития включает мозговые ткани;
  • хронических прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы, например, очаговые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика.

Речь, как очень сложная психическая деятельность, подразделяется на различные формы и виды. В соответствии с психологической структурой ее подразделяют на:

  • экспрессивную, которая произносится вслух;
  • импрессивную, представляющую собой речевое восприятие других людей.

Экспрессивная речь состоит из таких этапов, как замысел высказывания, внутренняя речь, стадия внешнего развернутого высказывания. Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге).

Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:

  1. Первичного восприятия речевой информации.
  2. Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
  3. Соотношения информации с определенными смысловыми категориями.

В обобщенном виде можно сказать, что смысл импрессивной речи состоит в реакции человека на смысл слов. Речевое понимание возможно при нормальном функционировании центра Вернике, являющегося центральным звеном речевого слухового анализатора.

У детей с умственной отсталостью поражение этого центра является причиной нарушения понимания смысла обращения к ним. Ведущий симптом — разной степени расстройство восприятия звукового состава слова, то есть фонематического восприятия. Это проявляется отсутствием реакции на слова и вообще на словесные конструкции, затрудненностью слухового восприятии устного обращения, избыточной чувствительностью к громким звукам, более лучшим восприятием негромкой и даже шепотной речи.

При упрощенном обобщении различных видов афазии их условно группируют в три вида расстройств:

  1. Экспрессивной речи, или нарушение воспроизведения при ее понимании.
  2. Импрессивной речи, то есть ее понимания.
  3. Называния предметов при сохранении способности к пониманию и воспроизведению, но утрате в коре головного мозга основы (матрицы) формулировки слова. В этом случае больной правильно описывает назначение предмета, но не помнит его названия.

Эти формы афазии называют (соответственно) моторной, сенсорной и амнестической. На установлении одной из этих форм и их разновидностей базируются диагностика локализации, объема поражения, а значит и предположительный прогноз патологического состояния.

Таким образом, афазия характеризуется разрушением речевого мышления, которое заключается как в нарушенном понимании больным человеком обращенной к нему речи, так и различными собственными речевыми дефектами. Этот синдром, именуемый еще сенсомоторной афазией, возникает в результате поражения коры и определенных зон подкорковых структур в левом (у правшей) полушарии головного мозга. При этом в симптоматике синдрома имеет преобладающее значение один из компонентов — моторный, при котором нарушена экспрессивная речь, или сенсорный, представляющий собой расстройство речи импрессивной.

Афазию необходимо дифференцировать с такими речевыми расстройствами, возникающими при поражениях мозга, как:

  • расстройства в произношении без нарушений слухового речевого восприятия, а также речевого восприятия в письменном виде и при чтении (дизартрии);
  • отсутствие или грубое врожденное нарушение речи при наличии нормального слуха и первичного интеллекта, обусловленное поражением речевых центров в коре мозга (алалии).

Формы и признаки моторной афазии

При локальных нарушениях мозгового кровообращения клинические проявления расстройства речи совпадают, как правило, с зоной мозга, подверженной угнетению. В соответствии с существующей классификацией различают семь форм патологии, три из которых — это различные формы моторной афазии, представляющей собой расстройство экспрессивной речи. Другими словами, больной с моторной афазией страдает нарушением членораздельной речи из-за повреждения соответствующего центра головного мозга.

Формы ее следующие:

  1. Моторная афферентная, или моторная афферентная кинестетическая (артикулярная).
  2. Моторная эфферентная, или моторная афазия Брока (вербальная).
  3. Моторная динамическая как один из двух типов транскортикальной моторной афазии.

Достаточно часто встречаются и комплексные (смешанные) формы афазий. На развитие определенной формы, характер течения патологии и сроки излечения моторной афазии влияют, в основном, такие факторы, как:

  • локализация очага поражения и степень его обширности;
  • характер нарушения кровообращения участков головного мозга;
  • степень возможности осуществления компенсаторных функций неповрежденными участками мозга, что зависит от их состояния.

В основном от этих факторов зависит и степень тяжести (перечислены в подразделе каждой из этих форм) патологического состояния — может возникать грубая (и даже полная) или частичная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия (артикулярная)

Эта форма представляет собой одно из наиболее тяжелых речевых нарушений. Она часто сочетается с эфферентной формой. При таком сочетании развивается настолько грубая моторная афазия, что ее преодоление представляет собой особенно сложный и длительный процесс.

Она возникает в случаях поражения патологическим процессом постцентральной зоны головного мозга в области ее нижних отделов, вторичных речевых зон коры головного мозга, расположенных в левой (у правшей) нижнетеменной области, находящейся кзади от ролландовой (центральной) извилины. Эти вторичные зоны имеют непосредственную и тесную связь с вторичными зонами (полями), которые характеризуются четким соматотопическим строением.

Афферентно-моторная афазия характеризуется выпадением участка афферентной кинестетической (обратная связь между мышцами и ощущениями) речевой системы. Иными словами, при патологии в процессе речевого акта исчезают четкие ощущения, то есть звено проведения потока импульсов, от проприорецепторов аппарата артикуляции к соответствующим отделам коры головного мозга.

Разумеется, здоровый человек в процессе произношения тех или иных слов не осознает ощущений, поступающих в его мозг. Тем не менее, роль кинестетической речевой афферентации очень велика как в случаях формирования речи в детском возрасте, так и при произношении слов и обеспечении нормальной речевой функции.

При рассматриваемой форме патологии происходит расстройство всей в целом речевой системы — нарушается произношение слов, одни звуки речи или буквы (при письме) заменяются другими (литеральные парафазии). Это происходит из-за сложностей с дифференциацией звуков, близких по своей артикуляции (артикулёмы). Они необходимы при произношении звуков и целостных слов, в чем и заключается первичный дефект. Литеральные парафазии приводят к искажению слов.

Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделов (40, 7 поля по Бродману)

То есть, возникает смешение (путаница) звуков, которые близки по характеру своего произношения. Например, такие переднеязычные звуки, как «д», «л», «н» формируются, в основном, за счет участия в их произношении передних отделов языка, а звуки «г», «к» и «х» — заднеязычные, то есть в их произношении участвуют, преимущественно, задние отделы языка.

Эти звуки различаются своими звуковыми характеристиками, но формируются они посредством близких артикулём. У больных с пораженными нижними отделами левой теменной области коры головного мозга происходит смешение близких артикулём, в результате чего они могут произносить, например, вместо слова «слон» – «слод» или «слол», «халат» – «галат» и т. д.

Существенным является то, что такие больные близкие между собой артикулёмы не только неверно произносят, но и воспринимают неправильно. Это объясняется тесным взаимодействием теменных артикуляторных зон с воспринимающими височными зонами. Афферентная форма характеризуется расстройством всех видов речи — спонтанной, автоматизированной, повторной, номинативной (называния).

Нередко отмечается и нарушение неречевых (оральных) способностей к осуществлению целенаправленных последовательных действий (праксис) — облизывание губ, надувание одной и обеих щек, высовывание языка и т. д. Несмотря на примитивность этих оральных движений, тем не менее, их выполнение очень часто невозможно в связи с вообще трудным произвольным управлением ротовым аппаратом.

Кроме того, для понимания сложными являются глаголы, имеющие приставки («отвернуть», «повернуть», «завернуть»), а также личностные местоимения, произносимые в косвенных падежах. Затруднено артикулирование звуков в словах с повторными согласными звуками, которые произносятся с применением близких артикулём, а также повторения слов с двойными согласными или с их стечением, которые сложны в плане артикуляции, например, «бестселлер», «тротуар», «стандартный».

Характерным является и понимание такими больными неправильность произношения слов. Тем не менее, при ощущении своих ошибок и приложении волевых усилий к их исправлению как бы отсутствует подчинение рта (артикуляционного аппарата). Кроме того, происходит и вторичное нарушение других речевых форм, нарушения письма как самостоятельного, так и под диктовку, при этом затруднения артикуляции при выполнении инструкций («зажать зубами язык», «приоткрыть рот» и др.) не только не улучшают, а, как правило, лишь ухудшают письмо. Несмотря на то, что привычные простые слова вслух читаются более или менее правильно, произношение же достаточно сложных слов неправильное и происходит с заменой звуков.

Таким образом, отличительной чертой афферентной кинестетической моторной афазии является нарушенная кинестетическая афферентация оральных (ротовых) движений, в результате чего больной утрачивает возможность выполнять по заданию движение артикуляционными органами (губами, языком и т. д.). Поскольку мышечные парезы, которые способны ограничивать объем артикуляционных движений, отсутствуют, то движения артикуляции непроизвольного характера сохраняются.

Такое нарушение называют оральной апраксией. Она является основой апраксии артикуляционной, которая непосредственно влияет на произнесение речевых звуков. В зависимости от степени выраженности последней эта патология может проявляться:

  • отсутствием артикулированной речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляций;
  • вторичным системным нарушением других сторон речевой функции.

Степени тяжести моторной афферентной афазии:

  1. Грубая — отсутствие спонтанной речи, наличие только речевого «эмбола» («застревание», повторение одного и того же слова или слов), распад автоматизированной речи (перечисления ряда чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, а также алфавита, стихотворения).
  2. Средняя — затрудненность повторения и называния, сохранность автоматизированной речи и ее стереотипность, наличие литеральных парафазий.
  3. Легкая — затруднения орального и артикуляционного праксиса, отражающиеся в устной и письменной видах речи.

Эфферентная моторная афазия (Брока)

Это патологическое состояние имеет, преимущественно, острый характер развития и развивается, обычно, в результате нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Эта форма речевого расстройства, как правило, сочетается с гемипарезом, более выраженным на лице и руке.

Моторная афазия Брока возникает при поражении нижних отделов коры мозга в премоторной области, заднего отдела нижней лобной извилины 44 – 45-го полей, называемых зонами Брока, в преобладающем полушарии (у правшей – левого, у левшей – правого). Посредством этой области мозга обеспечивается плавная смена орально-артикуляционных актов, что является необходимым условием артикуляционных слияний и формирования последовательно организованных рядов.

Зоны Брока и Вернике

Поражение зоны Брока приводит к нарушению воспроизведения отдельных или всех звуков, а также формирования слогов и слов. Нередко вообще происходит утрата спонтанной речи, а при совершении попыток что-либо выразить произносятся лишь отдельные звуки или слова «эмболы».

Больные очень часто не в состоянии переключаться от одних слов к другим, в результате чего повторяются отдельные фонемы, слоги, слова, короткие фразы (речевые персеверации). Даже в легких и стертых случаях болезни они не могут произносить сложные в «моторном» плане слова и словосочетания по типу скороговорки. В тяжелых случаях такие больные в состоянии объясняться только с помощью мимики и жестов. В то же время сохраняется способность понимать обращение к ним, устную и письменную речь. Письмо и чтение нарушаются вторично из-за нарушения речевой автоматизации.

Степени тяжести эфферентной моторной афазии:

  1. Грубая — невозможность спонтанной и распад автоматизированной речи.
  2. Средняя — аграмматизм (трудность в восприятии или высказывании предложений) спонтанной речи, возникновение персевераций в случаях называния или повторения, присутствие в диалоге эхолаличных ответов, представляющих собой автоматическое повторение услышанных фраз или слов при отсутствии их глубокого смыслового понимания.
  3. Легкая — в случаях называния отмечается отсутствие в словах плавных артикулярных переходов. Непосредственно речь развернутая, отмечаются незначительные трудности произношения.

Краткая обобщающая сравнительная характеристика эфферентной и афферентной моторной афазии:

Расстройство развивается в случае локализации очага поражения в области, расположенной кпереди от зоны Брока. Эта область соответствует передним и средним отделам нижней лобной извилины, находящейся в преобладающем полушарии мозга. Названная область мозга ответственна за активацию, регуляцию и планирование речевой деятельности.

Динамическую форму как один из двух вариантов (динамический и классический), отличающихся только расстройством экспрессивной речи, включает в себя транскортикальная моторная афазия. Кроме того, оба варианта по описанию почти полностью идентичны. Наиболее часто динамическая моторная афазия развивается при остром нарушении кровообращения в бассейне передней мозговой артерии (левой). Одним из основных признаков является нарушение речевой активации, или инициативы. В связи с этим еще одно название нарушения — дефект речевой инициативы.

Больному для речевого инициирования всегда необходимо побуждение, дополнительный импульс, начальная стимуляция. После одного или двух повествовательных коротких ответов больной обычно замолкает, а для продолжения повествования ему необходима дополнительная, повторная стимуляция. Создается впечатление, что он не желает вступать в разговор и общаться с собеседником. Характерными являются эхолалии (механическое непроизвольное повторение сказанного собеседниками или посторонними), их число нарастает по мере утомления.

Нарушения речевой моторики у таких больных отсутствуют, сохранено также и понимание устной речи. При сохраненной способности произнесения всех звуков и слов мотивация к речи у них резко снижена, что особенно проявляется при спонтанном повествовании, требующем постоянного стимулирования. В то же время, повторная и автоматизированная речь, а также назывательная, или номинативная функция речи при динамической моторной афазии сохранены или нарушены очень незначительно.

Главная и отличительная черта этой формы заключается в нарушении последовательности в организации речевого высказывания. Она является не простым затруднением в процессе построения фраз, а представляет собой более глубокие расстройства, при которых самостоятельные высказывания почти отсутствуют.

Больные с динамической афазией лишены возможности построения элементарных фраз, их речь «бедна», они не могут дать полный развернутый ответ даже на самый простой вопрос, отвечают односложно с частым повторением в своем ответе слов, содержащихся в вопросе. Этот дефект выявляется посредством «метода заданных ассоциаций». Последний заключается в просьбе к пациенту перечислить несколько предметов одного типа, например, синего цвета, северных животных и т. д. Больной в состоянии назвать максимум 1-2 предмета, после чего замолкает, даже несмотря на подсказки или подбадривающие слова врача.

Специфическое отсутствие грамотности у них проявляется в использовании шаблонных фраз, пропуске местоимений и предлогов. Особенные трудности связаны с актуализацией глаголов. При просьбе назвать существительные и глаголы пациент может вспомнить несколько слов-существительных, но ни единого глагола. В то же время, отмечаются возможность письма под диктовку и сохранность чтения.

Степени тяжести динамической афазии:

  1. Грубая — практически отсутствие спонтанной речи, необходимость в ее постоянной стимуляции.
  2. Средняя — спонтанные высказывания представлены короткими фразами со специфическим отсутствием грамотности, глагольной «слабостью» и преобладанием стереотипного двустороннего диалога с постоянным стимулированием общения собеседником.
  3. Легкая — спонтанные высказывания развернуты в достаточно полной мере, однако они стереотипны, заметны затруднения при предложении решения логической задачи.

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Речевые нарушения создают значительные ограничения в плане взаимодействия с социальной средой, приводят к инвалидности и к снижению качества жизни не только самих больных, но и окружающих их близких людей, увеличивают материальные затраты на лечение и уход, обусловливают депрессивное состояние, значительно затрудняют процессы восстановления и ухудшают общий прогноз заболевания. При сравнении пациентов с инсультом без афазии и с таковой отмечено, что в числе вторых вынужденная длительность пребывания на стационарном лечении и смертность более высокие.

Прогноз, степень восстановления и сроки реабилитации зависят, в основном, от таких факторов, как:

  • причина заболевания;
  • тип и локализация повреждения;
  • обширность и глубина поврежденной мозговой ткани;
  • форма афазии и степень ее тяжести;
  • состояние мозговой ткани, окружающей очаг поражения — наличие сопутствующих патологических изменений мелких сосудов (микроангиопатии), предшествующие дегенеративные процессы и т. д.;
  • возраст, пол больного и наличие «левшества»;
  • уровень образования и знание иностранных языков;
  • своевременность, адекватность и длительность реабилитационной терапии.

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, каким будет процесс восстановления — самостоятельным и бесконтрольным, что может приводить к невозможности полного восстановления речевой функции, или управляемым, направленным, то есть логопедическим. Очень важным является их адекватное сочетание.

Лечебно-реабилитационные методы восстановления речи должны быть комплексными и включать в себя:

  • лечение основной патологии;
  • фармакологическую поддержку;
  • физиотерапию (транскраниальная стимуляция постоянным током и транскраниальная магнитная стимуляция — стимулируют синаптическую активность зон);
  • лечебную физкультуру и массаж;
  • интенсивные логопедические упражнения;
  • помощь психотерапевта и психиатра.

Главной задачей медикаментозной терапии является восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также являющихся неспецифическими стимуляторами высших, умственных процессов в головном мозге.

В этих целях рекомендуется назначение некоторых препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергических средств, акатинола (Мемантин), ноотропов (Пирацетам, Ноотропил, нейропротекторов (Целлекс) — преимущественно молодым. Всесторонним эффектом характеризуется препарат цитиколин (Цераксон). Кроме того, назначаются препараты, улучшающие мозговой кровоток (Пентоксифиллин) и средства, способствующие метаболическим процессам.

Нефармакологические меры по реабилитации необходимо осуществлять на фоне основной медикаментозной терапии. Логопедические занятия в настоящее время считаются «золотым стандартом» речевой коррекции у таких больных. Причем важна не какая-либо конкретная логопедическая методика работы, а имеет значение частота проведения занятий и их интенсивность.

Кроме того, к настоящему времени стало совершенно очевидным, что только при раннем начале коррекционно-логопедических занятий можно рассчитывать на положительные стойкие результаты лечения. Процесс логопедического восстановления речевой функции должен начинаться уже в острый период заболевания (с 7-10-го дня после инсульта) и длиться от 6-и месяцев до 2-3-х и более лет, то есть в течение всего периода восстановления, пока остаются речевые нарушения.

Моторная афазия

Белкина Юлия Борисовна ЛогопедСкрипай Елена Юрьевна Логопед

1. Что такое моторная афазия?

1.1 Физиологические аспекты моторной афазии

1.1.1 Моторная афазия Брока и зона Вернике

2. Причины

2.1 Последствие инсульта

3. Классификация

4. Симптомы и признаки

5. Диагностика

5.1 Дифференциальная и топическая диагностика

6. Лечебная тактика

7. Реабилитация

8. Прогноз

Ежедневно острое нарушение мозгового кровообращения поражает сотни людей. Такое заболевание как инсульт является актуальной проблемой здравоохранения в большинстве развитых стран мира, так как заболеваемость, инвалидность и даже смертность от осложнений, связанных с нарушением мозгового кровотока занимает лидирующие позиции в сравнении с другими патологиями. Афазия – одно из самых частых осложнений, развивающихся после ишемического поражения центральной нервной системы больного. Конечно инсульт не единственная причина развития моторной афазии, однако одна из самых распространённых.

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели. Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости. Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера. Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи. В Клиническом Институте Мозга на базе неврологического центра работает целое отделение, занимающееся данными вопросами, все сотрудники разных специальностей постоянно взаимодействуют друг с другом, что делает диагностику и лечение больных с диагнозом моторная афазия намного более эффективной.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи.

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Последствие инсульта

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.

Симптомы и признаки

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов.

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки.

Дифференциальная и топическая диагностика

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.

Лечебная тактика

Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.

Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.

Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови.

Реабилитация

Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков. Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием.

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.

Клинический институт мозга 5/5 — 1 голосов Поделиться статьей в социальных сетях

Причины и признаки моторной афазии

Моторная афазия – системное расстройство речи. Оно возникает на фоне локального поражения левого полушария или подкорки. Частая причина такой патологии – опухоль или травма головного мозга. Лечение заболевания зависит от вида моторной афазии, степени поражения и возраста пациента.

Виды моторной афазии

Выделяется несколько типов моторной афазии. Такое отклонение может быть эфферентным, афферентным и динамическим. Каждый из них имеет свои причины возникновения и особенности течения патологического процесса.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия – кинестетическое расстройство уже сформированной речи. Оно возникает на фоне поражения артикуляторной области постцентральной извилины.

Причины афферентной моторной афазии

Патологический процесс может иметь токсический, ишемический, воспалительный и посттравматический характер. Основные причины развития афферентной моторной афазии:

  1. Инсульт. Это одна из самых частых причин развития речевой дисфункции. Во время ишемического инсульта наблюдается гибель нейронов в пораженной области. Основная причина – нарушение нормального кровообращения, которое приводит к спазму питающей церебральной артерии. При геморрагическом типе инсульта наблюдается излияние крови и сдавливание тканей.
  2. Черепно-мозговые травмы. Ушиб головного мозга приводит к травмированию нейронов, которые необходимы для нормального восприятия афферентной информации от артикулярных органов. В результате формируется внутримозговая гематома, увеличивается посттравматический отек и сдавливаются нейроны.
  3. Опухолевый процесс в мозгу. Астроцитомы, глиомы и медуллобластомы в теменной зоне становятся причиной разрушения нейронов. По мере роста внутримозговой опухоли речевые нарушения будут становиться более выраженными.

Афферентная моторная афазия может возникать на фоне болезни Альцгеймера, болезни Пика и лейкодистрофии. При этих патологических процессах наблюдаются атрофические изменения в коре. Речевая дисфункция такого типа может наблюдаться при прогрессирующей деменции.

Симптомы афферентной моторной афазии

Пациент с афферентной моторной афазией имеет проблемы со звукопроизношением. Возможна частичная или полная их замена. В особо запущенных случаях пациент не могут произнести ни единого членораздельного звука.

При легкой патологии наблюдается замена звуков близкими артикуляциями. Часто возникают проблемы со чтением и письмом, так как больной не может проговаривать слова через себя. При афферентной моторной афазии больному становится проблематично облизать или надуть губы. Формируются литеральные парафазии.

Лечение афферентной моторной афазии

Изначально врач должен установить причину патологического процесса. Для устранения инфекционно-воспалительных процессов используется антибактериальные и противовирусные лекарственные препараты. В случае инсульта показано дифференцированное сосудистой лечение.

При травматических или опухолевых процессах необходимо обследование у нейрохирурга. При необходимости проводится нейрохирургическая терапия. Устранение афазии начинается на раннем восстановительном периоде. Оно предполагает проведение логопедических занятий и прием медикаментов.

Виды растормаживающих упражнений:

  • повторение стихов;
  • проговаривание фраз;
  • сопряженное и отраженное произнесение автоматизированных рядов.

Все занятия проводятся с мимическим сопровождением со стороны учителя. Он садится напротив пациента и в утрированном виде демонстрирует постановку губ, языка и щек.

Цель медикаментозного лечения – нормализация кровообращения и метаболических процессов в пораженных участков. Назначается прием ноотропных, вазоактивных и нейтопротекторынз лекарства. При необходимости проводится психотерапия или беседы с психологом.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает на фоне повреждения премоторной зоны церебральной коры. При такой отклонении наблюдается диспросодия и проблемы с переходом между артикуляционными позами.

Причины эфферентной моторной афазии

Распространенная причина эфферентной моторной афазии – нарушение мозгового кровообращение. Оно может быть как острым, так и хроническим. Такое состояние наблюдается при атеросклерозе, тромбоэмболии и спазме. Отклонения наблюдаются в передней ветви средней мозговой артерии.

Заболевания, провоцирующие развитие эфферентной моторной афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоль;
  • эпилепсия;
  • дегенеративные процессы.

К числу инфекционно-воспалительных патологических процессов относится абсцесс головного мозга, энцефалит. Опасность медленных инфекций центральной нервной системы заключается в длительном латентном периоде.

Злокачественные новообразования прорастают в ткани, доброкачественные – сдавливают их по мере своего роста. Под дегенеративными процессами чаще всего подразумевается рассеянный склероз, при котором наблюдаются демиелинизация нервных волокон.

Симптомы эфферентной моторной афазии

При эфферентной моторной афазии возникают персеверации и частые повторы слов. Наблюдаются следующие симптомы:

  • дефекты переключения;
  • проблемы с интонацией и ударениями;
  • нарушение конструкции фраз;
  • преобладание глаголов в инфинитиве и существительных в именительном падеже;
  • длительные паузы.

В запущенных случаях пациент не может слить в один слог сразу гласный и согласный звук. Он частично понимает речь и наличие своего дефекта.

Лечение эфферентной моторной афазии

Изначально проводится лечение причиной патологии. Коррекция самого речевого отклонения проводится на стадии реабилитации. Назначаются логопедические занятия. Они помогут восстановить звуко-буквенный анализ, а также устранить трудности артикуляционного переключения. Длительность такого лечения зависит от тяжести состояния пациента.

Прием медикаментов необходим для улучшения метаболизма нейронов. Назначается комбинированное лечение. Рекомендуется прием следующих групп препаратов:

  • нейропротекторы;
  • витамины;
  • ноотропы;
  • вазоактивные лекарства.

Большое значение имеет психологическая помощь и поддержка пациента во время проведения терапии. В некоторых случаях требуются консультации психотерапевта.

Профилактика аффертной и эффертной моторной афазии

Специальных профилактических мер для предупреждения развития афазии нет. В первую очередь необходимо устранить все возможные факторы риска. Профилактика заключается в следующих аспектах:

  • правильное и сбалансированное питание;
  • здоровый и активный образ жизни;
  • отказ от временных привычек;
  • своевременное лечение заболеваний.

В профилактических целях рекомендуется проходить обследования сердечно-сосудистой системы. Особенно осторожными нужно быть пациентам с артериальной гипертензией.

Динамическая моторная афазия

Динамическая афазия заключается в нарушении или отсутствии уже сформировавшейся речи на фоне невозможности формирования внутренней речи. Такое отклонение возникает при поражении префронтальной области левого полушария у правшей, и наоборот у левшей. При динамической форме возникают нарушения не только устной, но и письменной речи.

Причины динамической афазии

Существует большое количество факторов риска риска, которые могут спровоцировать развитие такого патологического состояния. Основные из них:

  • генетическая предрасположенность;
  • артериальная гипертензия;
  • травмы или оперативные вмешательства на головном мозге;
  • пожилой возраст;
  • атеросклероз;
  • ревматические поражения сердца.

Частая причина динамической афазии – сосудистые заболевания головного мозга. Заболевание также наблюдается на основе хронических заболеваний нервной системы.

Симптомы динамической афазии

При динамической афазии пациенту становится трудно формировать активные высказывания. Он перестает задавать вопросы и не обращается с просьбами. Стимуляция речевой активности постоянно происходит извне. В особо запущенных случаях активная речь полностью отсутствует.

Иногда наблюдается автоматические повторение высказываний или движений собеседника. Артикуляция некоторых звуков сохраняется. Часто пациенты общаются односложно, а если ответ более развернут, то он будет носить стереотипный характер.

Лечение динамической афазии

Для устранения симптомов динамической афазии назначается проведение комплексного лечения. Оно заключается в приеме медикаментов, физиотерапевтической воздействии, работы с логопедом и психологом.

Чем раньше будет начата восстановительная терапия, тем эффективнее она будет. Назначаем следующих групп препаратов:

  • витамины;
  • антиоксиданты;
  • ноотропы;
  • церебропротекторы.

Логопед составляет индивидуальный план лечения. Длительность терапии зависит от запущенности патологического состояния. В среднем необходимо около 3 лет. Корректируется не только коммуникативная функция, но и самоконтроль за ней. Пациент должен осознавать свои грамматические ошибки и пытаться их исправить.

Нейропсихическое лечение заключается в улучшение психологического состояния, снижении количества ошибок и заторможенности речи.

Моторная афазия – дисфункция речи. Лечение зависит от типа патологического процесса и причины, что его спровоцировала. Своевременная терапия позволяет избежать осложнений.

Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения

Афазия — это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX — начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Если вы не хотите смотреть все три видео выше, то вот краткая выдержка по данным видам нарушения (аналогичное видео ниже рассказывает о трёх следующих формах):

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия — ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания — сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

  • Новообразования в голове (опухоли).
  • Хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Наличие абсцесса в головном мозге.
  • Рассеянный склероз, энцефаломиелит. При этих заболеваниях происходит распад белка миелина, обеспечивающего прохождение нервных импульсов по волокнам.
  • Эпилепсия, при которой вследствие внезапно возникающих электрических разрядов в коре головного мозга нарушается его нормальное функционирование.
  • Нарушение строения тканей мозга. Сюда относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба и др.
  • Прочие воспалительные заболевания, затрагивающие кору головного мозга.

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

  • Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»;
  • Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»;
  • Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»;
  • Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

  • «Похожи ли по смыслу слова брать — хватать, молодой — пожилой, старый?»;
  • Придумать предложения со словами «умный — глупый», «холодно — жарко»;
  • Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»;
  • Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

  • Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»;
  • Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»;
  • Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»;
  • Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»;
  • Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».

При лечении любых речевых нарушений окружающим больного людям, особенно близким, необходимо говорить спокойно, четко и ясно. Следует избегать сложных слов и абстрактных понятий. Речь должна быть простой, достаточно медленной, а фразы — короткими.

Особенности детской афазии

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии — родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

Афазии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *